НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2009 № А51-10931/08

А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й  С У Д   П Р И М О Р С К О Г О  К Р А Я

г.Владивосток, ул.Светланская,54.

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

«13» марта 2009г.                                          Дело №   А51–10931/2008 

Судья Арбитражного суда Приморского края  Хвалько О.П.,

при ведении протокола судьей Хвалько О.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району г.Владивостока

к Учреждению культуры «Владивостокский государственный цирк»

о   взыскании 590950,39 руб. задолженности  по страховым взносам

при участии в заседании:

от заявителя: представитель Михалева Л.Ю. по доверенности №01/1802 от 05.03.08; главный специалист Гусаренко О.Н. по доверенности №05/6194 от 09.07.08;

от должника: заместитель председателя ликвидационной комиссии Просвиркин А.С. по доверенности от 01.12.08; адвокат Драузина О.А. по доверенности от 02.02.09;

установил:

           Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г.Владивостока (далее по тексту – «заявитель» или «орган ПФ РФ») обратилось с заявлением о взыскании с Учреждения культуры «Владивостокский государственный цирк» (далее по тексту «должник» или «учреждение») задолженности по страховым взносам  в  Пенсионный  фонд   РФ  в  сумме 791.765,66 руб., в т.ч. 576026 руб. страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии за 2007г., 1 кв. 2008г., 158241,25 руб. пени по ним за период с 05.12.07 по 15.07.08, руб., 43143 руб. страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии за 2007г., 14355,41 руб. пени по ним за период с    05.12.07г. по 25.06.08г.

          В ходе разбирательства по делу заявитель уточнял предмет спора в связи с частичной оплатой задолженности, определив в итоге в судебном заседании 18.02.09 подлежащую взысканию сумму задолженности в размере 590950,39руб., в т.ч. 417948 руб. взносов на страховую часть пенсии за 2007г., 158241,25 руб. пени за период с 05.12.07 по 15.07.08, 405,73 руб. взносов на накопительную часть трудовой пенсии, 14355,41 руб. пени за период с 05.12.07 по 15.07.08.  

Заявитель на требованиях настаивает, считает заявленные требования обоснованными и соответствующими Федеральной закону от 15.12.01 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Представители учреждения требования отклонили, просили  оставить заявление без рассмотрения на основании ч.2 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации виду нарушения органом ПФ РФ претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного федеральным законом.

Учреждение считает, что заявителем нарушены процедура, сроки и порядок  расчетов с кредиторами ликвидируемой организации, когда недопустимо предъявление иска кредитором в суд до его обращения  к ликвидационной комиссии о включении требований в состав промежуточного ликвидационного баланса и до утверждения последнего. Учреждение полагает, что, обратившись в суд с требованием о взыскании задолженности по взносам и пени, заявитель нарушил требования Закона №165-ФЗ от 16.07.99г., ст.ст.63,64 ГК РФ.

Учреждение указало, что начисление пени после момента объявления о ликвидации учреждения с 26.11.06г. неправомерно, поскольку с учетом статуса учреждения как ликвидируемого юридического лица, сроки уплаты страховых взносов еще не наступили и начисление пени после этой даты законодательством не  предусмотрено, а также в связи с тем, что пени не включены  в состав промежуточного ликвидационного баланса.

Кроме того, требования об уплате задолженности предъявлены не к ликвидационной комиссии, а направлены в адрес юридического лица, а акты сверок подписаны неуполномоченным лицом.

Изготовление мотивированного решения в полном объеме откладывалось судом на основании п.2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом в ходе рассмотрения дела установлено.

Учреждение культуры «Владивостокский государственный цирк» зарегистрировано в качестве юридического лица  10.02.1997г. Управлением юстиции администрации Приморского края.

В нарушение п.2 ст.14 Федерального закона РФ от 15.12.01г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» уплата взносов на обязательное пенсионное страхование производилась страхователем  не в полном объеме и  с нарушением установленных сроков, в связи с чем органом Пенсионного фонда РФ определена задолженность за 4 кв. 2007 года в сумме 418.353,73руб., на сумму задолженности за 2004,2005,2006,2007 начислены пени в размере 172.596,66 руб. за период с 05.12.07г. по 15.07.08г., в т.ч. 158.241,25руб. по страховой части и 14.355,41 руб. по накопительной части.

Заявителем в адрес учреждения заказной почтой направлено требование №3553 от 25.06.08г. и №224 от 25.07.08 с указанием сведений о наличии неоплаченных платежей и необходимости их внесения, требования получены учреждением соответственно 30.06.08 и 31.07.08, учреждением не исполнены.

Задолженность по страховым взносам за 4 кв. 2007г. и начисленной пени в добровольном порядке не погашена,  в связи с чем заявитель обратился с требованием о ее взыскании в судебном порядке.

 Суд  считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона РФ от 15.12.01г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»  (далее по тексту – Закона РФ №167-ФЗ) должник является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного Фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов.

В соответствии с п.2 ст.14 Закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страхователи-организации обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Согласно ст.24 вышеназванного Федерального закона РФ №167-ФЗ, уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15 числа следующего месяца. Данные о суммах, исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом в налоговый орган.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

В соответствии со ст.2 Федерального закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионном страхование, в т.ч. в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.

Налоговыми органами в силу п.1 ст.25 Федерального закона РФ №167-ФЗ осуществляется контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а органами Пенсионного фонда РФ этим законом предоставлено право на взыскание недоимки по страховым взносам и пени в судебном порядке.

Представленные в материалы дела декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2007год,  реестр  учета платежей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подтверждают  наличие задолженности по страховым взносам за 4 кв. 2007 г. в сумме 418353,73 руб., в т.ч. 417948 руб. по взносам на финансирование страховой части трудовой пенсии и 405,73 руб. на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Сумма задолженности определена с учетом поступивших платежей учреждения за 2007г., что подтверждено представленными в дело реестрами поступления платежей за период с 01.01.08 по 31.12.08, а также копиями  электронных расчетных документов с отражением периода оплаты в поле «назначение платежа».

В связи с несвоевременной оплатой страховых взносов за 2004,2005,2006,2007гг. органом ПФ РФ  обоснованно начислено 172.596,66руб. пени  за период   с 05.12.07г.  по 15.07.08г., в т.ч. 158.241,25 руб. пени по взносам, направленным на выплату страховой части трудовой пенсии и 14.355,41 руб. пени  по взносам, направленным на выплату накопительной   части трудовой пенсии.

Расчет пени приведен заявителем в приложении к пакету документов с заявлением, судом проверен, нарушений при исчислении пени суд не установил.

Поскольку в соответствии со ст.25 ФЗ РФ от 15.12.01г. № 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» взыскание недоимки по страховым взносам и пени осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке, и при установлении факта неуплаты обязательных платежей в ПФ РФ, требования заявителя о взыскании задолженности в бюджет ПФ РФ правомерны и подлежат удовлетворению в части взыскания 417948 руб. страховых взносов на выплату страховой части пенсии, 158241,25 руб. пени на страховую часть, 14355,41руб. пени на накопительную часть.

В отношении 405,73 руб. задолженности по взносам, направленным на выплату накопительной части пенсии, суд, подтвердив наличие данной задолженности,  а также исходя из представленных в дело реестров платежей страхователя и акта сверки с органом ПФ РФ, установил переплату по страховым взносам на выплату накопительной части пенсии, в связи с чем считает возможным воспользоваться правом проведения зачета в соответствии с п.5 ст. 78 НК РФ.

Доводы учреждения о нарушении заявителем порядка предъявления требований об уплате задолженности ввиду ненаправления их   председателю ликвидационной комиссии, суд отклоняет.

Настаивая на своей позиции, должник не привел ссылок на нормы права, предусматривающие обязанность органа ПФ РФ направлять требования в адрес председателя ликвидационной комиссии. 

Утверждение учреждения суд считает ошибочным, поскольку порядок направления требования в отношении юридического лица, находящегося в стадии ликвидации, не изменяется.

Приказом от 03.11.06 №638 Федерального агентства по культуре и кинематографии  принято решение о ликвидации в установленном порядке находящееся в ведении Федерального агентства по культуре и кинематографии учреждение культуры «Владивостокский государственный цирк», образовании ликвидационной комиссии, а также сроках и порядке проведения связанных с ликвидацией мероприятий.

Приложением к данному приказу определен состав ликвидационной комиссии.

21.11.06 в ЕГРЮЛ внесены сведения о принятии учредителем (участником) юридического лица решения о ликвидации юридического лица.

В соответствии с п. 3 ст. 62 ГК РФ к ликвидационной комиссии переходят исключительно полномочия по управлению делами юридического лица, кроме тех, которые согласно прямому предписанию закона закреплены за учредителями или участниками данного лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Вместе с тем, ликвидационная комиссия не наделена статусом юридического лица и передача ей части управленческих полномочий не означает ограничение правоспособности самого юридического лица.

В соответствии с ч.4 ст. 25.1 Закона РФ №167-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю по месту его учета.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ  юридическим адресом учреждения является г.Владивосток, ул.Светланская,103, по которому органом ПФ РФ направлены требования об уплате задолженности по страховым взносам и пени.

Учитывая то, что законодательством предусмотрена обязанность направления требования только по юридическому адресу учреждения, а не  иному адресу исполнительного органа, следует признать, что органом ПФ РФ обязанность по направлению требований исполнена надлежащим образом.

Также отклоняется утверждение должника о том, что акт сверки с органом ПФ РФ относительно задолженности учреждения подписан неуполномоченным лицом.

 В материалы дела представлен акт сверки  по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование между учреждением культуры «Владивостокский государственный цирк» и ГУ УПФ РФ по Ленинскому району по состоянию на 01.10.08, согласно которому стороны  определили размер задолженности на данную дату с отражением долга по годам с 2004 по 2008г. включительно,  в т.ч. стороны установили, что на 01.10.08г. задолженность за 2007г. составляет в целом 1.504.143,52 руб. по страховой части и 405,73 руб. по накопительной.

Разногласий между сторонами сверки в определении суммы долга учреждения не установлено.

Акт сверки подписан со стороны должника директором УК «Владгосцирк» Туркаловым А.О., главным бухгалтером Токаревой С.Г.

Согласно приложения к приказу от 03.11.2006 №638 Федерального агентства по культуре и кинематографии  о составе ликвидационной комиссии учреждения директор УК «Владгосцирк» Туркалов А.О. одновременно является  председателем ликвидационной комиссии, а главный бухгалтер учреждения Токарева С.Г. – главным бухгалтером ликвидационной комиссии.

Таким образом, следует признать, что акт сверки подписан уполномоченными лицами должника.

Доводы должника о несоблюдении заявителем досудебного порядка урегулирования спора, нарушении требований ст.ст. 63,64 ГК РФ о порядке предъявления и исполнения требований кредиторов ликвидируемой организации обращением органа ПФ РФ в суд, а не в ликвидационную комиссию, суд признает несостоятельными.

Согласно ст. 2 Закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

С 01.01.06г. Закон РФ № 167-ФЗ содержит положения о порядке взыскания задолженности по страховым взносам в ПФ РФ.

    Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Закон N 137-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2006, внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).

   В соответствии со статьями 25 и 25.1 Закона N 167-ФЗ (в редакции Закона N 137-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает в отношении юридических лиц пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации  в судебном порядке.

  Таким образом, с 01.01.2006 действующим законодательством предусмотрен судебный порядок взыскания территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации со страхователей - юридических лиц недоимки по страховым взносам и пеней за их несвоевременную уплату, превышающей определенный предел  - пятьдесят тысяч рублей.

Вместе с тем, поскольку указанный закон не регламентирует порядок судебного взыскания недоимки и пеней, за исключением указания на судебный порядок такого взыскания, в части соблюдения сроков и процедуры взыскания, подлежат применению нормы налогового законодательства.

В соответствии с п.п.4 п.3 ст.44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога (сбора) прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетом в соответствии со ст. 49 НК РФ.

 В силу п.1 ст.49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Ни нормы  Налогового кодекса РФ, ни нормы Федерального закона №167-РФ не содержат освобождения организации, находящейся в стадии ликвидации, от обязанности уплачивать в установленные сроки обязательные платежи и страховые взносы.

В связи с чем суд считает ошибочным утверждение должника о том, что срок уплаты всей задолженности, имеющей место на момент принятия решения о ликвидации учреждения, в том числе по страховым взносам в ПФ РФ, наступает не ранее утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Должник ссылается на п.4 ст. 63 ГК РФ и утверждает, что имеющаяся на дату принятия решения о ликвидации задолженность в ПФ РФ как выплата кредитору третьей очереди производится не ранее месячного срока после утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Данное утверждение не согласуется  со ст.ст. 44,45 НК РФ, ст.2,10,14,24 Закона №1677-ФЗ, которые устанавливают обязанности по своевременному и полному внесению налогов и взносов, а также не содержат положений, изменяющих порядок уплаты платежей  при нахождении плательщика в стадии ликвидации.

Кроме этого, в соответствии с п.3.9 приказа Роскультуры от 03.11.06 №638 ликвидационной комиссии УК «Владгосцирк» предписано в десятидневный срок  с момента истечения срока предъявления требований кредиторами представить в Федеральное агентство по культуре и кинематографии для утверждения промежуточный ликвидационный баланс, до 15.03.07 – представить для утверждения ликвидационный баланс.

Приказом Роскультуры от 02.03.07 №142 сроки представления для утверждения ликвидационного баланса перенесены до 07 мая 2007г., приказом Роскультуры от 30.07.07 №455 – до 01.12.07, приказом Роскультуры от 12.03.08 – срок представления промежуточного ликвидационного баланса перенесен до 20.07.08, а ликвидационного баланса - до 15.09.08.

Как установлено в ходе рассмотрения дела до настоящего времени промежуточный ликвидационный баланс ликвидационной комиссией не сформирован.

Таким образом, из позиции должника следует, что при отсутствии до настоящего времени утвержденного промежуточного ликвидационного баланса, организация должна быть освобождена от уплаты уже существующей с 2004 г.  до 21.11.06 г. задолженности по страховым взносам до настоящего времени и в дальнейшем, что не соответствует требованиям налогового и пенсионного законодательства.  

Суд признает указанные доводы должника безосновательными, а также  неправомерными  доводы о необоснованном начислении пени, поскольку  при ликвидации должника изменения сроков уплаты сборов не допускается, в связи с чем пени начисляются в общеустановленном порядке за каждый день просрочки платежа применительно к установленным срокам уплаты.

Статьей 49 НК РФ установлен порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.

Однако положения этой статьи не исключают предусмотренного НК и законом №167-ФЗ права уполномоченного органа на обращение в суд с соответствующим исковым заявлением к ликвидируемому налогоплательщику в связи с установленным порядком взыскания долга или невозможностью бесспорного взыскания.

Указанное право контрольного органа не связывается с наличием либо отсутствием процедуры ликвидации налогоплательщика.

Для целей налогообложения начало и исполнение процедуры ликвидации налогоплательщика не могут рассматриваться как обстоятельства, имеющие те же правовые последствия, что и завершение его ликвидации.

По смыслу статей 46 и 49 НК РФ реализация уполномоченным органом права на судебное взыскание обязательных платежей с ликвидируемых плательщиков может рассматриваться как допустимое, а иногда как единственно возможное средство исполнения ими существующих обязанностей.

Суд не может согласиться с позицией должника о нарушении заявителем порядка предъявления требований к ликвидируемому должнику, поскольку считает, что орган ПФ РФ имел основания для обращения в суд с требованием о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, а необходимость соблюдения очередности удовлетворения требований кредиторов в соответствии со ст. 63 ГК РФ должна соблюдаться при исполнении решения суда.

Таким образом,  в данном случае суд не имеет правовых и фактических оснований для удовлетворения ходатайства должника об оставлении заявления  без рассмотрения.

С учетом удовлетворения требований заявителя и  в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины возлагаются на должника. 

Руководствуясь ст.ст.110,167,216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                     Р Е Ш И Л

Взыскать с Учреждения культуры «Владивостокский государственный цирк» в лице ликвидационной комиссии, зарегистрированного в качестве юридического лица 10.02.97г. Управлением юстиции Администрации Приморского края, свидетельство о государственной регистрации от 08.02.2002 №А25-АА 002047, адрес: ул. Светланская, 103, г. Владивосток, в бюджет Пенсионного фонда РФ 590544 (пятьсот девяносто тысяч пятьсот сорок четыре) рубля 66 копеек  задолженности по страховым взносам,  из них 417948 рублей на выплату страховой части трудовой пенсии, 158241,25руб. пени на страховую часть и 14355,41 руб. на накопительную часть, произвести зачет переплаты страховых взносов в сумме 405,73руб.

Взыскать с Учреждения культуры «Владивостокский государственный цирк» в лице ликвидационной комиссии в доход федерального бюджета 10760 (десять тысяч семьсот шестьдесят) рублей 91 копейку госпошлины.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия судебного акта.

 Судья                                                                                 О.П. Хвалько.