НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Второго арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009 № 02АП-4578/2008

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль                       Дело №А82-4493/2009

                                         26.05.2009.

        Резолютивная часть решения от 19.05.2009.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Красновой Т.Б.

при ведении протокола судебного заседания судьей Красновой Т.Б.

рассмотрев в судебном заседании дело по   заявлению

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ярославский государственный технический университет»

об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области от 16.04.2009 № 07-16/09-104

при участии

от заявителя:  ФИО1 – довер.  от 08.04.2009,

               ФИО2 – довер. от 07.05.2009г.

от административного органа: ФИО3–довер.от 16.04.2009г. № 07-16/09-104;

установил:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославский государственный технический университет» (далее – Учреждение, Университет) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области (далее - административный орган, Управление) № 07-16/09-104 от 16.04.2009г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Постановление заявителем оспаривается по тому основанию, что в действиях Учреждения отсутствует состав вменяемого административного правонарушения. Кроме того, указывает на нарушение административным органом срока составления протокола, установленного пунктом 1 статьи 28.5 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал предъявленные требования.

Представитель административного органа считает постановление законным и обоснованным, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ярославский государственный технический университет» за период с 01.01.2007 по 31.12.2008г.

В ходе ревизии выявлено нецелевое использование Университетом бюджетных средств в сумме 16992 руб., выразившееся в направлении и использовании средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетов, бюджетной росписью и уведомлением о бюджетных ассигнованиях. Результаты ревизии отражены в акте от 25.03.2009г.

Так, было установлено, что платежным поручением от 16.04.2008 № 873 на сумму 16992 руб. Университетом за счет средств федерального бюджета, выделенных по коду бюджетной классификации операций сектора государственного управления, перечислены денежные средства ООО «РЦЦС» в качестве аванса 30% за экспертизу сметной  документации по капитальному ремонту с отнесением на код 225 «Расходы, услуги по содержанию имущества».

Усмотрев в действиях Университета признаки состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ,  начальником отдела финансового контроля и надзора в социальной сфере, внебюджетных фондах и органах управления Территориального управления финансово-бюджетного надзора в Ярославской области в присутствии законного представителя Учреждения 10.04.2009г. составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого 16.04.2009г. заместителем руководителя Управления вынесено постановление о привлечении Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ярославский государственный технический университет» к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценивая правомерность привлечения Учреждения к административной ответственности, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Одним из принципов, на которых основана бюджетная система Российской Федерации, является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 38 Бюджетного кодекса РФ), который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей  бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В соответствии с частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Административным органом в ходе ревизии выявлено, что 16.04.2008г. Университетом произведены расходы на экспертизу сметной  документации по капитальному ремонту с отнесением на подстатью Классификации 225 «Расходы, услуги по содержанию имущества».

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом установлено, что 14.02.2008 между Университетом и ООО «РЦЦС» заключен договор № Э0198/08, предметом которого является оказание услуг по экспертизе смет на проектные работы, на пусконаладочные работы, на строительно-монтажные работы по новому строительству, реконструкции, на ремонтно-строительные работы, смет, связанных с корректировкой проектов, дополнительных смет по актам, сводных сметных расчетов, калькуляций и расчетов на 2008 год по мере поступления заявок (пункт 1.2 договора).

По мнению административного органа, учитывая предмет заключенного договора, расходы за экспертизу сметной документации по капитальному ремонту следовало производить за счет КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».

Заявитель на момент осуществления операции полагал расходование бюджетных средств в сумме 16992 руб. целевым, поскольку оно было связано с содержанием имущества, находящегося в государственной казне Российской Федерации. После внесения изменений в Приказ Минфина РФ от 24.08.2007г. № 74н Учреждение самостоятельно произвело изменение кода КОСГУ 073-0706-4309900-039-225 на код 073-0706-4309900-039-226. В связи с исправлением ошибки в том же финансовом году, считает положения бюджетного законодательства не нарушенными, факт нецелевого использования бюджетных средств отсутствующим.

Всесторонне исследовав обстоятельства дела и объективно оценив имеющиеся доказательства, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации в 2008 году установлен Приказом Минфина РФ от 24.08.2007г. №74н.

Приказом Минфина РФ от 09.12.2008г. №140н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2007 г. N 74н» подстатья 226 "Прочие работы, услуги" раздела V Указаний "Классификация операций сектора государственного управления" дополнена абзацем шестнадцатым следующего содержания: "проведение проектных и изыскательских работ и экспертизе в целях разработки проектно-сметной документации для ремонта объектов".

 В соответствии с пунктом 79 Инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной Приказом Минфина России от 31.12.2002 N 142н, действовавшей в спорный период, орган Федерального казначейства и получатель средств вправе в пределах текущего финансового года уточнить коды бюджетной классификации Российской Федерации, по которым операции по кассовым расходам федерального бюджета были отражены на лицевом счете получателя средств. Для уточнения операции получатель средств представляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении кода бюджетной классификации по произведенным кассовым выплатам (приложение N 7 к Инструкции).

Внесение в установленном порядке изменений в учетные записи в части изменения кодов бюджетной классификации Российской Федерации по произведенным получателем средств кассовым расходам возможно в случае изменении принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральным законом о федеральном бюджете, Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации полномочиями, а также ошибочного указания получателем средств в платежном документе кода бюджетной классификации Российской Федерации, на основании которого был отражен кассовый расход на его лицевом счете.

Разъяснения по данному вопросу также были даны в совместном письме Министерства финансов Российской Федерации N 02-14-13/1252 и Федерального Казначейства N 42-7.1-15/5.1-207 от 15.05.2006г., а также письме Федерального Казначейства от 26.10.2007г. № 42-7.1-15/5.1-382.

Судом установлено, что после внесения изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2007 г. N 74н, Университет 05.12.2008г. направил в Управление Федерального казначейства по Ярославской области уведомление № 29 об уточнении кода бюджетной классификации РФ по произведенным кассовым выплатам. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом.

Под бюджетной сметой согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ понимается документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения. При этом лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Согласно статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

Согласно Инструкции о порядке применения органами Федерального Казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов  Российской Федерации от 26.04.2001г. № 35н, нецелевое использование средств федерального бюджета - направление и использование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год, бюджетной росписью федерального бюджета, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Статьей 12 Бюджетного кодекса РФ установлено, что финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Университет самостоятельно, в течение финансового года, до проведения ревизии произвел уточнение кода бюджетной классификации РФ по произведенной кассовой выплате, суд не усматривает в действиях Учреждения факта нецелевого использования бюджетных средств, поскольку по своей сути имело место временное заимствование денежных средств, в связи с чем считает, что отсутствует событие вменяемого административного правонарушения.

 Кроме того, в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со статьями 166.1, 167 Бюджетного кодекса РФ Федеральное казначейство обладает полномочиями по осуществлению санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в Федеральном казначействе; по  осуществлению контроля за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета. В случае выявления нарушений бюджетного законодательства РФ Федеральное казначейство обладает полномочиями в области применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства.

Таким образом, Казначейство осуществляет первичный контроль за проводимой бюджетным учреждением операцией.

Учитывая, что при осуществлении Учреждением расходной операции Управление Федерального казначейства по Ярославской области не усмотрело нарушений бюджетного законодательства и санкционировало оплату, суд полагает, что в действиях заявителя, выразившихся в осуществлении 16.04.2008г. расходов на экспертизу сметной  документации по капитальному ремонту с отнесением на подстатью Классификации 225 «Расходы, услуги по содержанию имущества», отсутствует вина в совершении правонарушения.

Доводы заявителя о нарушении срока составления протокола судом отклоняются.

Согласно пункту 1 статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления об административном правонарушении являются существенные нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что существенный характер процессуальных нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Установив при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола и моментом выявления правонарушения, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.

Как свидетельствуют материалы дела, акт ревизии составлен 25.03.2009, протокол об административном правонарушении составлен 10.04.2009 в присутствии законного представителя Университета, которому были разъяснены права лица, привлекаемого к ответственности. Временной разрыв связан с рассмотрением Управлением разногласий и составлением заключения на разногласия в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минфина РФ от 04.09.2007 № 75н.

С учетом изложенного, суд не усматривает нарушения процессуальных прав Университета.

Принимая во внимание, что установленный срок составления протокола не является пресекательным, данное обстоятельство не является основанием для признания незаконным постановления.  

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 16.04.2009 № 07-16/09-104, вынесенное Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о привлечении Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ярославский государственный технический Университет» к административной ответственности по части 1 статьи 15.14  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в десятидневный срок со дня его принятия.

Судья                                     Т.Б.Краснова