Судья Филиппова О.В. Дело № 33-5669/2020 (№ 2-166/2020)
УИД 22RS0066-01-2019-004116-47
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 сентября 2020 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новоселовой Е.Г.,
судей Белодеденко И.Г., Сачкова А.Н.,
при секретаре Тенгерековой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца ФИО1 – ФИО2 на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 27 мая 2020 года по делу
по иску ФИО1 к Правительству Алтайского края, Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края о включении в стаж государственной службы периодов работы.
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Правительству Алтайского края, Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края о включении в стаж государственной службы периодов работы.
В обоснование требований истец указала, что с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ она осуществляла трудовую деятельность в области лесного хозяйства, а именно:
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве старшего инженера лесного хозяйства Байгальского лесхоза;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве инженера лесных культур Фрунзенского лесхоза;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве инженера лесного хозяйства Фрунзенского лесхоза;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве инженера лесопользования Фрунзенского лесхоза;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве специалиста 2 категории отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Фрунзенскому лесничеству;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве секретаря государственной гражданской службы Алтайского края 3 класса;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве ведущего специалиста-помощника лесничего отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Фрунзенскому лесничеству;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве референта государственной службы Алтайского края 3 класса Управления лесами Алтайского края;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве референта государственной службы Алтайского края 2 класса Управления лесами Алтайского края;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве референта государственной службы Алтайского края 1 класса Управления лесами Алтайского края;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве ведущего специалиста-помощника лесничего отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Фрунзенскому лесничеству Управления лесами;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве ведущего специалиста отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Фрунзенскому лесничеству.
Периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - инженер лесного хозяйства Байгольского лесхоза, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - инженер лесных культур Фрунзенского лесхоза, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - инженер лесного хозяйства Фрунзенского лесхоза не включены ответчиком в стаж государственной гражданской службы по причине того, что наименование должностей не включены в Перечень должностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, о чем истцу было сообщено письмом Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края департаментом по вопросам государственной службы и кадров *** от ДД.ММ.ГГ.
Истец полагает, что указанные действия ответчика являются незаконными и необоснованными и просит суд с учетом уточнений требований включить в стаж государственной гражданской службы ФИО1 периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - инженер лесного хозяйства Байгольского лесхоза Госкомплекса республики «Горный Алтай» Министерства экологии и природных ресурсов России;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - инженер лесных культур Фрунзенского лесхоза, ДД.ММ.ГГ - инженер лесных культур Фрунзенского лесхоза Алтайского управления лесами Федеральной службы лесного хозяйства России;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по 07.11. 2001 года - инженер лесного хозяйства Фрунзенского лесхоза Алтайского управления лесами Федеральной службы лесного хозяйства России,
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - инженер лесного хозяйства Фрунзенского лесхоза Комитета природных ресурсов по Алтайскому краю;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - инженер лесного хозяйства Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Алтайскому краю,
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - инженер лесного хозяйства Агентства лесного хозяйства по Алтайскому краю, ДД.ММ.ГГ - инженер лесного хозяйства Федерального государственного учреждения «Фрунзенский лесхоз».
Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 27 мая 2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 – ФИО2 решение районного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований истца.
В обоснование доводов жалобы представитель истца указала, что судом отказано в удовлетворении требований истца по формальным признакам. Выводы суда противоречат имеющимся в деле доказательствам, не основаны на правильном применении норм материального права.
Согласно заявлению ФИО1 на имя начальника ГУ природных ресурсов и экологии Алтайского края истец просила включить в стаж государственной гражданской службы периоды замещения ею отдельных должностей (с 07.08.1986 года по 01.04.1990 года, с 01.03.1993 года по 01.01.2008 года), указав какими конкретно трудовыми функциями она занималась в эти периоды, опыт и знания, приобретенные ею в оспариваемый период необходимы были для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом по замещаемой должности государственной гражданской службы.
В письменных возражениях представитель ответчика Правительства Алтайского края просит решение районного суда оставить без изменения.
В письменных возражениях представитель ответчика Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края просит решение районного суда оставить без изменения.
В письменных возражениях представитель третьего лица Министерства социальной защиты Алтайского края просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчиков Правительства Алтайского края и Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края ФИО3 и представитель третьего лица Управления Алтайского края по труду и занятости населения ФИО4 возражали против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежаще в связи с чем, на основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), дело подлежит рассмотрению в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Федеральному закону.
На основании пункта 12 статьи 17 Закона Алтайского края от 28.10.2005 № 78-ЗС «О государственной гражданской службе Алтайского края» Порядок назначения, выплаты пенсии за выслугу лет, перерасчета ее размера, индексации, основания приостановления выплаты, а также Порядок исчисления стажа гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Алтайского края.
Постановлением Администрации Алтайского края от 26.11.2015 года № 478 утверждено Положение о порядке назначения, индексации и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, пенсии за выслугу лет и доплаты к пенсии (далее - Положение № 478).
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона Алтайского края от 28.10.2005 года № 78-ЗС «О государственной гражданской службе Алтайского края» за лицами, приобретшими право на пенсию за выслугу лет и уволенными с государственной службы Алтайского края, гражданской службы до 1 января 2017 года, лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017 года должности гражданской службы и имеющими на эту дату стаж гражданской службы не менее 20 лет, лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017 года должности гражданской службы, имеющими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности), право на пенсию за выслугу лет сохраняется без учета изменений, внесенных в статью 17 настоящего Закона и вступивших в силу с 1 января 2017 года.
Таким образом, для возникновения у ФИО1 права на пенсию за выслугу лет при увольнении с гражданской службы, необходимо наличие у нее стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, пришел к обоснованному выводу об отсутствии у истца стажа государственной гражданской службы, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет. Стаж государственной гражданской службы ФИО1 составил 13 лет 10 месяцев и 08 дней, а потому у нее не возникло право на назначение пенсии за выслугу лет.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, так как они сделаны при установлении всех фактических обстоятельств дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения и исследованных доказательствах, которым дана оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», в соответствии с частями 1, 2 ст. 3271 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Согласно абз. 1 пункта 12 Положения № 478 в стаж гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в должностях, установленных перечнем должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих») (далее - Указ Президента Российской Федерации № 1141).
Исчисление стажа гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет осуществляется в соответствии с порядком, установленным для федеральных гражданских служащих (абз. 6 пункта 12 Положения № 478).
При исчислении стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет и включении периодов службы (работы) в должностях, предусмотренных перечнем должностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации № 1141, в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет осуществляется в соответствии с порядком, установленным для федеральных гражданских служащих.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2003 года № 570 порядок подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, а также разъяснения по вопросам применения Постановления о порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, утверждает Минздравсоцразвития Российской Федерации.
В силу п. 9 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.12.2011 года № 1648н и в соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации, включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов службы (работы) в должностях, предусмотренных перечнем должностей, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет.
В стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет могут быть включены периоды службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы (далее - иные периоды), на основании решения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет (далее - решение), согласованного с Министерством финансов Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать 5 лет.
Решение принимается по представлению руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа. Заявление о включении иных периодов подается при обращении за назначением пенсии за выслугу лет.
В связи с этим, включение иных периодов работы для назначения пенсии за выслугу лет носит заявительный характер.
Решение о включении в стаж гражданской службы периодов замещения отдельных должностей для назначения пенсии за выслугу лет осуществляется решением комиссии по рассмотрению вопросов дополнительного пенсионного обеспечения (п. 28 Положения № 478).
Судом установлено, что ФИО1 с заявлением о включении в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет спорных периодов работы не обращалась, комиссией по рассмотрению вопросов дополнительного пенсионного обеспечения данный вопрос не рассматривался.
Согласно пункту 20 Указа Президента Российской Федерации № 1141 в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет могут быть включены периоды службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы.
Вместе с тем, должности «инженер лесных культур», «инженер лесного хозяйства», в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденном Указом Президента российской Федерации от 11.01.1995 года № 33, Реестре государственных должностей Алтайского края, утвержденном Законом Алтайского края от 08.12.1997 года № 72-ЗС, отсутствуют. Указанные должности с учетом Перечня должностных лиц государственной лесной охраны, должностных знаков различия специалистов лесного хозяйства и норм выдачи форменной одежды, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 10.10.1997 года № 139, Положения (общего) о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.1998 года, не относились к государственной лесной охране Российской Федерации.
В связи с этим правовые основания для включения истцу периодов ее работы с 01.03.1993 года по 03.08.1996 года инженером лесного хозяйства Байгольского лесхоза, с 05.08.1996 года по 31.03.1999 года инженером лесных культур Фрунзенского лесхоза, с 01.04.1999 года по 17.05.2006 года инженером лесного хозяйства Фрунзенского лесхоза, не включенных ответчиком в стаж государственной гражданской службы, у суда первой инстанции отсутствовали.
Выводы суда основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и установленных по делу обстоятельствах.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Иных доводов и данных, которые не были исследованы судом либо опровергали его выводы, а также ссылок на нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 27 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ФИО1 – ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: