НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 01.04.2014 № 33-2804/2014

 Судья Сидорова Н.А.      Дело № 33-2804/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 01 апреля 2014 года г. Барнаул

 Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

 председательствующего     Науменко Л.А.,

 судей Тертишниковой Л.А., Варнавского В.А.

 при секретаре Петровой О.Н.

 рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Целинному району, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Целинного районного суда Алтайского края от 03 февраля 2014 года

 по делу по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по Целинному району о признании незаконным отказа в назначении компенсации по оплате жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности, понуждении включить ее в список лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения и предоставить указанные меры социальной поддержки.

 Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Целинному району (далее УСЗН по Целинному району) о признании незаконным отказа в назначении компенсации расходов по оплате отопления, освещения и коммунальных услуг, возложении на ответчика обязанности назначить такую компенсацию со дня обращения за ее назначением, с сентября 2013 года.

 В обоснование исковых требований указывает, что имеет общий стаж педагогической работы в сельской местности более 10 лет. С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (<данные изъяты>) она работала в должности воспитателя в ясельной группе детского сада совхоза «Майское утро». С ДД.ММ.ГГ Марушинский детский сад был передан с баланса совхоза «Майское утро» на баланс Марушинской администрации, в котором она проработала до ДД.ММ.ГГ, до момента выхода на досрочную трудовую пенсию как педагогический работник. На момент выхода на пенсию и после этого она пользовалась льготами по коммунальным услугам на твердое топливо как педагогический работник, что подтверждается справкой администрации Марушинского сельсовета Целинного района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ. Кроме того, в период проживания в Казахской ССР она также осуществляла педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности и пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг.

 Истец обратилась с заявлением в УСЗН по Целинному району о предоставлении ей компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности, однако письмом от ДД.ММ.ГГ *** ей было отказано в предоставлении данной компенсации в связи с отсутствием педагогической деятельности в образовательных учреждениях, предусмотренных постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ № *** Осуществление выплат для возмещения расходов по оплате жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ ФИО1 не производилось, так как в списках, переданных комитетом социальной защиты населения по состоянию на ДД.ММ.ГГ она не числилась.

 Решением Целинного районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования ФИО1 к УСЗН по Целинному району Алтайского края удовлетворены.

 Признано за ФИО1 право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как за педагогическим работником, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности.

 Признан незаконным отказ УСЗН по Целинному району Алтайского края в предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, с отоплением и освещением, как педагогическому работнику от 20.09.2013.

 На УСЗН по Целинному району Алтайского края возложена обязанность включить ФИО1 в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения и производить компенсацию данных расходов с ДД.ММ.ГГ.

 Взысканы с УСЗН по Целинному району Алтайского края в пользу ФИО1 судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

 В апелляционной жалобе ответчик УСЗН по Целинному району просит отменить решение суда, вынести новое об отказе в удовлетворении иска.

 В обоснование доводов жалобы ответчик ссылается на то, что в соответствии с Правилами предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края», утвержденных постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ № ***, не предусмотрено предоставление мер социальной поддержки сельским педагогам, работающим в образовательных учреждениях, относящихся к частной собственности.

 Поскольку ФИО1 не являлась получателем компенсации на <данные изъяты>, не значилась в реестре, на основании которого назначается гражданам компенсация, правовых оснований для включения ее в указанный реестр не имеется.

 Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании в Российской Федерации», действовавшим до 01.09.2013, не было предусмотрено предоставление сельским педагогическим работникам – пенсионерам возмещение расходов на оплату отопления жилого помещения, освещения и обязанность по предоставлению таких льгот не была возложена на субъект Российской Федерации, поскольку установление мер социальной поддержки сельским педагогам - пенсионерам является правом, а не обязанностью субъекта Российский Федерации.

 Федеральным Законом от 29.12.2012 № 27 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу с 01.09.2013, также не предусмотрены меры социальной поддержки для педагогов, вышедших на пенсию.

 В апелляционной жалобе третье лицо Главалтайсоцзащита просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.

 Основанием для отмены решения, указывает на то, что стаж работы истицы в муниципальном образовательном учреждении составляет менее 10 лет, поскольку детский сад «Майское утро» в период работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ являлся ведомственным и не имел статуса государственного либо муниципального образовательного учреждения. В связи с чем, нет правовых оснований для предоставления истице мер социальной поддержки.

 В возражении на апелляционные жалобы, истец просит оставить их без удовлетворения, решение суда без изменения.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 В соответствии с положениями ст.55 Конституции Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

 Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

 В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

 Введенный в действие с 01.03.2005 Жилищный кодекс Российской Федерации, в отличие от Жилищного кодекса РСФСР, прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан. В ст. 160 говорится только о возможности предоставления в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан.

 Так в соответствии с абз. 3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», действовавшим и распространявшим свое действие на спорные правоотношения, педагогические работники проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

 Порядок реализации названного права регулируется, в том числе Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», (подпункт «б» его пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет).

 Пунктом 23 Постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437 «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения» действие подпункта «б» пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года № 255 было распространено на педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности. Вышеуказанные положения нормативных актов органов Союза ССР в настоящее время сохраняют свое действие в силу ст.4 Закона РСФСР от 24 октября 1990 года № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР».

 В Алтайском крае принят Закон Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» и утверждены Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (постановление Администрации Алтайского края от 07.12.2009 № 515 и от 29.02.2012 № 99).

 В силу ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации при издании органами государственной власти субъектов Российской федерации в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, которые предоставлялись этим гражданам по состоянию на 31.12.2004, а при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

 Таким образом, из системного анализа вышеприведенных норм права суд первой инстанции пришел к выводу о том, что льгота по коммунальным услугам, а именно право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, которая указана в абз. 3 пункта 5 ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, действовавшим и распространявшим свое действие на спорные правоотношения, сохраняется за педагогическими работниками при выходе их на пенсию, если общий стаж работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент выхода на пенсию они пользовались данными льготами.

 Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.

 Право педагогических работников проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения предусмотрено федеральным законодательством.

 Из материалов дела следует, что истица с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ работала в должности воспитателя в ясельной группе детского сада совхоза «Майское утро».

 С ДД.ММ.ГГ Марушинский детский сад был передан с баланса совхоза «Майское утро» на баланс Марушинской администрации Целинного района, о чем свидетельствует распоряжение № 1 от 12.01.1994 «О создании комиссии для передачи детского сада».

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Марушинский детский сад «Петушок» Целинного района Алтайского края 12.07.2012 внесен в Единый государственный реестр юридических лиц.

 Свидетельство о государственной аккредитации выдано 04.10.2010 МБДОУ «Марушинский детский сад «Петушок» Целинного района Алтайского края.

 В МБДОУ «Марушинский детский сад «Петушок» Целинного района Алтайского края ФИО1 проработала 2 года до ДД.ММ.ГГ – до момента выхода на досрочную трудовую пенсию, как педагогический работник.

 В соответствии с информацией, представленной ГУ Управлением Пенсионного фонда РФ в <адрес> ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, является получателем пенсии со ДД.ММ.ГГ, которая была ей назначена по выслуге лет, то есть истица на момент увольнения и перехода на пенсию имела стаж работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности не менее 10 лет, и на момент выхода на пенсию, она пользовалась льготами как сельский педагог.

 Вышеуказанные факты, так же подтверждаются: копией трудовой книжки (л.д.9-18), которая подтверждает периоды работы и увольнение в связи с выходом на пенсию ДД.ММ.ГГ; справками администрации Марушинского сельсовета Целинного района Алтайского края № 238 от 12.04.2013 (л.д. 21), № 3 от 09.01.2014 (л.д. 71), согласно которым ФИО1 зарегистрирована и проживает по <адрес>, ей предоставлялась мера социальной поддержки по оплате коммунальных услуг как педагогическому работнику сельской местности с ДД.ММ.ГГ годы. Справки выданы на основании журнала учета коммунальных услуг педагогическим и медицинским работникам за ДД.ММ.ГГ годы.

 Таким образом, ФИО1 в период работы воспитателем в МБДОУ «Марушинский детский сад «Петушок» и на момент выхода на пенсию, пользовалась льготой по коммунальным услугам, как педагогический работник, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истица ФИО1 имела право на получение соответствующих льгот по коммунальным услугам, а именно право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, которая указана в абз. 3 пункта 5 ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», действовавшим и распространявшим свое действие на спорные правоотношения.

 Судебная коллегия не соглашается с доводом жалоб что педагоги, работающие в образовательных учреждениях, относящихся к частной собственности не имеют права на получение социальных льгот по оплате коммунальных услуг, поскольку в соответствии со ст.12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», действовавшим и распространявшим свое действие на спорные правоотношения, образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

 Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).

 Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. К образовательным учреждениям относятся и дошкольные.

 Поскольку истец пользовалась правом на получение вышеуказанных мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг установленных как ранее действующими законодательными актами союзного значения, так и действующим Законом Российской Федерации «Об образовании», не разграничивающих ранее категории образовательных учреждений, то факт того, что она занималась педагогической деятельностью в образовательном учреждении, не являющемся краевым государственным либо муниципальным образовательным учреждением, не может явиться основанием для лишения ее права на получение указанных льгот при выходе на пенсию.

 Таким образом, действовавшие в момент работы ФИО1 в детском саду совхоза «Майское утро» и ее выхода на пенсию правовые акты не ограничивали круг педагогов, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на льготы, организационно-правовой формой образовательного учреждения, а также не предусматривали в качестве основания для отказа в назначении компенсации отсутствие документов о получении льготы в период трудовой деятельности.

 При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что лишение ФИО1 мер социальной поддержки в связи с выходом на пенсию – ДД.ММ.ГГ, на основании вступившего в силу постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, согласно которому уточнена форма собственности образовательных учреждений, педагогическая деятельность в которых предполагает предоставление указанных мер социальной поддержки, не может свидетельствовать о конституционности, справедливости и защищенности прав гражданина.

 Учитывая изложенное, а также правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 № 958-O-O, отказ органов государственной власти края и органа местного самоуправления в предоставлении истице мер социальной поддержки является незаконным.

 Доводы ответчика и третьего лица, изложенные в их апелляционных жалобах, были проверены и оценены суда первой инстанции при разрешении дела и мотивировано признаны несостоятельными.

 При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалоб не усматривается.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Целинного районного суда Алтайского края от 03 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Целинному району, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: