НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 08.11.2023 № 33-9599/2023

Судья Мишина Н.Л.

Дело № 33-9599/2023 (2-193/2023)

22RS0035-01-2023-000206-98

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 ноября 2023 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего

судей

при секретаре

ФИО1,

Масликовой И.Б., ФИО2,

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика «Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» и третьего лица Министерства социальной защиты населения Алтайского края на решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 17 августа 2023 года по делу

по иску по иску прокурора Немецкого национального района Алтайского края в интересах Т.Г. к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» о признании решения незаконным, возложении обязанности,

Заслушав доклад судьи Масликовой И.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Немецкого национального района Алтайского края обратился в суд в интересах Т.Г. с иском к ответчику в котором с учетом уточнения просил признать решение КГКУ «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» от ДД.ММ.ГГ*** незаконным; признать распоряжение от ДД.ММ.ГГ***, вынесенное КГКУ «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» о прекращении Т.Г. с ДД.ММ.ГГ выплаты компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, незаконным; возложить на ответчика обязанность включить Т.Г. в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения и производить компенсацию данных расходов с декабря 2022 года.

В обоснование требований указано, что в ходе прокурорской проверки установлено, что материальный истец Т.Г. постоянно осуществляла педагогическую деятельность в одном и том же детском саду, в процессе осуществления деятельности изменилась лишь организационно-правовая форма образовательного учреждения и с 2017 года получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения как работающий в сельской местности педагог, затем как как сельский педагог, вышедший на пенсию. Однако с ДД.ММ.ГГ материальному истцу прекратили выплату компенсации в связи с переездом из <адрес> в <адрес>, после ее обращения к ответчику с заявлением о назначении компенсации в январе 2023 года Т.Г. бфло отказано в назначении компенсации в связи с отсутствием педагогического стажа 10 лет в муниципальном образовательном учреждении, стаж работы в детском саду колхоза имени Карла Маркса не учтен, поскольку колхозный детский сад не относится ни к государственному, ни к муниципальному.

Решением районного суда Немецкого национального района от 17 августа 2023 года (с учетом определения об исправлении описки от 13 сентября 2023 года) исковые требования удовлетворены.

В апелляционных жалобах третье лицо и ответчик просят решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом материального права, настаивая, что в ходе работы по заявлению от ДД.ММ.ГГ о назначении компенсации по новому месту жительства установлено, что согласно записям в трудовой книжке в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГТ.Г. работала в детском саду, принадлежащем колхозу им. Карла Маркса, который не относится ни к государственному, ни к муниципальному образовательному учреждению. Педагогический стаж Т.Г. в муниципальном детском саду составляет 2 года 2 месяца, то есть условие о наличии стажа не менее 10 лет в государственных образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, не выполнилось. Также указывает, что суд неверно истолковал закон, поскольку положения ч.8 ст.47 Федерального закона "Об образовании" не возлагают на органы государственной власти субъектов РФ обязанность по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в иных образовательных учреждениях, кроме государственных и муниципальных образовательных организаций

Поскольку педагогическая деятельность осуществлялась истцом в спорный период не в государственной (муниципальной) образовательной организации, оснований для зачета его в целях предоставления мер социальной поддержки не имеется.

Прокурором представлены возражения в которых просит решение суда сохранить.

В суде апелляционной инстанции представитель процессуального истца просила оставить решение суда без изменения, представитель третьего лица просила удовлетворить жалобы.

Иные участвующие в деле лица, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, судебной коллегией разрешен вопрос о рассмотрении дела при данной явке.

Выслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность судебного акта в рамках доводов апелляционной жалобы в соответствие с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ материальный истец Т.Г. проживала по <адрес> в <адрес> Немецкого национального района Алтайского края. С ДД.ММ.ГГ и по настоящее время Т.Г. проживает по <адрес>1 в <адрес> национального района Алтайского края.

Как усматривается из трудовой книжки истца, ДД.ММ.ГГТ.Г. назначена воспитателем детского сада. ДД.ММ.ГГТ.Г. уволена по собственному желанию. ДД.ММ.ГГТ.Г. принята в филиал МБОУ Детский сад «Солнышко» - детский сад «Колокольчик» воспитателем. ДД.ММ.ГГ установлена первая квалификационная категория по должности «воспитатель». ДД.ММ.ГГТ.Г. уволена в связи с выходом на пенсию.

ДД.ММ.ГГТ.Г. принята в члены колхоза им. Карла Маркса по окончанию срока договора. Назначена воспитателем детского сада.

ДД.ММ.ГГ решением администрации Немецкого национального района на основании постановления от ДД.ММ.ГГ*** колхоз имени Карла Маркса переименован в сельскохозяйственную артель племзавод имени Карла Маркса.

ДД.ММ.ГГТ.Г. уволена по собственному желанию.

ДД.ММ.ГГТ.Г. принята в филиал МБОУ Детский сад «Солнышко» - детский сад «Колокольчик» воспитателем. ДД.ММ.ГГ установлена первая квалификационная категория по должности «воспитатель». ДД.ММ.ГГТ.Г. уволена в связи с выходом на пенсию.

На основании ходатайства СХА ПЗ им. Карла Маркса в связи с проведением процедуры оформления в собственность муниципального образования Немецкого национального района Алтайского края здания детского сада, расположенного по адресу: <адрес>, Немецкий национальный район, <адрес>, и здания прачечной детского сада, расположенного по адресу: <адрес>, Немецкий национальный район, <адрес>, в целях полноценного функционирования детского сада, районный М.С. депутатов Немецкого национального района Алтайского края принял решение от ДД.ММ.ГГ***, согласно которому решено принять безвозмездно от СХА ПЗ им. Карла Маркса в муниципальную собственность муниципального образования Немецкий национальный район указанное имущество.

Решением районного Совета депутатов Немецкого национального района Алтайского от ДД.ММ.ГГ*** на основании ходатайства СХА ПЗ колхоза им. Кирова разрешено принять в муниципальную собственность муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края здание детского сада, расположенного по адресу: <адрес>, Немецкий национальный район, <адрес>. ФИО4 депутатов Немецкого национального района Алтайского от ДД.ММ.ГГ*** принят безвозмездно от И.А. в муниципальную собственность муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края детский сад по адресу: <адрес>, Немецкий национальный район, <адрес>.

Постановлением администрации Немецкого национального района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** создано муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко», расположенное по адресу: <адрес>, Немецкий национальный район, <адрес> с двумя филиалами: филиал детский сад «Колокольчик», расположенный по адресу: <адрес>, Немецкий национальный район, <адрес>, филиал детский сад «Дельфинчик», расположенный по адресу: <адрес>, Немецкий национальный район, <адрес>.

Пенсионным удостоверением материального истца от ДД.ММ.ГГ подтверждается, что стаж педагогической деятельности Т.Г. составляет 20 лет, трудовая пенсия материальному истцу назначена с ДД.ММ.ГГ бессрочно по достижению пенсионного возраста 55 лет.

проработав 10 лет в образовательном учреждении (1997-2008), ДД.ММ.ГГТ.Г. обратилась к начальнику управления социальной зашиты населения по Немецкому национальному району с заявлением о выплате компенсации на твердое топливо. Указанная компенсация была назначена Т.Г. как педагогическому работнику ДД.ММ.ГГ.

приказом Комитета по образованию администрации Немецкого национального района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** в целях реализации закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» с ДД.ММ.ГГ назначена компенсация педагогическому работнику Т.Г.

материальному истцу назначалась компенсация как педагогическому работнику, работающему в образовательном учреждении в сельской местности.

Так, решением Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району от ДД.ММ.ГГТ.Г. назначена компенсация по услуге освещение. На ДД.ММ.ГГТ.Г. являлась получателем компенсации в органах образования. Дата принятия на работу указана ДД.ММ.ГГ.

Решением Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району от ДД.ММ.ГГТ.Г. назначена компенсация по услуге освещение и твердое топливо. На ДД.ММ.ГГТ.Г. являлась получателем компенсации в органах образования.

Решением Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району от ДД.ММ.ГГТ.Г. прекращена выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГ по причине увольнения из учреждения образования.

Решением Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району от ДД.ММ.ГГТ.Г. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику. Дата назначения компенсации ДД.ММ.ГГ. Дата первоначального обращения ДД.ММ.ГГ.

Решением Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району от ДД.ММ.ГГТ.Г. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию. Дата назначения компенсации ДД.ММ.ГГ. Дата первоначального обращения ДД.ММ.ГГ. С заявлением о назначении компенсации Т.Г. предоставила в Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району, в том числе, трудовую книжку.

ДД.ММ.ГГ материальный истец Т.Г. сменила место жительства, переехала из жилого дома по <адрес> в <адрес> Немецкого национального района Алтайского края в жилой дом по <адрес>1 в <адрес> национального района Алтайского края, то есть в пределах одного муниципального района.

Распоряжением КГКУ «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» от ДД.ММ.ГГ***Т.Г. прекращена выплата компенсации на оплату ЖКУ (1 пед) постоянно с ДД.ММ.ГГ в связи с переменой места жительства.

В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что спорная выплата была прекращена на основании сведений, полученных из миграционного пункта МО МВД России «Славгородский» о гражданах, снятых с регистрационного учета, в том числе относительно Т.Г.

В связи с тем, что распоряжением КГКУ «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» от ДД.ММ.ГГ*** материальному истцу Т.Г. прекращена выплата компенсации, то ДД.ММ.ГГ материальный истец обратилась к ответчику КГКУ «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, предоставив, в том числе, трудовую книжку.

Решением КГКУ «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» от ДД.ММ.ГГ***Т.Г. отказано в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения, поскольку при рассмотрении заявления выявлено, что стаж Т.Г. в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, составляет менее 10 лет.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 3266-1 "Об образовании", а также положениями действующего в настоящее время Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", исходил из того, что истец имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, как вышедший на пенсию педагогический работник, имеющий стаж работы в сельской местности более 10 лет, проживающий на территории Алтайского края. Тот факт, что у материального истца занималась педагогической деятельностью в детском саду колхоза, который впоследствии был преобразован в муниципальное дошкольное образовательное учреждение, не может являться основанием для лишения ее права на получение указанных льгот при выходе на пенсию, поскольку действующее в период работы истца законодательство, регулирующее вопросы предоставления указанных мер социальной поддержки, не разграничивало категории образовательных учреждений.

Судебная коллегия выводы суда в части права материального истца на получение компенсации с 1 апреля 2017 года ошибочными, но не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, исходя из следующего.

В соответствии с пунктами «е, ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. При этом субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять меры и объем социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в их ведении.

В силу п.8 ст.47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 01.09.2013, педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно абз.3 ч.5 ст.55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в редакции от 01.01.2003), утратившего силу с 01.09.2013, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.

Федеральным законом от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» приведенная норма Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-I была изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Одновременно федеральный законодатель предусмотрел, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона (ст. 3 Федерального закона № 439-ФЗ).

В рамках реализации полномочий совместного ведения по регулированию вопросов, связанных с оказанием мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в образовательных учреждениях сельской местности, принят Закон Алтайского края от 04.09.2013 №56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае» (вступил в законную силу с 01.09.2013), согласно ст.19 которого, компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения предусмотрены педагогическим работникам краевых и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законом Алтайского края.

В данном случае- Законом Алтайского края от 03.11.2005 №88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», а также принятыми в его развитие Правилами возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (постановление Администрации Алтайского края от 29.02.2012 №99).

В силу п.2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99, распространивших свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2012, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края; вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.

Согласно названным правовым актам, в Алтайском крае с 01.01.2005 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности педагогам-пенсионерам при условии наличия стажа работы в образовательных учреждениях не менее 10 лет и получения на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников, а с 01.01.2012 при указанных условиях только определенной категории педагогов-пенсионеров: занимавшимся непосредственно перед выходом на пенсию педагогической деятельностью в государственных, краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности и при наличии стажа в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет.

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, предусмотрено действующим законодательством, а также закреплялось и в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей, оно специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10.02.1948 № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» (пункт первый обязывает исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельской местности и членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности) и от 04.05.1971 № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» (подпункт «б» пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности при наличии стажа работы не менее 10 лет).

В соответствии с п.23 Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 24.05.1982 № 437 «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения» действие постановления Совета Министров СССР от 10.02.1948 № 246 и подпункта «б» пункта 6 постановления Совета Министров СССР от 04.05.1971 № 255 распространено на педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности.

Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 28.05.1985 № 154/12-22 утверждены разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного хозяйства в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)».

Согласно п. п. 1, 4 указанных Разъяснений право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за перечисленными работниками при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами и независимо от того, когда и какая им пенсия назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально-технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.Из материалов дела следует, что на момент увольнения 30.03.2017 из дошкольного учреждения материальный истец пользовалась мерами социальной поддержки как педагогический работник, проживающий в сельской местности, ее педагогический стаж составлял более 10 лет, из них в государственных образовательных учреждениях субъекта РФ, федеральных гособразовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность АК, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) непосредственно перед выходом на пенсию- 2 года 2 месяца.

При таких обстоятельствах, несмотря на имеющиеся в материалах дела сведения о том, что истец проработала более 10 лет в дошкольных учреждениях в сельской местности, является пенсионером и проживает в сельской местности, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у истца права претендовать на дату выхода на пенсию на льготы по оплате жилого помещения, отопления и освещения.

Вместе с тем, по делу установлено, что такая льгота была ей ответчиком назначена постоянно с 1 апреля 2017 года, что подтверждается материалами личного дела – как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Из изложенного следует, что меры социальной поддержки являются одним из элементов гарантированного каждому Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение. Условия и порядок предоставления мер социальной поддержки определяются законом. Меры социальной поддержки (социальные гарантии и компенсации) сельских педагогов, вышедших на пенсию, судом указаны выше.

Реализация же указанных мер социальной поддержки осуществляется органами государственной власти и является обязанностью должностных лиц указанных органов.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определении ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 Постановления).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, гражданин не может реализовать свое субъективное право на пенсионное обеспечение без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему пенсии определенного вида и размера, и в силу такого решения у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, непосредственно перед этим гражданином, как участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему пенсии; получение пенсионером причитающихся ему сумм пенсии является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением его права на получение пенсии конкретного вида и в определенном размере, что и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение; выплате денежных средств, предоставляемых гражданину в рамках правоотношений по пенсионному обеспечению, предшествует принятие органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующих решений (актов) о назначении и выплате ему пенсии конкретного вида, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством (пункт 4 Постановления).

Конституционный Суд Российской Федерации в названном постановлении также отметил, что совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсии тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку предоставленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 Постановления).

Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 Постановления).

Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано в том числе на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвертый пункта 5 Постановления).

В постановлении от 22 июня 2017 г. N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, совершения ошибок, разумности и осмотрительности в реализации ими своих правомочий.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в соответствующих решениях, следует, что реализация гражданином, уволенным с должности педагога, право на получение социального обеспечения, включающего право на меры социальной поддержки (социальные гарантии и льготы), осуществляется путем принятия уполномоченным органом - соответствующим Управлением социальной защиты населения, которое в силу пункта 18 Правил формирует реестр и осуществляет учет таких педагогов, осуществляет учет в краевом регистре лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки и принимает решение о предоставлении такому гражданину с учетом продолжительности его педагогической детальности соответствующих мер социальной поддержки. Принятию решения о предоставлении педагогу мер социальной поддержки предшествуют проверка и оценка этим органом на основании представленных гражданином документов наличия у него установленной законом продолжительности стажа педагогической деятельности в муниципальных или государственных учреждениях и в связи с этим наличия права на получение мер социальной поддержки.

Таким образом, именно на основании действий должностных лиц соответствующего Управления социальной защиты населения как уполномоченного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение и реализацию мер социальной защиты граждан, уволенных с педагогической работы, направленных на установление условий для получения педагогом мер социальной поддержки, в том числе определения продолжительности педагогической деятельности, данный гражданин получает официальное подтверждение наличия или отсутствия у него права на льготы, установленные законом.

Судебная коллегия, учитывая правовую позицию, высказанную Верховным Судом Российской Федерации в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.09.2018 N 56-КГ18-23, полагает, что указанные правовые позиции подлежат применению при рассмотрении настоящего спора, поскольку, право граждан на социальное обеспечение включает не только право на пенсию по возрасту, инвалидности или за выслугу лет, но и право на меры социальной поддержки. Поскольку законодатель предусмотрел для педагогических работников дополнительное социальное обеспечение, включающее не только льготный порядок пенсионного обеспечения, но и специальные социальные гарантии, образующие в совокупности систему социального обеспечения педагогов указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П, в равной мере подлежит применению не только в отношении порядка и условий прекращения выплаты пенсий вследствие допущенной государственными органами ошибки при ее назначении, но и в отношении порядка и условий прекращения вследствие такой же ошибки мер социальной поддержки педагогов.

Коллегия также приходит к выводу, что спорная мера социальной поддержки является для материального истца жизненно необходимым средством к существованию, поскольку указанной льготой она пользовалась значительный период времени и в которых она нуждается в настоящее время, лишение указанной льготы приведет снижению уровня жизни материального истца.

Как указал Верховный Суд в указанном определении, принятие ошибочного решения уполномоченным органом о предоставлении истцу соответствующих мер социальной само по себе не может служить безусловным основанием для прекращения предоставления такому гражданину социальных гарантий и льгот. В этой ситуации исходя из критериев разумности и соразмерности, обеспечения баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов при решении вопроса о возможности дальнейшего предоставления такому гражданину мер социальной поддержки следует оценивать и учитывать степень добросовестности такого гражданина при решении вопроса о предоставлении ему мер социальной поддержки (как-то: предоставление гражданином уполномоченному органу надлежаще оформленных документов, степень очевидности для такого гражданина того обстоятельства, что у него отсутствует право на получение мер социальной поддержки ввиду недостаточной продолжительности его педагогической деятельности, наличие у такого гражданина возможности и способности самостоятельно обнаружить ошибку и т.п.), длительность периода, в течение которого гражданин пользовался мерами социальной поддержки, а также продолжительность периода, которого оказалось недостаточно для возникновения у этого гражданина права на меры социальной поддержки, наличие у такого гражданина объективной и реальной возможности устранить допущенную ошибку, в том числе в связи с достигнутым на момент прекращения предоставления мер социальной поддержки возрастом, вернуться на работу в целях приобретения стажа, необходимого для предоставления мер социальной поддержки.

Судебная коллегия, учитывая названные обстоятельства, принимает во внимание, что при решении вопроса материальный истец пользовалась мерами социальной поддержки на протяжении длительного периода времени, в том числе как вышедший на пенсию педагог –с 1 апреля 2017 года, однако каких-либо действий в течение столь длительного периода времени, направленных на проверку законности получения материальным истцом мер социальной поддержки, Управлением социальной защиты населения по Немецкому национальному району не предпринималось. При этом коллегия также учитывает, что разница между продолжительностью необходимого педагогического стажа для материального истца составляет 7 лет 8 месяцев, что в силу возраста (63 года) объективно исключает для материального истца возвращение на работу с целью выработки указанного стажа.

Также судебная коллегия учитывает, что представитель ответчика в ходе рассмотрения дела не обосновал невозможность решения вопроса об отказе в назначении такой компенсации материальному истцу с 1 апреля 2017 года, как следует из пояснений представителя ответчика в суде первой инстанции основания для отказа в назначении компенсации были установлены только при повторном рассмотрении заявления материального истца 13 января 2023 года, а также было установлено, что ранее такой льготой она пользовалась необоснованно.

Между тем, такие действия ответчика противоречат порядку, предусмотренному Правилами, в частности, пунктом 25 Правил предусмотрено, что при наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления (изменение места жительства, изменение (утрата) оснований и (или) условий предоставления мер социальной поддержки, указанных в пунктах 2 и 3, абзаце втором пункта 5 настоящих Правил), педагогический работник обязан сообщить в управление социальной защиты населения о таких обстоятельствах в течение 14 дней с момента их наступления с представлением соответствующих документов.

Согласно п.27 Правил выплата компенсации приостанавливается по решению управления социальной защиты населения с месяца, следующего за месяцем вынесения такого решения при неисполнении педагогическим работником требований, предусмотренных пунктом 25 настоящих Правил.

В силу п. 28 Правил выплата компенсации возобновляется по решению управления социальной защиты населения с месяца приостановления при представлении педагогическим работником документов, подтверждающих наступление обстоятельств, влекущих изменение условий предоставления компенсации, в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил.

Пунктом 29 Правил предусмотрено, что предоставление компенсации прекращается: в случае смерти педагогического работника, а также признания его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть педагогического работника либо вступило в силу решение суда об объявлении его умершим или о признании безвестно отсутствующим; в связи с увольнением с работы, переводом на должность, не дающую право на получение компенсации, изменением места жительства (пребывания), а также приобретением права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по другим основаниям - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

Согласно п. 30 Правил при смене места жительства в пределах Алтайского края педагогический работник имеет право обратиться за назначением компенсации в управление социальной защиты населения по новому месту жительства (пребывания) в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

Исходя из системного толкования приведенных норм права в их взаимосвязи с Законом Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», меры социальной поддержки предоставляются педагогическим работникам, проживающим на территории Алтайского края по месту жительства (пребывания), а также педагогическим работникам, которые изменили место жительства (пребывания) в пределах территории Алтайского края, либо прибывшим из-за пределов Алтайского края и зарегистрировавшихся по месту жительства (пребывания) в Алтайском крае.

Как усматривается из сообщения Минсоцзащиты Алтайского края Т.Г. от 14.03.2023 № 654, в соответствие с п. 29 Правил изменение места жительства (пребывания) является основанием для прекращения предоставления компенсации. По информации КГКУ «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» с ДД.ММ.ГГТ.Г. являлась получателем компенсации как сельский педагог, вышедший на пенсию в <адрес>. На основании полученных сведений о снятии ДД.ММ.ГГ с регистрационного учета по месту жительства предоставление компенсации с ДД.ММ.ГГ управлением прекращено, вместе с тем, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о незаконности прекращения выплаты по указанному ответчиком основанию, поскольку переезд педагогического работника из одного населенного пункта в другой в пределах одного муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края, не может повлечь утрату им права на получение компенсации, поскольку компенсация сельским педагогам предоставляется не в отношении конкретного жилого помещения.

Как обоснованно указал суд, в данном случае ответчик должен был приостановить выплату компенсации материальному истцу в силу п. 27 Правил, поскольку Т.Г. не исполнила требования, предусмотренные п. 25 Правил; и возобновить выплату компенсации в соответствие с п. 28 Правил при представлении Т.Г. документов, подтверждающих наступление обстоятельств, влекущих изменение условий предоставления компенсации, в соответствии с п. 25 Правил.

Незаконность решения о прекращении выплаты ввиду противоречия такого решения установленному порядку представитель ответчика признал в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции (л.д.52 оборот), при этом установлено, что выплата была прекращена в связи со сменой места жительства материального истца, а не в связи с отсутствием у неё требуемого педагогического стажа. Однако, впоследствии ответчиком отказано в возобновлении такой выплаты именно по указанному основанию, с чем согласиться нельзя.

При таких обстоятельствах, коллегия приходит к выводу, что приняв незаконное решение о прекращении выплаты компенсации вместо решения о приостановлении такой выплаты, ответчик формально (искусственно) создал ситуацию для разрешения вопроса о назначении такой выплаты впервые и в дальнейшем отказал в её назначении материальному истцу, что не может быть признано обоснованным в свете вышеприведенных позиций относительно социальной защищенности граждан.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционных жалоб ответчика и третьего лица.

Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА

Решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 17 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика «Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» и третьего лица Министерства социальной защиты населения Алтайского края – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГ.