Судья Сильнова Т.Б. Дело № 33-10795/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 октября 2016 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.,
судей Александровой Л.А., Дмитриевой О.С.
при секретаре Поздняковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства финансов Российской федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю на решение Мамонтовского районного суда Алтайского края от 27 мая 2016 года по делу
по иску Горшенина М. М. к Федеральной миграционной службе Российской Федерации о взыскании убытков, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Александровой Л.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Горшенин М.М. обратился в суд с иском к Федеральной миграционной службе Российской Федерации о взыскании убытков, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что в декабре 2012 года обратился в ТП УФМС России по Алтайскому краю в <адрес> с целью получения разрешения на проживание на территории Российской Федерации, а также оформления гражданства.
На личном приеме сотрудником ТП УФМС России по Алтайскому краю в <адрес> были приняты принадлежащие Горшенину М.М. документы с целью оформления разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации и получения гражданства Российской Федерации.
По истечении 1 года 9 месяцев, не дождавшись ответа, истец обратился в прокуратуру Алтайского края с просьбой провести проверку правомерности действий сотрудников ТП УФМС России по Алтайскому краю в <адрес>.
По результатам проведенной проверки инспектор ТП УФМС России по Алтайскому краю в <адрес> старший лейтенант внутренней службы Савостин С.Н. и начальник территориального пункта Жученко А.Н. привлечены к дисциплинарной ответственности.
В результате бездействия должностных лиц Горшенин М.М. не имел возможности получить вид на жительство.
Право же на получение пенсии в Российской Федерации Горшенин М.М., как гражданин Республики Казахстан, может получить только после оформления вида на жительство.
Истец полагает, что в результате бездействия сотрудников ТП УФМС России по Алтайскому краю в <адрес> он не имел возможности своевременно оформить надлежащим образом пенсионные права.
В период с марта по август 2014 года истец мог бы получать пенсию по старости. Однако пенсия была назначена истцу только ДД.ММ.ГГ в размере *** руб. 48 коп.
Причиненные Горшенину М.М. убытки за период с марта по август 2014 составляют *** коп., за период с сентября 2014 года по конец ноября 2015 года - *** руб..
Также истец полагает, что ему причинен моральный вред, который он оценивает в *** руб..
Все время, в течение которого бездействовали сотрудники органов государственной власти, он не имел доходов к существованию, не имел права на получение пенсии. Это вынуждало истца жить за счет доходов своей сестры. Горшенин М.М. оставался в постоянном неведении относительно дальнейшего развития ситуации, связанной с оформлением гражданства Российской Федерации.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд взыскать с Федеральной миграционной службы Российской Федерации, как с главного распорядителя бюджетных средств, за счёт казны Российской Федерации в свою пользу упущенную выгоду в размере *** рублей, компенсацию причиненного морального вреда в размере *** рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 рублей.
Решением Мамонтовского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования Горшенина М.М. удовлетворены частично.
С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Горшенина М.М. взыскана компенсация морального вреда в размере *** рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере *** рублей.
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство финансов РФ в лице УФК по Алтайскому краю просит решение суда изменить, снизив сумму компенсации морального вреда в соответствии с требованиями разумности и справедливости.
Не соглашаясь с решением суда, УФК по Алтайскому краю указывает, что истцом не представлено доказательств наличия обстоятельств, на которых он основывает свои требования о взыскании компенсации морального вреда. В декабре 2012 года Горшенин М.М. обратился в миграционную службу с подлинниками документов для оформления правого статуса на территории Российской Федерации, при этом заявление истец не подавал, справка о приеме документов ему не выдавалась. В соответствии с п.п.54,58 приказа ФМС России от 22.04.2013 №214 «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации» основанием для начала предоставления государственной услуги является подача заявления на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации. В решении суда отсутствует должное обоснование размера компенсации морального вреда. Кроме того, УФК по Алтайскому краю полагает, что не является надлежащим ответчиком по данной категории спора, поскольку осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности возложено на Федеральную миграционную службу.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Горшенин М.М. просит в удовлетворении требований УФК по Алтайскому краю о снижении суммы компенсации морального вреда отказать.
В отзыве на апелляционную жалобу Главное управление по вопросам миграции МВД России поддержало доводы жалобы.
В суде апелляционной инстанции представитель ГУ МВД России по АК Лапина Е.Ю. полагала жалобу подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в части размера компенсации морального вреда, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела (п.3 ч.1 ст.330 ГПК РФ).
Как следует из материалов дела, в соответствии с рапортом инспектора ОВГРиУ УФМС старшего лейтенанта внутренней службы от ДД.ММ.ГГ установлено, что Горшенин М.М. прибыл на территорию Российской Федерации в 2002 году по национальному паспорту серии Р ***, выданному ДД.ММ.ГГ МВД Республики Казахстан сроком действия до ДД.ММ.ГГ. При попытках оформить гражданство Российской Федерации сотрудники ТП не принимали документы Горшенина М.М. из-за отсутствия миграционной карты, а также листка убытия из <адрес>. До настоящего времени Горшенин М.М. незаконно проживает на территории района без регистрации. Оформлением документов Горшенина М.М. занимается его сестра – Пирязева Л. М.. Согласно её объяснениям в декабре 2012 года она и брат обратились к инспектору ТП Савостину С.Н. для консультации по вопросу легализации и оформления документов Горшенина М.М., при этом Савостину С.Н. были переданы подлинники документов Горшенина М.М.: национальный паспорт, удостоверение личности гражданина Республики Казахстан, свидетельство о рождении, военный билет, трудовая книжка. Заявления Горшенин М.М. не подписывал, справка о приеме от него документов сотрудником не выдавалась. В течение 1 года и 9 месяцев, периодически интересуясь по телефону о результатах, Пирязева Л.М. получала ответ от инспектора Савостина С.Н., что документы находятся на рассмотрении в Управлении в <адрес>, вопрос будет решен положительно. По поступлению жалобы в УФМС России по Алтайскому краю, Савостин С.Н. совместно с начальником ТП в <адрес>Жученко А.Н. приехали к Пирязевой Л.М., они возвратили ей все подлинники документов, без принятия решения по его легализации.
В своем объяснении, данном в ходе проведения служебной проверки ДД.ММ.ГГ, врио ТП УФМС России по Алтайскому краю в <адрес> старший лейтенант внутренней службы Савостин С.Н. пояснил, что в декабре 2012 года Горшенин М.М. с сестрой Пирязевой Л.М. обратились к нему по вопросу гражданства Российской Федерации, предоставив: национальный паспорт, удостоверение личности гражданина Республики Казахстан, свидетельство о рождении, военный билет, трудовую книжку. Бланки заявлений о выдаче разрешения на временное проживание, вида на жительство и гражданства Российской Федерации Горшенин М.М. не заполнял, справка о приёме от него документов к рассмотрению не выдавалось. В январе 2013 года Горшенин М.М. с сестрой Пирязевой Л.М. вновь пришли на прием, в ходе которого им вновь было разъяснено, что нужно легализовать свое пребывание на территории Российской Федерации. После проверки принятых документов Савостин С.Н. установил, что они не могут быть направлены в УФМС России по Алтайскому краю для оформления разрешения на временное проживание. В связи с большой загруженностью, данные документы были убраны в стол, без каких либо действий по их рассмотрению. Затем оригиналы документов Горшенина М.М. были возвращены Пирязевой Л.М.
Согласно заключению по материалам служебной проверки по жалобе Горшенина М.М. на действия сотрудников территориального пункта УФМС России по Алтайскому краю в <адрес>, при оформлении гражданства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, инспектор территориального пункта УФМС России по Алтайскому краю в <адрес> старший лейтенант внутренней службы Савостин С.Н. нарушил п.п. 1.7, 2.8, 2.6.3 должностной инструкции, а так же пункт 9.2, 14, 17.1 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 19.03.2008 года № 64, что повлекло затягивание сроков оформления гражданства Российской Федерации М.М. Горшенину, в следствие чего предупрежден о неполном служебном соответствии. За нарушение п.п. 17.1, 11 должностной инструкции, выразившееся в отсутствии контроля за деятельностью подчиненного сотрудника, ответственного за прием документов по оформлению гражданства Российской Федерации, а так же отсутствие контроля за пребыванием иностранных граждан, начальнику территориального пункта УФМС России по Алтайскому краю в <адрес> капитан внутренней службы Жученко А.Н. объявлен строгий выговор.
В соответствии с копией справки *** от ДД.ММ.ГГ, выданной УПФР в <адрес> (межрайонное), отделом в <адрес>, Горшенину М.М. с ДД.ММ.ГГ установлена страховая пенсия по старости бессрочно, размер которой составляет *** рублей 48 копеек.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
В силу ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
Согласно п.п. 1,2 ст. 6.1 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, разрешение на временное проживание выдается с учетом квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:1) заявление о выдаче разрешения на временное проживание; 2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; 3) миграционную карту; 4) квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание; документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу п. 8 ст. 6.1.указанного закона не позднее чем через шестьдесят суток со дня принятия у иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание при условии представления им документов, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящей статьи, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на временное проживание по форме, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, либо предусмотренное пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона уведомление об отказе в выдаче данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание.
В силу п.17 Приказа ФМС РФ от 19.03.2008 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве» заявитель обеспечивает сбор необходимых документов и сведений, конкретизированных должностным лицом; надлежащее оформление требуемого пакета документов (пункты 4 - 7 Положения); надлежащее заполнение бланков заявления (пункты 3, 7 Положения); подготовку необходимых копий документов (пункт 6 Положения), оплату государственной пошлины. Заявитель лично представляет имеющийся у него пакет документов должностному лицу. Должностное лицо осуществляет проверку наличия необходимых документов и их копий, удостоверение копий документов и подлинности подписей, ознакомление заявителя, имеющего детей, со статьями 24 - 25 Федерального закона, выяснение его мнения об изменении гражданства детей, проверку наличия квитанции об уплате государственной пошлины.
На основании представленных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо: принимает решение о готовности пакета документов для начала рассмотрения и проведения проверочных мероприятий. В этом случае должностное лицо в порядке, установленном пунктом 34 Положения, принимает заявление, регистрирует заявление во входящем журнале, выдает заявителю справку о приеме документов с указанием регистрационного номера, даты принятия документов, фамилии и должности должностного лица, контактных данных; принимает решение о необходимости дальнейшего сбора документов и (или) корректировки их заполнения, о чем сообщает заявителю в ходе текущего приема документов.
Пунктом 9.2 Административного регламента предусмотрены сроки исполнения государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве, в частности, по заявлениям о приобретении гражданства Российской Федерации на основании международных договоров - в срок до трех месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов.
В соответствии с п. 14 Административного регламента основным исполнителем административных процедур являются территориальные органы. Распределение полномочий между территориальными органами и их структурными подразделениями осуществляется в соответствии с функциональными обязанностями, закрепленными в положениях о структурных подразделениях территориальных органов.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 73 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующего в период обращения истца в ТП УФМС России по Алтайскому краю в <адрес> для оформления разрешения на временное проживание, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, исходя из ч. 3 ст. 7 указанного Федерального закона.
Из статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с положениями ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению вред, причиненный гражданину или юридическому лицу.
В числе способов защиты прав, установленных ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена компенсация морального вреда.
Таким образом, гражданин вправе требовать компенсации причиненного ему морального вреда, если к тому есть основания, установленные ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии с п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Обжалуемым решением суда исковые требования в части взыскания упущенной выгоды в виде неполучения пенсии оставлены без удовлетворения.
В указанной части решение суда сторонами не обжалуется, а потому не является предметом апелляционной проверки судебной коллегией по гражданским делам.
Доводы жалобы о том, что Министерство финансов Российской Федерации не является надлежащим ответчиком, подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе, в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
В силу п. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязанность по исполнению судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, возложена на Министерство финансов Российской Федерации.
Поэтому решение суда о взыскании компенсации морального вреда подлежит исполнению Минфином Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Указание в подпункте 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации на то, что главный распорядитель бюджетных средств отвечает от имени Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств, не означает того, что главные распорядители бюджетных средств исполняют судебные акты по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов Российской Федерации. Данная обязанность п. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации возложена на Минфин Российской Федерации.
Ссылка в жалобе на Приказ ФМС России от 22.04.2013 №214 не принимается во внимание судебной коллегией, поскольку данный приказ не действовал в период обращения истца в ТП УФМС России по Алтайскому краю в <адрес>.
С выводами суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда в связи с затягиванием сроков оформления Горшенину М.М. гражданства Российской Федерации судебная коллегия в целом соглашается.
При определении размера денежной компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу Горшенина М.М., суд обоснованно установил, что моральный вред истцу причинен в результате затягивания ответчиком сроков оформления гражданства Российской Федерации.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что при определении размера денежной компенсации морального вреда суд первой инстанции не учел в полной мере обстоятельства дела, в том числе активность участия сестры истца, а не его самого в оформлении вида на жительства, отсутствие иных неблагоприятных последствий в результате несвоевременного оформления гражданства, отсутствие доказательств намеренного причинения сотрудниками территориального пункта УФМС России по Алтайскому краю в <адрес> нравственных и физических страданий истцу, несоблюдение истцом предусмотренной Административным регламентом процедуры обращения с письменным заявлением на выдачу разрешения на временное проживание, что в совокупности существенно влияет на размер возмещения вреда, характер и степень причиненных истцу нравственных страданий. Доводы апелляционной жалобы в данной части заслуживают внимание.
Поскольку при определении размера компенсации морального вреда судом не были учтены в полном объеме все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, требования разумности и справедливости, позволяющие, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, с другой - не допустить неосновательного обогащения истца, постольку, по мнению судебной коллегии, сумма компенсации морального вреда, взысканная в пользу истца в размере ***., является завышенной и подлежит уменьшению.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, характер причиненных истцу физических и нравственных страданий, степень вины причинителя вреда, а также требования разумности и справедливости, судебная коллегия считает необходимым снизить размер компенсации морального вреда до ***.
Руководствуясь п.2 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
апелляционную жалобу ответчика Министерства финансов Российской федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю удовлетворить.
Решение Мамонтовского районного суда Алтайского края от 27 мая 2016 года в части размера взысканной компенсации морального вреда изменить.
Взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Горшенина М. М.*** рублей в счет компенсации морального вреда.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: