НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 03.08.2022 № 2-80/2022

Судья Хрипунова О.В. дело № 33-5649/2022 (№ 2-80/2022)

УИД 22RS0010-01-2021-001327-65

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 августа 2022 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Кузнецовой С.В.,

судей Юрьевой М.А., Меньшиковой И.В.,

при секретаре Колесниченко Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Моисеевой С. Н. на решение Каменского городского суда Алтайского края от 22 февраля 2022 года по делу

по иску Моисеевой С. Н. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочную страховую пенсию.

Заслушав доклад судьи Меньшиковой И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Моисеева С.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (далее- ОПФР по Алтайскому краю, пенсионный орган) о защите пенсионных прав.

В обоснование заявленных требований указано, что решением пенсионного органа *** от ДД.ММ.ГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по мотиву отсутствия продолжительности требуемого специального стажа.

Ответчиком в специальный стаж на соответствующих видах работ не были засчитаны периоды работы: с 11.10.1993 по 14.02.1995 – в качестве помощника воспитателя в детском саду № 5 г.Павлодар; с 01.09.2001 по 30.01.2002- в качестве преподавателя в МОДОД «Новоярковская школа искусств», так как наименования учреждений не соответствуют списку должностей и учреждений, утверждённых Постановлением от ДД.ММ.ГГ***; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ- в качестве педагога дополнительного образования в МОУ ДОД «Новоярковская детская школа искусств»; с 19.08.2002 по 31.08.2004 - в качестве педагога дополнительного образования в Центре внешкольной работы комитета администрации Каменского района по образованию, так как отсутствует стаж работы в количестве 16 лет 8 месяцев на 01.01.2001 и факт работы в период с 01.11.1999 по 31.12.2000, согласно Списку должностей и учреждений, работы в которых засчитывается в стаж работы и Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением от 29.10.2002 № 781; с 12.10.2005 по 12.10.2005 - забастовка, так как данный период не подлежит включению в специальный стаж согласно п. 4 и 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516; с 01.09.2007 по 31.08.2008 - в качестве руководителя кружка, так как наименование должности не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы и Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением от 29.10.2002 № 781; с 01.07.2010 по 31.08.2011 в качестве воспитателя в МОУ «Новоярковская средняя школа», так как период осуществления педагогической деятельности менее 1,00 ставки согласно Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781; с 19.02.2015 по 19.02.2015 - командировка; с 10.10.2016 по 13.10.2016 - курсы повышения квалификации, так как данные периоды не подлежат включению в специальный стаж согласно п. 4 и п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.

По представленным документам стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», составил 17 лет 1 месяц 26 дней, при требуемом стаже 25 лет.

Не согласившись с указанным решением, истец обратилась в суд с настоящим иском.

Решением Каменского городского суда Алтайского края от 22.02.2022 иск Моисеевой С.Н. удовлетворен частично.

Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) от 26.06.2020 в части отказа в установлении страховой пенсии по старости и отказа во включении в специальный стаж периодов нахождения в командировке с 19.02.2015 по 19.02.2015 и курсах повышения квалификации с 10.10.2016 по 13.10.2016.

Возложена обязанность на Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю по включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Моисеевой С. Н., периодов с 19.02.2015 по 19.02.2015 и с 10.10.2016 по 13.10.2016.

Взысканы с Государственного учреждения – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю в пользу Моисеевой С.Н. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

В апелляционной жалобе истец Моисеева С.Н. просит отменить решение суда первой инстанции в части не включения в специальный стаж следующих периодов работы: с 11.10.1993 по 14.02.1995, с 01.09.2001 по 30.01.2002, с 31.01.2002 по 19.08.2002, с 19.08.2002 по 31.08.2004, с 01.09.2006 по 31.08.2007, с 01.09.2007 по 31.08.2008, с 01.07.2010 по 31.08.2011, отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента возникновения права.

В обоснование доводов незаконности оспариваемого судебного постановления, ссылаясь на пункт 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, указывает на необоснованный отказ в удовлетворении требований о включении периоды работы с 31.01.2002 по 19.08.2002 в качестве преподавателя МОДОД «Новоярковская школа искусств», с 19.08.2002 по 31.08.2004 в качестве педагога дополнительного образования в Центре внешкольной работы комитета администрации Каменского района по образованию, с 01.09.2006 по 31.08.2007 в качестве заместителя директора по информатизации на 0,4 ставки, с 01.09.2007 по 31.08.2008 в должности руководителя кружка, с 01.07.2010 по 31.08.2011 в должности воспитателя МОУ «Новоярковская средняя школа», поскольку спорные периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, расположенных в сельской местности, включаются стаж работы независимо от объема выполняемой нагрузки. Обращает внимание, что в период с 19.08.2002 по 31.08.2004 истец работала в качестве учителя с учебной нагрузкой 2 часа в неделю, с 01.09.2006 по 31.08.2007- 2 часа в неделю, с 01.09.2007 по 31.08.2008- 4 часа; обязанность предоставления достоверных сведений о застрахованных лицах возложена на работодателя.

В письменных возражениях ответчик ОПФР по Алтайскому краю просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца- без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части как постановленное с нарушением норм материального права (п.п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного Федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же Федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с подп. «м» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение» (далее- Постановление № 665) при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

На основании пункта 3 Постановления N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Правила от 29.10.2002 N 781) в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. При этом работа в должностях, указанных в п.1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 – 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Из п. 4 от 29.10.2002 N 781 Правил следует, что в периоды работы выполнявшейся до 01.09.2000 в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определённых настоящими Правилами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.06.2020 Моисеева С.Н. обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГ***Моисеевой С.Н. отказано в досрочном назначении пенсии по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. При этом в специальный стаж пенсионным органом не включены следующие периоды работы: с 11.10.1993 по 14.02.1995 - в качестве помощника воспитателя в детском саду №56 г.Павлодар; с 01.09.2001 по 30.01.2002 - в качестве преподавателя в МОДОД «Новоярковская школа искусств»; с 31.01.2002 по 19.08.2002 - в качестве педагога дополнительного образования в МОУДОД «Новоярковская детская школа искусств»; с 19.08.2002 по 31.08.2004 - в качестве педагога дополнительного образования в Центре внешкольной работы комитета администрации Каменского района по образованию; с 12.10.2005 по 12.10.2005 – забастовка; с 01.09.2006 по 31.08.2007 - в качестве заместителя директора по информатизации на 0,4 ставки; с 01.09.2007 по 31.08.2008 - в качестве руководителя кружка; с 01.07.2010 по 31.08.2011 - в качестве воспитателя в МОУ «Новоярковская средняя школа»; с 19.02.2015 по 19.02.2015 – командировка; с 10.10.2016 по 13.10.2016 - курсы повышения квалификации.

В решении указано, что по представленным документам специальный стаж истца в связи с осуществлением педагогической деятельности составляет 17 лет 1 месяц 26 дней.

Согласно сведениям трудовой книжки в отношении спорных периодов истец Моисеева С.Н. с 11.10.1993 принята помощником воспитателя в детский сад №56 г.Павлодар (приказ №97 от 11.10.1993), уволена 10.02.1995 (приказ № 6 от 10.02.1995); с 01.09.2001 в МОУДОД «Новоярковская школа искусств» (приказ №67 от 01.09.2001) принята преподавателем отделения декоративно прикладного искусства, уволена с 19.08.2002 в связи с переводом в Новоярковскую среднюю школу п.5 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации(приказ №76 п.3 от 19.08.2002); 31.01.2002 МОУДОД «Новоярковская школа искусств» изменено название учреждения МОУДОД «Новоярковская детская школа искусств» Каменского района (приказ № 58 от 30.01.2002); с 19.08.2002 принята педагогом дополнительного образования в Центр внешкольной работы комитета Администрации Каменского района по образованию (приказ №17-л от 21.08.2002), 13.02.2004 уволена в связи с переводом в Новоярковскую школу п.5 ст. 77 ТК РФ (приказ №3/10 от 31.08.2004); с 01.09.2006 переведена заместителем директора по информатизации на 0,4 ставки (приказ №40 от 01.09.2006); 14.06.2006 МОУ «Новоярковская средняя общеобразовательная школа» переименована в МОУ «Новоярковская средняя общеобразовательная школа Каменского района» (приказ комитета администрации Каменского района о образованию № 112 от 14.06.06); с 01.09.2007 переведена руководителем кружка (приказ №31 от 01.09.2007); с 02.09.2008 переведена воспитателем в группу продленного дня (приказ №48 от 01.09.2008); с 01.09.2013 назначена учителем обслуживающего труда и ИЗО (приказ № 68 от 01.09.2013), с 31.08.2014 освобождена от должности воспитателя ГПД и оставлена учителем обслуживающего труда и ИЗО (приказ №54 от 18.08.2014); с 20.11.2014 назначена совместителем на 0,5 ставки воспитателя ГПД школы и оставлена учителем обслуживающего труда и ИЗО (приказ №85 от 20.11.2014); с 31.08.2015 освобождена от должности воспитателя группы продленного дня и оставлена учителем обслуживающего труда и ИЗО (приказ №69 от 31.08.2015); с 01.09.2016 назначена оператором ПЭВМ на 0,6 ставки и оставлена учителем обслуживающего труда и ИЗО (приказ №56-в от 31.08.2016), с 30.09.2021 уволена в связи с переменой места жительства п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации (приказ № 121 от 30.09.2021).

Дата регистрации Моисеевой С.Н. в системе обязательного пенсионного страхования- 11.10.1999.

Разрешая исковые требования, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, установив, что истец Моисеева С.Н. в период с 11.10.1993 по 14.02.1995 работала в должности помощника воспитателя в детском саду № 5 г.Павлодар, при этом, наименование занимаемой должности не соответствует Спискам должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, от 29.10.2002 № 781, от 06.09.1991 № 463, от 22.09.1999 № 1067, должности «помощник воспитателя» и «воспитатель» не являются тождественными, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорного периода работы в специальный стаж истца.

Отказывая в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж периода работы с 01.09.2001 по 30.01.2002 в должности преподавателя в МОДОД «Новоярковская школа искусств», с 31.01.2002 по 19.08.2002 в должности педагога дополнительного образования МОУ ДОД «Новоярковская детская школа искусств», с 19.08.2002 по 31.08.2004 в должности педагога дополнительного образования в Центре внешкольной работы комитета администрации Каменского района по образованию, суд первой инстанции, установив, что по состоянию на 01.01.2001 продолжительность стажа работы Моисеевой С.Н. в должностях дополнительного образования составляет менее требуемых 16 лет 8 месяцев, пришел к выводу о том, что условия для включения оспариваемых периодов в педагогический стаж, установленные в п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не выполнены. При этом судом указано, что истцом не представлено доказательств выполнения с 01.09.2002 (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) по указанным должностям.

Разрешая требования относительно включения в специальный стаж истца периода работы с 01.09.2006 по 31.08.2007 в должности заместителя директора по информатизации МБОУ «Новоярковская средняя школа», суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств осуществления воспитательной (образовательной) деятельности истцом в спорный период времени, отсутствия сведений о педагогической нагрузке, указания работодателем спорного периода без кода как общие условия труда, отсутствии указанного периода работы в справке № 28 от 24.01.2022, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной страховой пенсии, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорного периода в специальный стаж истца.

Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж истца периода работы с 01.09.2007 по 31.08.2008 в должности руководителя кружка МБОУ «Новоярковская средняя школа», суд первой инстанции принял во внимание, что наименование указанной должности не соответствует Списку должностей от 29.10.2002 № 781, работодателем в уточняющей справке должность поименована аналогично, педагогическая деятельность в спорный период не указана, в индивидуальном лицевом счете код специального стажа не обозначен, тождественность должностей «руководитель кружка» и «педагог дополнительного образования» отсутствует.

Разрешая требования о включении периода работы с 01.07.2010 по 31.08.2011 в должности воспитателя в МБОУ «Новоярковская средняя школа», суд первой инстанции установил, что истцом в спорный период времен не выполнялась норма рабочего времени (педагогическая нагрузка), в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения указанного периода в специальный стаж истца.

Поскольку 20.10.2004 и 12.10.2005 истец принимала участие в забастовке, в указанный период времени не работала, за ней не сохранялся средний заработок, суд первой инстанции не нашел правовых оснований для включения указанных дней в специальный стаж истца.

При этом, установив, что истец в период 19.02.2015 по 19.02.2015 находилась в командировке, а с 10.10.2016 по 13.10.2016- на курсах повышения квалификации, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 173, 187 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об удовлетворении требований в указанной части, включив спорные периоды в специальный стаж истца.

Установив отсутствие требуемого специального стажа у истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости, с учетом периодов работы, включенных пенсионным органом в бесспорном порядке и на основании решения суда, пришел к выводу о том, что у истца не возникло права на досрочную страховую пенсию.

Решение суда в части удовлетворения исковых требований не оспаривается, в связи с чем в силу принципа диспозитивности и положений ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судебная коллегия не соглашается с выводами суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Моисеевой С.Н. в части включения в специальный стаж периодов работы с 01.09.2001 по 31.08.2002, с 01.09.2003 по 31.08.2004, в остальной части выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований являются законными и обоснованными, опираются на действующее в данной сфере законодательство.

Отказывая в удовлетворении иска в части включения периодов работы истца в должности помощника воспитателя, заместителя директора по информатизации, руководителя кружка в педагогический стаж, дающий права на досрочную пенсию, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, предусматривалась должность воспитателя в детских дошкольных учреждениях всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).

Указанным Списком, равно как и Списками, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067, от 29.10.2002 N 781 должность помощник воспитателя также не предусмотрена.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», по тарифно-квалификационным характеристикам должность помощника воспитателя относится к должностям учебно-вспомогательного персонала, а не к должностям педагогических работников.

Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, свидетельствующие о том, что по тарифно-квалификационным характеристикам должность помощника воспитателя, которую занимала Моисеева С.Н. в период с 11.10.1993 по 14.02.1995, относится к должностям учебно-вспомогательного персонала, должностные обязанности по ней не совпадают с должностными обязанностями воспитателя, выводы суда первой инстанции о соответствии закону оспариваемого истцом решения пенсионного органа судебная коллегия признает обоснованными.

К числу общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781 от 29.0.2002, относятся школы всех наименований.

По указанному Списку засчитываются периоды работы в школах и других учреждениях для детей, в том числе, должности учителя, воспитателя, а также заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом.

В соответствии с п.п. «б» п.8 Правил исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002, в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1-1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.

Таким образом, пунктом 8 вышеуказанных Правил предусмотрены дополнительные льготы для руководящих работников (заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в соответствующих пунктах Списка.

Поскольку установлено, что в период с 01.09.2006 по 31.08.2007 истец работала в должности заместителя директора по информатизации МБОУ «Новоярковская средняя общеобразовательная школа», спорный период отражен в индивидуальном счете истца как обычный стаж без специального кода, доказательств осуществления деятельности, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для его включения в специальный стаж истца.

Принимая во внимание, что должность руководителя кружка не предусмотрена Списком должностей от 29.10.2002 № 781, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для включения периода работы истца в указанной должности с 01.09.2007 по 31.08.2008.

Как следует из материалов дела, в период работы с 01.07.2010 по 31.08.2011 истец работала в должности воспитателя группы продленного дня в МБОУ «Новоярковская средняя школа» на неполную ставку, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось истцом, при этом доказательств назначения Моисеевой С.Н. в спорный период работы на должность учителя материалы дела не содержат.

Таким образом, принимая во внимание, что в спорный период времени Моисеева С.Н. работала на неполную ставку в должности воспитателя группы продленного дня, оснований для включения указанного периода в специальный педагогический стаж не усматривается, поскольку в данном случае не соблюдено условие, установленное п.4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

Доводы жалобы о том, что вышеуказанные периоды подлежат включению в специальный стаж истца, независимо от выполняемой учебной нагрузки, по мотиву работы в школе, расположенной в сельской местности, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и не являются основанием для отмены или изменения судебного акта в указанной части.

Согласно п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Моисеева С.Н. в спорные периоды с 01.09.2006 по 31.08.2007, с 01.09.2007 по 31.08.2008, с 01.07.2010 по 31.08.2011 не занимала должность учителя, в то время как норма, изложенная в пункте 6 Правил от 29.10.2002 № 781, предусматривает включение в стаж педагогической деятельности независимо от учебной нагрузки работу только учителей расположенных в сельской местности общеобразовательных школ.

Доводы апелляционной жалобы относительно наличия обязанности у работодателя предоставлять сведения о застрахованных лицах не являются основанием для изменения решения суда.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В данном случае вышеуказанные спорные периоды работы в индивидуальном лицевом счете истца представлены работодателем МБОУ «Новоярковская средняя общеобразовательная школа» как общие условия без указания льготного кода, по запросу суда данное учреждение также не подтвердило факт осуществления истцом в спорные периоды педагогической деятельности, подлежащей включению в специальный стаж. Доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, в материалы дела не представлено, оснований полагать, что представленные работодателем сведения носят недостоверный характер, у судебной коллегии не имеется.

В соответствии с п.12 Правил от 29.10.2002 № 781 работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 01.01.2001 засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Вышеуказанный пункт 12 Правил фактически воспроизводит положение постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001 N 79 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067», предусматривавшее включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работы в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 01.11.1999 по 31.12.2000- без ограничений, а начиная с 01.01.2001 - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 01.11.1999 по 31.12.2000.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с 01.11.1999 по 31.12.2000 занимавших должности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения (определение от 19.12.2019 N 3376-О, определение от 25.04.2019 N 1097-О).

Работа истца Моисеевой С.Н. в должности преподавателя, педагога дополнительного образования после 01.01.2001 могла быть включена в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, только в том случае, если на 01.01.2001 Моисеева С.Н. имела стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Установив, что юридически значимым обстоятельством по настоящему спору является продолжительность стажа Моисеевой С.Н. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, принимая во внимание, что по состоянию на 01.01.2001 продолжительность специального стажа истца составила менее требуемых 16 лет 8 месяцев, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы истца Моисеевой С.Н. в качестве преподавателя в МОДОД «Новоярковская школа искусств» с 01.09.2001 по 30.01.2002, в должности педагога дополнительного образования МОУ ДОД «Новоярковская детская школа искусств» с 31.01.2002 по 19.08.2002, в должности педагога дополнительного образования в Центре внешкольной работы комитета администрации Каменского района по образованию с 19.08.2002 по 31.08.2004.

Вместе с тем, при разрешении требований в отношении указанных спорных периодов судом первой инстанции не принято во внимание, что в соответствии со справкой № 28 от 24.01.2022, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии, выданной МБОУ «Новоярковская средняя общеобразовательная школа», Моисеева С.Н. работала в указанной школе в должности учителя обслуживающего труда с 01.09.2001 (приказ № 9 от 01.09.2001), а именно с 01.09.2001 по 31.08.2002- с нагрузкой 2 часа в неделю, с 01.09.2003 по 31.08.2004- с нагрузкой 2 часа в неделю.

Юридическое значение для определения возможности включения периода работы в льготный стаж имеет лишь факт осуществления функций учителя в сельской местности без учета, является ли такая работа основной либо работой по совместительству, а также объема выполняемой учебной нагрузки. Поскольку материалами дела подтверждается факт осуществления Моисеевой С.Н. в период с 01.09.2001 по 31.08.2002, с 01.09.2003 по 31.08.2004 педагогической деятельности в должности учителя обслуживающего труда в МБОУ «Новоярковская средняя общеобразовательная школа», расположенной в сельской местности, невыполнение истцом учебной нагрузки в указанный период работы в сельской школе, с учетом пункта 6 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, не имеет правового значения.

При таких обстоятельствах, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований в отношении вышеуказанного спорного периода подлежит отмене, с принятием нового решения.

Оснований для назначения досрочной страховой пенсии не имеется, поскольку требуемый специальный (педагогический) стаж у истца, с учетом спорного периода работы, а также периодов работы, включенных пенсионным органом и судом первой инстанции в специальный (педагогический) стаж истца, составляет менее 25 лет.

Руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Каменского городского суда Алтайского края от 22 февраля 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы с 01 сентября 2001 года по 31 августа 2002 года, с 01 сентября 2003 года по 31 августа 2004 года, приняв в указанной части новое решение.

Возложить на Государственное учреждение- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю обязанность включить Моисеевой С. Н. в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы с 01 сентября 2001 года по 31 августа 2002 года, с 01 сентября 2003 года по 31 августа 2004 года в должности учителя обслуживающего труда МБОУ «Новоярковская средняя общеобразовательная школа».

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Моисеевой С. Н.– без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 05.08.2022