АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-9664/2013
27 января 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2014 года
Решение изготовлено в полном объёме января 2014 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе:
судьи Литвинцева А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шутровой О.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО Сельхозинвест"
к Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края
об оспаривании решения Межведомственной комиссии Забайкальского края по вопросам привлечения и использования иностранных работников
при участии
от заявителя: ФИО1 - представителя по доверенности от 15.01.2014 г.;
от заинтересованного лица:
ФИО2 - представителя по доверенности от 20.05.2013 г.,
ФИО3 - представителя по доверенности от 16.12.2013 г.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Сельхозинвест" (местонахождение: <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>)) (далее - ООО "СИ-2000", общество) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края (местонахождение: <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>)) (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения Межведомственной комиссии Забайкальского края по вопросам привлечения и использования иностранных работников, оформленное протоколом № 2 от 15 июля 2013 г., в части отклонения заявки ООО "Сельхозинвест" о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2014 г. и обязании данную комиссию восстановить нарушенные права и законные интересы ООО Сельхозинвест" путем удовлетворения заявки общества на привлечение иностранных работников в 2014 г.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании в удовлетворении требований заявителя просили отказать.
В отзыве на заявленные требования Министерство ссылается на то, что заявка ООО "СИ-2000" о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работками на 2014 г. на привлечение 310 человек иностранных граждан Межведомственной комиссией отклонена обоснованно.
Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 11.04.2013 г. ООО "СИ-2000" в Министерство трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края была подана заявка о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2014 г. в количестве 310 человек иностранных граждан, в том числе граждан Армении, Кореи, Китая, Узбекистана, на специальности: электросварщик, штукатур, дорожный рабочий, мастер участка, каменщик, монтер пути, производитель работ, облицовщик-плиточник, маляр.
По результатам рассмотрения заявок работодателей о потребности в привлечении иностранных работников, в том числе о приоритетных профессиях и специальностях привлекаемых иностранных работников и по объему квоты на предстоящий 2014 г. Межведомственной комиссией Забайкальского края по вопросам привлечения и использования иностранных работников принято решение, оформленной протоколом от 15 июля 2013 г. № 2, которым заявка ООО "СИ-2000" отклонена полностью.
Как следует из приложение № 7 к протоколу МВК от 15.07.2013 г. № 2 (пункт 205), основанием для отклонения заявки ООО "СИ-2000" явилось наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан.
Считая отказ в удовлетворении заявки необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
В силу пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу.
В пункте 2 статьи 18.1 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено, что исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации. Определение органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В рассматриваемом периоде определение потребности в привлечении иностранных работников осуществлялось в соответствии с Правилами определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 N 783 (далее - Правила N 783).
Согласно абзацу второму пункта 1 Правил N 783 определение потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляются в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации.
В соответствии с требованиями, установленными Правилами N 783 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 июня, осуществляют оценку эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году, результаты которой обобщаются уполномоченными органами субъектов Российской Федерации (пункт 10).
В соответствии со своей компетенцией рассматривают заявки работодателей и ежегодно, до 15 июня, готовят для уполномоченных органов субъектов Российской Федерации заключения о целесообразности предусматриваемых в предстоящем году объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников с учетом: перспектив демографического развития региона, ожидаемых миграционных процессов, прежде всего внутренней миграции; перспектив изменения спроса на рабочую силу в субъекте Российской Федерации, в том числе за счет предусматриваемого создания рабочих мест в рамках реализации приоритетных национальных проектов, инвестиционных проектов, федеральных, отраслевых, региональных и местных программ развития; имеющегося трудового потенциала, в том числе прогноза численности безработных граждан и ожидаемого высвобождения работников; возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, незанятого населения, высвобождаемых работников по профессиям и специальностям, по которым предполагается привлечение иностранных работников; возможности перераспределения трудовых ресурсов внутри субъекта Российской Федерации, а также их привлечения из других субъектов Российской Федерации; ожидаемого количества выпускников профессиональных образовательных учреждений по профессиям и специальностям, по которым работодатели предусматривают привлечение иностранных работников; оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году (пункт 11).
Территориальные органы Федеральной миграционной службы рассматривают заявки работодателей с учетом имеющейся в этих органах следующей информации: использование в предыдущем и текущем годах установленных квот и соблюдение допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами; допущенные работодателями нарушения порядка привлечения иностранных работников и их устранение (пункт 12).
Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации ежегодно, до 25 июня, направляют на рассмотрение межведомственных комиссий: сведения о потребности работодателей в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками; заключения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о целесообразности заявленных работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников; заключения по результатам рассмотрения заявок работодателей территориальными органами Федеральной миграционной службы; информацию государственных инспекций труда о нарушениях трудового законодательства, допущенных в предыдущем и текущем годах работодателями, предусматривающими привлечение иностранных работников, а также об устранении выявленных нарушений; информацию о результатах оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году.
Межведомственные комиссии ежегодно, до 10 июля, рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников (пункт 17).
В соответствии с пунктом 18 Правил N 783 по решению межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично по следующим основаниям, в том числе: наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации; наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, неустраненных нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников, допущенных при выполнении квот в предыдущем и текущем годах.
Согласно пункту 20 Правил N 783 работодатели вправе обжаловать решения межведомственных комиссий в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Как видно из оспариваемого решения межведомственной комиссии основанием для полного отклонения заявки ООО "СИ-2000" послужило наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.
Из представленных в материалы документов следует, что при принятии оспариваемого решения межведомственной комиссией было учтено следующее.
Согласно заключению Министерства территориального развития Забайкальского края о выделении иностранной рабочей силы для подрядных организаций, привлекающих рабочую силу для строительства социально значимых объектов в Забайкальском крае на 2014 г. (от 11.06.2013 г. исх. № 11-5719), ООО "СИ-2000" - исключено все 310 человек.
Согласно заключению Государственной службы занятости населения Забайкальского каря (протокол от 15.07.2013 г.) привлечение и использование иностранных работников по специальностям (должностям), в том числе: менеджер, монтер пути, подсобный рабочий, штукатур, электрогазосварщик, в связи с имеющимся региональным трудовым потенциалом.
По информации Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, указанные в заявке ООО "СИ-2000" профессии, являются программами профессионального обучения, которые могут быть получены как самостоятельные профессии, так и в составе основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих. В таблице указано количество специалистов по указанным специальностям, выпущенных в 2013 г., и прогноз на 2014 г.
Согласно информации Службы занятости (л.д.43, т.2), с ООО "СИ-2000" 21.03.2013 г. было заключено соглашение о привлечении и использовании иностранной и российской рабочей силы. Работодателю было направлено 75 человек на заявленные рабочие места под иностранную рабочую силу в соответствии с указанными требованиями работодателя, в том числе и на незаявленные под иностранную рабочую силу. Результатом направления безработных явился отказ работодателя в 46 случаях по различным причинам. Одна из причин отказа в трудоустройстве 20 российских граждан - отсутствие вакансии, однако информации о наличии вакантных рабочих мест, представленная работодателем в Центр занятости населения г. Читы, содержит заявленные вакансии. Работодатель не участвует в мероприятиях активной политики содействия занятости населения. Заявок на профессиональное обучение безработных граждан для последующего трудоустройства не подавал, в ярмарках вакансий не участвует.
Таким образом, данный работодатель не оказывает содействия в заполнении вакансий рабочих мест местным трудовым ресурсам.
Согласно заключению Управления Федеральной миграционной службы по Забайкальскому краю (от 03.06.2013 г. исх. № 4/2-1852) о целесообразности привлечения иностранных работников в 2014 г. в отношении работодателя - ООО "СИ-200" отказано в полном объеме.
По информации миграционной службы, данный работодатель был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.18.15 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства) по 10 фактам (на момент подачи заявки) и подвергнут наказанию на общую сумму 2 500 000 руб., штраф не оплачен. В предыдущих периодах данным работодателем не использовалась.
По состоянию на 25.11.2013 г. неоплаченный штраф по ч.1 ст.18.15 КоАП РФ у ООО "СИ-2000" составляет 3 250 000 руб.
В силу вышеизложенного, арбитражный суд находит, что оспариваемое решение Межведомственной комиссии Забайкальского края по вопросам привлечения и использования иностранных работников, оформленное протоколом № 2 от 15 июля 2013 г., в части отклонения заявки ООО "Сельхозинвест" о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2014 г., соответствует требованиям законодательства в сфере регулирования рынка труда иностранных работников, в том числе Правилам определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации.
Следовательно, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований ООО "Сельхозинвест" к Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края о признании незаконным решения Межведомственной комиссии Забайкальского края по вопросам привлечения и использования иностранных работников, оформленное протоколом № 2 от 15 июля 2013 г., в части отклонения заявки ООО "Сельхозинвест" о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2014 г. и обязании данную комиссию восстановить нарушенные права и законные интересы ООО "Сельхозинвест" путем удовлетворения заявки общества на привлечение иностранных работников в 2014 г. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца.
Судья: А.Б. Литвинцев.