Судья Ващенко В.А. Дело № 33-4041/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 мая 2015 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Рудь Е.П., Сачкова А.Н.,
при секретаре Сафронове Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Баевскому району, Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите на решение Баевского районного суда Алтайского края от 12 марта 2015 года
по делу по иску прокурора Баевского района в интересах Куринной З. И. к Управлению социальной защиты населения по Баевскому району о признании незаконным отказа в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, возложении обязанности назначения указанной компенсации.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Баевского района Алтайского края обратился в Баевский районный суд с исковым заявлением в интересах Куринной З.И. к УСЗН по Баевскому району о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГ в предоставлении Куринной З.И. мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения; признании права на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как пенсионеру - педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, с ДД.ММ.ГГ – даты первоначального обращения в уполномоченный орган; возложении обязанности на Управление социальной защиты населения по Баевскому району назначить Куринной З.И. компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения со дня вынесения решения суда.
В обоснование заявленных требований, указал, что прокуратурой Баевского района проведена проверка по обращению Куринной З.И. о нарушении ее права на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как педагогического работника, вышедшего на пенсию. В результате проверки установлено, что Куринная З.И. с ДД.ММ.ГГ года и по настоящее время проживает в <адрес>, имеет педагогический стаж более <данные изъяты> лет. В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Куринная З.И. работала в детском саду совхоза «<данные изъяты>», располагавшемся в <адрес>, в качестве <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГ ей назначена пенсия по выслуге лет. ДД.ММ.ГГ Куринная З.И. обратилась в Управление социальной защиты населения по Баевскому району с заявлением о предоставлении льгот по возмещению расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения и представила следующие документы: копию паспорта, копию трудовой книжки, копию пенсионного удостоверения, копию договора о передаче квартиры в собственность, копию домовой книги. Однако решением ответчика от ДД.ММ.ГГ истице отказано в назначении компенсации расходов на оплату жилья и отдельного вида коммунальных услуг, установленную для педагогических работников-пенсионеров, по причине не предоставления документов, подтверждающих пользование данной мерой социальной поддержки на момент выхода на пенсию. Полагает, что Куринная З.И., имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и энергоснабжения, как лицо, имевшее право в период трудовой деятельности на льготы, педагогический работник дошкольного учреждения сельской местности, проработавшая педагогом в сельской местности более 10 лет, вышедшая на пенсию по выслуге лет в период действия союзного законодательства, регулирующего льготное обеспечение педагогов, и продолжающая проживать в сельской местности.
Решением Баевского районного суда Алтайского края от 12.03.2015 исковые требования удовлетворены.
Признан незаконным отказ Управления социальной защиты населения по Баевскому району от ДД.ММ.ГГ в предоставлении Куринной З.И. мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
Признано за Куринной З.И. право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как пенсионеру - педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, с ДД.ММ.ГГ - даты первоначального обращения в уполномоченный орган.
На Управление социальной защиты населения по Баевскому району возложена обязанность назначить Куринной З.И. компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с ДД.ММ.ГГ.
В апелляционной жалобе ответчик Управления социальной защиты населения по Баевскому району просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований для отмены решения указывает на то, что Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено получение льгот по оплате жилой площади, освещения и отопления для работающих педагогов. На педагогических работников, вышедших на пенсию, такое право не распространено. К тому же Куринная З.И. работала в детском саду, а не в общеобразовательной школе, вместе с тем, меры социальной поддержки для пенсионера из числа работников детских садов правовыми актами СССР не устанавливались. Поскольку истец перед выходом на пенсию работала ни в муниципальном, ни в государственном образовательном учреждении, отсутствуют доказательства получения истицей мер социальной поддержки при выходе на пенсию, правовые основания для предоставления ей компенсации отсутствуют.
В апелляционной жалобе Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите (ранее до реорганизации и переименования - Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне) просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что Указом Губернатора Алтайского края от 02.02.2015 № 8 Главалтайсоцзащита реорганизовано в форме присоединения к нему Главтрудсоцзащита, в связи с чем необходимо произвести замену третьего лица.
В качестве оснований для отмены приводит доводы, аналогичные доводам ответчика Управления социальной защиты населения по Баевскому району. Дополнительно указало на то, что постановление Совмина СССР от 04.05.1971 № 255 и распоряжение Совмина СССР от 23.05.1984 № 1003р, распространившие меры социальные поддержки на перешедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку истец работала в дошкольном учреждении (детском саду), не являющимся общеобразовательной школой. Ссылается на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 10.08.2011 № 10-Г11-11.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по Баевскому району Прокурор Баевского района просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, в соответствии с положениями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Куринная З.И. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, работала в должности учителя в <данные изъяты> начальной школе, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ работала в должности <данные изъяты> и <данные изъяты> начальной школы, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ работала в должности <данные изъяты> и <данные изъяты><данные изъяты> начальной школы, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ работала в должности <данные изъяты> детского сада совхоза «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ работала в должности <данные изъяты><данные изъяты> начальной школы, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ работала в должности <данные изъяты> детского сада совхоза «<данные изъяты>». Сведения о трудовой деятельности содержатся в трудовой книжке истицы (л.д. 10-11). Уволена с должности воспитателя детского сада совхоза «<данные изъяты>» в связи с выходом на пенсию по выслуге лет, педагогический стаж Куринной З.И. составляет более <данные изъяты> лет.
Как следует из пояснений истицы в период времени ее работы воспитателем в детском саду совхоза «<данные изъяты>» она пользовалась льготами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогический работник, однако документы, подтверждающие данный факт не сохранились на сегодняшний день.
ДД.ММ.ГГ Куринная З.И. обратилась в Управление социальной защиты населения по <адрес> с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности (л.д. 8).
Решением Управления социальной защиты населения по Баевскому району от ДД.ММ.ГГ *** истице отказано в назначении указанной компенсации в связи с непредоставлением документа, подтверждающего получение на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников (л.д. 8).
В силу положений ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абз. 3 п.5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках) закреплялось и в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей, оно специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10.02.1948 № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» (пункт первый обязывает исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельской местности и членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности) и от 04.05.1971 № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» (п.п. «б» п. 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей).
Федеральный закон от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных, в том числе п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ абзац третий пункта 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» дополнен указанием, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 55 Закона РФ «Об образовании» в редакции, действовавшей с 11.01.2011, педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Во исполнение ст. 55 Закона РФ «Об образовании» принят Закон Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» и утверждены Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (постановление Администрации Алтайского края от 07.12.2009 № 515 и от 29.02.2012 № 99).
Согласно названным правовым актам в крае с 01.01.2005 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности педагогам-пенсионерам при условий наличия стажа работы в образовательных учреждениях не менее 10 лет и получение на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников, а с 01.01.2012 при указанных условиях только определенной категории педагогов-пенсионеров: занимавшимся непосредственно перед выходом на пенсию педагогической деятельностью в государственных, краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности.
Разрешая спор и признавая решение об отказе в назначении компенсации незаконным, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований.
На основании ст. 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. К образовательным учреждениям относятся и дошкольные.
Доводы апелляционных жалоб о том, Куринная З.И. работала в детском саду, не являющимся образовательной школой, судебной коллегией не принимается, как не влияющий на законность оспариваемого решения суда. При этом, судебная коллегия отмечает, что положения ст. 55 Закона РФ «Об образовании» и приведенные выше нормы предусматривают право на предоставление указанной компенсации педагогическим работникам образовательных учреждений, вместе с тем, не содержат разграничений на дошкольные и иные учреждения.
В силу положений ст. 55 Конституции Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24.05.2001, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
На основании п. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99, распространивших свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2012, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края; вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.
Между тем, вопреки доводам жалобы, действовавшие в период работы Куринной З.И. в детском саду и ее выхода на пенсию в ДД.ММ.ГГ году правовые акты не ограничивали круг педагогов, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на льготы, организационно-правовой формой образовательного учреждения, а также не предусматривали в качестве основания для отказа в назначении компенсации отсутствие документов о получении льготы в период трудовой деятельности.
Кроме того, подтверждение факта получения истцом льгот на момент выхода на пенсию невозможно ввиду отсутствия соответствующих документов в архиве.
Так, согласно справке архивного отдела администрации Баевского района от ДД.ММ.ГГ в период работы Куринной З.И. в детском саду «<данные изъяты>» сведения о бесплатном обеспечении углем и дровами воспитателей детского сада отсутствуют, документов, позволяющих подтвердить предоставление льгот на хранении в архивном отделе нет.
В Определении от 04.12.2007 № 958-О-О Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что переход от предоставления педагогическим работникам натуральных льгот в жилищно-коммунальной сфере к предоставлению субсидий (компенсаций) и принимаемые субъектами Российской Федерации в порядке реализации положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ соответствующие правовые нормы не должны влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа), а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы жалобы Главтрудсоцзащиты о том, что постановление Совмина СССР от 04.05.1971 № 255 и распоряжение Совмина СССР от 23.05.1984 № 1003р, распространившие меры социальные поддержки на перешедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку истец работала в детском саду, не являющимся общеобразовательной школой.
В силу пп. «б» п. 6 Постановления СМ СССР от 04.05.1971 № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» установлено, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.
В соответствии с п. 23 Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 24.05.1982 № 437 «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения» на педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности, распространено действие постановления Совета Министров СССР от 10.02.1948 № 246 и подпункта «б» пункта 6 постановления Совета Министров СССР от 04.05.1971 № 255.
Таким образом, истица, являясь пенсионером, ранее отработавшая не менее 10 лет в качестве педагогического работника в сельской местности, приобрела право на получение указанных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Куринная З.И., имевшая право в период трудовой деятельности на льготы как педагогический работник дошкольного учреждения сельской местности, проработавшая педагогическим работником в образовательных учреждениях в сельской местности более 10 лет, вышедшая на пенсию по выслуге лет в период действия союзного законодательства, регулирующего льготное обеспечение педагогов, и продолжающая проживать в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и энергоснабжения.
В связи с чем, отказ Управления социальной защиты населения по Баевскому району в предоставлении истице указанных мер социальной поддержки является незаконным.
Указание в апелляционной жалобе на необходимость привлечения Главтрудсоцзащиты в качестве третьего лица судебная коллегия находит необоснованной, поскольку Главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации разрешение таких вопросов к полномочиям суда апелляционной инстанции не отнесено. Более того, как следует из апелляционной жалобы, Указом Губернатора Алтайского края от 02.02.2015 № 8, Главалтайсоцзащита, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, реорганизовано и переименовано в Главтрудсоцзащиту, в связи с чем права заявителя не нарушены, поскольку названные Управления являются одним юридическим лицом.
Иных доводов, влияющих на законность решения, апелляционные жалобы не содержат. При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Баевскому району, Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите на решение Баевского районного суда Алтайского края от 12 марта 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: