НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Заявление АС Амурской области от 14.12.2009 № А04-7613/09

18/2009-39206(1)

 Арбитражный суд Амурской области  

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

 Именем Российской Федерации    РЕШЕНИЕ    г. Благовещенск Дело № А04-7613/2009 

 “ 08 “ декабря 2009 года объявлена резолютивная часть
14 декабря 2009 года решение изготовлено в полном объеме
 арбитражный суд в составе судьи П.А. Чумакова

  (Фамилия И.О. судьи)   при участии секретаря судебного заседания Кургунова Р.В.   рассмотрев в открытого акционерного общества «Российские 

судебном железные дороги» в лице Забайкальской железной  заседании дороги – филиала ОАО «РЖД» 

заявление
   (наименование заявителя)

 к Государственному учреждению – Амурскому региональному отделению

фонда социального страхования РФ
   (наименование ответчика)
о признании недействительными требований
 третьи лица:

 протокол вел: секретарь судебного заседания Кургунов Р.В.   при участии в заседании: от заявителя: – ФИО1 по дов. № НЮ-


в Арбитражный суд Амурской области обратилось ОАО «РЖД» в лице  Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (далее ОАО «РЖД»,  заявитель) с заявлением о признании недействительными: требования без номера  и даты Государственного учреждения - Амурского регионального отделения  Фонда социального страхования Российской Федерации (далее АРО ФСС, Фонд,  ответчик) о предоставлении документов страхователем - ОАО «РЖД» по месту  нахождения структурного подразделения — Свободненского отделения  Забайкальской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», требование № 2 без даты  ГУ АРО ФСС РФ о предоставлении документов страхователем - ОАО «РЖД» по  месту нахождения структурного подразделения - Свободненского отделения  Забайкальской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», требования № 3 без даты  ГУ АРО ФСС РФ о предоставлении документов страхователем - ОАО «РЖД» по  месту нахождения структурного подразделения - Свободненского отделения  Забайкальской железной дороги - филиала ОАО «РЖД». 

Заявление мотивировано тем, что оспариваемые требования не соответствует  пунктам 1, 7, 10, 11, 16, 17 Методических указаний о порядке назначения,  проведения документальных проверок страхователей по обязательному  социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных  Постановлением ФСС от 07.04.2008 № 81, поскольку указанные требования  выставлены по окончании срока проверки – составления справки о проведенной  документальной выездной проверке. Кроме того, оспариваемыми требованиями  предложено представить документы и сведения, форма которых не предусмотрена  Методическими указаниями. 

Ответчик требований не признал. По мнению ответчика, довод заявителя о  том, что составление, вручение справки от 14.09.2009 является окончанием  проверки, необоснован, поскольку данная справка составлена не в отношении  страхователя, а в отношении одного из его производственных подразделений —  НОД — 4. При этом выставление оспариваемых требований обусловлено  необходимостью выяснения вопроса о соответствии сведений о расходах по  обязательному социальному страхованию, отраженных Свободненским 


отделением в расчетной ведомости формы 4-ФСС РФ за 2008 год и в  первичных документах, представленных за этот же период. 

Представитель заявителя в судебном заседании на требовании настаивал. По  мнению заявителя, оспариваемыми требованиями ответчик запросил документы,  форма которых не предусмотрена Федеральным законом от 21.11.1996 N 129ФЗ  "О бухгалтерском учете" и не установлена приказом «Об учетной политике ОАО  «РЖД». Заявитель считает, что сумма расхождений 521 355,93 руб. выведена  ответчиком не корректно, без учета имеющихся у регионального отделения во  время проверки документов (уточненной декларации, писем-пояснений, реестров  расходов). Фактическая сумма расхождений между бухгалтерским учетом  страхователя и суммами первичных документов, проверенных в ходе  документальной выездной проверки составляет (-) 82 032, 59 руб. (127 630 398, 03  руб. - данные по Реестру, по уточненной налоговой декларации № 3/1 минус 127  712 430, 62 руб. - суммы расходов, указанных в первичных документах,  предъявленных к проверке), а не 521 355, 93 руб., как указано Фондом. 

В судебном заседании представители ответчика настаивали на ранее  изложенной позиции. В дополнении к отзыву от 04.12.2009 № 01-12/06/7106  ответчиком указано, что запрашиваемая информация согласно пп. "г" п. 17  Методических указаний была необходима для оценки количественного и  суммового расхождения между данными, отраженными страхователем в  расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ и фактическими данными,  выявленными при проверке первичных бухгалтерских и иных документов, а  также записей в регистрах бухгалтерского учета (Главной книге, журналах- ордерах) и для проверки соответствия данных синтетического (обобщенного)  учета по расходам на обязательное социальное страхование данным  аналитического учета. Предъявленные требования были направлены с целью  урегулирования сумм задолженности по единому социальному налогу  страхователя, а так же для решения вопроса о возможности включения расходов  страхователя на обязательное социальное страхование, не отраженных им в  расчетной ведомости формы 4-ФСС РФ за 2008 год, в расчетную ведомость  формы 4-ФСС РФ за 9 месяцев 2009 года, для получения страхователем от 


регионального отделения сумм, превышающих расходы над отчетными в  размере 521 355, 93 руб. 

Следовательно, запрашиваемая информация истребовалась в интересах  страхователя Свободненского отделения. При этом справка об окончании  проведенной документальной выездной проверки страхователя Свободненского  отделения была составлена региональным отделением 28.09.2009, в день  окончания проверки, согласно п. 11 Методических указаний. Таким образом,  справка по производственному подразделению НОД-4, составленная 14.09.2009  не является справкой об окончании проведенной проверки страхователя. 

На вопрос суда представитель ответчика пояснил, реестр по расходам на  сумму 127 630 398,03 руб. получен Фондом 18.08.2009 по электронной почте. 

Рассмотрев и исследовав доводы лиц, участвующих в деле, доказательства по  делу арбитражный суд установил следующее. 

ОАО «Российские железные дороги» по месту нахождения структурного  подразделения Свободненского отделения Забайкальской железной дороги -  филиала ОАО «РЖД» зарегистрировано в качестве страхователя в  Государственном учреждении — Амурском региональном отделении Фонда  социального страхования Российской Федерации. 

Согласно Положению Забайкальской железной дороги - филиала «РЖД»  Свободненское отделение имеет в своем составе производственные  подразделения. 

На 01.01.2008 в состав Свободненского отделения входило 47  производственных подразделений. 

АРО ФСС на основании решения о проведении документальной выездной  проверки от 17.08.2009 № 42 «с/с» проведена проверка страхователя - ОАО  «РЖД» по месту нахождения структурного подразделения Свободненского  отделения Забайкальской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по вопросам  расходов на цели обязательного социального страхования, произведённые  страхователем - плательщиком единого социального налога в счёт начисленного  единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд; расходов на цели  обязательного страхования, произведённые страхователем - работодателем, 


применяющим специальный налоговый режим, в счёт средств, полученных от  отделения (филиала) Фонда; начислению и уплате страховых взносов на  обязательное социальное страхование работников на случай временной  нетрудоспособности и расходы на выплату пособий по временной  нетрудоспособности, произведённые страхователем - работодателем,  применяющим специальный налоговый режим и уплачивающим в добровольном  порядке страховые взносы. 

В ходе проверки Фондом на основании первичных бухгалтерских  документов (листов нетрудоспособности, извещений, расчетных листков и др.)  были проверены все структурные подразделения Свободненского отделения  Забайкальской железной дороги. 

По каждому структурному подразделению были составлены и вручены  справки о проведанных документальных выездных проверках (в количестве 46  штук). 

Последняя Справка по структурному подразделению НОД-4 Свободненского  отделения датирована 14 сентября 2009 года. 

При формировании сводных данных Фондом установлено, что расходы на  цели обязательного социального страхования, отраженные в расчетной ведомости  формы 4-ФСС РФ за 2008 год, составили — 127 191 074, 80 руб., а суммы  расходов, указанных в первичных документах, предъявленных к проверке  подразделениями составили -127 712 430,62 руб. Расхождение между суммами  расходов составило – 521 355,93 руб. 

Решением Фонда от 15.09.2009 проведение документальной выездной  проверки страхователя приостановлено с 16.09.2009 по 28.09.2009 в связи с  необходимостью подготовки страхователем бухгалтерских документов согласно  требованию о предоставлении документов от 15.09.2009. 


в размере 521355,93 руб. (127712430,73 руб. - 127191074,80 руб.), но не  заявленные в качестве расходов в разд. 1 табл. 2, 3 расчетной ведомости по  средствам Фонда социального страхования Российской Федерации формы 4 -  ФСС за 2008 год, представленной 15.01.2009 в АРО ФСС. 

Заявитель, не согласившись с требованиями о предоставлении документов,  обратился с заявлением о признании их недействительными. 

Оценив изложенные обстоятельства, суд считает, что требования заявителя  подлежат удовлетворению по следующим основаниям. 

Согласно п. 1 Методических указаний о порядке назначения, проведения  документальных выездных проверок страхователей по обязательному  социальному страхованию и принятие мер по их результатам, утвержденных  Постановлением Фонда социального страхования от 07.04.2008 № 81 (далее —  Методические указания) контроль за правильностью расходования  страхователями средств на обязательное социальное страхование осуществляется  отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения  документальных выездных проверок страхователей, истребования у  страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета  и отчетности. 

В случае непредставления страхователем в ходе проведения проверки  запрашиваемых документов проверяющий вправе истребовать необходимые для  проверки документы на основании требования о представлении документов. 


Документы должны быть представлены страхователем в десятидневный срок в  виде заверенных должным образом копий (п. 10 Методических указаний). 

Применительно к изложенным нормам, требования о предоставлении  документов выставляются Фондом, в случае не предоставления страхователем в  ходе проверки данных учета и отчетности. 

Как следует из содержания справок о проведанных документальных  выездных проверках, АРО ФСС при проведении проверки факты не  представления каких-либо документов не установило. Кроме того, материалами  дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что вся первичная  бухгалтерская документация (листы нетрудоспособности, извещения, расчетные  листки и др.) была представлена проверяющим Фонда в ходе выездных проверок 

структурными подразделениями.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ 

"О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые 

организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти 

документы служат первичными учетными документами, на основании которых 

ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к 

учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах 

унифицированных форм первичной учетной документации. Первичный учетный 

документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не 

представляется возможным - непосредственно после ее окончания. Для 

осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных 

операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные 

учетные документы.

Статьей 10 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что организации должны вести  регистры бухгалтерского учета, которые предназначены для систематизации и  накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных  документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской  отчетности. 

В силу п. 56 Методических указаний проверяющие должны установить в  проверяемом периоде соответствие общей суммы и сумм в разрезе по месяцам 


начисленных по листкам нетрудоспособности пособий данным  бухгалтерского учета (дебет счета по учету расчета по обязательному  социальному страхованию) и отчетным данным, отраженным в расчетной  ведомости по средствам Фонда. 

Таким образом, запрашиваемая Фондом информация должна соответствовать  установленным законодательством нормам. 

Как видно из содержания оспариваемых требований, запрошенные  ответчиком сведения, к бухгалтерским данным первичных и сводных учетных  документов не относятся. 

Согласно пункту 5 статьи 243 Налогового кодекса РФ ежеквартально не  позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом,  налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда  социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме,  утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о  суммах: начисленного налога в Фонд социального страхования Российской  Федерации; использованных на выплату пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до  достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение  стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение,  на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;  направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное  обслуживание работников и их детей; расходов, подлежащих зачету;  уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации. 

Довод ответчика об установлении расхождений в фактических расходах  страхователя при формировании сводных данных, признается судом  несостоятельным, поскольку в ходе проверки, помимо первичных документов,18 августа 2009 года страхователем в Фонд был направлен реестр расходов и даны  письменные пояснения о том, что сумма расходов отраженных в бухгалтерском  учете страхователя, больше суммы отраженной в расчетной ведомости за 2008  год. Кроме того, в ходе проведения проверки Фонду была предоставлены  уточненная декларация по ЕСН за 2008 год, уточненная расчетная ведомость за 


2008 год, где расходы за счет ФСС отражены с учетом корректировок в  размере 127 630 398, 03 руб. 

Следовательно, в ходе проверки заявителем были предоставлены все  необходимые сведения.  

При таких обстоятельствах, ответчик не имел правовых оснований для  выставления оспариваемых требований. Представление перечисленных в  оспариваемых требованиях документов Федеральным законом от 21.11.1996 N  129-ФЗ, Методическими указаниями не предусмотрено. 

При вынесении решения суд также учитывает, что в нарушение предписаний  п. 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ оспариваемое требование № 3 было  выставлено после приостановления проведения выездной проверки. 

С учетом изложенного оспариваемые требования не основаны на  фактических обстоятельствах дела, не соответствуют приведенным выше нормам  Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете",  Методических указаний, утвержденных Постановлением Фонда социального  страхования от 07.04.2008 № 81, нарушают права заявителя, и возлагают на него  обязанности не предусмотренные Законом. 

В соответствии со статьей 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании  ненормативного правового акта недействительным, решения, действия  (бездействия) незаконным, юридическим лицом государственная пошлина  оплачивается в размере 2000 рублей за каждое самостоятельно заявленное  требование. 

Заявителем при обращении в суд была уплачена государственная пошлина в  сумме 6000 рублей. 

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ  судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых  принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. 

На основании ст.ст. 101, 110 АПК РФ судебные расходы в сумме 6000 рублей  подлежат взысканию с ответчика в пользу ОАО «РЖД». 

Руководствуясь ст. 110, ст.ст.167-170, ст. 180, ст. 201 Арбитражного  процессуального кодекса РФ, суд решил заявление удовлетворить. 


Признать недействительными, не соответствующими Федеральному  закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" требование без номера и  даты Государственного учреждения - Амурского регионального отделения Фонда  социального страхования Российской Федерации о предоставлении документов  страхователем - ОАО «РЖД» по месту нахождения структурного подразделения  — Свободненского отделения Забайкальской железной дороги - филиала ОАО  «РЖД», требование № 2 без даты ГУ АРО ФСС РФ о предоставлении документов  страхователем - ОАО «РЖД» по месту нахождения структурного подразделения -  Свободненского отделения Забайкальской железной дороги - филиала ОАО  «РЖД», требование № 3 без даты ГУ АРО ФСС РФ о предоставлении документов  страхователем - ОАО «РЖД» по месту нахождения структурного подразделения -  Свободненского отделения Забайкальской железной дороги - филиала ОАО  «РЖД». 

Взыскать с Государственного учреждения – Амурского регионального  отделения фонда социального страхования РФ в пользу открытого акционерного  общества «Российские железные дороги» в лице Забайкальской железной дороги  – филиала ОАО «РЖД» судебные расходы в размере 6000 рублей. 

Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный  суд (г.Хабаровск) в течение месяца со дня его принятия, либо после вступления  его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа  (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области. 

Судья П.А. Чумаков


 установил: