АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-5025/2010
25 августа 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2010 года
Решение изготовлено в полном объёме 25 августа 2010 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Переваловой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терешонок С.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»
к Государственному учреждению Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации,
о признании незаконным решения о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования от 15.06.2010 №124 в части и обязании принять к зачету расходы в сумме 10 260 рублей 86 копеек,
при участием в деле третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Коноплевой Юлии Викторовны и Плешковой Екатерины Викторовны,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представителей Уткина А.В. по доверенности от 16.05.2010, Титовой Н.П. по доверенности от 13.07.2010;
от ответчика: представителя Прохорова Д.А. по доверенности от 01.11.2009 №3;
третье лицо-1- Коноплевой Ю.В.
третье лицо-2- не было (извещена).
Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее- ОАО МРСК Сибири или Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) о признании незаконным решения Государственного учреждения - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее- Фонд социального страхования) №124 от 15.06.2010 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования в части непринятия к зачету расходов заявителя в сумме 10 260 рублей 86 копеек по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком в отношении застрахованных лиц Коноплевой Ю.В. в сумме 4 705 рублей 26 копеек и Плешковой Е.В. в сумме 5555 рублей 60 копеек за период с августа по декабрь 2009 и обязании принять к зачету расходы в сумме 10 260 рублей 86 копеек.
Плешкова Е.В., привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание явку не обеспечила, о причинах неявки не сообщила, надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного разбирательства.
Дело рассматривается в соответствии с ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ).
Заявитель в судебном заседании требования поддерживает, пояснил, что применение процентной надбавки к заработной плате в размере 30% при расчете заработной платы работникам, уходящим в отпуск по уходу за ребенком и не имеющим при этом фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период, а также не имеющим фактически отработанных дней до начала расчетного периода является правомерным.
Представитель Фонда социального страхования, полагает решение законно и обосновано, принято с учетом действующего законодательства в области социального страхования, регулирующего условия и порядок исчисления государственных пособий.
Коноплева Ю.В. поддержала позицию заявителя.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л:
Фондом социального страхования проведена документальная выездная проверка ОАО МРСК Сибири за период с 15.04.2008 по 31.12.2009, в ходе которой, в частности, установлено, что Общество в нарушение статьи 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", пункта 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, пособие по уходу за ребенком Коноплевой Ю.В. и Плешковой Е.В. рассчитало исходя из оклада с учетом районного коэффициента 20% и процентной надбавки к заработной плате в размере 30%, что повлекло неправомерное расходование средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 20.05.2010 N 124с/с (л.д. 44-61), на основании которого Учреждение вынесло решение от 15.06.2010 N 124 (л.д.39-40) о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования за период с августа по декабрь 2009 года, в том числе в сумме 10 260 рублей 86 копеек.
Не согласившись с решением Учреждения в указанной части, Общество обжаловало его в арбитражный суд, уточнив требования в порядке ст.49 АПК РФ (л.д.87-88).
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Статьей 200 пунктом 4 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) пункт 5 ст.200 АПК РФ).
Проанализировав доводы заявителя, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в силу следующего.
На основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, имеют право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Согласно статье 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком указанным лицам выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.
На основании статьи 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.
В силу статьи 5.1 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ порядок исчисления среднего заработка (дохода) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 870 "Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию" установлено, что с 01.01.2007 исчисление среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
В соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375.
Пунктом 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, определено, что в случае если застрахованное лицо в расчетном периоде и до наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения).
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.
Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 №3 утверждена Инструкция о порядке предоставления работникам предприятий, утверждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, социальных гарантий и компенсаций в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 №225.
Согласно пункту 1 части 1 Инструкции надбавки к заработной плате, установленные Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров ССР и ВЦСПС от 06.04.1972 №255 выплачиваются всем работникам предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, расположенных в Читинской области.
В соответствии с пунктом 6 части 2 Инструкции, процентные надбавки к заработной плате работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, за непрерывный стаж работы на этих предприятиях, в учреждениях и организациях выплачиваются в размере 10% по истечении первого года работы, с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% заработка.
Согласно пункту 12 Инструкции, за работниками предприятий, организаций и учреждений, уволившимися с прежней работы (за исключением увольнения за виновные действия), сохраняется непрерывный стаж работы, дающий право на получение надбавки к заработной плате за работу, если перерыв в работе не превышает сроков, установленных действующим законодательством. В соответствии с пунктом 14 Инструкции, за работниками, уволившимися после 1 января 1991 г. с предприятий, из организаций и учреждений, расположенных в районах и местностях, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции, сохраняется непрерывный трудовой стаж, дающий право на получение надбавок, если перерыв между днем увольнения и днем поступления на работу на предприятия, в организации и учреждения в этих районах не превышает сроков, установленных действующим законодательством.
На основании статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Из анализа приведенных норм следует, что пособие по уходу за ребенком исчисляется и выплачивается с применением районного коэффициента и процентной надбавки, которые относятся к гарантиям и компенсациям, предоставляемым для лиц, работающих и проживающих в особых климатических условиях. При этом указанные нормы не предполагают запрет на предоставление таких гарантий и компенсаций отдельным категориям застрахованных лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, и не предусматривают оснований, по которым у работника может быть ограничено право на получение районного коэффициента и процентной надбавки.
Таким образом, в силу приведенных норм денежное вознаграждение, учитываемое при исчислении рассматриваемого пособия, определяется с учетом надбавок и коэффициентов.
Судом установлено, что работник Общества Коноплева Ю.В., 15.06.77 года рождения, после обучения в Читинском государственном техническом университете с 01.09.1994 по 14.06.1999 поступила на работу 09.02.2000 в 80 узел связи штаба СибВО, продолжая трудиться в Читинской области заработала трудовой стаж, позволяющий производить начисление ей процентной надбавки к заработной плате в размере 30%. Принята в Общество 16.02.2009, находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет с 16.09.2009 по 16.12.2010. В расчетном периоде ей выплачено рассматриваемое пособие, она не имела заработка, поскольку находилась в отпуске по уходу за ребенком. Обществом застрахованному лицу произведены выплаты пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет исходя из должностного оклада работника с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.
Работник Плешкова Е.В., 02.03.1980 года рождения, 11.05.2001 поступила на работу в ОАО «Мебельщик» и продолжала трудовую деятельность в Читинской области, заработав трудовой стаж, позволяющий производить начисление ей процентной надбавки к заработной плате в размере 30%. Принята 01.11.2006 в Читинский филиал ООО «Энергобаланс-Сибирь» и с 01.08.2009 принята в порядке перевода в филиал ОАО «МРСК Сибири», находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет с 01.08.2009 по 08.04.2010. В расчетном периоде ей выплачено пособие, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет также исходя из должностного оклада работника с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.
Учреждением не оспаривается начисление районного коэффициента.
Суд, пришел к выводу, что Учреждением неправомерно исключена из расчета пособия по уходу за ребенком процентная надбавка к заработной плате, следовательно решение Учреждения от 15.06.2010 N 124 в части непринятия к зачету за период с августа по декабрь 2009 года расходов в сумме 10 260 рублей 86 копеек выплаченных Обществом работникам Коноплевой Ю.В. и Плешковой Е.В. пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет является незаконным.
В Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 июля 2010 г. N ВАС-8960/10
об отказе в передаче в Президиум ВАС РФ дела N А67-6936/09 Арбитражного суда Томской области, подтверждена правомерность вывода суда о том, что пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком рассчитывается с учётом процентной надбавки и районного коэффициента.
Оценив имеющие в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению.
В силу ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку процессуальным законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов другой стороне, в пользу которой принят судебный акт, то подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, установленный гл. 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в соответствии с которым, понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины при удовлетворении его требований взыскиваются в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления), как с проигравшей стороны по делу.
На основании ст.110, 167-171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение № 124 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования от 15.06.2010 года, вынесенное Государственным учреждением - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в части непринятия к зачету расходов произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования в размере 10 260 рублей 86 копеек, в том числе: Коноплевой Ю.В. за период с 15.09.2009 по 31.12.2009 в сумме 4 705 рублей 26 копеек и Плешковой Е.В. за период с 01.08.2009 по 31.12.2009 в сумме 5 555 рублей 60 копеек, как противоречащее Федеральному закону №81-ФЗ от 19.05.1995 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции Федерального закона от 05.12.2006 №207-ФЗ).
Обязать Государственное учреждение - Забайкальское региональное отделения Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири», путем принятия к зачету расходов произведенных по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком Коноплевой Ю.В. в сумме 4 705 рублей 26 копеек и Плешковой Е.В. в сумме 5 555 рублей 60 копеек.
Взыскать с Государственного учреждения -Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья Е.А.Перевалова