НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 08.08.2023 № 2А-672/2023

Судья Конушкина А.А. Дело № 33а-6717/2023

УИД 22RS0065-02-2022-006949-38

№ 2а-672/2023 (1 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 августа 2023 года г.Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

Председательствующего Пасынковой О.М.,

судей Мальцевой О.А., Запаровой Я.Е.

при секретаре Х.Ю..В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика С.Е.Л. на решение Индустриального районного суда г.Барнаула от 25 апреля 2023 года по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю к С.Е.Л. о взыскании недоимки по налогу и пени,

Заслушав доклад судьи Мальцевой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю) обратилась в суд с административным иском к С.Е.Л., в котором с учетом уточнения просила взыскать задолженность по транспортному налогу за 2020 год в размере 34145,74 руб., пени на недоимку по транспортному налогу за 2018 в размере 3098,24 руб., пени на недоимку по транспортному налогу за 2019 год в размере 505,92 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что С.Е.Л. в указанные периоды являлся собственником легкового автомобиля Форд Фокус, государственный регистрационный номер У141ОХ22, легкового автомобиля Форд Фокус, государственный регистрационный номер В855УТ22, легкового автомобиля БМВ Х5, государственный регистрационный номер О768ХА22, в связи с чем, был обязан платить транспортный налог.

В адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления *** от 28 июня 2019 года, *** от 3 августа 2020 года, *** от 1 сентября 2021 года, налоговые требования *** по состоянию на 24 декабря 2019 года, *** по состоянию на 5 февраля 2021 года, *** по состоянию на 15 ноября 2021 года, *** по состоянию на 16 декабря 2021 года.

Мировым судьей судебного участка № 1 Индустриального района г. Барнаула 18 ноября 2020 года выдан судебный приказ *** о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 38870 руб., в счет погашения которой произведены оплаты 18 ноября 2020 года в размере 2600 руб., 02 июня 2021 года в размере 61,95 руб., 10 марта 2023 на сумму 5 156,05 руб. 29 ноября 2022 года налоговым органом принято решение о зачете переплаты в размере 31 052 руб. в счет задолженности по транспортному налогу за 2018 год.

Определением мирового судьи от 08 октября 2021 года отказано в принятии заявления налогового органа о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год, в связи с чем, в отношении указанной недоимки 16 декабря 2021 года административным истцом принято решение о признании ее безнадежной ко взысканию.

Мировым судьей судебного участка № 1 Индустриального района г.Барнаула 12 апреля 2022 года выдан судебный приказ о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2020 год, пени на недоимку по транспортному налогу за 2018 и 2019 годы, который определением от 04 мая 2022 года отменен по заявлению должника.

Решением Индустриального районного суда г. Барнаула от 25 апреля 2023 года административное исковое заявление удовлетворено частично. С С.Е.Л. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2020 год в размере 34145,74 руб., пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 3098,24 руб., всего 37 243,98 руб., в доход муниципального образования городского округа – город Барнаул государственная пошлина в размере 1317,31 руб.

В апелляционной жалобе С.Е.Л. просит решение суда отменить, ссылаясь на реализацию транспортного средства марки <данные изъяты> по договору купли-продажи от 12 декабря 2017 года. Указывает, что с 2019 года права владения указанным автомобилем оспаривались в судебном порядке разными лицами, в рамках судебных разбирательств неоднократно налагались запреты на осуществление регистрационных действий в отношении транспортного средства, в связи с чем, отсутствовала возможность снять автомобиль с регистрационного учета. Материалами дела установлено, что в рамках исполнительного производства ***-ИП 15 августа 2019 года транспортное средство было передано взыскателю Ш.Л.В., дальнейшая судьба транспортного средства ему неизвестна. Вывод суда о возможности снятия автомобиля с регистрационного учета в 2018 году не имеет правового значения, поскольку предметом спора является задолженность по транспортному налогу за 2020 год.

В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю просит решение суда оставить без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, об отложении разбирательства не просили, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая административный спор, суд первой инстанции, оценив представленные налоговым органом доказательства, пришел к выводам о том, что заявленная сумма задолженности по транспортному налогу за 2020 год подлежит взысканию, поскольку обязанность уплаты транспортного налога поставлена в зависимость от регистрации транспортного средства в установленном порядке, а не от возможности его эксплуатации, требования о взыскании пени по транспортному налогу за 2018 год подлежат удовлетворению в связи с тем, что задолженность по транспортному налогу за 2018 год в установленный законом срок налогоплательщиком не оплачена, взыскана судебным приказом ***, который был предъявляет для исполнения в службу судебных приставов-исполнителей и отменен не был. Отказывая в удовлетворении требований в части взыскания пени по транспортному налогу за 2019 год, районный суд исходил из того, что налоговым органом утрачена возможность взыскания недоимки по транспортному налогу за 2019 год.

Поводов не согласиться с указанными выводами судебная коллегия не усматривает, так как они соответствует фактическим обстоятельствам дела, основаны на надлежащей оценке совокупности собранных по делу доказательств и правильном применении норм материального права.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с положениями статьи 75 Кодекса пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2). Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3). Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).

В силу пункта 5 той же статьи пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 февраля 2015 года № 422-О, положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

Как разъяснено в пункте 57 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», в силу положений пункта 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса российской Федерации. При применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Как следует из материалов дела, 21 апреля 2020 года мировым судьей судебного участка № 1 Индустриального района г. Барнаула выдан судебный приказ по делу ***, которым с С.Е.Л. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 38870 руб., пени за период с 03 по 24 декабря 2019 года в размере 174,26 руб., а всего 39 044,26 руб.

Данный судебный приказ отменен не был.

На основании постановления судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов Индустриального района г.Барнаула Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от 25 июня 2020 года возбуждено исполнительное производство ***-ИП в отношении С.Е.Л., предмет исполнения задолженность в размере 39 044,26 руб. в пользу налогового органа.

Материалами дела подтверждается, что недоимка за 2018 год погашена административным ответчиком следующими платежами: 18 ноября 2020 года на сумму 2 600 руб., 2 июня 2021 года на сумму 61,95 руб., 29 ноября 2022 года на сумму 31 052 руб. (решение налогового органа *** о зачете переплаты налога на доходы физических лиц в недоимку по транспортному налогу за 2018 год), 10 марта 2023 года на сумму 5 156,05 руб.

Налоговым органом пени на недоимку по транспортному налогу за 2018 год начислены за период с 01 июля 2020 года по 14 ноября 2021 года и составили 3 098,24 руб., при этом учтены внесенные ответчиком платежи в счет оплаты задолженности в вышеуказанном размере. Расчет пени отражен в требовании *** по состоянию на 15 ноября 2021 года, судом проверен, признан верным. Период начисления определен правильно, на дату выставления налогового требования.

Так, за период с 1 июля по 18 ноября 2020 года 784,85 руб. (151,59 (38 870 х 26 х 4,5 % /300) + 633,26 (38 870 х 115 х 4,25 % / 300), за период с 19 ноября 2020 года по 2 июня 2021 года 1052,13 руб. (623 (36 270 х 123 х 4,25 % / 300) + 190,42 (36 270 х 35 х 4,5 % / 300) + 229,71 (36 270 х 38 х 5% / 300), за период с 3 июня по 14 ноября 2021 года 1261,25 руб. (72,42 (36 208,05 х 12 х 5% / 300) +272,16 (36 208,05 х 41 х 5,5% / 300) +384,41 (36 208,05 х 49 х 6,5% / 300) +342,17 (36 208,05 х 42 х 6,75% /300) + 190,09 (36 208,05 х 21 х 7,5% / 300).

Определением мирового судьи судебного участка № 1 Индустриального района г.Барнаула от 08 октября 2021 года (материал ***) налоговому органу отказано в выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год в связи с пропуском срока, установленного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ для обращения в суд. В этой связи районным судом сделан верный вывод об отсутствии правовых оснований для взыскания пени, начисленных на просроченную ко взысканию недоимку за 2019 год.

Ответом УМВД России по г. Барнаулу подтверждается, что С.Е.Л. на праве собственности принадлежат:

- автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный номер ***, с мощностью двигателя 130 л.с., категория В; в период владения с 12 апреля 2016 года по 05 марта 2020 года;

- автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный номер ***, с мощностью двигателя 286 л.с., категория В, период владения с 20 октября 2017 года по настоящее время.

В соответствии со статьей 356 Кодекса транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 1 статьи 357 Кодекса).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 359 Кодекса налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В силу пункта 1 статьи 361 Кодекса налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно (пункт 2 той же статьи).

Закон Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» в статье 1 установил ставки в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно - 20 руб., свыше 250 л.с. - 120 руб.

В соответствии с пунктом 3 статьи 362 Кодекса в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.

Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

С учетом налоговой базы, ставок налога и периода владения транспортными средствами транспортный налог за 2020 год верно исчислен налоговым органом за автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак ***, в сумме 433 руб. (130 (мощность двигателя) х 20 (налоговая ставка) х 2 / 12 (количество месяцев владения)); за автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак *** – 34 320 руб. (286 (мощность двигателя) х 120 (налоговая ставка)).

Из материалов дела усматривается, что от налогоплательщика поступили денежные средства 22 ноября 2021 года в размере 433 руб., 10 марта 2023 года – 174,26 руб., которые зачтены налоговым органом в счет уплаты транспортного налога за 2020 год.

Таким образом, задолженность по транспортному налогу за 2020 год составляет 34 145,74 руб. (34 753 – 433 – 174,26).

Пунктом 4 статьи 57 Кодекса предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу пункта 4 статьи 52 и пункта 6 статьи 69 Кодекса налоговое уведомление, требование об уплате задолженности может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления уведомления, требования по почте заказным письмом они считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Из материалов дела следует, что налоговое уведомление *** от 01 сентября 20201 года об уплате транспортного налога за 2020 год было направлено ответчику заказным письмом по адресу регистрации 23 сентября 2021 года. Факт направления уведомления подтвержден копией списка заказных писем с номером почтового идентификатора и почтовым штемпелем о принятии корреспонденции, скриншотом АИС Налог-3 ПРОМ, содержащим сведения о номере документа и почтовом идентификаторе (ШПИ ***).

Следовательно, у ответчика возникла обязанность по уплате транспортного налога за 2020 год не позднее 01 декабря 2021 года.

Пени на задолженность по транспортному налогу за 2020 год не начислялись.

Пунктом 1 статьи 70 Кодекса установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В связи с неуплатой транспортного налога за 2020 год в установленный срок ответчику 23 декабря 2021 года заказным письмом по адресу регистрации было направлено требование *** по состоянию на 16 декабря 2021 года со сроком уплаты до 28 января 2022 года. Факт направления требования подтвержден копией списка заказных писем с номером почтового идентификатора и почтовым штемпелем о принятии корреспонденции, скриншотом АИС Налог-3 ПРОМ, содержащим сведения о номере документа и почтовом идентификаторе (ШПИ ***).

17 ноября 2021 года ответчику заказным письмом по адресу регистрации было направлено налоговое требование *** по состоянию на 15 ноября 2021 года об уплате пеней на недоимку по транспортному налогу за 2018-2019 годы со сроком уплаты до 24 декабря 2021 года. Факт направления требования подтвержден копией списка заказных писем с номером почтового идентификатора и почтовым штемпелем о принятии корреспонденции, скриншотом АИС Налог-3 ПРОМ, содержащим сведения о номере документа и почтовом идентификаторе (ШПИ ***).

Адрес места жительства налогоплательщика, указанный в налоговом уведомлении, требовании и списках заказных писем, соответствует месту его регистрации (<адрес> с 2017 года) на момент их направления, что подтверждается адресной справкой.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 48 Кодекса (в редакции, действующей с 1 января 2021 года) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (пункт 2 той же статьи).

С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2020 годы, а также пени по транспортному налогу за 2018 год налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 1 Индустриального района г. Барнаула в установленный срок 07 апреля 2022 года.

12 апреля 2022 года судебный приказ был выдан, определением мирового судьи названного судебного участка от 4 мая 2022 года – отменен по заявлению должника.

В этой связи административный иск предъявлен 27 октября 2022 года в предусмотренный налоговым законодательством срок - в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.

Таким образом, установленный ст. 48 НК РФ срок принудительного взыскания недоимки за 2020 год, пени, начисленных на недоимку за 2018 год, соблюден.

Доводы С.Е.Л. о необоснованном начислении транспортного налога в отношении автомобиля БМВ Х5 государственный регистрационный знак О768ХА22 в связи с его реализацией в 2017 году судебная коллегия находит несостоятельными в виду следующего.

Как предусмотрено частью 1 статьи 358 Кодекса, объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 362 Кодекса сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358 НК РФ), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения от 29 сентября 2011 года № 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года № 2391-О, от 26 апреля 2016 года № 873-О и др.).

Принимая во внимание приведенные выше положения Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что продажа административным ответчиком транспортного средства сама по себе, в отсутствие прекращения регистрации за ответчиком указанного автомобиля, не свидетельствует о прекращении обязанности по уплате транспортного налога. Вопреки доводам административного ответчика представленные в материалах дела документы не свидетельствуют о реализации транспортного средства в рамках исполнительного производства.

Судебной коллегией установлено и подтверждается материалами дела, что решением Индустриального районного суда г. Барнаула от 05 июня 2019 года по делу *** со С.И.А. в пользу Ш.Л.В. взыскана задолженность по договору займа от ДД.ММ.ГГ, обращено взыскание на заложенное имущество -автомобиль <данные изъяты>, регистрационный знак ***, принадлежащий на праве собственности С.Е.Л., определен способ реализации задолженного имущества в виде продажи с публичных торгов.

24 июля 2019 года ОСП Октябрьского района г. Барнаула на основании указанного судебного решения возбуждено исполнительное производство ***-ИП в отношении С.И.А.

15 августа 2019 от взыскателя поступило заявление о возврате исполнительного документа, указано на заключение соглашения об отступном (передачу взыскателю транспортного средства в счет уплаты суммы долга). Постановлением судебного пристава-исполнителя от 19 августа 2019 года исполнительное производство окончено в соответствии с пунктом 3 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительный документ возвращен Ш.Л.В. по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 стать 46 указанного Федерального закона (по заявлению взыскателя).

Определением Индустриального районного суда г.Барнаула от 26 сентября 2019 года, вступившим в законную силу 12 октября 2019 года, решение Индустриального районного суда от 05 июня 2019 года по делу *** отменено по вновь открывшимся обстоятельствам; 18 ноября 2019 года определением суда исковое заявление Ш.Л.В. оставлено без рассмотрения; в ходе рассмотрения дела истец Ш.Л.В. ссылался на неисполнение ответчиками обязательств по договору займа и договору залога.

Таким образом, собранные доказательства достоверно подтверждают, что на основании судебного решения в рамках исполнительного производства транспортное средство марки <данные изъяты>, регистрационный знак *** не реализовывалось. Доказательств того, что автомобиль выбыл из владения административного ответчика помимо его воли при иных обстоятельствах (конфискация, угон), материалы дела не содержат, не указано на это и в апелляционной жалобе.

Доводы о заключении договора купли-продажи 12 декабря 2017 года, 30 марта 2019 года, по условиям которых спорное транспортное средство было продано иному лицу на законность судебного решения не влияют.

В соответствии с пунктом 60.4. Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 7 августа 2013 года № 605, действовавшего на момент заключения договора купли-продажи транспортного средства, регистрация транспортного средства прекращается на основании заявления прежнего владельца транспортного средства и предъявления им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.

В данном случае из ответа Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Барнаулу следует, что запрет на совершение регистрационных действий в отношении автомобиля в рамках гражданского дела *** был наложен 15 мая 2019 года, в связи с чем, ответчик не был лишен возможности прекратить регистрацию транспортного средства до указанной даты на основании договора купли-продажи от 12 декабря 2017 года. Между тем, из пояснений С.Е.Л., данных 06 декабря 2022 года в судебном заседании суда первой инстанции следует, что в органы ГИБДД с соответствующим заявлением о снятии автомобиля с регистрационного учета после его продажи и до наложения запретов на совершение регистрационных действий он не обращался. В этой связи, с учетом положений части 1 статьи 358 налогового кодекса РФ начисление налоговым органом транспортного налога в отношении зарегистрированного за административным ответчиком транспортного средства за 2020 год основано на законе, доводы апелляционной жалобы об обратном ошибочны.

Ссылка в жалобе на то, что 18 января 2021 года на автомобиль был наложен запрет на совершение регистрационных действий в связи со взысканием задолженности по транспортному налогу за 2018 год, подлежит отклонению, поскольку ответчик не был лишен возможности исполнения требований исполнительного документа и прекращения регистрации транспортного средства.

С учетом изложенного оснований к отмене либо изменению решения суда и удовлетворению апелляционной жалобы и не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Индустриального районного суда г.Барнаула от 25 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.Е.Л. – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГ.