НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 08.10.2013 № 33-8239/2013

Судья Казакова Л.Ю. Дело №33-8239/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 октября 2013 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда

в составе

председательствующего Вишняковой С.Г.,

судей Кузнецовой С.В., Бредихиной С.Г.,

при секретаре Шадриной Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца Эйсман Т.И. – Леготкиной Н.А.  на решение Бийского городского суда Алтайского края от 25 июля 2013 года

по делу по иску Эйсман Т.И. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по старости с применением районного коэффициента 1,4 к отношению заработков.

Заслушав доклад судьи Вишняковой С.Г.,

У С Т А Н О В И Л А:

Эйсман Т.И. обратилась в суд с иском Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края о возложении обязанности определить районный коэффициент к заработной плате в размере 1,4 и произвести перерасчет пенсии с момента первого обращения в пенсионный орган.

В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что имеет стаж работы 20 лет на предприятии <данные изъяты> в <адрес>. Указанный район приравнен к районам Крайнего Севера. Районный коэффициент в производственной сфере установлен в размере 1,6. 18 июля 2009 года при назначении пенсии истице был определен районный коэффициент 1,3 как в непроизводственной сфере. Обратившись к ответчику ДД.ММ.ГГ с заявлением о перерасчете коэффициента, она получила ответ, согласно которому с ДД.ММ.ГГ ей произведен перерасчет размера пенсии с применением отношения заработков 1,4. В письме от ДД.ММ.ГГ указано, что истцу определен районный коэффициент в размере 1,3 как в непроизводственной сфере. Согласно архивной справке в городе <адрес> с 1974 года применялся районный коэффициент к заработной плате в производственной сфере – 1,6, в непроизводственной сфере до 1990 года применялся коэффициент 1,3, а с 1990 года – коэффициент 1,6. Следовательно, применение коэффициента 1,3 является неправомерным.

В письменном отзыве на исковое заявление ответчик Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края против удовлетворения требований возражал, указывая на то, что на территории <адрес> централизованно к заработной плате в непроизводственных отраслях установлен районный коэффициент 1,3. При назначении пенсии расчетный размер пенсии определен из заработка за период с 1986 года по 1990 год, фактическое соотношение заработков составило 1,33. В связи с чем, предельный коэффициент 1,4 не применялся.

Решением Бийского городского суда Алтайского края от 25 июля 2013 года в удовлетворении исковых требований Эйсман Т.И. отказано.

В апелляционной жалобе представитель истца Леготкина Н.А. просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В качестве оснований к отмене решения указывает на то, что суд не учел, что на основании законодательства по пенсионному обеспечению граждан, отработавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к Крайнему Северу, при выходе на пенсию независимо от места жительства расчет размера трудовой пенсии производится при учете районного коэффициента, установленного в данной местности. При рассмотрении дела суд не дал оценки архивной справке от ДД.ММ.ГГ, согласно которой в <адрес> с 1974 года применяется районный коэффициент к заработной плате в производственной сфере 1,6, в непроизводственной сфере до 1990 года применялся коэффициент 1,3, а с 1990 года – коэффициент 1,6. Таким образом, расчет пенсии с применением коэффициента 1,3 является неправомерным.

При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представитель ответчика Еркина Т.О. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь нормами ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Эйсман Т.И., надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы по основаниям ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя ответчика Еркиной Т.О., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В силу п. 1 и 2 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №142-ФЗ от 30 июня 2009 года, действовавшей на дату назначения пенсии) оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле: РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.

Для указанных инвалидов стажевый коэффициент составляет 0,30.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ныне действующей редакции) для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.

В случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере указанного отношения заработков принимается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.

Постановлением Минтруда РФ от 22 апреля 2003 года N 22 утверждено разъяснение «О порядке применения п. 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей».

Согласно п.п. 3 и 4 указанного разъяснения, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 1 января 2002 г., повышенное отношение заработков определяется в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работников в том районе или местности, где проживают соответствующие лица.

Лицам, по состоянию на 1 января 2002 г. проживающим за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также за пределами территории Российской Федерации, повышенное отношение заработков определяется на основании сведений о заработке за периоды, предусмотренные пунктом 2 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 г., т.е. за 2000 - 2001 гг. либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г., включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в состав заработка, приходящегося на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.

В случаях, когда представлен заработок с различными по размеру районными коэффициентами, для определения размера повышенного отношения заработков учитывается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В случаях, когда в справке о заработке отсутствуют сведения о размере начисленного районного коэффициента, по желанию лица, подтвержденного письменным заявлением, повышенное отношение заработков устанавливается на основании сведений о размере непроизводственного районного коэффициента, установленного в том районе Крайнего Севера и приравненной к нему местности, где протекала трудовая деятельность лица, продолжительностью не менее одного полного месяца. При этом, если трудовая деятельность не менее указанной продолжительности имела место в нескольких районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то в учитываемом периоде принимается во внимание размер непроизводственного районного коэффициента по району или местности последней работы, приходящийся на этот период.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Эйсман Т.И., ДД.ММ.ГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГ является получателем досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно копии трудовой книжки и архивным справкам Эйсман Т.И. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ работала в <данные изъяты>, расположенном в <адрес>. С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истица работала <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ <данные изъяты>

В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, <адрес> отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Расчетный размер пенсии истца определен ответчиком на основании представленной справки о заработной плате за период с 1986 года по 1990 год в <данные изъяты>

Согласно информации ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края среднемесячный заработок истца по справке составил <данные изъяты>., средняя заработная плата по стране <данные изъяты>., отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации составило 1,33. При этом районный коэффициент к заработной плате составил 1,3.

ДД.ММ.ГГ истица обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края с заявлением о перерасчете пенсии и представила справку о размере заработной платы за период работы с 1991 года по 1995 год на <данные изъяты> Соотношение заработков составило 1,667.

ДД.ММ.ГГ ответчиком на основании представленных документов о заработной плате произведен перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГ. При этом расчет размера пенсии произведен с применением предельного отношения заработков 1,4.

ДД.ММ.ГГ Эйсман Т.И. обратилась к ответчику с заявлением, в котором указала, что назначении пенсии неверно был определен районный коэффициент 1,3, поскольку районный коэффициент в производственной сфере составлял 1,6.

ДД.ММ.ГГ истице дан письменный ответ, согласно которому районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в непроизводственных отраслях установлен в централизованном порядке. В <адрес> применялся коэффициент в размере 1,3. В связи с чем, ее пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Эйсман Т.И. указала на то, что в городе <адрес> с 1974 года применялся районный коэффициент 1,6 в производственной сфере, а в непроизводственной сфере указанный коэффициент применялся с 1990 года.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право на применение коэффициента 1,4 при расчете пенсии за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ у истицы не возникло. При этом расчет размера пенсии с применением соотношения заработков 1,33 соответствует требованиям закона и не нарушает прав истца.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, так как они основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы в судебном решении и подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2006 года N 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями» до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности, фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному обеспечению применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

Как следует из материалов дела, истица Эйсман Т.И. в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ работала <данные изъяты>

Согласно архивной справки администрации города <данные изъяты> с сентября 1974 года находился в непосредственном подчинении <данные изъяты>

Согласно п. 7 информационного письма Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 09 июня 2003 года к заработной плате работников непроизводственных отраслей <адрес> применяется районный коэффициент 1,30.

При данных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчик законно и обоснованно при назначении истцу трудовой пенсии произвел расчет размера пенсии исходя из повышенного отношения заработков 1,33, поскольку районный коэффициент к заработной плате работников непроизводственной сферы <адрес> установлен в размере 1,3. Таким образом, при назначении Эйсман Т.И. трудовой пенсии у ответчика отсутствовали основания для применения повышенного отношения заработков в размере 1,4.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно не принял во внимание архивную справку от ДД.ММ.ГГ, согласно которой в городе <адрес> применяется районный коэффициент к заработной плате 1,6 в производственной сфере с 1974 года, а в непроизводственной сфере с 1991 года, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП не свыше 1,4; 1,7; 1,9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти), поскольку в силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 167-ФЗ финансовое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, включая трудовые пенсии, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу пункта 1 статьи 16 этого же Федерального закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

Как следует из представленной истцом архивной справки администрации <адрес> с 1974 года применялся районный коэффициент к заработной плате в производственной сфере 1,6, в непроизводственной сфере до ДД.ММ.ГГ – 1,3, с ДД.ММ.ГГ - 1,6 на основании решения первой сессии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ.

Между тем, утверждение размера районного коэффициента к заработной плате отнесено к ведению федеральных органов власти. Поскольку установленный на основании решения первой сессии <данные изъяты> 21 созыва от ДД.ММ.ГГ районный коэффициент в размере 1,6 в централизованном порядке утвержден не был, то применению не подлежит.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Бийского городского суда Алтайского края от 25 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Эйсман Т.И. - Леготкиной Н.А.  без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи