НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 07.01.2019 № 2А-291/19

Судья Дулепинский А.В.

Дело № 33а-1111/2020

Номер в суде первой инстанции 2а-291/2019

УИД: 22RS0007-01-2019-000357-95

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 марта 2020 года г.Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Пасынковой О.М.,

судей Зацепина Е.М., Скляр А.А.,

при секретаре Бацюра А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика ФИО1 на решение Белокурихинского городского суда Алтайского края от 28 ноября 2019 года по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу, пени.

Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы <номер> по Алтайскому краю обратилась в суд с иском к ФИО1, в котором просила взыскать с административного ответчика задолженность по налогу за 2017 год, в том числе: по транспортному налогу - в размере 2600 руб.; по налогу на имущество физических лиц – в размере 45543 руб.; по земельному налогу – в размере 292 руб., а также соответствующие пени 37,94 руб., 664,42 руб. и 4,26 руб.

В обоснование иска истец ссылался на то, что ФИО1 в 2017 году являлся собственником: транспортного средства «Ниссан Патрол», государственный регистрационный знак <номер>, мощность двигателя 130 л.с., период владения 12 месяцев; недвижимого имущества – 1/3 доли земельного участка (кадастровый <номер>) и объекта незавершенного строительства (кадастровый <номер>), расположенных по адресу: <адрес>, однако в срок, установленный требованием налогового органа, ответчиком не уплачен транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2017 год, в связи с чем образовалась задолженность, которая в добровольном порядке не погашена. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму указанных неуплаченных налогов начислена пеня.

Решением Белокурихинского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ административные исковые требования удовлетворены, с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции ФНС России <номер> по Алтайскому краю взыскана сумма задолженности по налогам в размере 49141,62 руб., в том числе: задолженность по оплате транспортного налога за 2017 год в размере 2600 руб. и пени в размере 37,94 руб. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, задолженность по оплате земельного налога за 2017 год в размере 292 руб., пени 4,26 руб. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, задолженность по оплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 45543 руб., пени 664,42 руб. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

С ФИО1 в доход бюджета муниципального образования – <адрес> Алтайского края взыскана государственная пошлина в размере 1674,25 руб.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что достоверные доказательства размера инвентаризационной стоимости в отношении объекта незавершенного строительства в 2017 году не представлены; судом не учтено, что объекта незавершенного строительством не существует, поскольку дом введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГ, а потому неверно применена налоговая ставка; основания для взыскания налога на имущество, земельного налога отсутствовали, так как он является пенсионером с ДД.ММ.ГГ и имеет право на льготу.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО2 возражала против апелляционной жалобы.

Другие лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.

Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав ФИО2, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее все нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (абзац 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. При этом налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (статья 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» установлен и введен в действие на территории Алтайского края транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, а также установлены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя. Для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) налоговая ставка составляет –20 рублей.

В силу части 2 статьи 2 названного Закона налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Как следует из материалов дела налоговым органом правильно рассчитан транспортный налог за 2017 год в размере 2600 руб. исходя из налоговой ставки и мощности двигателя автомобиля (20 руб. х 130 л.с.).

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Как установлено судом и следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности в 2017 году принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый <номер>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под жилую застройку (индивидуальную).

Решением Белокурихинского городского Совета депутатов Алтайского края от 28 сентября 2012 года № 84 «О введении земельного налога на территории муниципального образования город Белокуриха Алтайского края» налоговая ставка в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства установлена равной 0,1 %.

Земельный налог за 2017 год в отношении вышеуказанного земельного участка правильно исчислен налоговым органом из кадастровой стоимости 876096 рублей и составил за 1/3 долю в праве собственности 292 руб. (876096 руб. х 0,1%/3).

В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу пункта 5 части 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации, объект незавершенного строительства является объектом налогообложения.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (статья 404 Налогового кодекса Российской Федерации).

Решением Белокурихинского городского Совета депутатов Алтайского края от 24 октября 2014 года № 247 «О введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Белокуриха Алтайского края».

Пунктом 2.1 данного решения установлено, что при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) свыше 500000 руб. составляет 2% за объект незавершенного строительства.

Как следует из материалов дела в собственности административного ответчика в 2017 году находился объект незавершенного строительства с кадастровым <номер>, расположенный по адресу: <адрес>.

Налог за 2017 год в отношении данного объекта недвижимого имущества правильно исчислен налоговым органом и составил 45543 руб. (2277163 руб. х 2%).

Налоговым периодом признается календарный год (статьи 360, 405 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 409, пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц уплачиваются на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 363, пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2017 год подлежали уплате не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть до 1 декабря 2018 года.

Сроки и порядок направления налогового уведомления <номер> от ДД.ММ.ГГ, установлен срок оплаты до ДД.ММ.ГГ и требования <номер> по состоянию на ДД.ММ.ГГ, предусмотренные статьями 52 и 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом соблюдены.

В требовании установлен срок для его исполнения до ДД.ММ.ГГ.

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Как следует из материалов дела пени налоговым органом начислены за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 37,94 руб. (применительно к недоимке по транспортному налогу), в размере 4,26 руб. (применительно к земельному налогу) и в размере 664,42 руб. (применительно к налогу на имущество физических лиц).

Предусмотренный законом порядок взыскания пеней административным истцом соблюден, поскольку требование на уплату недоимок <номер>, выставленное по состоянию на ДД.ММ.ГГ, содержало сведения о пенях, начисленных на момент его передачи, размер пеней рассчитан верно.

Установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки обращения в суд сначала с заявлением о вынесении судебного приказа (судебный приказ был вынесен ДД.ММ.ГГ), затем с административным иском (ДД.ММ.ГГ) после отмены судебного приказа (ДД.ММ.ГГ) административным истцом соблюдены.

Таким образом, учитывая, что ФИО1 в 2017 году являлся плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, принимая во внимание соблюдение налоговым органом сроков обращения и порядка взыскания недоимки и пени, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований о взыскании транспортного налги и налога на имущество физических лиц.

Вместе с тем, довод ФИО1 о наличии льготы на земельный налог, заслуживает внимания.

Так, в силу пункта 5 решения Белокурихинского городского Совета депутатов Алтайского края от 28 декабря 2012 года № 84 «О введении земельного налога на территории муниципального образования город Белокуриха Алтайского края» от уплаты земельного налога освобождаются участники, инвалиды Великой Отечественной войны, вдовы участников Великой Отечественной войны, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный налоговый период) физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу подает в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговые льготы.

Кроме того, подпунктом «а» пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пункт 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, а также указанная статья дополнена пунктом 8, 6.1, о том, что налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков для пенсионеров получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание. В случае если при применении налогового вычета в соответствии с настоящей статьей налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

Данные положения в силу части 13 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» применяются к порядку исчисления земельного налога за налоговые периоды начиная с 2017 года.

При этом, в силу пункта 3 статьи 13 названного закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ при непредставлении уведомления о выбранном земельном участке налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета за налоговый период 2017 года, налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Данные обстоятельства городским судом не учтены.

Таким образом, административный истец, с учетом его доли в праве собственности на земельный участок имеет право на налоговый вычет по земельному налогу, в связи с чем решение суда в данной части подлежит отмене.

Возражение административного истца об отсутствии в заявлении ФИО1 указания на налог, по которому следует предоставить льготу, безосновательно.

В материалах дела содержаться сведения об обращении ФИО1 в налоговый орган с заявлением о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, с приложением документов, подтверждающих право на льготы.

Таким образом, налоговому органу было известно о том, что административный ответчик является пенсионером, что дает право на соответствующие льготы.

Доводы жалобы о том, что суд не учел, что ФИО1, как пенсионеру может быть предоставлена льгота при уплате налога на имущество, являются несостоятельными.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации право на налоговую льготу (по налогу на имущество физических лиц) имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством.

Пунктом 2 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

На основании пункта 3 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

Перечень видов объектов налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, перечислен в пункте 4 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации, и включает в себя 1) квартира или комната; 2) жилой дом; 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи; 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи; 5) гараж или машино-место.

Между тем, объект незавершенного строительства к числу объектов, указанных в пункте 4 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации не отнесен, а потому на данный объект льгота не распространяется.

Указание заявителя на то, что жилой дом введен в эксплуатацию в 2004 году, не принимается во внимание, поскольку согласно выписке из ЕГРН право собственности на жилой дом зарегистрировано лишь в 2018 году.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств размера установленной инвентаризационной стоимости, опровергаются сведениями, указанными в налоговом уведомлении.

В соответствии со статьей 404 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 3 ноября 2016 года № 698, а также статье 404 Налогового кодекса Российской Федерации коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, в 2017 году равен 1,425.

Согласно сообщению Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ», представленного по запросу суда, по данным электронной базы Филиала инвентаризационная стоимость объекта недвижимости по <адрес> по состоянию на 1 января 2012 года составляет 1598009,67 руб.

С учетом коэффициента-дефлятора размер инвентаризационной стоимости составляет 2277163 руб., что соответствует данным, указанным в налоговом уведомлении.

Доказательств иной инвентаризационной стоимости принадлежащего ответчику объекта недвижимого имущества им не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить частично.

Отменить решение Белокурихинского городского суда Алтайского края от 28 ноября 2019 года в части взыскания недоимки по земельному налогу и пени, приняв в указанной части новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу за 2017 год отказать.

В остальной части решение Белокурихинского городского суда Алтайского края от 28 ноября 2019 года оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: