НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 06.11.2019 № 2-4925/19

Судья Аникина Л.А. Дело № 33-10064/2019

№ 2-4925/2019

22RS0068-01-2019-004440-36

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 ноября 2019 года город Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего

судей

при секретаре

Науменко Л.А.,

Сухаревой С.А., Диденко О.В.,

Кунце Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Ярыгина Александра Юрьевича на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 08 августа 2019 года по делу

по иску Ярыгина Александра Юрьевича к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу», начальнику Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» Генераловой Ирине Александровне о возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки.

Заслушав доклад судьи Сухаревой С.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ярыгин А.Ю. обратился в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» (далее КГКУ УСЗН по г. Барнаулу, Управление), начальнику КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» Генераловой И.А., в котором просил признать отказ начальника КГКУ УСЗН по г. Барнаулу от 07.05.2019 в назначении и выплате мер социальной поддержки незаконным; возложить на КГКУ УСЗН по г. Барнаулу обязанность назначить и выплачивать истцу меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 3 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», по категории «Ветеран труда» с момента обращения, то есть с 10.09.2018, в том числе, предоставить следующие меры социальной поддержки: ежемесячную денежную выплату; бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов; установленную скидку в размере 50 процентов стоимости проезда в железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и предоставить истцу компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и/или платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах установленных краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки, в том числе нетрудоспособным членам семьи, совместно с ним проживающим, находящимся на полном содержании или получающим от истца помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из установленного высшим органом исполнительной власти Алтайского края минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, в пределах установленных краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки, в том числе нетрудоспособным членам семьи, совместно с истцом проживающим, находящимся на полном содержании или получающим от истца помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в пределах установленных нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки; платы за коммунальные услуги (за исключением отопления), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета; платы за отопление, в том числе оплаты стоимости твердого топлива при отсутствии в жилом помещении центрального отопления в пределах установленных нормативов потребления услуги (норм твердого топлива, установленных для продажи населению) и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки, с учетом транспортных расходов по доставке топлива. Истец просил взыскать судебные расходы.

В обоснование требований указывал на то, что ему выдано удостоверение «Ветеран труда», из которого следует, что он имеет право на меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии со ст.22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее ФЗ «О ветеранах»).

10.09.2018 ответчику в установленном законом порядке представлены документы для назначения и выплаты мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, а также направлено в адрес ответчика обращение для реализации указанных мер социальной поддержки.

По результатам рассмотрения названных обращений, КГКУ УСЗН по г. Барнаулу отказано в назначении и выплате мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда.

24.04.2019 в КГКУ УСЗН по г. Барнаулу истцом обжалованы вышеуказанные отказы должностных лиц названного управления.

По результатам рассмотрения обращения начальником КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» Генераловой И.А. необоснованно отказано в назначении и выплате мер социальной поддержки предусмотренных для ветеранов труда.

Полагаел, что удостоверение «Ветеран труда» является документом, подтверждающим право на льготы. Утверждая меры социальной поддержки ветеранов труда на территории Алтайского края, законодатель Алтайского края не уполномочен устанавливать такие дополнительные основания как назначение страховой пенсии по старости и достижение возраста 60 лет для мужчин, потому что федеральное законодательство в ст. 22 ФЗ «О ветеранах» таких предписаний не содержит. Законодатель Алтайского края уполномочен только определить меры социальной поддержки, то есть установить их, определить их перечень в рамках субъекта Российской Федерации (далее РФ), а не устанавливать дополнительные основания для назначения и выплаты мер социальной поддержки. На федеральном уровне закреплено право ветеранов труда на получение мер социальной поддержки, субъект РФ уполномочен своим законом, иным правовым актом устанавливать только дополнительные меры социальной поддержки ветеранов труда, в том числе их размер. Таким образом, учитывая, что в силу разделения между РФ и её субъектами полномочий по обеспечению различных категорий граждан мерами социальной поддержки, предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки является обязательством субъекта РФ, вытекающим из закона. Законодатель Алтайского края не уполномочен ограничивать ветеранов труда па получение мер социальной поддержки наличием дополнительных оснований, таких как факт назначения страховой пенсии по старости или достижение возраста 60 лет для мужчин.

Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 08 августа 2019 года исковые требования Ярыгина А.Ю. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, вынести новое об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Считает, что судом не дана оценка доводам истца, изложенным в исковом заявлении. По смыслу положений Конституции Российской Федерации государственные органы призваны обеспечить механизмы социальной защищенности граждан. Реализация субъектами РФ полномочий по предметам ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих нормативно-правовых актов, которое должно соответствовать вытекающим из Конституции принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса социальных прав. В ФЗ «О ветеранах» каких-либо дополнительных оснований для предоставления мер социальной поддержки, в том числе, получение страховой пенсии по старости либо возраст не предусмотрено. Субъект РФ, вопреки выводам суда, не вправе устанавливать дополнительные основания для предоставления льгот, а лишь уполномочен предоставлять дополнительные меры социальной поддержки, помимо указанных в федеральном законе. Ссылка суда на то, что основания и условия реализации мер социальной поддержки относятся к полномочиям субъекта и зависят от финансовых возможностей его бюджета противоречит положениям закона. Факт того, что предоставление льгот ветеранам является расходным обязательством субъекта РФ не свидетельствует о наличии права у последнего изменять объективные критерии, с которыми федеральный законодатель связывает основания применения мер социальной поддержки ветеранов. В утвержденных на основании Постановления Правительства РФ от 27.04.1995 N 423 бланках удостоверений ветерана труда также отсутствует ссылка на такое дополнительное основание как достижение возраста или назначение страховой пенсии по старости. Реализация льгот ветеранов не может зависеть от фактического назначения им страховой пенсии по старости, поскольку отдельные граждане имеют права на получение иных видов пенсий, а также потому что обращение за назначением страховой пенсии является правом, а не обязанностью лица, тогда как льготы, предусмотренные законом, реализуются при предъявлении лишь удостоверения. Полагает, что удостоверение «Ветерана труда» является документом безусловно подтверждающим права и льготы лиц, получивших его, которые должны предоставляться с момента обращения в уполномоченный орган. Считает, что ст. 1 Закона Алтайского края от 03.12.2004 №61-ЗС, постановление Правительства Алтайского края от 21.08.2017 №309, устанавливающие такие дополнительные основания как назначение страховой пенсии по старости, достижение возраста 60 лет для назначения и выплаты мер социальной поддержки ветеранам труда существенно сужают и изменяют основания для их реализации и противоречат ст. ст. 7,13,28 Закона «О ветеранах», в связи с чем в силу положений ст. 76 Конституции Российской Федерации не подлежат применению.

В возражениях на апелляционную жалобу УСЗН по г. Барнаулу, Министерство социальной защиты Алтайского края (далее Минсоцзащита АК) просят судебное постановление оставить без изменения.

В суде апелляционной инстанции представитель КГКУ УСЗН по г. Барнаулу ЗОН, представитель Минсоцзащиты АК КИА просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявляли.

Руководствуясь нормами ч.3 ст. 167 и ч.1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ярыгин А.Ю., 1978 года рождения, является ветераном труда, 26.07.2017 ему выдано удостоверение, согласно которому истец имеет право на меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии со ст. 22 ФЗ «О ветеранах».

Ярыгину А.Ю. назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с п.2 ст.44 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» с 22.03.2017.

10.09.2018 истец обратился в Управление с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты (далее ЕДВ) как ветерану труда, к заявлению приложен пакет документов.

Решением Управления от 11.09.2018 истцу отказано в назначении ЕДВ на основании ч.3 ст.1 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержке отдельных категорий ветеранов». 12.09.2019 Ярыгин А.Ю. обратился на имя начальника Управления, просил разъяснить будут ли ему в сентябре 2018 года реализованы меры социальной поддержки, установленные Законом Алтайского края «О мерах социальной поддержке отдельных категорий ветеранов», в какое время они будут реализованы, просил разъяснить также порядок реализации указанных мер социальной поддержки.

02.10.2018 в адрес истца ответчиком направлен ответ, согласно которому истцу разъяснено, что поскольку ему назначена пенсия за выслугу лет, за назначением ЕДВ возможно обратиться по достижении возраста 60 лет.

24.04.2019 истец вновь обратился на имя начальника Управления, просил назначить ему ЕДВ и обеспечить реализацию мер социальной поддержки предусмотренных для ветеранов труда.

07.05.2019 начальником Управления истцу вновь разъяснено, что поскольку он не является получателем пенсии по старости и не достиг возраста 60 лет, правовые основания для предоставления мер социальной поддержки, предусмотренные для ветеранов труда, отсутствуют.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), и относя социальную защиту к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.

Согласно статье 22 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) меры социальной поддержки ветеранов труда определялись данным Федеральным законом.

При этом в п. 4 ст. 22 указанного закона были установлены ограничения. В частности, ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (то есть после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставлялось при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.

С учетом внесенных изменений с 1 января 2005 года федеральный законодатель определение мер социальной поддержки ветеранов труда отнес к ведению субъектов Российской Федерации (статья 22 указанного Федерального закона) с возложением на них соответствующих финансовых обязательств (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Согласно ст.28 указанного закона реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время меры социальной поддержки ветеранов труда федеральное законодательство не предусматривает, а лишь устанавливает право такой категории граждан на дополнительное социальное обеспечение, объем и условия которого определяются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу положений ст. 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования. При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (ст. 31 Кодекса).

Пунктом 2 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия субъекта Российской Федерации.

В Алтайском крае меры социальной поддержки ветеранам труда предоставляются в соответствии с Законом Алтайского края от 3 декабря 2004 года №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов».

Положения закона Алтайского края от 3 декабря 2004 года №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» распространяются на граждан Российской Федерации из числа отдельных категорий ветеранов, проживающих на территории Алтайского края по месту жительства или по месту пребывания (за исключением имеющих документально подтвержденное место жительства в других субъектах Российской Федерации).

К отдельным категориям ветеранов относятся, в том числе, ветераны труда - лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", а также лица, приравненные к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно п.3 ст. 1 указанного закона ветераны труда и ветераны труда Алтайского края имеют право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом для ветеранов труда и ветеранов труда Алтайского края, после назначения им страховой пенсии по старости либо по достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Таким образом, перечень лиц, относящихся к категории «Ветеран труда» региональным законодателем не сужен, категория таких граждан определена в Законе Алтайского края от 3 декабря 2004 года №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в силу действующего законодательства, определение оснований, порядка, размера и условий реализации мер социальной поддержки относится к полномочиям субъекта Российской Федерации и зависит от финансовых возможностей его бюджета. Поскольку Ярыгин А.Ю. на момент обращения к ответчику не достиг возраста 60 лет, то в силу положений п. 3 ст. 1 Закона Алтайского края № 61-ЗС основания для предоставления ему льгот ветерана труда отсутствовали.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда, которые основаны на установленных по делу обстоятельствах, а также на приведенных ранее нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Получение мер социальной поддержки ветераном труда в Алтайском крае при достижении определенного возраста обусловлено изменением действующего правового регулирования (законодательства) и вопреки доводам жалобы не свидетельствует об уменьшении объема прав такой категории граждан как ветеран труда.

То обстоятельство, что в удостоверении ветерана труда, оформленном в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 27.04.1995 №423, отсутствует ссылка на указание дополнительных оснований для получения мер социальной поддержки, не свидетельствует о незаконности принятого по делу судебного постановления, поскольку данный нормативный правовой акт регулирует только порядок заполнения документа и его реквизиты, и не устанавливает основания и порядок предоставления таких мер.

Вопреки доводам жалобы наличие удостоверения ветерана труда в силу приведенных норм права не свидетельствует о наличии у гражданина безусловного права на предоставление льгот, предусмотренных законом субъекта РФ.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а поэтому не могут быть приняты в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 08 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Ярыгина Александра Юрьевича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Аникина Л.А. Дело № 33-10064/2019

№ 2-4925/2019

22RS0068-01-2019-004440-36

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

06 ноября 2019 года город Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего

судей

при секретаре

Науменко Л.А.,

Сухаревой С.А., Диденко О.В.,

Кунце Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Ярыгина Александра Юрьевича на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 08 августа 2019 года по делу

по иску Ярыгина Александра Юрьевича к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу», начальнику Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» Генераловой Ирине Александровне о возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки.

Заслушав доклад судьи Сухаревой С.А., руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 08 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Ярыгина Александра Юрьевича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи