Судья Сень Е.В. Дело № 33-7307/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 сентября 2018 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Александровой Л.А., Диденко О.В.,
при секретаре Рогожиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьминой З. П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края о возложении обязанности по включению периодов в страховой стаж, перерасчете пенсии,
по апелляционной жалобе истца Кузьминой З. П., действующей через представителя Кузьмина К. В. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 22 мая 2018 года.
Заслушав доклад судьи Диденко О.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Кузьмина З.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края (далее – УПФР в городе Рубцовске и Рубцовском районе, пенсионный орган), в котором просила обязать ответчика:
1) включить в страховой стаж периоды по уходу за детьми до 1,5 лет с 03.04.1978 по 02.10.1978; с 03.01.1980 по 02.07.1981; с 13.11.1985 по 12.05.1987 и дородовые отпуска, с момента назначения истцу пенсии с 30.06.2013. С 01.01.2015 страховые периоды по уходу до 1,5 лет за вторым, третьим ребенком посчитать по баллам, а период ухода за первым ребенком, засчитать страховым стажем;
2) засчитать в страховой стаж 1977 год, а также 1979 и 1980 года полными страховыми годами;
3) при расчете коэффициента соотношений заработных плат истца и по стране засчитать премиальные в сумме 342 руб., заменить декабрь в 1987 году; март, декабрь в 1988 году и январь, август 1989 года, месяцами - январь, февраль 1985 года; октябрь – декабрь 1984 года;
4) при подсчете коэффициентов по стажу и валоризации, посчитать их с учетом не полного отработанного года по аналогии расчета суммы баллов по уходу за детьми до 1,5 лет.
5) засчитать представленные истцом дополнительные документы (архивные справки о стаже и о заработной плате) и произвести перерасчет пенсии по методике, изложенной в ответе Управления ПФР от 21.11.2014 №К-122-12 с 30.06.2013.
В обоснование заявленных требований указано, что после неоднократных перерасчетов ответчиком пенсии истца в страховой период не зачтены отпуска по уходу за детьми до 1,5 лет за первого и второго ребенка, а также был уменьшен на 3 месяца 23 дня отпуск по уходу за третьим ребенком; не зачтен 1977 год полным страховым годом; неправильно посчитан коэффициент соотношений заработной платы истца и заработной платы по стране. При пересчете пенсии с 01.03.2015 пенсионный орган рассчитывая количество баллов заработанных до 01.01.2015, применил порядок расчета страховой части пенсии, отличающийся от порядка, изложенного в ответе Управления ПФР от 24.11.2014 года № 122-12, что привело к снижению размера пенсии. При подсчете коэффициентов по стажу и валоризации в подсчет стажа взяты только полные года, исключая из подсчета месяцы и дни неполного года. Истцу не разъяснили, что необходимо дополнительно представить для того, чтобы ее пенсия была максимальной и соответствовала пенсионному законодательству. Это привело к тому, что истец предъявила в Управление ПФР архивные справки о стаже и о заработной плате не в момент назначения пенсии, а спустя год. Принимая во внимание разъяснения и комментарии к пенсионному законодательству о порядке подсчета стажа и расчета пенсии, дающие истцу право выбора расчета пенсии по наиболее выгодному варианту, истец пришла к выводу, что ее право на назначение пенсии в полном размере в соответствии с пенсионным законодательством нарушено, размер пенсии значительно занижен. Во время подачи документов в пенсионный орган для назначения пенсии подписано заявление о ее назначении по наиболее выгодному варианту. Полагает, что в соответствии с действующими правовыми актами в страховой стаж засчитываются отпуска по уходу за детьми до 1,5 лет. Однако, ответчик не засчитал в страховой стаж периоды ухода до 1,5 лет за первым и вторым ребенком, а период ухода за третьим ребенком, родившимся ДД.ММ.ГГ, засчитывает только с 08.01.1986. Согласно трудовой книжке истец работала племенным учетчиком в Рубцовском совхозе - техникуме с 25.06.1981 по 18.09.1989. С 13.11.1985 по 12.05.1987 находилась в отпуске по уходу за третьим ребенком до 1,5 лет. При подсчете страхового стажа период с 13.11.1985 по 12.05.1987 должен быть включен в подсчет в количестве 18 месяцев, а ответчик засчитал на 1 месяц 26 дней меньше. Так же не был засчитан период декретного отпуска с 17.09.1985 по 13.11.1985, что составляет 1 месяц 27 дней. Общий период, который не включили в расчет, составляет 3 месяца 23 дня. Считает, что период ухода за ребенком и 70 дней до рождения также подлежат включению в страховой стаж. Полагает, что 1977 год и 1978 год, а также 1979 год и 1980 год, подлежат зачету в стаж полными страховыми годами. В трудовой книжке истца члена колхоза записана дата вступления в члены колхоза 11.11.1977 и дата выхода из колхоза 12.09.1980. В 1977 году истцом отработан 51 день. В архивной справке от 16.01.2015 № С-675, указано, что в 1978 году истец работала до декретного отпуска. Однако ответчик 1978 год засчитывает в страховой стаж, а 1977 год не включает в подсчет страхового стажа по причине того, что в 1977 году истец работала колхозе не в начале года, а в конце. Истец считает, что годы, в течение которых гражданин являлся членом колхоза, но не выработал установленный минимум трудового участия (независимо от причины), засчитываются в страховой стаж как полные календарные годы. Ссылку ответчика на то, что в 1979 году у истца не отработано ни одного дня и по этой причине ответчик не засчитал в страховой стаж этот год не обоснованна. С 03 апреля 1978 года по 02 октября 1979 года истец находилась в отпуске по уходу за первым ребенком, затем в дородовом отпуске, с 03.01.1980 по 02.07.1981 истец находилась в отпуске по уходу за вторым ребенком. При подсчете коэффициента соотношений заработной платы истца и заработной платы по стране ответчик исключил из подсчета май 1987 года и сентябрь 1989 года, заменив их месяцами, предшествующими учетному периоду. Вопреки нормам Закона № 340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» при подсчете коэффициента не были заменены следующие месяцы: декабрь 1987 года; март, декабрь 1988 года, и январь, август 1989 года, в которых видно, что указанные в них суммы заработной платы не соответствуют действительности. В этот период труд истца оплачивался по окладу 120 рублей в месяц, плюс 20% районный коэффициент, итого 144 рубля в месяц, также больничный лист должен был оплачиваться в размере 100% оклада, так как в этот период непрерывный стаж истца превышал 8 лет. Также не были включены в подсчет коэффициента премиальные в сумме 342 руб., заработанные истцом в 1985 году, но по условиям оплаты труда были выплачены в марте, апреле 1986 года, после сдачи годового отчета. Ответчик при подсчете коэффициентов по стажу и валоризации включает в подсчет только полные года, что ведет к занижению коэффициентов по стажу и валоризации и соответственно к значительному снижению размера пенсии.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 22 мая 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Кузьмина З.П., действующая через представителя Кузьмина К.В. просит решение суда отменить, приять новое решение об удовлетворении исковых требований. В доводах жалобы указывает, что пенсионный орган на протяжении 5 лет необоснованно занижает размер пенсии истца. В ходе рассмотрения спора представитель ответчика признавала правильность представленного истцом расчета пенсии, однако суд вопреки этому вынес решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Судом неправильно истолковано заявление о назначении пенсии по наиболее выгодному варианту, поскольку исключить из страхового стажа дородовый и после родовой отпуска истец не просила. По заявлению истца в 2017 году был сделан перерасчет пенсии, сначала размер пенсии увеличился на 274,88 руб., затем еще на 38,51 руб., и каждый раз пенсионный орган указывал, что перерасчет сделан правильно по наиболее выгодному варианту. Указанное подрывает доверие к ответчику, а потому истец полагает, что все доводы искового заявления обоснованны, и по изложенным в иске мотивам являются основанием для отмены постановленного судом решения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
До 1 января 2015 года одним из видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию являлась трудовая пенсия по старости, установление и выплата которой осуществлялись в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
В рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем в качестве обязательного страхового обеспечения вместо трудовой пенсии по старости с 1 января 2015 года были введены: страховая пенсия по старости, фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия (пункт 1 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 216-ФЗ), а также установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок их назначения и выплаты (Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»).
В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2016 года № 217-О «По запросу Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области о проверке конституционности частей 3 и 4 статьи 36 Федерального закона «О страховых пенсиях», от 29 сентября 2016 года № 2042-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Саенко Н. И. на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 36 Федерального закона «О страховых пенсиях» указано, что Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) предусматривал в пунктах 1 - 22 статьи 14 определение размера ее страховой части исходя из устанавливаемого в твердых суммах фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и сумм расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, сформированного в том числе за счет страховых взносов за данное лицо, начиная с 2002 года. В Федеральном законе «О страховых пенсиях» страховая пенсия и фиксированная выплата к ней также выделены в качестве самостоятельных видов обязательного страхового обеспечения застрахованных лиц (пункты 1 и 6 статьи 3) и определение их размеров осуществляется по различным правилам (статьи 15-18). Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионного обеспечения граждан в рамках системы обязательного пенсионного страхования осуществлен законодателем в пределах дискреционных полномочий, с соблюдением требования о предоставлении гражданам возможности в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, направлен на реализацию конституционных предписаний и не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан. Закрепляя новый порядок исчисления обязательного страхового обеспечения, в целях сохранения ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц законодатель при определении размера страховой пенсии по старости предусмотрел возможность учета периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до 1 января 2015 года, исходя из исчисленного по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размера страховой части трудовой пенсии по старости (без ее фиксированного базового размера страховой части и накопительной части) и коэффициентов, предусмотренных для иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, а также увеличил размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по сравнению с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии, закреплявшимся в пункте 2 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (части 10 и 12 статьи 15 и статья 16 Федерального закона «О страховых пенсиях»). Для пенсионеров, получавших на 31 декабря 2014 года трудовые пенсии по старости, в статье 34 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлен особый порядок перерасчета их пенсий. Именно в связи с закреплением такого механизма сохранения ранее приобретенных застрахованными лицами пенсионных прав законодатель в статье 36 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрел правило о том, что со дня вступления в силу данного Федерального закона ранее принятые федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей ему, а Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий. Таким образом, оспариваемые нормы в системе действующего законодательства являются элементами механизма, который при изменении условий и порядка пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования гарантирует разумную стабильность правового регулирования и реализацию пенсионных прав застрахованных лиц, а потому не могут расцениваться как противоречащие конституционным предписаниям.
В связи с чем, доводы Кузьминой З.П. о необходимости расчета ей пенсии по нормам Закона № 340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» основаны на неверном толковании закона.
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» введен в действие с 01.01.2002. Согласно п. 2 ст. 31 данного федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», его статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом пунктом 4 данной статьи (в первоначальной редакции закона) установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.
Предпринятое в тот период реформирование пенсионного законодательства, в основу которого положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, изменило функциональную роль общего трудового стажа в рамках обязательного пенсионного страхования. В настоящее время одним из основных условий приобретения права на трудовую пенсию является страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; юридическое же значение для целей пенсионного обеспечения общего трудового стажа, в который включается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, уменьшается (постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан»).
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в первоначальной редакции) отменил льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключил из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, которые раньше в него включались по Закону Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (в частности, это касается периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, периодов отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, подготовки к профессиональной деятельности, нахождения на спецпоселении лиц из числа репрессированных народов).
Однако, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 № 2-П, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, Федеральный закон «О трудовых пенсиях» установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». При этом Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии. Следовательно, норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не ухудшает положение граждан и не отменяет права, приобретенные ими на основании ранее действовавшего законодательства, а потому не относится к нормам, которым не может быть придана обратная сила.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации, анализируя п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (в первоначальной редакции), признал содержащуюся в данном пункте норму в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Учитывая изложенную позицию Конституционного Суда Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ внесены существенные изменения в ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Периоды, подлежащие включению в трудовой стаж, которые были отражены в п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» и соответственно которым дана оценка в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, в настоящее время закреплены в п. 3 ст. 30 этого же Федерального закона. Кроме того, статья 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» дополнена альтернативным порядком исчислении пенсии, при котором включаются те периоды, которые засчитывались в стаж на основании Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в действующей редакции). При этом в п. 2 ст. 30 названного закона закреплено правило, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В пп. 4 и пп. 5 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте. Если гражданин выбрал вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, судам следует иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Кузьмина З.П. с ДД.ММ.ГГ является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Страховой стаж составляет 26 лет 3 месяца 25 дней, общий трудовой стаж 18 лет 4 месяца 23 дня, отношение заработков 1,048 за 60 месяцев за периоды с 01.03.1985 по 31.08.1985, с 01.06.1987 по 31.08.1989, с 01.10.1989 по 31.12.1991, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с 01.01.2002 в сумме 7758,03 руб.
Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», по нормам которого назначена трудовая пенсия по старости Кузьминой З.П., определен страховой стаж, как учитываемая при определении права на трудовую пенсию продолжительность периодов работы, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2 названного Закона), к числу иных периодов относится, в частности, период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет (подпункт 3 пункта 1 статьи 12); а также общий трудовой стаж, как продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, применяемая при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 (статья 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ).
Согласно статье 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их преобразования в расчетный пенсионный капитал.
В случае, если застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, величина расчетного пенсионного капитала определяется пропорционально имеющемуся общему трудовому стажу.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 30 Закона от 17.12.2001 стажевый коэффициент составляет 0,55 для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемых 20 лет, но не более чем на 0,20.
В соответствии с пунктом 36 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555, в случае совпадения по времени периодов работы и иных периодов учитывается один из таких периодов.
Согласно пункту 46 указанных Правил годы, в течение которых гражданин являлся членом колхоза, но не выработал установленный минимум трудового участия (независимо от причины), засчитываются в страховой стаж как полные календарные годы. Календарные годы, указанные в трудовой книжке колхозника, в которых не было ни одного выхода на работу, из подсчета исключаются.
В силу ст. 100 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 № 240-1 в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В заработок для исчисления пенсии наряду с выплатами, предусмотренными частью первой указанной статьи, также включается пособие по временной нетрудоспособности.
Отвечая на доводы жалобы, суд апелляционной инстанции принимает во внимание статью 8 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», и приходит к выводу о том, что поскольку пособие по беременности и родам относится к самостоятельному виду пособий и не является разновидностью пособия по временной нетрудоспособности, оно не подлежит включению в состав заработка для исчисления пенсии. Поскольку основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона № 165-ФЗ), пунктом 6 статьи 12 Закона № 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 8 названного Закона пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет являются самостоятельными видами страхового обеспечения наряду с пособием по временной нетрудоспособности, выделенным в отдельный подпункт 5.
Несмотря на то обстоятельство, что статья 100 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 № 340-1 в редакции № 9 от 29 января 1997 года, утратившей силу 31 декабря 2001 года, в состав заработка, из которого исчисляется пенсия, учитывала все виды вознаграждения за работу, включая пособие за период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и рода, такая норма спорные правоотношения не регулирует в силу п.12 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», где при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года применяется порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу данного Федерального закона.
На основании пункта 1 статьи 30.1. Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» величина расчетного пенсионного капитала подлежит валоризации. Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 указанного Закона, и сверх того, 1 процент за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.
В связи с введением в действие с 01.01.2015 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия (часть 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ). К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата.
В соответствии с частью 12 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ за каждый год ухода за первым ребенком начисляется 1,8 индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов), 3,6 балла за год ухода за вторым ребенком, 5,4 балла за год ухода за третьим ребенком до достижения детьми возраста полутора лет.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
Установлено, что оценка пенсионных прав Кузьминой З.П. произведена по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». По заявлению Кузьминой З.П. от 03.06.2013 из подсчета стажа и заработка исключен период с 18.09.1985 по 13.05.1987 - период нахождения в дородовом отпуске 56 дней до рождения ребенка, родившегося ДД.ММ.ГГ, и отпуск по уходу за ним до достижения возраста полутора лет.
Как следует из материалов дела и обоснованно учтено судом первой инстанции, работа в колхозе имени Ленина включена в стаж с учетом информации, имеющейся в трудовой книжке колхозника Кузьминой З.П. и архивной справке администрации муниципального образования «Селенгинский район» от 16.01.2015 - с даты приема в члены колхоза с 11.11.1977 по 31.12.1978. За 1979, 1980 годы отсутствует информация об отработанных днях, поэтому периоды с 01.01.1979 по 02.10.1979 и с 03.01.1980 по 02.07.1981 учтены как периоды ухода за детьми (ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ г.р.), до достижения ими возраста полутора лет.
Согласно произведенному специалистом ГУ – Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Алтайскому краю расчету от 30.08.2018, расчетный пенсионный капитал на 01.01.2002, исчисленный по пункту 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, составляет 107624,19 руб.: (0,55 х 1,048 х 1671 руб. - 450 руб. - базовая часть трудовой пенсии по старости на 01.01.2002) х 228 мес. - ожидаемый период выплаты пенсии х 0,91986111 - отношение имеющегося стажа к требуемому (220,766666 мес./240 мес.).
С учетом индексации до 30.06.2013 расчетный пенсионный капитал составляет 557977,91 руб. (107624,19 руб. х 5,18450000 - суммарный коэффициент индексации). С учетом страховых взносов после 01.01.2002 в сумме 7758,03 руб. расчетный пенсионный капитал составляет 565735,94 руб.
Сумма валоризации за 9 лет стажа до 01.01.1991 (19 %) составляет 106015,80 руб. (557977,91 руб. х 19 %).
Размер страховой части пенсии Кузьминой З.П. по состоянию на дату назначения 30.06.2013 составил 2946,28 руб. (671751,74 / 228, где 671751,74 = 565735,94 руб. + 106015,80 руб.). С учетом индексаций страховой части с 01.02.2014 и с 01.04.2014 на 1,065 и 1,017 соответственно размер страховой части на 31.12.2014 составил 3191,13 руб.
С 1 января 2015 года размер пенсии пересчитан по нормам Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ исходя из величины индивидуального пенсионного коэффициента. К страховой пенсии установлена фиксированная выплата.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента Кузьминой З.П. составляет 49,784 балла, она определена путем деления размера страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31.12.2014 на стоимость одного пенсионного коэффициента с 1 января 2015 года (3191,13 руб. : 64,10 руб.).
На основании обращения Кузьминой З.П. от 17.02.2015 с 01.03.2015 истцу произведен перерасчет размера страховой пенсии по пункту 1 части 2 статьи 18 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в связи с увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015: начислен индивидуальный пенсионный коэффициент в размере 14,865 за периоды ухода за детьми до достижения им возраста полутора лет:
1,365 балла за период с 01.01.1979 по 02.10.1979 по уходу за ребенком, родившимся ДД.ММ.ГГ ((9 мес./12 мес. xl,8) + (3 дн./З60 дн. х 1,8));
5,4 балла за период с 03.01.1980 по 02.07.1981 по уходу за ребенком, родившимся ДД.ММ.ГГ ((1 год х 3,6) + (6 мес./12 мес. х 3,6));
8,1 балла за период с 13.11.1985 по 12.05.1987 по уходу за ребенком, родившимся ДД.ММ.ГГ ((1 год х 5,4) + (6 мес./12 мес. х 5,4)).
При этом, поскольку период ухода за ребенком, родившимся ДД.ММ.ГГ, частично совпадает по времени с периодом работы, учет периода ухода за этим ребенком полностью (1 год 6 месяцев) вопреки доводам жалобы повлечет исключение из стажа период работы истца с 03.04.1978 по 31.12.1978, что приводит к уменьшению размера пенсии.
Общая величина индивидуального пенсионного коэффициента Кузьминой З.П. составляет 64,649 (49,784 + 14,865).
Размер страховой пенсии по старости с 01.08.2018 составляет 5268,25 руб. (64,649 х 81,49 руб. стоимость одного пенсионного коэффициента с 01.01.2018). С учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии 4982,90 руб. общий размер пенсии Кузьминой З.П. с 01.01.2018 составляет 10251,15 руб.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что вариант расчета пенсии Кузьминой З.П., осуществленный Управлением ПФР в г. Рубцовске и Рубцовском районе является выгодным и соответствует нормам Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О страховых пенсиях». Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, не содержат основания для отмены по существу правильного судебного акта.
В целом доводы жалобы аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в постановленном по делу решении, с которой судебная коллегия соглашается.
Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
апелляционную жалобу истца Кузьминой З. П., действующей через представителя Кузьмина К. В. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 22 мая 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: