НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Забайкальского края от 29.12.2009 № А78-8808/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-8808/2009

13 января 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 декабря 2009 года

Решение изготовлено в полном объёме 13 января 2010 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Сидоренко В.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Логуновой А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в городе Чите и Читинском районе Забайкальского края к Читинскому региональному отделению общероссийской общественной организации “Всероссийское добровольное пожарное общество” о взыскании 178 411 рублей 59 копеек, из которых 173 863 рубля 00 копеек – страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии за полугодие 2009 года и 4 548 рублей 59 копеек – пени за неуплату страховых взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии за 2008 год и полугодие 2009 года,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Цыреновой О.Б. – представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в городе Чите и Читинском районе Забайкальского края по доверенности от 02.06.2009 № 9 – старшего специалиста (юрисконсульта);

от ответчика: Котовой О.К. – представителя Читинского регионального отделения общероссийской общественной организации “Всероссийское добровольное пожарное общество” по доверенности от 18.11.2009 № 71 – главного бухгалтера.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Чите и Читинском районе Забайкальского края (далее – учреждение или Пенсионный фонд) обратилось в суд к Читинскому региональному отделению общероссийской общественной организации “Всероссийское добровольное пожарное общество” (далее – отделение) с требованием о взыскании 178 411 рублей 59 копеек, из которых 173 863 рубля 00 копеек – страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии за полугодие 2009 года и 4 548 рублей 59 копеек – пени за неуплату страховых взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии за 2008 год и полугодие 2009 года.

Определением суда от 09.12.2009 были определены дата и время судебного заседания. Сторонам было предложено высказать свои возражения относительно возможности перехода к рассмотрению дела по существу в судебном заседании в указанное время. Определение суда сторонами было получено.

Учитывая согласие представителей сторон на переход в судебное заседание, суд в соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ и пунктом 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 № 65 завершил предварительное судебное заседание и перешёл к рассмотрению дела по существу в судебном заседании.

Представитель заявителя заявленные требования в заседании поддержала в полном объёме.

Представитель отделения заявленные требования не оспорила.

Дело рассматривается по правилам статьи 215 АПК РФ.

Суд, изучив материалы дела, дополнительно представленные документы, выслушав доводы представителей сторон,

У С Т А Н О В И Л:

Читинское региональное отделение общероссийской общественной организации “Всероссийское добровольное пожарное общество” в качестве юридического лица, зарегистрировано в едином государственном реестре и состоит на учете в органе Пенсионного фонда в качестве плательщика страховых взносов.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” № 167-ФЗ от 15.12.2001 (далее - Закон 167-ФЗ) предприятие является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начисление и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

В соответствии со статьей 23 вышеназванного Закона под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

На основании представленного отделением в налоговый орган расчёта авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за полугодие 2009 года органом Пенсионного фонда установлено, что обществом за полугодие 2009 года начислены страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 186 535 рублей 00 копеек, а на финансирование накопительной части трудовой пенсии в – размере 9 655 рублей 00 копеек.

Согласно статье 24 Закона 167-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 Закона 167-ФЗ. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда РФ.

Как следует из материалов дела, в нарушение указанных норм права отделением страховые взносы за полугодие 2009 года уплачены частично.

Как установлено судом и подтверждено материалам дела, Пенсионным фондом в адрес общества было направлено требование № 4293 об уплате недоимки по страховым взносам и пеней за полугодие 2009 года по состоянию на 28.09.2009, в том числе:

- страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии – 173 863 рубля 00 копеек и пени за неуплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии – 4 548 рублей 59 копеек;

- страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии – 40 копеек и пени за неуплату страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии – 57 рублей 00 копеек.

Срок уплаты определён до 16.10.2009.

Требование в добровольном порядке исполнено не было.

Неисполнение требования явилось основанием для обращения учреждения в суд с заявлением о взыскании недоимки и пеней в принудительном порядке.

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 4 статьи 125 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Заявитель обязан представить размер и расчёт суммы, подлежащего взысканию платежа (часть 1 статьи 214 АПК РФ).

Как установлено судом и подтверждено материалам дела, в том числе расчётом авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за полугодие 2009 года, требованием № 4293 об уплате недоимки по страховым взносам и пеней от 28.09.2009, задолженность отделения по уплате страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии за полугодие 2009 года составляет 173 863 рубля 00 копеек.

При таких обстоятельствах требование Пенсионного фонда о взыскании с отделения задолженности по страховым взносам за полугодие 2009 года подлежит удовлетворению.

Как уже указывалось выше, в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона № 167-ФЗ уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Согласно пункту 6 статьи 24 Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 страхователю представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (статья 23 Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001).

Таким образом, каждый последующий отчетный период включает в себя страховые взносы нарастающим итогом предыдущий отчетный период, что соответствует части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

С учётом приведенных норм, срок исполнения обязанности по уплате страховых взносов за полугодие 2009 года истекает в августе 2009 года.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании со страхователя задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование как по окончании отчетных, так и по окончании расчетного периода в зависимости от времени выставления соответствующего требования об уплате недоимки.

В пункте 3 Постановления № 47 от 26.07.2007 “О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование” Пленным Высшего Арбитражного суда Российской Федерации указал, что в отличие от регулирования, установленного НК РФ, Закон № 167-ФЗ от 15.12.2001 не предусматривает нормы, распространяющей на ежемесячные авансовые платежи порядок начисления пеней, установленный для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Пункт 1 статьи 26 Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 определяет, что пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате страховых взносов. В силу статьи 24 Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это суммы, подлежащие уплате за отчетный (расчетный) период на основе расчета (декларации).

Сроки, с которых начинают начисляться пени, равно как и время, установленное на обращение в суд за их принудительным взысканием, за неуплату авансовых платежей по страховым взносам, должны определяться с учетом приведенных норм.

В силу статьи 2 Закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом. Закон № 167-ФЗ не регулирует порядок взыскания недоимки и пеней, за исключением указания на судебный порядок, следовательно, подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 26 Закона № 167-ФЗ, исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.

Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Поэтому НК РФ строго регламентирует порядок и сроки направления требования не только об уплате налога, но и пеней.

Пунктом 4 статьи 69 Кодекса установлено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В требовании об уплате пеней налоговый орган обязан указать размер недоимки, на которую начисляются пени, дату с которой они начисляются, ставку пеней, то есть сведения, позволяющие налогоплательщику убедиться в обоснованности их начисления.

Таким образом, для подтверждения законности включения в требование об уплате налога суммы пеней пенсионный фонд обязан документально подтвердить факт возникновения обязанности по уплате взносов и несвоевременность ее исполнения налогоплательщиком, а также обосновать расчет пени в исчисленной сумме.

Кроме того, исходя из содержания пункта 3 статьи 46 НК РФ, Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в статье 70 Кодекса. Данное положение применяется также при взыскании пеней (пункт 9 статьи 46 НК РФ). Пропуск налоговым органом указанного срока не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

Таким образом, НК РФ регламентирует порядок и сроки направления требования не только об уплате налога, но и пеней, и с направлением требования связывает применение порядка принудительного взыскания налога и пеней в установленные сроки.

На сумму задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2008 год и полугодие 2009 года, числящуюся за обществом по состоянию на 18.09.2009 года, Пенсионным фондом начислены пени на финансирование страховой части трудовой пенсии – 4 548 рублей 59 копеек.

Как видно из представленного Пенсионным фондом расчёта сумм пеней к требованию № 4293, начисление сумм пеней произведено на задолженность по уплате страховых взносов за 2008 год и полугодие 2009 года с учётом дат, с которых начисляются пени, их ставок и дат их изменения.

Учитывая изложенное, а также форму требования, установленную Приказом ФНС РФ от 01.12.2006 № САЭ-3-19/825@, суд приходит к выводу, что требования пенсионного фонда в части взыскания с пеней за неуплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 4 548 рублей 59 копеек подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 102 и 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с отделения в доход федерального бюджета.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.

Государственная пошлина подлежит взысканию с отделения пропорционально сумме 178 411 рублей 59 копеек – удовлетворённых требований.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 и 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Читинского регионального отделения общероссийской общественной организации “Всероссийское добровольное пожарное общество”, находящегося по адресу: 672005, Забайкальский край, г. Чита, ул. Рахова, д. 178, основной государственный регистрационный номер 1027500001297, в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в городе Чите и Читинском районе Забайкальского края 178 411 рублей 59 копеек, из которых 173 863 рубля 00 копеек – страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии за полугодие 2009 года и 4 548 рублей 59 копеек – пени за неуплату страховых взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии за 2008 год и полугодие 2009 года с зачислением указанных сумм в соответствующие бюджеты.

Взыскать с Читинского регионального отделения общероссийской общественной организации “Всероссийское добровольное пожарное общество”, находящегося по адресу: 672005, Забайкальский край, г. Чита, ул. Рахова, д. 178, основной государственный регистрационный номер 1027500001297, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 5 068 рублей 23 копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья В.А. Сидоренко