НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение ПСП Арбитражного суда Архангельской области от 06.03.2024 № А05П-665/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ

В ГОРОДЕ НАРЬЯН-МАРЕ

НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ул. Смидовича, 4, г. Нарьян-Мар, 166000, тел. (81853) 40-522

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

13 марта 2024 года

г. Нарьян-Мар

Дело № А05П-665/2023

Резолютивная часть решения объявлена 06 марта 2024 года

Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в составе судьи Лях Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кадулиной А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1022900514515; адрес: Россия, 163069, Архангельская область, г. Архангельск, наб. Северной Двины, дом 28)

к ответчику – обществу с ограниченной ответственностью "Харута-Плюс" (ОГРН 1058383008881; адрес: Россия, 166747, Ненецкий автономный округ, Заполярный район, п. Харута, ул. Колхозная, дом 3)

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Каневой Ирины Валерьяновны

о взыскании 26 096 руб. 50 коп.,

установил:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – истец, фонд) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Харута-Плюс" (далее – ответчик, общество) 26 096 руб. 50 коп. ущерба, возникшего в связи с несвоевременным представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за период сентябрь – декабрь 2018 года, январь, февраль 2019 года, что повлекло незаконную выплату страховой пенсии работающему пенсионеру Каневой И.В. за период с 01.09.2018 по 30.04.2019.

Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании 151 руб. 20 коп. почтовых расходов.

Определением Арбитражного суда Архангельской области от 14.11.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Канева Ирина Валерьяновна (далее – третье лицо).

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд рассмотрел спор без участия лиц, участвующих в деле.

Ответчик отзыв на иск не представил, исковые требования по существу не оспорил.

Третье лицо мнение по существу заявленных требований не представило.

Изучив материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Как следует из материалов дела и установлено судом, общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и зарегистрировано в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве плательщика страховых взносов.

Канева Ирина Валерьяновна (далее – Канева И.В.), 07.10.1963 года рождения состоит на учете в пенсионном фонде как получатель страховой пенсии по старости, работодателем последней в период с 01.09.2018 по 30.04.2019 являлось общество.

Фонд выявил факт излишней выплаты страховой пенсии по старости Каневой И.В. за период с 01.12.2018 по 30.04.2019 в сумме 26 096 руб. 50 коп., что отражено в протоколе от 10.08.2020 №35 о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии (материалы электронного дела).

Как указывает фонд, переплата пенсии возникла по причине несвоевременного предоставления обществом сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее – Закон №27-ФЗ) по форме СЗВ-М за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, январь, февраль 2019 года, а именно – 02.04.2019.

Как указано в исковом заявлении, в связи с нарушением работодателем срока предоставления отчетности, работающему у него застрахованному лицу – пенсионеру Каневой И.В., органом пенсионного фонда произведена выплата страховой пенсии по старости за период с 01.09.2018 по 30.04.2019 в размере 28 344 руб. 96 коп. С учетом вычета недополученных сумм в период с июля 2019 года по июль 2020 года в размере 2248 руб. 46 коп. излишне выплачены суммы пенсии в размере 26 096 руб. 50 коп.

Полагая, что в результате неправомерных действий общества как страхователя по обязательному пенсионному страхованию, работающему пенсионеру Каневой И.В. за период с 01.09.2018 по 30.04.2019 выплачена повышенная сумма страховой пенсии по старости с учетом индексации, в связи с чем, органу пенсионного фонда причинен ущерб в сумме 26 096 руб. 50 коп.

Претензией от 11.08.2020 №1107/5839 фонд уведомил общество о возникшем ущербе и просил рассмотреть вопрос о возмещении излишне полученных сумм пенсии.

Согласно материалам дела электронного дела указанная претензия была направлена в адрес общества 02.11.2023.

Указанный ущерб в досудебном порядке обществом не возмещен, в связи с чем, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Изучив материалы дела, оценив доводы и доказательства, представленные фондом в обоснование своей позиции, суд считает исковое заявление не подлежащим удовлетворению ввиду следующего.

В части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон №400-ФЗ) определено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Согласно части 4 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу части 6 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктами 2.2, 2.4 - 2.6 статьи 11 Закона №27-ФЗ.

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ).

Согласно части 1 статье 28 Закона №400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона №400-ФЗ).

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона №400-ФЗ).

В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (часть 4 статьи 28 Закона №400-ФЗ).

Аналогичные положения содержаться и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) "Обязательства вследствие причинения вреда".

В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

При взыскании убытков, как меры ответственности за причинение вреда, подлежит доказыванию наличие состава гражданско-правовой ответственности, состоящей из следующих элементов: наличие противоправных действий причинителя вреда, наличие ущерба у потерпевшего, размер ущерба, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и возникшим ущербом.

Как разъяснено в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Учитывая вышеизложенные нормы права и заявленные требования, истец должен доказать, что переплата денежных средств на выплату страховой пенсии по старости (ущерб) имел место исключительно в связи с несвоевременным предоставлением ответчиком (страхователем) сведений (их недостоверностью).

В данном случае иск мотивирован тем, что страхователем несвоевременно представлены сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закон №27-ФЗ по форме СЗВ-М за период с сентября 2018 года по февраль 2019 года – 02.04.2019, что повлекло перерасход денежных средств за период с 01.09.2018 по 30.04.2019 в сумме 26 096 руб. 50 коп.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).

В исковом заявлении фонд указал, что выплата пенсии Каневой И.В. произведена с 01.09.2018 (начало периода), а не с 01.12.2018, как указано в протоколе о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии №35 от 10.08.2020.

В связи с чем, определениями от 09.01.2024, 08.02.2024 суд просил представить истцу письменные пояснения по данному факту. Определение суда в данной части не исполнено.

Как следует из материалов дела, сведения по форме СЗВ-М за период с сентября 2018 года по февраль 2019 года в отношении Каневой И.В. представлены 02.04.2019, не в установленный срок (не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом).

Вместе с тем, несмотря на несвоевременное предоставление исходных сведений по форме СЗВ-М за отчетный с сентября 2018 года по февраль 2019 года, страхователь представил сведения по форме СЗВ-М на указанное лицо за предыдущий период: август 2018 года, и последующий – март 2019 года в установленные законом срок, что подтверждается материалами дела. Указанные отчеты содержали сведения о работающем пенсионере Каневой И.В. в обществе. По результатам проверки документы были приняты фондом.

По результатам выявленного факта излишней выплаты страховой пенсии по старости фондом составлен протокол о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии от 10.08.2020 №35, где отражено, что факт излишней выплаты страховой пенсии по старости установлен за период с 01.12.2018 по 30.04.2019 в сумме 26 096 руб. 50 коп. в связи с несвоевременной сдачей отчетности по форме СЗВ-М.

В решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии от 06.08.2020 №5 отражено, что завышенное начисление пенсии произошло в связи с предоставлением сведений о работнике по форме СЗВ-М (исх.) за период с сентября 2018 года по февраль 2019 года с нарушением срока, в связи с чем дата, с которой пенсия установлена (выплачивается) с ошибкой – 01.12.2018 (пункт 1).

Решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) приняты органом пенсионного фонда: 23.07.2018 (с 01.08.2018 принято решение осуществлять выплату), 23.11.2018 (с 01.09.2018 принято решение осуществлять выплату), 21.12.2018 (с 01.01.2019 принято решение осуществлять выплату), 22.04.2019 (с 01.09.2018, с 01.01.2019, с 01.05.2019 приняты решения осуществлять выплаты).

Основанием для принятия решения об увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии Каневой И.В. фонд указывает исключительно факт несвоевременного представления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за период с сентября 2018 года по февраль 2019 года.

Вместе с тем, на момент вынесения решений о выплате сумм страховой пенсии от 23.07.2018, от 23.11.2018, от 21.12.2018, от 22.04.2019 и на момент начала перечисления денежных средств за период с сентября 2018 года по февраль 2019 года у фонда имелись сведения о работе Каневой И.В. в обществе в августе 2018 года и в марте 2019 года.

За предыдущий период (август 2018 года) и последующий период (март 2019 года) сведения представлены в установленные законом сроки и Канева И.В. в них указана, как работающий сотрудник.

Таким образом, на момент принятия решения о выплате с 01.09.2018 застрахованному лицу сумм пенсии с учетом индексации пенсионным фондом уже были получены сведения по форме СЗВ-М, и в них указывалось, что Канева И.В. осуществляла работу.

Следовательно, о факте работы Каневой И.В. в августе 2018 года на дату принятия решения об индексации фонд был извещен.

Решение об обнаружении ошибки вынесено – 06.08.2020. Протокол №35 о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии составлен 10.08.2020, выявлен факт излишне выплаченной пенсии за период с 01.12.2018 по 30.04.2019.

Таким образом, на момент принятия решения о выплате сумм страховой пенсии фонд располагал информацией об осуществлении трудовой деятельности Каневой И.В. в обществе в августе 2018 года и в марте 2019 года (со дня предоставления отчетности по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года, февраль 2019 года) и соответственно не был лишен возможности не осуществлять выплату индексации пенсии за спорный период.

В ходе рассмотрения дела судом в материалы дела от истца поступил протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и социальных выплат от 12.02.2024 №35/2, согласно которому выявлена излишне выплаченная сумма пенсии за период с 01.09.2018 по 30.04.2019 Каневой И.В. в размере 26 096 руб. 50 коп.

К протоколу приложен расчет излишне выплаченных сумм пенсии.

Согласно расчету излишне выплаченной суммы страховой пенсии по старости за период с 01.09.2018 по 30.04.2019, Каневой И.В. переплата составила 28 344 руб. 96 коп., из расчета: с сентября по декабрь 2018 года в размере 2749 руб. 50 коп. ежемесячно, с января по апрель 2019 года в размере 4336 руб. 74 коп. ежемесячно.

Как указано фондом в самом заявлении, с учетом вычета недополученных сумм в период с июля 2019 года по июль 2020 года в размере 2248 руб. 46 коп. излишне выплачены суммы пенсии в размере 26 096 руб. 50 коп.

Как следует из материалов дела, пенсия Каневой И.В. за период с сентября по ноябрь 2018 года перечислялась пенсионным фондом ежемесячно в размере 19 754 руб. 12 коп. как работающему пенсионеру (основные ведомости от 27.08.2018, от 26.09.2018, от 25.10.2018).

Однако за декабрь 2018 года пенсионным фондом Каневой И.В. пенсия перечислена в размере 22 503 руб. 62 коп., как неработающему пенсионеру и доплата за прошлое время (перерасчет) с 01.09.2018 по 30.11.2018 произведена в сумме 8248 руб. 50 коп. Всего перечислено за декабрь 2018 года – 30 752 руб. 12 коп. (основная ведомость от 26.11.2018).

За период январь – апрель 2019 года пенсионным фондом Каневой И.В. пенсия перечислялась в размере 24 090 руб. 86 коп. как неработающему пенсионеру, за май 2019 года в размере 19 754 руб. 12 коп. как работающему пенсионеру.

В материалах дела содержатся как решения о выплате сумм страховой пенсии от 23.11.2018 (за сентябрь 2018 года), от 21.12.2018 (за октябрь 2018 года) Каневой И.В. как неработающему пенсионеру в размере 22 503 руб. 62 коп., так и два решения от 22.04.2019 за этот же период, где указано, что фонд принял решение о выплате Каневой И.В. пенсии в размере 19 754 руб. 12 коп. как работающему пенсионеру.

В ходе рассмотрения дела суд обязал истца помимо прочего представить суду копии сведений по форме СЗВ-СТАЖ, представленных обществом за период с 2017 по 2020 годы.

Согласно материалам дела, 27.02.2018 обществом в пенсионный фонд были представлены ежегодные отчеты по страховому стажу за периоды с 2017 – 2019 годы по форме СЗВ-СТАЖ, содержащие, в том числе, сведения на сотрудника Каневу И.В.

Историей выплат пенсии Каневой И.В. подтверждается, что повышенную пенсию в размере 22 503 руб. 62 коп. застрахованное лицо получило в декабре 2018 года, тогда же ей произведена доплата за период с 01.09.2018 по 30.11.2018 на сумму 8248 руб. 50 коп.

Оснований для начисления пенсии в размере как неработающему пенсионеру и в тоже время для доплаты сумм пенсии за период с 01.09.2018 по 30.11.2018 у пенсионного фонда не имелось.

Пенсионный фонд самостоятельно принял решение произвести доплату (перерасчет) пенсии Каневой И.В. в общем размере 26 096 руб. 50 коп.: начиная с декабря 2018 года за период с 01.09.2018 по 30.11.2018 в размере 8248 руб. 50 коп. и последующие периоды по апрель 2019 года как неработающему пенсионеру, без уточнения сведений, как это предписано положениями части 4 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ.

Таким образом, как на момент принятия 23.11.2018 решения о выплате сумм страховой пенсии, так и на момент фактического осуществления доплаты застрахованному лицу (декабрь 2018 года) фонд располагал сведениями о том, что Канева И.В. является работником общества, между тем никакую дополнительную проверку не проводил, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положил исключительно факт несвоевременного представления сведений по форме СЗВ-М за период с сентября 2018 года по февраль 2019 года.

В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона №400 в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу абзаца 3 части 1 статьи 16 Закона №27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.

Как указывалось выше, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.

Пенсионный фонд мог проверить, что имело место в действительности: увольнение застрахованного лица или несвоевременное представление страхователем сведений. При представлении ответчиком ненадлежащих сведений индивидуального учета, фонд не был лишен возможности на основании указанных сведений принять решение о прекращении выплаты индексации пенсии.

Между тем, пенсионный фонд предусмотренные частью 4 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ действия не выполнил; сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица, не воспользовался; дополнительную проверку не провел, за основу принятого решения об индексации принял исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за период с сентября 2018 года по февраль 2019 года.

Закон №400-ФЗ возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию (часть 4 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ).

Оснований делать вывод об увольнении работника в сентябре 2018 года без дополнительной проверки связанных с этим обстоятельств, без учета ранее представленных сведений за август 2018 года по форме СЗВ-М у пенсионного фонда не было.

Непринятие самим истцом оперативных мер по контролю за размером производимых пенсионных выплат не может являться основанием для взыскания с ответчика убытков.

Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом №167-ФЗ, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ).

Принимая во внимание, что выплата проиндексированной пенсии за период с 01.09.2018 по 30.04.2019 производилась пенсионным фондом при наличии сведений об осуществлении Каневой И.В. трудовой деятельности и не связана с действиями ответчика по несвоевременному предоставлению соответствующих сведений, оснований для выплаты повышенной пенсии за спорный период у фонда не имелось.

Сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются основой, но не могут рассматриваться в качестве единственного и самодостаточного основания для индексации пенсии при наличии сомнений в достоверности имеющихся сведений.

Отсутствие автоматизированного механизма проверки, наличие нарушений в действиях страхователя не освобождает пенсионный фонд от обязанности по принятию обоснованного решения при реализации собственных полномочий по индексации пенсии.

На момент вынесения решения о выплате страховой пенсии с учетом индексации фонд обладал достоверной информацией об осуществлении Каневой И.В. трудовой деятельности в обществе и, следовательно, не вправе был производить указанные выплаты при наличии представленных обществом отчетов о застрахованном лице.

Учитывая наличие своевременно представленных обществом сведений по форме СЗВ-М за предшествующий (август 2018 года) период фонд обязан был уточнить осуществление (прекращение) Каневой И.В. работы в обществе в сентябре 2018 года, в том числе истребовать соответствующие сведения (часть 4 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ).

При таких обстоятельствах, судом сделан вывод об отсутствии причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) общества и причиненным фонду вреда в виде излишне выплаченной пенсии за период с 01.09.2018 по 30.04.2019 в размере 26 096 руб. 50 коп.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о непредставлении истцом в материалы дела надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что выплата пенсии в завышенном размере за период, требуемый к возмещению, произошла именно по вине ответчика, что в силу статьи 1064 ГК РФ является основанием для отказа в иске.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Н.М. Лях