НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Забайкальского края от 25.04.2022 № А78-4382/2021


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                Дело № А78-4382/2021

04 мая 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена  25 апреля 2022 года

Решение изготовлено в полном объёме 04 мая 2022 года

            Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Обуховой М.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем  судебного заседания Мишиной К.В., рассмотрел в открытом судебном заседании, в помещении арбитражного суда по адресу: г. Чита, ул. Выставочная, д.6, дело по иску акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к обществу с ограниченной ответственностью «Единение» (ОГРН 1177536004612, ИНН 7536166890) о взыскании платы за нахождение вагонов, не принадлежащих ОАО «РЖД» на железнодорожных путях общего пользования в размере 19224 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами  в размере 917,23 руб. с произведением начисления процентов по день фактической оплаты задолженности, начиная с 15.05.2021, расходов по оплате государственной пошлины, с привлечением к участию в деле  в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Гарантпроминвест» (ОГРН 1067536042970, ИНН 7536070355),

при участии в судебном заседании:

от истца – Новиковой Т.В., представителя по доверенности от 24.07.2020;

от ответчика – Санникова С.А., представителя по доверенности от  15.05.2019,

от третьего лица – представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

            Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в суд к обществу с ограниченной ответственностью «Единение» с заявлением  о взыскании платы за нахождение вагонов, не принадлежащих ОАО «РЖД» на железнодорожных путях общего пользования в размере 19224 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами  в размере 917,23 руб. с произведением начисления процентов по день фактической оплаты задолженности, начиная с 15.05.2021, расходов по оплате государственной пошлины.

            Определением суда от 18.05.2021 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

            Определением от 08.07.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

            Определением суда от 08.07.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  общество с ограниченной ответственностью «Гарантпроминвест» (ОГРН 1067536042970, ИНН 7536070355).

            В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

            Представитель ответчика требования истца не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

            Согласно отзыву ответчика, в адрес ООО «Единение» поступали вагоны №64193741, 63985311, 52780053, 52778123, 52044310, 60584646, 63669311. ООО «Единение» не является собственником пути №15, а арендует его по договору субаренды  №01/2020 от 01.03.2020 у ООО «Гарантпроминвест», которое является собственником данного подъездного пути. Общество было готово принять вагоны, неоднократно обращалось на железнодорожную станцию Гыршелун с вопросом поставки вагонов, на что получали ответ, что на железнодорожном пути №12 ведутся ремонтные работы. Ответчик полагает, что простой возник по вине истца, поскольку именно железная дорога не имела возможности поставить вагоны на подъездной путь №15 в связи с работами на подъездном пути №12 (т. 1 л.д. 134-138).

            Согласно пояснениям третьего лица (т. 2 л.д. 28-29) 04.04.2020 на станции Гыршелун на пути необщего пользования №12 ООО «Гарантпроминвест» маневрового состава из пяти груженых вагонов с маневровым локомотивом ТЭМ18 ДМ №1327 в голове на км.2 зв.7 допущен сход вагона №54827993 (обеими тележками всеми колесными парами). Ремонт на железнодорожном пути необщего пользования №12 ООО «Гарантпроминвест» по ликвидации последствий схода производился с 04.04.2020 по 10.04.2020 включительно. 09.04.2020 на основании договора, заключенного с обществом Дирекцией аварийно-восстановительных средств – структурного подразделения забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» был осуществлен подъем вагона №54827993. 10.04.2020 ремонт пути закончен. После уведомления начальника станции об устранении всех неисправностей путь №12 не был открыт. После чего ООО «Гарантпроминвест» обратилось с заявлением  об открытии пути в письменном виде к начальнику станции Гыршелун.

            Третье лицо явку в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

            Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие третьего лица.

            Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

            Между истцом (перевозчик), ООО «Гарантпроминвест» (владелец пути) и ООО «Единение» (грузополучатель-грузоотправитель) заключен договор оказание услуг по подаче и уборке вагонов «Грузополучателю- грузоотправителю» ООО «Единение» на не принадлежащий ему путь необщего пользования, примыкающий к станции Гыршелун Забайкальской железной дороги.

            В соответствии с пунктом 1.1 договора перевозчик производит подачу и уборку вагонов на (с) железнодорожный путь необщего пользования №15, принадлежащий «владельцу», прибывших в адрес «грузополучателя- грузоотправителя». Порядок подачи и уборки вагонов, технологические нормы на погрузку груза: пиломатериал, лес круглый; вместимость мест погрузки  для «грузополучателя – грузоотправителя» регулируются договором №229 от 02.08.2012 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «Гарантпроминвест» по станции Гыршелун Заб.ж.д. (пункт 2.1 договора) (т. 2 л.д. 48-50).

            В силу пункта 2.3 договора «владелец» обязан содержать железнодорожные пути необщего пользования в соответствии с «правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», обеспечивать контроль за «грузополучателем- грузоотправителем» по сохранности вагонного парка и верхнего строения пути согласно ГОСТ 22235-2010.

            Грузополучатель-грузоотправитель обязан нести ответственность за обеспечение безопасных условий труда работников ОАО «РЖД», выполняющих свои должностные обязанности в пределах пути необщего пользования, путем своевременной очистки путей, стрелочных переводов, междупутий, соблюдения габаритов, осуществления освещения, содержания в исправном состоянии технических средств и инвентаря, обозначения негабаритных  и опасных мест, переездов, а также путем выполнения  других мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий труда на пути необщего пользования итд. (пункт 2.4 договора).

            В соответствии с пунктом 3.3 договора грузополучатель-грузоотправитель уплачивает «перевозчику» плату за пользование вагонами за время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов на железнодорожных путях необщего пользования у грузополучателя-грузоотправителя, либо за время их нахождения на путях общего пользования перевозчика в ожидании подачи или приема на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от «грузополучателя-грузоотправителя», «владельца» или его конрагентов, а также за время задержки принадлежащих перевозчику вагонов в пути следования , в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной  станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя-грузоотправителя, владельца или его контрагентов, при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, по ставкам Тарифного руководства №2 с учетом коэффициентов индексации.

            В соответствии с пунктом 3.4 договора грузополучатель-грузоотправитель уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, в случаях, предусмотренных статьей 39 Федерального закона от 10.01.200 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», по причинам, зависящим от владельца или его контрагентов. Взимание платы осуществляется  порядком и по ставкам, установленным тарифным руководством, утвержденным приказом федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 №127-т/1 «Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава  и правил ее применения» с учетом коэффициентов  и коэффициентов ее индексации.

            Согласно пункту 4.4. договора при обнаружении в процессе подачи или уборки вагонов на (с) путь необщего пользования условий, угрожающих безопасности движения поездов или охраны труда, подача (уборка) вагонов на (с) путь необщего пользования приостанавливается, уведомляется руководитель станции примыкания пути необщего пользования, владелец, грузополучатель-грузоотправитель, установленным порядком составляется акт общей формы с подробным описанием выявленных нарушений. Подача (уборка) вагонов возобновляется после устранения выявленных нарушений.

            Как следует из искового заявления вагоны №52780053, 52778123, 5204310, 60584646, 63669311, 64193741, 63985311 были направлены в адрес грузополучателя ООО «Единение» на станцию Гыршелун Забайкальской железной дороги (схематичный план станции Гыршелун (т. 2 л.д. 42).

            Вагоны простаивали в порожнем состоянии в ожидании подачи на путях общего пользования в период с 13.04.2020 по 24.04.2020, 30.04.2020 по 02.05.2020 по причине, зависящей от грузоотправителя – проведение ремонтно-восстановительных работ на путях необщего пользования. О начале и окончании простоя каждого из вагонов на станции были составлены акты общей формы (т. 1 л.д. 24-29, 31-36, 38-44, 47-56).

            Согласно пояснениям истца  фактической причиной простоя вагонов  на путях общего пользования станции Гыршелун послужила неисправность пути №12 необщего пользования, вызванная сходом вагона №54827993 в сутках 04.04.2020 (т. 2 л.д. 37-42).

            Согласно пояснениям третьего лица (т. 2 л.д. 28-29, 36) 04.04.2020 на станции Гыршелун на пути необщего пользования №12 ООО «Гарантпроминвест» маневрового состава из пяти груженых вагонов с маневровым локомотивом ТЭМ18 ДМ №1327 в голове на км.2 зв.7 допущен сход вагона №54827993 (обеими тележками всеми колесными парами). Ремонт на железнодорожном пути необщего пользования №12 ООО «Гарантпроминвест» по ликвидации последствий схода производился с 04.04.2020 по 10.04.2020 включительно. 09.04.2020 на основании договора, заключенного с обществом Дирекцией аварийно-восстановительных средств – структурного подразделения забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» был осуществлен подъем вагона №54827993 (т. 2 л.д. 34). 10.04.2020 ремонт пути закончен. После уведомления начальника станции об устранении всех неисправностей путь №12 не был открыт. После чего ООО «Гарантпроминвест» обратилось с заявлением  об открытии пути в письменном виде к начальнику станции Гыршелун и начальнику заб.ж.д. (т. 2 л.д. 29-34).

            13.04.2020, 17.04.2020  ООО «Гарантпроминвест» обратилось к начальнику железнодорожной станции Гыршелун Д.А. Кульмановскому (т. 2 л.д. 33) с заявлением о проведении комиссионного осмотра части №1 пути №12 для открытия к эксплуатации (т. 2 л.д. 32-33, 108-110).

            В соответствии с пунктом 3.12, 3.13 договора, заключенного между  ОАО «РЖД» и ООО «Гарантроминвест» №229 (т. 2 л.д. 48-50) представитель инфраструктуры по письменному заявлению владельца вправе осуществлять контроль за соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, техническом состоянии путей необщего пользования. При выявлении в ходе осмотра нарушений состояния железнодорожного пути необщего пользования, не обеспечивающих безопасность движения, сохранность вагонного парка, представитель перевозчика имеет право выдавать акт комиссионной проверки железнодорожного пути необщего пользования, сообщить о выявленных нарушениях в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, органы прокуратуры и внутренних дел, при наличии акта уполномоченного представителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта прекратить подачу вагонов на пути необщего пользования.

            20.04.2020 составлен акт внеочередного комиссионного осмотра железнодорожного пути необщего пользования №12 ООО «Гарантпроминвест» (т. 2 л.д. 45-48), в соответствии с которым  выявлены замечания и неисправности, угрожающие безопасности движения.

            23.04.2020 ООО «Гарантпроминвест» в адрес начальника станции Гыршелун отправлено заявление об устранении замечаний, отраженных в акте от 20.04.2020 (т. 2 л.д. 76) с просьбой возобновить уборку-подачу вагонов через часть №1 пути №12.

            23.04.2020 Читинской транспортной прокуратурой ООО «Гарантпроминвест» уведомлено о проведении проверки в связи с допущенным на путях необщего пользования сходом подвижного состава (т. 2 л.д. 138).

             24.04.2020 Читинской транспортной прокуратурой совместно с управлением государственного железнодорожного надзора и представителем ОАО «РЖД»  была проведена проверка пути необщего пользования ООО «Гарантпроминвест» по ст. Гыршелун. В результате проверки было выявлено 185 замечаний, из них  19- угрожающих безопасности движения. (т. 2 л.д. 140-151).

            28.04.2020 ООО «Гарантпроминвест» выдано предписание об устранении нарушений законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (т. 2 л.д. 100-105, 117-124).

            С 27.04.2020 по 01.05.2020 владельцем пути №12 организована работа по устранению замечаний. Проверка качества устранения замечаний была проведена 01.05.2020. Подача (уборка) вагонов по пути необщего пользования №12 была возобновлена 01.05.2020 с 03-40 мск времени, о чем имеется запись в журнале осмотра формы ДУ-46 (т. 2 л.д. 54-61).

            01.05.2020 ООО «Гарантпроминвест» направило в Читинскую транспортную прокуратуру заявление о том, что 01.05.2020 нарушения, указанные в представлении от 28.04.2020, влекущие запрещение движения подвижного состава, устранены (т. 2 л.д. 53, 112).

            Таким образом, вагоны, прибывшие  в адрес ООО «Единение»  13.04.2020, 16.04.2020, 21.04.2020 находились на путях необщего пользования до 24.04.2020 (заявлении третьего лица об устранении нарушений, угрожающих безопасности движения), вагоны, прибывшие в адрес ООО «Единение» 30.04.2020 находились на путях общего пользования до 02.05.2020 (до исполнения предписания Читинской транспортной прокуратуры).

            Истцом начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 19224 руб. Подробный расчет платы указан в справках по расчету суммы платы (т. 1 л.д. 23, 30, 37, 45-46, 68-76).

            Претензия истца (т. 1 л.д. 56-57) ответчиком оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения с иском в арбитражный суд.

            Суд, рассмотрев заявленные требования, изучив представленные документы и оценив доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

            В соответствии с частью 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

            Согласно пункту 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязательства.

            В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

            На основании пункта 2 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В силу части 11 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных или иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.

            Если в указанных в части 11 данной статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожного пути необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.

            Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта).

            Размер платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава установлен приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 № 127-т/1 «Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)», а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/12, которым утверждено Тарифное руководство «Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения».

            В соответствии со статьей 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), установлено, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования.

            Из содержания пунктов 3.1 и 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45) следует, что факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы. В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

            Пунктом 3.2.4 Правил N 45 установлено, что в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "с разногласиями" или "с возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы. В случае отказа или уклонения грузополучателя от подписания акта общей формы и изложения своего мнения перевозчиком в строке акта общей формы "подпись" делается отметка: "от подписи отказался". При этом на оборотной стороне акта общей формы перевозчиком делается запись: "настоящий акт был предъявлен на подпись" грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования, другим юридическим и физическим лицам с указанием фамилии, имени, отчества уполномоченного представителя этих лиц "в присутствии перевозчика" с указанием фамилии, имени, отчества и должности уполномоченных представителей перевозчика. Данная запись заверяется подписью указанных в записи уполномоченных представителей перевозчика. В данном случае грузополучатель также должен направить перевозчику свои разногласия или возражения не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.

            Согласно сведениям, содержащимся в железнодорожных накладных, актах общей формы вагоны не были своевременно поданы на путь необщего пользования №15 ООО «Единение», простаивали на станции в ожидании подачи к фронту погрузки в связи с тем, что на путях необщего пользования проводились ремонтно-восстановительные работы.

            Акты общей формы были предъявлены для подписания представителю ООО «Единение», который отказался от подписи. Акт общей формы составляется на станциях для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.

             Как следует из материалов дела, обстоятельства, зафиксированные в актах общей формы, подтверждены совокупностью иных доказательств, а неподписание акта общей формы само по себе не свидетельствует о недостоверности, изложенных в нем сведений.

            В данном случае вина перевозчика в простое вагонов на путях общего пользования отсутствует.

            Как установлено судом и следует из материалов дела вагоны №52780053, 52778123, 5204310, 60584646, 63669311, 64193741, 63985311 были направлены в адрес грузополучателя ООО «Единение» на станцию Гыршелун Забайкальской железной дороги (схематичный план станции Гыршелун т. 2 л.д. 42).

            Вагоны простаивали в порожнем состоянии в ожидании подачи на путях общего пользования в период с 13.04.2020 по 24.04.2020, 30.04.2020 по 02.05.2020 по причине, зависящей от грузоотправителя, владельца пути необщего пользования – проведение ремонтно-восстановительных работ на путях необщего пользования.

            Фактической причиной простоя вагонов  на путях общего пользования станции Гыршелун послужила неисправность пути №12 необщего пользования, вызванная сходом вагона №54827993 в сутках 04.04.2020 (т. 2 л.д. 37-42), ремонт пути был закончен 10.04.2020. Путь был закрыт для подачи (уборки) вагонов.

            13.04.2020, 17.04.2020  ООО «Гарантпроминвест» обратилось к начальнику железнодорожной станции Гыршелун Д.А. Кульмановскому (т. 2 л.д. 33) с заявлением о проведении комиссионного осмотра части №1 пути №12 для открытия к эксплуатации (т. 2 л.д. 32-33, 108-110).

            20.04.2020 составлен акт внеочередного комиссионного осмотра железнодорожного пути необщего пользования №12 ООО «Гарантпроминвест» (т. 2 л.д. 45-48), в соответствии с которым  выявлены замечания и неисправности, угрожающие безопасности движения.

            23.04.2020 ООО «Гарантпроминвест» в адрес начальника станции Гыршелун отправлено заявление об устранении замечаний, отраженных в акте от 20.04.2020, угрожающих безопасности движения  (т. 2 л.д. 76) с просьбой возобновить уборку-подачу вагонов через часть №1 пути №12.

             24.04.2020 Читинской транспортной прокуратурой совместно с управлением государственного железнодорожного надзора и представителем ОАО «РЖД»  была проведена проверка пути необщего пользования ООО «Гарантпроминвест» по ст. Гыршелун. В результате проверки было выявлено 185 замечаний, из них  19- угрожающих безопасности движения (т. 2 л.д. 140-151).

            28.04.2020 ООО «Гарантпроминвест» выдано предписание об устранении нарушений законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (т. 2 л.д. 100-105, 117-124).

            01.05.2020 ООО «Гарантпроминвест» направило в Читинскую транспортную прокуратуру заявление о том, что 01.05.2020 нарушения, указанные в представлении от 28.04.2020, влекущие запрещение движения подвижного состава, устранены (т. 2 л.д. 53, 112).

            Подача (уборка) вагонов по пути необщего пользования №12 была возобновлена.

            Таким образом, вагоны, прибывшие  в адрес ООО «Единение»  13.04.2020, 16.04.2020, 21.04.2020 находились на путях необщего пользования до 24.04.2020 (заявлении третьего лица об устранении нарушений, угрожающих безопасности движения), вагоны, прибывшие в адрес ООО «Единение» 30.04.2020 находились на путях общего пользования до 02.05.2020 (до исполнения предписания Читинской транспортной прокуратуры).

            Согласно пункту 4.4. договора, заключенного между истцом, ответчиком и третьим лицом,  при обнаружении в процессе подачи или уборки вагонов на (с) путь необщего пользования условий, угрожающих безопасности движения поездов или охраны труда, подача (уборка) вагонов на (с) путь необщего пользования приостанавливается, уведомляется руководитель станции примыкания пути необщего пользования, владелец, грузополучатель-грузоотправитель, установленным порядком составляется акт общей формы с подробным описанием выявленных нарушений. Подача (уборка) вагонов возобновляется после устранения выявленных нарушений.

            В соответствии с пунктом 3.4 договора грузопоучатель-грузоотправитель уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, в случаях, предусмотренных статьей 39 Федерального закона от 10.01.200 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», по причинам, зависящим от владельца или его контрагентов. Взимание платы осуществляется  порядком и по ставкам, установленным тарифным руководством, утвержденным приказом федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 №127-т/1 «Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава  и правил ее применения» с учетом коэффициентов  и коэффициентов ее индексации.

            Оценив доводы, а также доказательства, представленные истцом в обоснование своих требований, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, принимая во внимание доказанность факта простоя вагонов на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца пути необщего пользования, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в размере заявленной истцом суммы – 19224 руб.

Подробный расчет платы указан в справках по расчету суммы платы (т. 1 л.д. 23, 30, 37, 45-46, 68-76). Расчет судом проверен и признан верным, ответчиком не оспорен.

            Довод ответчика, изложенный в отзыве, о вине перевозчика в простое вагонов на путях общего пользования судом отклоняется как противоречащий представленным в материалам дела доказательствам.

Довод ответчика о том, что согласно сведениям с единого лицевого счета задолженность у ответчика отсутствует (т. 2 л.д. 75) судом отклоняется, поскольку сведения о начислении данной задолженности и ее списании или оплате в лицевом счете не отражены.

В соответствии с пояснениями истца (т. 2 л.д. 78) не допускается списание денежных средств с лицевого счета клиента в случае отсутствия надлежаще оформленных первичных документов, акты общей формы от 13.04.2020, 16.04.2020, 21.04.2020, 24.04.2020, 30.04.2020, 02.05.2020 не были подписаны со стороны ответчика (от подписи представитель отказался). Следовательно, данная задолженность и не отражена в акте сверки расчетов по состоянию на 31.12.2020 (т. 2 л.д. 78-85).

Довод третьего лица   о том, что отсутствовал акт уполномоченного  представителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, на основании которого запрещается осуществлять подачу (уборку) вагонов (абз. 2 п. 5 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации") судом отклоняется, так как в материалы дела  представлен акт от 24.04.2020, составленный по результатам совместной проверки Читинской транспортной прокуратуры и специалистами уполномоченного  представителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, которым подтверждено, что до 01.05.2020 железнодорожный путь необщего пользования №12 ООО «Гарантпроминвест» имел неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 24.04.2020 по 14.05.2021 в размере 917,23 руб. в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. В случае, когда соглашением сторон предусмотрена неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства, предусмотренные настоящей статьей проценты не подлежат взысканию, если иное не предусмотрено законом или договором.

В договоре стороны не согласовали условие о начислении неустойки в случае просрочки  исполнения ответчиком обязательств.

Расчет процентов за период с 24.04.2020, с 02.05.2020 суд полагает неверным, поскольку в соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Окончание  нахождения вагонов на путях общего пользования зафиксировано 24.04.2020 и 02.05.2020.

Следовательно, просрочка наступило со следующего дня, то есть с 25.04.2020, с 03.05.2020.

Суд полагает, что взысканию подлежат проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 25.04.2020 по 14.05.2021 в общей сумме 914,10 руб.

Задолженность

Период просрочки

Ставка

Формула

Проценты

с

по

дней

9 945,60 р.

25.04.2020

26.04.2020

2

6,00

9 945,60 × 2 × 6% / 366

3,26 р.

9 945,60 р.

27.04.2020

21.06.2020

56

5,50

9 945,60 × 56 × 5.5% / 366

83,70 р.

9 945,60 р.

22.06.2020

26.07.2020

35

4,50

9 945,60 × 35 × 4.5% / 366

42,80 р.

9 945,60 р.

27.07.2020

31.12.2020

158

4,25

9 945,60 × 158 × 4.25% / 366

182,47 р.

9 945,60 р.

01.01.2021

21.03.2021

80

4,25

9 945,60 × 80 × 4.25% / 365

92,64 р.

9 945,60 р.

22.03.2021

25.04.2021

35

4,50

9 945,60 × 35 × 4.5% / 365

42,92 р.

9 945,60 р.

26.04.2021

14.05.2021

19

5,00

9 945,60 × 19 × 5% / 365

25,89 р.

Сумма основного долга: 9 945,60 р.

Сумма процентов: 473,68 р.

Задолженность

Период просрочки

Ставка

Формула

Проценты

с

по

дней

883,20 р.

25.04.2020

26.04.2020

2

6,00

883,20 × 2 × 6% / 366

0,29 р.

883,20 р.

27.04.2020

21.06.2020

56

5,50

883,20 × 56 × 5.5% / 366

7,43 р.

883,20 р.

22.06.2020

26.07.2020

35

4,50

883,20 × 35 × 4.5% / 366

3,80 р.

883,20 р.

27.07.2020

31.12.2020

158

4,25

883,20 × 158 × 4.25% / 366

16,20 р.

883,20 р.

01.01.2021

21.03.2021

80

4,25

883,20 × 80 × 4.25% / 365

8,23 р.

883,20 р.

22.03.2021

25.04.2021

35

4,50

883,20 × 35 × 4.5% / 365

3,81 р.

883,20 р.

26.04.2021

14.05.2021

19

5,00

883,20 × 19 × 5% / 365

2,30 р.

Сумма основного долга: 883,20 р.

Сумма процентов: 42,06 р.

Задолженность

Период просрочки

Ставка

Формула

Проценты

с

по

дней

7 200,00 р.

25.04.2020

26.04.2020

2

6,00

7 200,00 × 2 × 6% / 366

2,36 р.

7 200,00 р.

27.04.2020

21.06.2020

56

5,50

7 200,00 × 56 × 5.5% / 366

60,59 р.

7 200,00 р.

22.06.2020

26.07.2020

35

4,50

7 200,00 × 35 × 4.5% / 366

30,98 р.

7 200,00 р.

27.07.2020

31.12.2020

158

4,25

7 200,00 × 158 × 4.25% / 366

132,10 р.

7 200,00 р.

01.01.2021

21.03.2021

80

4,25

7 200,00 × 80 × 4.25% / 365

67,07 р.

7 200,00 р.

22.03.2021

25.04.2021

35

4,50

7 200,00 × 35 × 4.5% / 365

31,07 р.

7 200,00 р.

26.04.2021

14.05.2021

19

5,00

7 200,00 × 19 × 5% / 365

18,74 р.

Сумма основного долга: 7 200,00 р.

Сумма процентов: 342,91 р.

Задолженность

Период просрочки

Ставка

Формула

Проценты

с

по

дней

1 195,20 р.

03.05.2020

21.06.2020

50

5,50

1 195,20 × 50 × 5.5% / 366

8,98 р.

1 195,20 р.

22.06.2020

26.07.2020

35

4,50

1 195,20 × 35 × 4.5% / 366

5,14 р.

1 195,20 р.

27.07.2020

31.12.2020

158

4,25

1 195,20 × 158 × 4.25% / 366

21,93 р.

1 195,20 р.

01.01.2021

21.03.2021

80

4,25

1 195,20 × 80 × 4.25% / 365

11,13 р.

1 195,20 р.

22.03.2021

25.04.2021

35

4,50

1 195,20 × 35 × 4.5% / 365

5,16 р.

1 195,20 р.

26.04.2021

14.05.2021

19

5,00

1 195,20 × 19 × 5% / 365

3,11 р.

Сумма основного долга: 1 195,20 р.

Сумма процентов: 55,45 р.

            Неисполнение ответчиком денежного обязательства позволило ему в течение длительного времени пользоваться денежными средствами истца. Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.

            Истец просил также взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами по день фактической оплаты долга, что соответствует гражданскому законодательству с  учетом правовой позиции, изложенной  пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств", согласно которой  суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.

            Расчет процентов, начисляемых после вынесения решения, осуществляется в процессе его исполнения судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). Размер процентов, начисленных за периоды просрочки, имевшие место с 1 июня 2015 года по 31 июля 2016 года включительно, определяется по средним ставкам банковского процента по вкладам физических лиц, а за периоды, имевшие место после 31 июля 2016 года, - исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды после вынесения решения.

            Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 №127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей настоящей статьи - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.

            Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» с 01.04.2022 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

            Как разъяснено в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие. В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.

            Таким образом, поскольку требования истца возникли до введения моратория, то подлежат применению указанные положения.

            Поскольку ответчик не представил доказательств оплаты долга на дату вынесения решения судом, суд считает возможным производить взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами  по правилам пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации по ставкам Банка России, действующим в соответствующие периоды по день фактической оплаты долга, за исключением периода действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Истец при обращении в суд уплатил государственную пошлину в размере 2000 руб. по платежному поручению от 26.02.2021 №234762.

Исходя с цены иска в соответствии с п. 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ уплате подлежала государственная пошлина в размере 2000 руб.  Иск удовлетворен на 99,99%.

Ответчик не относится к числу лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины, перечень которых установлен в статье 333.37 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, уплаченная государственная пошлина подлежит возмещению истцу за счет ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ в размере 2000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Единение» (ОГРН 1177536004612, ИНН 7536166890) в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН  7708503727) плату на нахождение вагонов, не принадлежащих ОАО «РЖД», на железнодорожных путях общего пользования в размере 19224 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 914,10 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб., всего – 22138,10 руб.

Взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами с общества с ограниченной ответственностью «Единение» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги», начиная с 15.05.2021 по день фактической оплаты долга, заисключением периода действия моратория на возбуждение дел о банкротствепо заявлениям, подаваемым кредиторами, производить по правилам пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации по ставкам Банка России, действующим в соответствующие периоды.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья                                                                                                   М.И. Обухова