АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-7562/2019
30 января 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2020 года
Решение изготовлено в полном объёме января 2020 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи А.А. Курбатовойпри ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Швалоой Ю.С., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Сахненко Сергея Александровича (ОГРН 304753401300217 , ИНН 753600480404) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1097536008382, ИНН7536107044) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите (ОГРН 1047550035400, ИНН 7536057435), Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю о признании незаконным отказа Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств в размере 19 345,02 руб., изложенного в уведомлении от 22.05.2019 №314 (исх.№2019-1479) и обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Сахненко С.А., об обязании Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чите Забайкальского края (межрайонного) произвести возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов в размере 19345,02 руб., взыскании расходов по государственной пошлины в размере 300 руб.,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Сахненко С.А. – явка не обеспечена, извещен надлежащим образом;
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) - Карнауховой Е.С, представителя по доверенности от 11.04.2019,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите – Миллер Л.В., представителя по доверенности от 18.01.2019 (до перерыва);
от Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю - Цыреновой О.Б., представитель по доверенности № 348 от 13.06.2019.
Индивидуальный предприниматель Сахненко Сергей Александрович (далее - заявитель, ИП Сахненко С.А., предприниматель, плательщик страховых взносов) обратился в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (далее – заинтересованное лицо, УПФР в г. Чите по Забайкальскому краю), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите (далее – налоговый орган) с вышеуказанным заявление.
Определением суда от 29.08.2019 к участию в деле привлечено в качестве соответчика Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее – ОПФР России по Забайкальскому краю).
Заявитель неоднократно уточнял заявленные требования (л.д. 16 т.1, л.д. 39-46 т.2).
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в судебном заседании арбитражного суда объявлялся перерыв до 23.01.2020, о чем было сделано публичное извещение в сети Интернет на официальном сайте суда.
Заявитель, налоговый орган в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом, судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель 23.01.2019 заявленные требования уточнил, просил признать незаконным действия Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю и Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чите Забайкальского края (межрайонного), выразившиеся в отказе произвести возврат ИП Сахненко С .А. излишнее уплаченных в 2016 году денежных средств в размере 19 345,02 руб.; обязать устранить допущенные нарушения прав и интересов ИП Сахненко С.А. путем вынесения решения о возврате излишнее уплаченных страховых взносов за 2016 год в размере 19 345,02 руб.; принять отказ от исковых требований к МРИ ФНС России № 2по г.Чите (третье лицо), указав, что последствия отказа от исковых требований к МРИ ФНС России №2 по г.Чите, предусмотренные частью 3 статьи 151 АПК РФ известны.
Заявитель, полагая, что у ИП Сахненко С.А. имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2016 год, ввиду исполнения обязанности по уплате как индивидуальным предпринимателем С.А. в размере 19356,48 руб. 22.12.2016, так и арбитражным управляющим Сахненко С.А. в размере 19356,48 руб. 17.12.2016, обратился с настоящим заявление о возврате излишнее уплаченных в 2016 году денежных средств в размере 19 345,02 руб. (т.1 л.д.4-7, т.2 л.д. 39-46, 79-80, 90, 96-98).
Представители Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю, Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чите Забайкальского края (межрайонного), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите, не согласились с доводами заявителя по основаниям, изложенным в отзывах, пояснениях (т.1 л.д. 90-91, 143-144, т.2 л.д. 2-6), указывая, сумма страховых взносов в размере 19 345,02 руб. не подлежит возврату, поскольку основанием для отказа заявителю в возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2016 год явилось наличие задолженности по пени за 2015 год в сумме 131,13 руб., а также ввиду отсутствия переплаты, полагают, что страхователь уплачивает страховые взносы как индивидуальный предприниматель, так и как арбитражный управляющий.
Судом уточнение заявленных требований заявителя принято к рассмотрению в порядке статей 49, 51 АПК РФ, МРИ №2 по г. Чите привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.
Возражений на поступившее заявление об отказе от требований к налоговому органу не поступило.
Согласно пункту 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает поступившее заявление об отказе от заявленного требования в части подлежащим удовлетворению, поскольку исходя из обстоятельств дела и предмета заявленных требований такое заявление не нарушает прав и законных интересов третьих лиц.
Производство по делу в указанной части подлежит прекращению в порядке пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Сахненко Сергей Александрович зарегистрирован 16.03.1999 Комитетом разрешений и лицензирования Администрации г. Читы Регистрационной палатой г. Читы, 13.01.2014 в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304753401300217, ИНН 753600480404, адрес: Забайкальский край, г. Чита.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите (далее - налоговый орган) зарегистрирована 28.12.2004 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1047550035400, адрес: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Бутина, 10, ИНН 7536057435.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (далее – территориальный орган Пенсионного фонда) зарегистрировано 20.12.1994 Администрацией муниципального образования "Читинский район" Читинской области, 06.09.2002 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027501150588, адрес: 672051, Забайкальский край, г. Чита, ул. Чкалова, 160Б, ИНН 7536008244.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Забайкальского края зарегистрировано 20.12.1994 Администрацией муниципального образования "Читинский район" Читинской области, 06.09.2002 внесено в Едины государственный реестр юридических лиц за ОГРН 1027501150588, ИНН 7536008244, адрес: 672051, Забайкальский край, г. Чита, ул. Чкалова, 160Б.
Согласно свидетельству некоммерческого партнерства Межрегиональной саморегулируемой организации арбитражных управляющих «Содействие» Сахненко С.А. является членом ассоциации МСРО «Содействие» и включен в реестр арбитражных управляющих 01.09.2008 № 567 (л.д. 20 т.2).
Сахненко С.А. зарегистрирован в качестве страхователя по регистрационному номеру 085-002-047644 (категория - арбитражный управляющий) (л.д. 10, 77 т.1, л.д. 17 т.2) и по регистрационному номеру N085-002-002165 (категория - индивидуальный предприниматель) (т. 1 л.д. 78).
Как следует из материалов дела, при обращении заявителя в налоговый орган, ИП Сахненко С.А. получены справки о состоянии расчетов №№ 567214 от 01.03.2019 и №567213 от 04.04.2019 (л.д. 31,34, 35-37 т. 1). При этом справка №567213 от 04.04.2019 содержала сведения о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетные периоды до 01.01.2017: недоимка - 5652,45 руб., пени – 1245,88 руб.
Заявитель обращался в ОПФР по Забайкальскому краю, налоговый орган относительно неправомерности отражения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетные периоды до 01.01.2017 (л.д. 38-40, 60-61 т.1).
30.04.2019 Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда по Забайкальскому краю в адрес Сахненко С.А. направлен ответ № 30-3230, из содержания которого следовала информация о сальдовых остатках Сахненко С.А. по состоянию на 29.04.2019 по регистрационному номеру №085-002-002165 (индивидуальный предприниматель, далее - ИП): переплата в размерах 20,05 руб., 3223,37 руб., 669,50 руб., по регистрационному номеру №085-002-047644 (арбитражный управляющий, далее - АУ):
о переплате (первичное сальдо) в размерах по КБК 39210202103081011160, 39210202140061100160 и 392102022140061200160 в размерах 2855,87 руб., 14558,45 руб., 4786,57 руб., соответственно, и итоговом сальдо: переплата в размере 561,11 руб., задолженность по пени в размере 131,13 руб. (л.д. 45-48т. 1).
Управлением Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю 31.05.2019 Сахненко С.А. в письме №2.14-18/08293 (л.д. 49-53 т. 1) также сообщено о наличии переплаты по КБК 18210202140060100160 в размере 5141,06 руб., задолженности по пени в размере 131,13 руб.
С учетом данной информации, а также по результатам рассмотрения Арбитражным судом Забайкальского края дела №А78-340/2019, указавшего на незаконность исчисления и уплаты по требованию налогового органа дважды страховых взносов Сахненко С.А. в виде фиксированных платежей за себя как индивидуального предпринимателя и так арбитражного управляющего, который исполнил обязанность по внесению сумм страховых взносов в виде фиксированного платежа за 2016 год 17.12.2016 и 22.12.2016, Заявитель обратился в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю с заявлением о возврате излишне уплаченной в 2016 году суммы в размере 19345,02 руб. (л.д. 56-57, 58-59, 60-61 т. 1).
22.05.2019 Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Чите (межрайонное) уведомило ИП Сахненко С.А, о принятом Отделением ПФР по Забайкальскому краю решении№207F07190000721 от 20.05.2019 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (обязательное медицинское страхование), пеням, штрафам по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2017, в размере 19345,02 руб., в связи с тем, что имеются не исполненные обязательства (л.д. 63 т. 1).
Полагая, что действия пенсионного фонда по отказу в возврате излишне уплаченных страховых взносов нарушают права и законные интересы, индивидуальный предприниматель Сахненко Сергей Александрович обратился с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, в арбитражный суд.
В обоснование своих доводов заявитель представил справки о состоянии расчетов по налогам, пени, штрафам, от 01.03.2019 и 04.04.2019, заявление в пенсионный фонд и налоговый орган об обоснованности предъявления задолженности за 2015-2016 годы, заявление в пенсионный фонд о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, уведомление о принятом решении об отказе в возврате, переписку с пенсионным фондом налоговым органом, платежные поручения, требование об уплате, решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов за счет денежных средств, акт совместной сверки о 10.09.2019, налоговые декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) (л.д 24-76, 85-87, 99-106, 109-115 т. 1, л.д. 7-12, 57-58, 59-64, 84 т.2).
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На наличие указанных обстоятельств при оценке ненормативных актов, действий (бездействия) обращено внимание в пунктах 1, 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", вынесенных при разрешении публично-правовых споров постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2010 N 13065/10, от 17.03.2011 N 14044/10.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее по тексту - Закон №243-ФЗ) с 01.01.2017 Налоговый Кодекс Российской Федерации дополнен разделом XI "Страховые взносы в Российской Федерации".
При этом функции по администрированию страховых взносов возложены на Федеральную налоговую службу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона №243-ФЗ органы управления Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов обязаны сообщить до 01.02.2017 в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о зарегистрированных в качестве плательщиков страховых взносов международных организациях, обособленных подразделениях российских организаций, которые наделены полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, медиаторов, патентных поверенных и иных физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, по состоянию на 01.01.2017 в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон.
Пунктом 2 статьи 4 Закона № 243-ФЗ предусмотрено, что взыскание недоимки и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно статье 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 №250-ФЗ), контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (часть 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ).
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет его в соответствующий налоговый орган (часть 3 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ).
В пункте 33 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ" (далее - Постановление № 57) указано, что согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и статье 78 Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа.
Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате названных сумм либо о их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными этой статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной статьей 78 НК РФ процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.
Обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок. Таким образом, требование о возврате из бюджета излишне уплаченного налога рассматривается в порядке искового судопроизводства, при котором досудебный порядок урегулирования спора считается соблюденным стороной при отказе налоговым органом в удовлетворении поданного налогоплательщиком заявления о возврате налога.
При наличии обращений в пенсионный фонд с заявлением о возврате переплаты и отказе государственных органов, суд считает, что требование о возврате переплаты подано в рамках искового производства с соблюдением досудебного порядка.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Заявитель просит обязать пенсионный фонд вернуть переплату по страховым взносам в фиксированном размере в сумме 19345,02 руб. Отношения по указанной сумме сложились до 01.01.2017, а именно за 2016 год.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в данном случае регулировались Федеральным законом N 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации».
Возврат излишне уплаченных страховых взносов за спорный период был регламентирован статьей 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в соответствии с частью 2 которой возврат суммы излишне уплаченные страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно части 11 указанной статьи сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электродного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.
В соответствии с частью 12 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.
Частью 13 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено, что заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В силу части 14 статьи 26 Закона № 212-ФЗ решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
В силу пункта 5 части 3 статьи 29 указанного Закона органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам.
В письме Минфина России от 03.07.2017 №03-15-05/41754 разъяснено, что Федеральным законом № 243-ФЗ и Федеральным законом № 250-ФЗ не определены, в частности, полномочия органов Пенсионного фонда Российской Федерации и налоговых органов по принятию решений о проведении зачетов излишне уплаченных сумм страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Вместе с тем Федеральным законом № 250-ФЗ предусмотрен возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Согласно статье 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Из совокупного анализа указанных норм и писем ПФ РФ № НП-30-26/15844, ФНС России № ГД-4-8/20020@ от 04.10.2017 следует, что получив подтверждение, отделение ПФР принимает решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов и в рамках регулярного обмена информацией в срок не позднее 1 рабочего дня после принятия решения направляет его в УФНС России по субъекту РФ (в соответствии с пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ). В срок не позднее 3 рабочих дней после получения Решения территориальный налоговый орган формирует на его основании решение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и направляет соответствующую заявку на возврат в орган Федерального казначейства Российской Федерации.
Таким образом, самостоятельно налоговый орган не наделен полномочиями по корректировке принятого сальдо, только обращение в отделение ПФР является основанием для передачи в инспекцию новых (корректирующих) сведений данным ведомством, из чего следует, что налоговый орган не наделен полномочиями по возврату излишне уплаченных сумм страховых взносов начисленных до 01.01.2017.
Как следует из материалов дела (т. 2 л.д. 2-6, 13-16) и пояснений сторон, по результатам сверки между налоговым органом и пенсионным фондом была скорректирована информация о сальдовых остатках Сахненко С.А. по состоянию на 29.04.2019, согласно которой итого сальдо по рег. номеру №085-002-02165 (ИП):
- по КБК 39210202010062100160 – переплата 20,05 руб.,
- по КБК 39210202140061100160 (ОПС в фиксированном размере) – переплата 3223,37 руб.,
- по КБК 39210202140061200160 (1% от суммы превышения дохода) – переплата 669,50 руб.,
по рег. номеру № 085-002-047644 (АУ):
- по КБК 39210202140061200160 (1% от суммы превышения дохода) – переплата 561,11 руб.,
- по КБК 39210202140062100160 (пени) – задолженность -131,13 руб.
Кроме того, согласно данной таблицы плательщику страховых взносов возвращены страховые взносы:
- по рег. номеру №085-002-02165 (ИП): по КБК 392102021030810111160 в сумме 0,06 руб., по КБК 39210202140061200160 (1% от суммы превышения дохода) в сумме 521, 54 руб.,
- по рег. номеру № 085-002-047644 (АУ): по КБК 39210202103081011160 в сумме 2855,87 руб., по КБК 39210202140061100160 (ОПС в фиксированном размере) в сумме 14558,45 руб., по КБК 39210202140061200160 (1% от суммы превышения дохода) в сумме 3110,95 руб.
При этом, как установлено судом, сумма 2855,87 руб. является страховыми взносами в фиксированном размере ОМС за 2015 год (3650,58 руб. оплаченная Сахненко С.А. минус 794,88 руб.) – согласно пояснениям пенсионного фонда (л.д. 5 т. 2) и возвращены плательщику 15.05.20119 по решению №207F07180000758 (л.д. 26-27 т. 2); сумма 14558,45 руб. является страховыми взносами в фиксированном размере ОПС за 2015 год (18610,80 руб. оплаченная Сахненко С.А. минус 4052,35 руб.) – согласно пояснениям пенсионного фонда (л.д. 5 т. 2) и возвращены плательщику 15.05.20119 по решению №207F07180000758 (л.д. 26-27 т. 2).
Из представленных документов и пояснений не следует и однозначный вывод о наличии переплаты за 2016 год в размере именно 19345,02 руб. (данная сумма указана заявителем), поскольку из данных о сальдо пенсионного фонда и налогового органа следует, что данная сумма является суммой страховых взносов за 2015 год (14558,45 руб. и 4786,57 руб.).
Однако основанием для обращения в пенсионный фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2016 год явилось отсутствие обязанности Сахненко С.А. уплачивать фиксированные суммы страхового взноса дважды как индивидуального предпринимателя, так и арбитражного управляющего.
Как указывалось судом ранее, порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017 регулировался нормами Федерального закона N 212-ФЗ.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями); индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 статьи 5 названного закона или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию - часть 3 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ.
Аналогичная норма содержится в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 167-ФЗ), согласно которой если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.
Согласно статье 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), в редакции, действовавшей до 30.12.2008, арбитражным управляющим мог быть гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
С 01.01.2011 вступили в силу положения статьи 20 Закона о банкротстве (в редакции Закона N 296-ФЗ и Федерального закона от 28.12.2010 N 429-ФЗ) в части определения арбитражного управляющего в качестве субъекта профессиональной деятельности, занимающегося частной практикой, а также в части исключения обязанности регистрации арбитражного управляющего в качестве индивидуального предпринимателя. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой, вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных указанным законом и Федеральным законом от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации.
С 01.01.2015 Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" в состав плательщиков страховых взносов, уплачивающих страховые взносы за себя, предусмотренный в пункте 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ, включены арбитражные управляющие.
Таким образом, на основании положений статьи 6 Закона N 167-ФЗ, статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, статьи 20 Закона о банкротстве, арбитражные управляющие в целях обязательного пенсионного страхования, как лица, занимающиеся частной практикой, приравниваются к индивидуальным предпринимателям. Следовательно, индивидуальные предприниматели и арбитражные управляющие относятся к одной категории страхователей.
С учетом изложенного, регистрация Сахненко С.А. в качестве страхователя как индивидуального предпринимателя и как арбитражного управляющего не влечет его обязанности уплачивать страховые взносы дважды.
Позиция представителей пенсионного фонда о том, что Сахненко С.А., осуществляющий иные виды предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, относится к нескольким категориям страхователей, основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2004 N 28-О, в пенсионном законодательстве четко определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
При этом, регистрация заявителя в качестве страхователя как индивидуального предпринимателя и как арбитражного управляющего в силу требований закона не влечет обязанности Сахненко С.А. уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа за себя дважды.
Обратное привело бы к двойному зачислению страховых взносов на индивидуальный лицевой счет Сахненко С.А. в пенсионный фонд как застрахованного лица, что недопустимо и приводит к двойному взысканию одной и той же суммы с одного лица по одинаковым основаниям.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.05.2005 N 210-О указал, что, признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, то есть в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.
Аналогичный правовой подход выражен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2016 № 307-КГ16-4752.
Указанные обстоятельства в отношении ИП Сахненко С.А. установлены судебными актами Арбитражного суда Забайкальского края по делу №А78-340/2019 от 22.03.2019, по делу №А78-13412/2019.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частью 1.1 данной статьи.
Частью 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Размер фиксированного платежа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в 2016 году составлял 19356,48 руб., из расчета: 6204 руб.(МРОТ) *26%(тариф) *12, по обязательному медицинскому страхованию – 3796,79 руб.
Указанные суммы полностью внесены в бюджет Пенсионного фонда РФ Сахненко С.А. как индивидуальным предпринимателем (рег.номер 085-002-02165) 22.12.2016 (л.д. 73 т. 1), и как арбитражным управляющим (рег.номер 085-002-047644) 17.12.2016 (л.д. 72 т.1). следовательно, с учетом вышеприведенных положений является переплатой.
В обоснование наличия/отсутствия сумм переплаты, имеющейся у плательщика страховых взносов Сахненко С.А. , пенсионным фондом в судебном заседании 23.01.2020 представлена таблица «Учет платежей» (вх. №А78-Д-4/3545), из которой следует, что пенсионным фондом платежи, внесенные Сахненко С.А. на обязательное пенсионное страхование как фиксированный платеж и сверх фиксированного платежа поступили на лицевые счета плательщика, по рег. номеру 850-002-047-644 учтены в суммах, оплаченных плательщиком (ОПС и ОМС фиксированный платеж, суммы 19356,48 руб. и 3796,85 руб., соответственно), по рег. номеру 85-002-002-165 учтены в суммах: ОПС фиксированный платеж – 16133,11 руб., ОМС фиксированный платеж – 3796,79 руб., суммы: 3223,37 руб. (ОПС фиксированный платеж) и 669,50 руб. (ОМС фиксированный платеж) являются переплатой, которые и могут быть возвращены страхователю по его заявлению. То есть переплата установлена только в размере 3892,87 руб.
Вместе с тем, суд указанную позицию пенсионного фонда полагает ошибочной, поскольку из представленных Сахненко С.А. платежных документов следует, что платежи внесены в следующих суммах: по рег. номеру №085-002-02165 (ИП):
- 19356,48 руб. – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части трудовой пенсии за 2016 год (платежное поручение №47 от 22.12.2016),
- 3796,85 руб. – страховые взносы ФФОМС за 2016 год (платежное поручение №46 от 22.12.2016),
- 2000 руб. – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части трудовой пенсии за 2016 год (сверх предельной величины) (платежное поручение №48 от 22.12.2016);
по рег. номеру №085-002-047-644 (АУ ):
- 19356,48 руб. – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части трудовой пенсии за 2016 год (чек-ордер от 22.12.2016),
- 3796,85 руб. – страховые взносы ФФОМС за 2016 год (чек-ордер от 22.12.2016),
- 4000 руб. – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части трудовой пенсии за 2016 год (сверх предельной величины) (чек-ордер от 22.12.2016) (документы представлены заявителем к с/з на 23.01.2020, вх. №А78-Д-4/3129).
Пенсионный фонд в судебном заседании 23.01.2020 не опроверг поступление данных платежей, представив реестры платежей страхователя с отражением спорных сумм.
Ознакомившись с представленными документами, суд приходит к выводу, что они действительно подтверждают наличие суммы переплаты в связи со следующим.
Лицо, претендующее на возврат излишне уплаченных платежей, обязано доказать факт излишней уплаты.
Какими доказательствами должен быть обоснован факт излишней уплаты (взыскания) налогов (страховых взносов), следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 11074/05: право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Соответственно, в общем случае, с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, налогоплательщик (плательщик страховых взносов), утверждающий о наличии переплаты за конкретный налоговый (расчетный) период, представляет доказательства наличия в бюджете перечисленных им денежных средств: в том числе исполненные платежные поручения, инкассовые поручения (распоряжения). Налоговый орган (орган государственного внебюджетного фонда), возражающий против данного утверждения плательщика, может представить доказательства наличия у налогоплательщика (плательщика страховых взносов) обязанности по уплате данных платежей, равной, либо превышающей уплаченные (взысканные) суммы за тот же период: в том числе налоговые декларации (расчеты) налогоплательщика (плательщика страховых взносов), решения по результатам проверок, содержащие доначисления. В случае необходимости, при решении вопроса о наличии (отсутствии) переплаты, суд учитывает и производные сведения, содержащиеся в базе данных, формирующейся в отношении каждого плательщика налоговым органом (органом государственного внебюджетного фонда).
Соответственно излишне уплаченные суммы страховых взносов (дважды внесенные) подлежат возврату (обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 19356,48 руб.), в частности, в заявленном ИП Сахненко С.А. размере (19345,02 руб.), поскольку суд не может выйти за пределы заявленных требований.
Как указывали представители пенсионного фонда в судебных заседаниях, переплата, скорректированная с учетом сверок с налоговым органом, не подлежит возврату плательщику страховых взносов ввиду наличия задолженности по пени в сумме 131,13 руб., являющейся задолженностью по пени за 2015 год.
Указанная сумма пени явилась составной частью задолженности, предъявленной плательщику требованием № 107743 об уплате страховых взносов по состоянию на 25.09.2019 и являющегося предметом спора по делу №А78-13412/2019, в рамках которого данное требование налогового органа признано недействительным. Более того суд указал, что суммы задолженности по страховым взносам, предъявленные плательщику за периоды до 01.01.2019 подлежат признанию безнадежными к взысканию и списанию. Бездействие налогового органа по списанию задолженности не может влечь для плательщика страховых взносов негативные последствия с учетом положений Федерального закона № 436-ФЗ о безусловном списании безнадежной к взысканию задолженности.
Вследствие чего, задолженность по страховым взносам и пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ, обязательное медицинское страхование за 2015 год, являющаяся безнадежной к взысканию и подлежащая списанию, не может служить препятствием к возврату истребуемой Сахненко С.А. переплаты по страховым взносам за 2016 год в фиксированном размере.
Соответственно, основание для отказа пенсионным фондом в возврате заявленной переплаты со ссылкой на наличие задолженности в размере 131,13 руб. необоснованно.
Доказательств наличия у предпринимателя иной задолженности по уплате страховых взносов в материалы дела не представлено, в ходе судебного разбирательства сторонами данное обстоятельство не опровергнуто, указано, что в качестве задолженности считается только пени за 2015 год в сумме 131,13 руб. (представлены скриншоты программы администрирование СВ). Актами сверок также установлена задолженность 2015 года.
Приведенную позицию пенсионного фонда о возврате Сахненко С.А. только суммы страхового взноса в размере 16356,48 руб. суд полагает ошибочной, поскольку из представленных платежных документов следует внесение Сахненко С.А. сумм страховых взносов в большем размере, чем учтено пенсионным фондом, в том числе в приведенном справочном расчете.
Предприниматель обратился в пенсионный фонд с заявлением о возврате излишне уплаченного страхового взноса с соблюдением трехлетнего срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ (уплата 17.12.2016 и 22.12.2016).
На основании изложенного, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявитель доказал факт нарушения действиями пенсионного фонда действующего законодательства РФ и факт нарушения прав и законных интересов заявителя, в связи с чем такие действия подлежат признанию незаконными.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Из буквального толкования названных положений следует, что арбитражные суды не только констатируют незаконность оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, но и обязывают соответствующие органы и должностные лица к совершению активных действий по восстановлению нарушенных прав заявителя. Иными словами, признав незаконным (недействительным) решение государственного органа (должностного лица), арбитражный суд автоматически обязывает такой орган (должностное лицо) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания решения, действий соответствующего органа (должностного лица) незаконными является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.
Из положений указанных статей 19 - 21 и иных положений Закона №250-ФЗ следует, что разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено по дате - 01.01.2017, причем в законе не заложена возможность споров между фондами и налоговыми органами, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.
По правилам статьи 21 Закона № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации; на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Согласно письму ПФР от 21.12.2016 № НП-30-26/18393, приказу ОПФР от 23.11.2018 № 787-од, приложению № 3 к приказу № 787-од от 23.11.2018 (пункт 3.2.1), решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов принимается Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, налоговый орган просто исполняет решение Пенсионного фонда о возврате уплаченных взносов, не имея возможности его оспорить, поэтому если возникла необходимость в возврате средств из бюджета Пенсионного фонда, то именно фонд должен принять соответствующие решения и передать их к исполнению в налоговый орган.
Таким образом, требование заявителя в части обязания Отделения пенсионного фонда принять решение о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов за 2016 год в размере 19345,02 руб. подлежит удовлетворению. При этом государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) и Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю подлежат перерасчету страховые взносы за 2016 год с учетом внесенных платежей дважды на страховые взносы в фиксированном размере за 2016 год, что как указано судом ранее является переплатой и подлежит возврату. Принятое решение о возврате подлежит направлению в налоговый орган по месту постановки плательщика страховых взносов на налоговый учет для исполнения.
Расходы по уплаченной государственной пошлине подлежат распределению в порядке статьи 110 АПК РФ. При этом учитывая, что заявленные предпринимателем требования связаны между собой, поскольку вынесению решения о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов предшествует перерасчет обязательства заявителя по их уплате, категорию спора, результаты рассмотрения дела, а также то, что государственная пошлина уплачена заявителем в сумме 300 руб. на основании чека-ордера от 22.06.2019 (л.д. 9), она подлежит отнесению на заинтересованных лиц пропорционально размеру удовлетворенных требований в отношении каждого из них (150 руб. – на УПФР, 150 руб. – на ОПФР).
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Прекратить производство по делу в части требований к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите.
Признать незаконными действия Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное), выразившиеся в отказе произвести возврат излишне уплаченной суммы страхового взноса за 2016 год в сумме 19345,02 руб.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) и Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Сахненко Сергея Александровича путем пересчета страховых взносов за 2016 год с учетом внесенных платежей, принятия решения о возврате индивидуальному предпринимателю Сахненко Сергею Александровичу излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2016 год в сумме 19345,02 руб., направления его для исполнения в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю в пользу индивидуального предпринимателя Сахненко Сергея Александровича расходы по государственной пошлине в размере 150 руб., уплаченной по чеку-ордеру от 22.06.2019.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) в пользу индивидуального предпринимателя Сахненко Сергея Александровича расходы по государственной пошлине в размере 150 руб., уплаченной по чеку-ордеру от 22.06.2019.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья А.А. Курбатова