НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 04.06.2014 № 33-4527/14

  Судья Чепрасов О.А. 33-4527/14

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 04 июня 2014 года г. Барнаул

 Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

 председательствующего Котликовой О.П.,

 судей Ковалюк Л.Ю., Титовой В.В.,

 при секретаре Бубенщиковой Н.С.

 рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков Администрации города Барнаула, комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 21 февраля 2014 года по делу по иску прокурора города Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Барнаула, комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей.

 Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 прокурор города Барнаула обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Барнаула, комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, в котором с учетом последующих уточнений в окончательной форме просил:

 1. Признать незаконным бездействие Администрации города Барнаула, комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула по организации и выполнению дорожного покрытия в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89 участков дорог: ул. 1-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой; участок ул. 3-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. Лазоревой от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. 4-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. 5-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. 6-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой; участок ул. Грибной от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. 1-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок улицы Магистральной от ул. 1-й переулок до ул. 10 переулок, участок ул. 7 -й переулок от ул. Магистральной до ул. Тенистой, участок ул. 8-й переулок от 10-го переулка до 6-го переулка, участок ул. 9-й переулок от 10-го переулка до 6-го переулка в пос. Лесном г. Барнаула.

 2. Признать незаконным бездействие Администрации города Барнаула, комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Администрации города Барнаула по организации обустройства тротуаров и пешеходных дорожек вдоль ул. 2-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой; участок ул. 1-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой; участок ул. Грибной от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. 1-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок улицы Магистральной от ул. 1-й переулок до ул. 10-й переулок, участок ул. 7-й переулок от ул. Магистральной до ул. Тенистой, участок ул. 8-й переулок от 10-го переулка до ул. 6-й переулок, участок ул. 9-й переулок от ул. 10-й переулок до ул. 6-й переулок в пос. Лесном г. Барнаула;

 3.       Возложить на Администрацию города Барнаула, комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула обязанность по организации и выполнению дорожного покрытия в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89 участков дорог: ул. 1-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой; участок ул. 3-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. Лазоревой от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. 4-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. 5-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. 6-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой; участок ул. Грибной от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. 1-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. Магистральной от ул. 1-й переулок до ул. 10-й переулок, участок ул. 7-й переулок от ул. Магистральной до ул. Тенистой, участок ул. 8-й переулок от ул. 10-й переулок до ул. 6-й переулок, участок ул. 9-й переулок от ул. 10-й переулок до ул. 6-й переулок в пос. Лесном г. Барнаула;

 4.      Возложить на Администрацию города Барнаула, комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Администрации города Барнаула обязанность по организации обустройства тротуаров и пешеходных дорожек вдоль ул. 2-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой; участок ул. 1-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой; участок ул. Грибной от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. 1-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок улицы Магистральной от ул. 1-й переулок до ул. Переулок, участок ул. 7-й переулок от ул. Магистральной до ул. Тенистой, участок ул. 8-й переулок от ул. 10-й переулок до ул. 6-й переулок, участок ул. 9-й переулок от ул. 10-й переулок до ул. 6-й переулок в пос. Лесном г. Барнаула.

 5. Обязать комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р-50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года №221 участок дороги ул. Нарядной от ул. Радужной до ул. Тенистой в пос. Лесном г. Барнаула, а именно устранить выбоины, просадки.

 6. Обязать комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула привести в соответствие с требованиями «СНиП 2.07.01- 89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» участок дороги ул. Нарядной от ул. Радужной до ул. Тенистой в пос. Лесном г. Барнаула, а именно увеличить ширину проезжей части до 7 м.

 7. Обязать комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула привести в соответствие с требованиями «СНиП 2.07.01- 89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» участок дороги ул. Радужной, ул. 17-й переулок, ул. 19-й переулок (участок от ул. Радужной до ул. Магистральной), ул. 18-й переулок (участок от ул. Радужной до ул. Магистральной) в пос. Лесном г. Барнаула, а именно увеличить ширину проезжей части до 6 м.

 В обоснование требований указано на то, что в ходе проверки установлено, что на участке ул. 2-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой отсутствуют тротуары; на участке ул. 1-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой отсутствует асфальтобетонное покрытие проезжей части от дома №80 до дома №1, отсутствуют тротуары; на участке ул. 3-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, на участке ул. Лазоревой от ул. Радужной до ул. Тенистой, на участке ул. 4-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, на участке ул. 5-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, на участке ул. 6-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, на участке ул. Грибной от ул. Радужной до ул. Тенистой, на участке ул. 1-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, на участке ул. Магистральной от 1-го переулка до ул. 10-й переулок, на участке ул. 7-й переулок от ул. Магистральной до ул. Тенистой, на участке ул. 8-й переулок от ул. 10-й переулок до ул. 6-й переулок, на участке ул. 9-й переулок от ул. 10-й переулок до ул. 6-й переулок - отсутствует асфальтобетонное покрытие проезжей части, отсутствуют тротуары. Отсутствие асфальтобетонного покрытия проезжей части, тротуаров является нарушением СНиП2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», рекомендаций ЦНИИП градостроительства по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений. В ходе дополнительной проверки установлено, что участок ул. Нарядной от ул. Радужной до ул. Тенистой имеет проезжую часть с асфальтобетонным покрытием, на котором имеются отдельные выбоины и просадки длиной 50 см, шириной 100 см, глубиной 9 см, что превышает предельно допустимые размеры, указанные в ГОСТ Р 50597-93, кроме того, согласно расчетным параметрам СНиП 2.07.01-89 минимальная ширина проезжей части поселковой дороги должна составлять 7 м, а по факту составляет 3,5 м. Участки ул. Радужной, ул. 17-ый переулок, ул. 19-й переулок (участок от ул. Радужной до ул. Магистральной), ул. 18-й переулок (участок от ул. Радужной до ул. Магистральной) имеют асфальтобетонное покрытие проезжей части шириной 5 м, тогда как согласно расчетным параметрам СНиП 2.07.01-89 минимальная ширина проезжей части основной улицы в жилой застройке должна составлять 6 м. Указанные выше нарушения оказывают негативное влияние на безопасность дорожного движения. Органами, уполномоченными на организацию обустройства тротуаров и пешеходных дорожек, на организацию и выполнение дорожного покрытия являются Администрация города Барнаула, комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, на устранение выбоин и просадок автомобильных дорог – названный комитет.

 Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 21 февраля 2014 года исковые требования удовлетворены в части.

 Признано незаконным бездействие Администрации города Барнаула, комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула по организации и выполнению дорожного покрытия в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89 участков дорог: участок ул. 1-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой; участок ул. 3-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. Лазоревой от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. 4-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. 5-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. 6-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой; участок ул. Грибной от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. 1-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. Магистральной от ул. 1-й переулок до ул. 10-й переулок, участок ул. 7-й переулок от ул. Магистральной до ул. Тенистой, участок ул. 8-й переулок от ул. 10-й переулок до ул. 6-й переулок, участок ул. 9-й переулок от ул. 10-й переулок до ул. 6-й переулок в пос. Лесном г. Барнаула.

 Признано незаконным бездействие Администрации города Барнаула, комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Администрации города Барнаула по организации обустройства тротуаров и пешеходных дорожек вдоль ул. 2-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой; участок ул. 1-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой; участок ул. Грибной от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. 1-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок улицы Магистральной от ул. 1-й переулок до ул. 10-й переулок, участок ул. 7-й переулок от ул. Магистральной до ул. Тенистой, участок ул. 8-й переулок от ул. 10-й переулок до ул. 6-й переулок, участок ул. 9-й переулок от ул. 10-й переулок до ул. 6-й переулок в пос. Лесном г. Барнаула;

 На Администрацию города Барнаула, комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула возложена обязанность по организации и выполнению дорожного покрытия в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89 участков дорог: ул. 1-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой; участок ул. 3-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. Лазоревой от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. 4-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. 5-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. 6-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой; участок ул. Грибной от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. 1-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. Магистральной от ул. 1-й переулка до ул. 10-й переулок, участок ул. 7-й переулок от ул. Магистральной до ул. Тенистой, участок ул. 8-й переулок от ул. 10-й переулок до ул. 6-й переулок, участок ул. 9-й переулок от ул. 10-й переулок до ул. 6-й переулок в пос.Лесном г. Барнаула;

 На Администрацию города Барнаула, комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Администрации города Барнаула возложена обязанность по организации обустройства тротуаров и пешеходных дорожек вдоль ул. 2-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой; участок ул. 1-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой; участок ул. Грибной от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. 1-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, участок ул. Магистральной от 1-го переулка до ул. 10 переулок, участок ул. 7-й переулок от ул. Магистральной до ул. Тенистой, участок ул. 8-й переулок от ул. 10-й переулок до ул. 6-й переулок, участок ул. 9-й переулок от ул. 10-й переулок до ул. 6-й переулок в пос. Лесном г. Барнаула.

 На комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула возложена обязанность привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р-50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года №221 участок дороги ул. Нарядной от ул. Радужной до ул. Тенистой в пос. Лесном г. Барнаула, а именно устранить выбоины, просадки.

 В удовлетворении остальной части требований отказано.

 В апелляционной жалобе комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула просит решение суда отменить. В обоснование указывает на то, что решение суда содержит ссылки на Федеральные законы, которые распространяются только на вновь строящееся объекты. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» не подлежал применению, поскольку не был опубликован, не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, не является нормативным правовым актом. Судом не принято во внимание, что строительство дорог является капитальным вложением и осуществляется в рамках Адресной инвестиционной программы города Барнаула на 2014-2016 годы, план объектов по данной программе утверждается главой администрации города, и выполнение работ по строительству тротуаров и пешеходных дорожек в пос. Лесном г. Барнаула в указанный план не включено, в рамках выделенного финансирования комитет надлежащим образом осуществляет свои обязательства. В нарушение ст. 206 Гражданского процессуального Российской Федерации судом не установлен срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

 В апелляционной жалобе Администрация города Барнаула просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование ссылается на то, что решение суда содержит ссылки на общие нормы права (Устав городского округа – города Барнаула, строительные правила), которые распространяются только на вновь строящееся объекты. Все дороги в пос. Лесном г. Барнаула расположены на территории микрорайона индивидуальной жилой застройки, являются дорогами индивидуальной жилой застройки, обустраивались за счет средств застройщиков микрорайона, поэтому относятся к частным автомобильным дорогам и затраты, связанные с осуществлением дорожной деятельности, в отношении этих дорог органы местного самоуправления нести не должны. Кроме того, дороги могут и не находиться в собственности в том случае, если они не создавались как объект недвижимости, а создавались для простого передвижения в границах определенной территории. Приведенные судом требования должны были соблюсти застройщики при строительстве улиц в микрорайоне. Помимо этого, согласно п. 4.5.1. ГОСТ Р 52776-2007 тротуары устраивают на дорогах с твердым дорожным покрытием, однако улицы в пос. Лесном г. Барнаула такого покрытия не имеют, поэтому проектирование и строительство тротуаров и дорожек не обязательно. ГОСТ Р 50597-93 не предполагает обязательное оборудование автомобильных дорог тротуарами, допускает наличие просто обочин, не оборудованных в том числе бордюрным камнем. В нарушение разъяснений Верховного Суда Российской Федерации в решении суд не указал, какое именно бездействие Администрации города Барнаула повлекло несоответствие тротуара установленным нормам, почему именно она должна совершить указанные судом действия, являются ли они обязательными для Администрации города Барнаула, когда, в каком временном периоде тротуар соответствовал нормам, проектировался ли он в соответствии со СНиП. В решении суд не определил конкретные меры, направленные на восстановление прав граждан или устранение препятствий к их осуществлению. В нарушение ст. 206 Гражданского процессуального Российской Федерации судом не установлен срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

 В возражениях на апелляционные жалобы прокурор просит об оставлении решения суда без изменения.

 В судебное заседание представители Администрации города Барнаула, комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, в связи с чем дело может быть рассмотрено в их отсутствие.

 Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав прокурора Т.Я.В., возражавшую против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении апелляционных жалоб без удовлетворения.

 Согласно положениям ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.

 Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

 В силу ст. 5 того же Федерального закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

 Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог.

 Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 указанного Федерального закона).

 Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 1 ст. 3 того же Закона).

 Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Элементами обустройства автомобильных дорог являются в том числе тротуары, пешеходные дорожки (п.п. 1, 5 ст. 3 того же Федерального закона).

 Согласно п. 5 ч. 1 ст. 19 Устава городского округа – города Барнаула Алтайского края к вопросам местного значения городского округа дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 В соответствии с п. 1 ст. 57 названного выше Устава к полномочиям администрации города отнесена организация дорожного хозяйства.

 В силу п.п. 2.1 - 2.2.2 Положения о комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, утвержденного Решением Барнаульской городской Думы №520 от 29 апреля 2011 года, основной целью комитета является решение вопросов местного значения на территории города в сфере организации дорожной деятельности, благоустройства, транспорта, дорожного движения, уличного освещения и связи. Для реализации основной цели комитет выполняет следующие функции: организация и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа (п. 2.2.1); строительство, ремонт, реконструкция и содержание объектов внешнего благоустройства, элементов обустройства автомобильных дорог и сети освещения улиц в границах городского округа (п. 2.2.2). Комитет является юридическим лицом (п. 1.4).

 Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ государственным инспектором дорожного надзора майором полиции М.С.П. совместно с государственным инспектором дорожного надзора лейтенантом полиции К.Д.В. проведено обследование состояния и обустройства улично-дорожной сети пос. Лесного микрорайона Лесная поляна г. Барнаула, по результатам которого составлен акт обследования улично-дорожной сети указанного поселка в границах ул. Радужной – ул. 1-й переулок – ул. Тенистой – ул. 10-й переулок.

 В ходе обследования установлено и в акте отражено, что на участке ул. 1-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой отсутствует асфальтобетонное покрытие проезжей части от дома №80 до дома №1, отсутствуют тротуары; на участке ул. 2-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой отсутствуют тротуары; на участке ул. 3-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, на участке ул. Лазоревой от ул. Радужной до ул. Тенистой, на участке ул. 4-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, на участке ул. 5-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, на участке ул. 6-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, на участке ул. Грибной от ул. Радужной до ул. Тенистой, на участке ул. 1-й переулок от ул. Радужной до ул. Тенистой, на участке улицы Магистральной от ул. 1-й переулок до ул. 10-й переулок, на участке ул. 7-й переулок от ул. Магистральной до ул. Тенистой, на участке ул. 8-й переулок от ул. 10-й переулок до ул. 6-й переулок, на участке ул. 9-й переулок от ул. 10-й переулок до ул. 6-й переулок - отсутствует асфальтобетонное покрытие проезжей части, отсутствуют тротуары.

 Кроме того, в ходе обследования, проведенного ДД.ММ.ГГ государственным инспектором дорожного надзора лейтенантом полиции К.Д.В. установлено и в акте отражено, что участок ул. Нарядной от ул. Радужной до ул. Тенистой имеет проезжую часть шириной 3,5 м с асфальтобетонным покрытием, на покрытии проезжей части имеются отдельные просадки и выбоины длиной 50 см, шириной 100 см, глубиной 9 см, что превышает предельно допустимые размеры, указанные в ГОСТ Р 50597-93. Установленные нарушения подтверждаются приложенными к актам фотоматериалом.

 По делу проведена судебная строительно-техническая экспертиза. Заключением эксперта *** от ДД.ММ.ГГ установлено, что все улицы в границах ул. Радужной - ул. 1-й переулок - ул. Тенистой - 10-й переулок в пос. Лесном г. Барнаула не соответствуют градостроительным требованиям СНиП 2.07.01-89*, СП 42.13330.2011, Рекомендациям по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений. Для устранения выявленных, в исследованиях по вопросу №1 несоответствий исследуемых улиц нормативно-обусловленным требованиям необходимо, на основании данных «Проекта детальной планировки поселка в районе п. Лесного в г. Барнауле», шифр А-26-92 ГП выполнить устройство дорог и тротуаров исследуемых улиц, а также реконструкцию существующих дорог с асфальтобетонным покрытием ул. 2-й переулок и части ул. Магистральная. В виду того, что исследуемые улицы, за исключением дорог с асфальтобетонным покрытием ул. 2-й переулок и части ул. Магистральная, не имеют автомобильных дорог, а упомянутые дороги с асфальтобетонным покрытием не имеют элементов обустройства по ГОСТ Р 52766-2007, то все улицы в границах ул. Радужная - ул. 1-й переулок - ул. Тенистая - 10-й переулок поселка Лесной г. Барнаула не соответствуют ГОСТ Р 52766- 2007. Фактическая ширина и ширина исследуемых улиц в красных линиях позволяет выполнить устройство основных и второстепенных проездов, а также выполнить реконструкцию существующих дорог с асфальтобетонным покрытием ул. 2-й переулок и части ул. Магистральная в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89*, СП 42.13330.2011, СНиП 2.05.02-85*, Рекомендациям по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений и соответственно ГОСТ Р 52766-2007.

 Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» национальные стандарты и своды правил, включенные в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.

 Перечень национальных стандартов и сводов правил утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года №047-р.

 СНиП2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (разделы 1-5, 6 (пункты6.1-6.41, таблица 10*), 7-9; приложение 2), а также СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги» (разделы 1 (пункты 1.8, 1.11 - 1.14*),2 - 5, 6 (пункты 6.3, 6.10 - 6.21, 6.25, 6.30 - 6.43, 6.48 - 6.55, 6.59 - 6.66), 7 (пункты 7.4, 7.8, 7.10, 7.13, 7.16 - 7.25, 7.31, 7.33 - 7.53), 8 (пункты 8.3 - 8.5), 9 (пункты 9.3* - 9.14, 9.16 - 9.21), 10; приложение 1) указаны в перечне национальных стандартов и сводов правил (п.п. 39, 57).

 Строительные нормы и правила СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» утверждены и с 01 января 1990 года введены в действие Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года №78.

 В соответствии с п. 2.9* СНиП2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» тротуары и велосипедные дорожки следует устраивать приподнятыми на 15 см над уровнем проездов. Пересечения тротуаров и велосипедных дорожек с второстепенными проездами, а на подходах к школам и детским дошкольным учреждениям и с основными проездами следует предусматривать в одном уровне с устройством рампы длиной соответственно 1,5 и 3 м. Согласно таблице 8* к п. 6.18* «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» ширина пешеходной части тротуаров для дорог местного значения жилой застройки должна быть не менее 1,5 м, для проездов от 1 м до 0,75 м.

 Строительные нормы и правила СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» утверждены и введены в действие с 1 января 1987 года Постановлением Госстроя СССР от 17 декабря 1985 года №233. Согласно данным СНиП дорожная одежда должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к дороге как транспортному сооружению. Эти требования надлежит обеспечивать выбором конструкции всей дорожной одежды, соответствующих покрытий проезжей части, конструкции сопряжения проезжей части с обочинами и разделительной полосой и типов укрепления обочин, созданием ровной и шероховатой поверхности проезжей части и т.д. (п. 7.1); конструкцию дорожной одежды и вид покрытия следует принимать исходя из транспортно-эксплуатационных требований и категории проектируемой дороги с учетом интенсивности движения и состава автотранспортных средств, климатических и грунтово-гидрологических условий, санитарно-гигиенических требований, а также обеспеченности района строительства дороги местными строительными материалами (п. 7.2). В пункте 7.4, обязательном для применения, регламентированы типы дорожных одежд, основные виды покрытий и область их применения.

 В соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденным и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года №270-ст, данный стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения, стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог. Согласно названному Стандарту тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты (п. 4.5.1.1); тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны (п. 4.5.1.3); пешеходные дорожки располагают за пределами земляного полотна (п. 4.5.1.4); ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0м (п. 4.5.1.7).

 В 1994 году ЦНИИП градостроительства разработаны рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений, которые развивают и дополняют требования главы СНиП 2.07.01-89, других нормативных документов, регламентирующих требования проектирования, строительства транспортных и пешеходных путей сообщения. Включают правила применения параметров улиц и дорог, транспортных сооружений в различных градостроительных условиях, обосновывают устройство элементов и конструкций улиц и дорог, а также требования по их благоустройству и оборудованию.

 Согласно разделу 7 рекомендаций требования настоящего раздела распространяются на проектирование конструкций дорожных одежд постоянных улиц и дорог (п. 7.1). Конструкции дорожной одежды и вид покрытия назначаются на основании технико-экономического сравнения вариантов дорожных одежд с учетом климатических и гидрогеологических условий, категории улиц и дорог, состава и интенсивности движения транспорта, наличия строительных материалов, подземных сооружений и коммуникаций, а также застройки и требований охраны окружающей среды. Предварительное назначение конструкций дорожных одежд допускается выполнять по каталогам и альбомам типовых конструкций, а также согласно таблице №20 (п. 7.2).

 Согласно требованиям, указанным в таблице №20 улицы и дороги местного значения, улицы и дороги сельских поселений допускается выполнять из асфальтобетонного, дегтебетонного, брусчатого покрытия, покрытия сборных из мелкоразмерных бетонных плит на основаниях из щебня и гравия, грунта, обработанного вяжущим.

 В силу п. 4.29 ширину тротуаров следует устанавливать с учетом категорий улиц и дорог и в зависимости от размеров пешеходного движения, а также размещения в пределах тротуаров, опор, мачт, деревьев и т.п. Ширину пешеходной части тротуаров следует принимать по расчету и кратной 0,75 м - ширине одной полосы пешеходного движения, но не менее указанной в СНиП 2.07.01-89.

 Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятым постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года №221, введенным в действие с 1 июля 1994 года, установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Согласно стандарту покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью (п. 3.1.1); предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см (п. 3.1.2).

 Таким образом, принимая во внимание изложенные нормы и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обустройство тротуаров и пешеходных дорожек, организация и выполнение дорожного покрытия являются обязанностями ответчиков как органов местного самоуправления. Доводы Администрации города Барнаула об обратном не могут быть приняты во внимание как основанные на неверном толковании закона. Отсутствие тротуаров, пешеходных дорожек, дорожного покрытия свидетельствует о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления возложенных на них федеральным законодательством обязанностей и влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.

 Установив нарушение приведенных выше требований к организации дорожной деятельности, суд правомерно удовлетворил заявленные требования в части.

 Доводы апелляционной жалобы комитета о том, что суд необоснованно руководствовался положениями ГОСТ Р 50597-93, поскольку последний не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации, не опубликован и не является нормативным правовым актом, несостоятельны.

 В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу данного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению, в том числе, в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

 Обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе, посредством соблюдения технических требований к состоянию автомобильных дорог, соответствует перечисленным в этом Законе целям.

 То обстоятельство, что судом в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не установлен срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда, не влечет отмену или изменение решения, учитывая наличие права ходатайствовать о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в соответствии со ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Доводы апелляционной жалобы комитета о том, что строительство дорог является капитальным вложением и осуществляется в рамках Адресной инвестиционной программы города Барнаула на 2014-2016 годы, выполнение работ по строительству тротуаров и пешеходных дорожек в пос. Лесном г. Барнаула в указанный план не включено, на правильность вводов суда не влияют, поскольку отсутствие финансирования не освобождает комитет от исполнения возложенных на него законом обязанностей.

 Ссылка в жалобе администрации на то, что тротуары устраивают на дорогах с твердым дорожным покрытием, однако улицы в пос. Лесном г. Барнаула такого покрытия не имеют, поэтому проектирование и строительство тротуаров и дорожек не обязательно, несостоятельна. Как следует из решения, на ответчиков возложена обязанность совершить действия по организации обустройства тротуаров и пешеходных дорожек на тех улицах, в отношении которых также возложена обязанность по организации и выполнению дорожного покрытия, а также на улице 2-й переулок, на которой уже имеется асфальтобетонное покрытие. Таким образом, возложение обязанности по организации обустройства тротуаров пункту 4.5.1. ГОСТ Р 52776-2007 не противоречит.

 Довод жалобы администрации о том, что на ней не могут лежать обязанности по организации обустройства тротуаров и пешеходных дорожек, по организации и выполнению дорожного покрытия в пос. Лесном г. Барнаула, поскольку дороги в указанном микрорайоне являются дорогами индивидуальной жилой застройки, то есть частными автомобильными дорогами, во внимание не принимается, поскольку, не представлено доказательств того, что спорные автомобильные дороги построены физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или переданы в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Ссылка в жалобе администрации на то, что ГОСТ Р 50597-93 не предполагает обязательное оборудование автомобильных дорог тротуарами, допускает наличие просто обочин, не оборудованных в том числе бордюрным камнем, несостоятелен, поскольку обустройство тротуаров является обязательным в силу требований СНиП2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», ГОСТ Р 50597-93 вопросы обустройства тротуаров не регулирует.

 Указание в жалобе администрации на то, что в решении не указано, какое именно бездействие Администрации города Барнаула повлекло несоответствие тротуара установленным нормам, почему именно она должна совершить указанные судом действия, являются ли они обязательными для Администрации города Барнаула, опровергается содержанием оспариваемого решения, поэтому во внимание не принимаются.

 Иные доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, а потому также не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.

 С учетом изложенного апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.

 Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 апелляционные жалобы Администрации города Барнаула, комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 21 февраля 2014 года оставить без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: