АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-7651/2023
27 декабря 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2023 года
Решение изготовлено в полном объёме 27 декабря 2023 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи О.В. Новиченко, при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.Н. Бянкиной, рассмотрел в судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: 672000, г. Чита, ул. Выставочная, 6, дело по исковому заявлению сельскохозяйственного кооператива «Рассвет» (ОГРН 1027500717100, ИНН 7507000498) к Министерству сельского хозяйства Забайкальского края (ОГРН 1087536008559, ИНН 7536095737) о взыскании компенсации затрат на приобретение сельскохозяйственной техники в сумме 2 081 234 руб., государственной пошлины в размере 33 406,17 руб., затрат на оплату труда адвоката в размере 45 000 руб., с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства финансов Забайкальского края,
при участии в судебном заседании:
от истца– нет явки;
от ответчика – Дубук М.В., представителя по доверенности от 16.08.2023;
от третьего лица – Першиной Н.В., представителя по доверенности от 01.03.2022.
Сельскохозяйственный кооператив «Рассвет» (ОГРН 1027500717100, ИНН 7507000498) (далее – истец, кооператив) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства Забайкальского края (ОГРН 1087536008559, ИНН 7536095737) (далее – ответчик, Министерство) о взыскании компенсации затрат на приобретение сельскохозяйственной техники в сумме 2081234 руб., государственной пошлины в размере 33 406,17 руб.
Истец явку представителя в судебное заседание не обеспечил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители ответчика и третьего лица просили в удовлетворении требований отказать.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд установил следующее.
18.05.2022 истец обратился в Министерство сельского хозяйства Забайкальского края с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники (т 1 л.д. 54 - 80) с приложением справки-расчета на предоставление субсидии, в которой истцом указаны затраты в размере 7597794,72 руб. на приобретение комбайна с указанием потребности в субсидии в размере 198104,55 руб.
При этом акт приемки-передачи по договору купли-продажи комбайна от 30.12.2021 составлен с указанием стоимости комбайна в размере 660348,50 руб. (т. 1 л.д. 62).
Ответчиком принято решение о предоставлении субсидии посредством включения его в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей – получателей субсидии.
28.11.2022 истец и ответчик заключили соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Забайкальского края на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, согласно пункту 2.1 которого субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных ответчику как получателю средств бюджета Забайкальского края, в размере 198104,55 руб. (т. 1 л.д. 52-53).
Расчет субсидии произведен исходя из подтвержденной стоимости комбайна в размере 660348,50 руб. согласно пункту 3.1 договора купли-продажи от 08.12.2021, акту приемки-передачи от 30.12.2021 (т. 1 л.д. 15-19).
Субсидия в размере 198104,55 руб. перечислена ответчиком истцу.
Истец 25.10.2023 повторно обратился к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники с приложением справки-расчета на предоставление субсидии, в которой истцом указаны затраты в размере 7597794,72 руб. на приобретение комбайна, документов, ранее представленных ответчику, а также с приложением акта приемки-передачи по договору лизинга от 30.12.2021 с указанием стоимости комбайна в размере 7716079,12 руб. (документы, представленные ответчиком в ходе судебного заседания 21.12.2023).
Уведомлением от 31.10.2023 № 07-14/322 ответчик отказал в предоставлении субсидии в связи с истечением установленных правовым актом Министерства сельского хозяйства Забайкальского края сроков подачи документов на предоставление субсидии (т. 1 л.д. 88).
Истец, полагая, что расчет субсидии должен был быть произведен от стоимости комбайна на сумму 7597794,72 руб., оплаченной истцом по договору лизинга от 04.07.2017 по графику платежей (т. 1 л.д. 6-14), обратился в суд с требованием о взыскании компенсации затрат на приобретение сельскохозяйственной техники в размере 2081234 руб. (7597794,72 руб. х 30 % - 198104,55 руб.).
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратится в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов в порядке, установленном кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с положениями статей 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинно-следственная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
В рассматриваемом случае истец фактически претендует на возмещение убытков в виде неполученной выгоды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Согласно абзацу пятому статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В статье 78 БК РФ определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункты 1 и 2 пункта 3 названной статьи БК РФ).
Из бюджета субъекта Российской Федерации названные выше субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 этой же статьи).
Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач (определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2018 N 305-ЭС18-13693, от 31.01.2019 N 305-ЭС18-17266).
Природа стимулирующих субсидий определена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 и состоит в финансовой поддержке, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей. По этой причине, участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующей субсидии при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств.
Таким образом, право на получение стимулирующей субсидии не является абсолютным, поскольку субсидии выделяются строго на определенные цели, лицо, претендующее на получение субсидии, обязано использовать эту субсидию строго по целевому назначению, а в случае нарушения условий, целей и порядка, установленных для предоставления субсидии, эти денежные средства подлежат возврату (определения Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2022 № 309-ЭС21-18138, от 28.03.2022 N 309-ЭС21-23440, от 28.03.2022 N 309-ЭС21-23372, от 07.02.2022 N 309-ЭС21-18136, от 14.04.2022 № 309-ЭС21-25541).
Порядок предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края на возмещение части затрат на строительство и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, приобретение техники и оборудования утвержден постановлением Правительства Забайкальского края от 11.06.2019 N 241 (далее - Порядок).
При этом в Порядке не предусмотрено безусловной обязанности уполномоченного органа в предоставлении субсидии.
Согласно пункту 3 Порядка субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Забайкальского края о бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление субсидий, в целях реализации мероприятия "Строительство и (или) модернизация объектов АПК, приобретение техники и оборудования" подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" государственной программы Забайкальского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 25.04.2014 N 237 (далее - государственная программа), по следующим направлениям:
1) на приобретение сельскохозяйственной техники, спецавтотранспорта и оборудования;
2) на приобретение модульных и (или) мобильных убойных пунктов, технологического оборудования для объектов убоя и первичной переработки скота и (или) птицы;
Согласно пунктам 8, 9 Порядка условием предоставления субсидии является заключение соглашения о предоставлении субсидии между Министерством сельского хозяйства Забайкальского края и получателем субсидии. В силу подпункта 1 пункта 13 Порядка субсидированию подлежит часть фактически подтвержденной полной оплаты стоимости сельскохозяйственной техники, спецавтотранспорта и оборудования, приобретенных в период с 1 ноября 2018 года по 1 ноября 2022 года включительно за счет собственных средств и (или) за счет кредитных ресурсов, привлеченных в российских кредитных организациях по договорам купли-продажи (поставки), финансовой аренды (лизинга) со сроком не более 10 лет, в размере 30% от произведенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, спецавтотранспорта и оборудования, произведенных за пределами Забайкальского края.
Дата приобретения сельскохозяйственной техники, спецавтотранспорта и оборудования подтверждается актом приема-передачи указанных сельскохозяйственной техники, спецавтотранспорта и оборудования.
В случае приобретения сельскохозяйственной техники, спецавтотранспорта и оборудования по договорам финансовой аренды (лизинга) возмещению подлежит 100% от суммы лизинговых платежей и (или) первоначального взноса.
На основании пункта 18 Порядка сельскохозяйственный товаропроизводитель, соответствующий категории, требованиям и условиям, указанным в пунктах 6-8 настоящего Порядка, представляет в Министерство, в частности, следующие документы: справку-расчет на предоставление субсидии по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку; два экземпляра проекта соглашения, подписанные руководителем сельскохозяйственного товаропроизводителя или лицом, действующим от имени сельскохозяйственного товаропроизводителя, и заверенного печатью (при наличии); копии договоров купли-продажи (поставки) сельскохозяйственной техники, спецавтотранспорта и оборудования (с приложением спецификаций), копии кредитных договоров (с приложением графика гашения) - в случае приобретения сельскохозяйственной техники спецавтотранспорта и оборудования за счет кредитных ресурсов; копии договоров лизинга - в случае приобретения сельскохозяйственной техники, спецавтотранспорта и оборудования через лизинговую компанию; акты приема-передачи, или товарные накладные, или универсальный передаточный документ на приобретенные сельскохозяйственную технику, спецавтотранспорт и оборудование.
Срок приема документов устанавливается правовым актом Министерства, который в течение 3 рабочих дней после утверждения публикуется на сайте "Официальный интернет-портал правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края" (http://право.забайкальскийкрай.рф) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приказом Министерства сельского хозяйства Забайкальского края от 29.03.2023 № 53 установлен в 2023 году срок приема документов на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, спецавтотранспорта и оборудования с 10 по 20 апреля.
Согласно пункту 32 Порядка Министерство отказывает заявителю во включении его в реестр получателей субсидии и в предоставлении субсидии, в частности, в случае истечения установленных правовым актом Министерства сроков подачи документов, указанных в пунктах 18, 24 настоящего Порядка.
С учетом изложенного, субсидия, на которую претендует истец, не является безусловной, не является результатом какой-либо экономической или хозяйственной деятельности, компенсация части затрат не может рассматриваться как получение дохода, а финансовые последствия, связанные с неполучением субсидии, не могут квалифицироваться как убытки в виде неполученной выгоды.
В данном случае истец не относится к категории хозяйствующих субъектов, предоставление субсидий которым в обязательном порядке предусмотрено законодательством, кооператив претендовал на получение стимулирующей субсидии, обязательство Министерства по предоставлению субсидии в данном случае не возникло, поскольку соглашение в 2022 году было заключено на субсидию в размере 198104,55 руб. исходя из заполненных истцом документов и представленных документов, а в 2023 году истец обратился с заявлением о выделении субсидии за пределами установленных сроков.
Совершая финансовые вложения для ведения собственной хозяйственной деятельности, истец не мог рассчитывать на обязательное получение государственной поддержки в виде субсидии, так как предоставление стимулирующей субсидии есть право публично-правового образования; субсидия, предоставляемая в качестве помощи государства в покрытии расходов, понесенных в процессе хозяйственной деятельности истца, не является результатом какой-либо экономической деятельности, не может рассматриваться в качестве его дохода, получаемого при осуществлении нормального гражданского оборота, а финансовые последствия, связанные с ее неполучением, не могут квалифицироваться как убытки, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении иска.
Также суд отмечает, что судебной защите лишь подлежит право на получение субсидии в случаях, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством и обусловлена ограничением свободы предпринимательской деятельности таких субъектов; только в этом случае решение вопроса о предоставлении субсидии не является предметом усмотрения публично-правового образования.
Таким образом, в случае, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий не вытекает из установленных государством ограничений свободы предпринимательской деятельности, уполномоченные органы публично-правовых образований обладают дискрецией в вопросах необходимости, целесообразности и размера финансовой поддержки.
При этом истец осуществляет предпринимательскую деятельность, риски по которой несет самостоятельно. Возможность получения компенсации части затрат путем предоставления от государства субсидии не может рассматриваться как получение дохода хозяйствующим субъектом, не является безусловной, такая возможность не закреплена законом как гарантия сельскохозяйственным производителям. При таких обстоятельствах предъявление настоящего иска фактически замещает установленный нормативными актами порядок субсидирования, что является недопустимым.
Вместе с тем суд отмечает, что заявителем фактически не утрачено право на возмещение расходов: истец при соблюдении сроков и подаче полного пакета документов при наличии бюджетных лимитов вправе претендовать на получение субсидии в очередном финансовом году, поскольку из материалов дела следует подтвержденная полная оплата стоимости сельскохозяйственной техники, приобретенной в 2021 году за счет собственных средств по договору финансовой аренды (лизинга) со сроком не более 10 лет. Отказ Министерства сельского хозяйства Забайкальского края в предоставлении субсидии может быть обжалован в соответствии с действующим законодательством.
По правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины и судебные издержки на оплату услуг представителя относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья О.В. Новиченко