НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Забайкальского края от 22.12.2008 № А78-5476/08

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

672000, г. Чита, ул. Выставочная 6

www.chita.arbitr.ru; E-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чита Дело № А78-5476/2008

С2-19/164

22 декабря 2008 года.

Арбитражный суд Читинской области в составе судьи Антипенко Г.Д., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шелепетко А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Чите и Читинском районе Забайкальского края к ООО «Научно-производственно-финансовая компания «Экос» о взыскании штрафных санкций в размере 19170 рублей 56 копеек,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Якушевой Е.Г.– представителя по доверенности №36 от 09.06.2008,

от общества: не было.

Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) а г. Чите и Читинском районе Забайкальского края (далее – Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Научно-производственно-финансовая компания «Экос» (далее – общество) о взыскании 19170 рублей 56 копеек - штрафа за представление недостоверных (неполных) сведений за 2007 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

По делу объявлялся перерыв до 9 час. 30 мин. 22.12.2008.

В судебное заседание представители общества не явились. Определение суда с указанием времени и месте рассмотрения дела, направленное обществу по известному суду адресу, указанному в ЕГРЮЛ, возвращено почтовым отделением в связи с отсутствием адресата. Определения суда направленные по месту жительства директора и адресу, указанному обществом при предоставлении в Управление вышеназванных сведений, возвращено почтовым отделением из-за отсутствия возможности их вручения. Согласно ст. 123 АПК РФ общество считается извещенным о времени и месте рассмотрения дела.

С учетом изложенных обстоятельств, дело рассматривается без участия представителя общества в порядке, предусмотренном ч.2 ст. 215 АПК РФ.

Представитель Управления в судебном заседании заявленные требования поддержала, пояснив, что ими не принималось и не направлялось обществу уведомление о необходимости устранения выявленных ошибок по представленным им индивидуальным сведениям, поскольку общество не состоит на учёте в Отделе оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления.

Выслушав представителя Управления, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства по делу.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ общество зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1047550007570.

12 апреля 2008 года Управлением проведена камеральная проверка деятельности общества по вопросу достоверности представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2007 год.

По итогам проверки составлен акт №82 от 12.04.2008, согласно которому общество представило индивидуальные сведения с указанием льготного стажа, без предоставления документов подтверждающих работу, связанную с льготным пенсионным обеспечением (не представлены поименные списки). Обязательные платежи за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 сумма 164336,68 руб. С 01.01.2007 по 31.12.2007 сумма 27368,89 руб.

На основании акта проверки Управлением принято решение №48 от 28.04.2008 о привлечении общества к ответственности за представление недостоверных (неполных) индивидуальных сведений за 2007 год. Представлены индивидуальные сведения с указанием льготного стажа, без предоставления документов подтверждающих работу, связанную с льготным пенсионным обеспечением (не представлены поименные списки). На основании п.34 и п.35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318 страхователю, как указано в решении, направлено Уведомление о необходимости устранения выявленных ошибок по представленным им индивидуальным сведениям. В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе пенсионного страхования» (далее Закон №27-ФЗ) обществу начислены штрафные санкции в размере 10% от суммы обязательных платежей 164336,68 руб. и 10% от суммы обязательных платежей 27368,89 руб. Всего от суммы обязательных страховых платежей 191705 руб. 60 коп. сумма штрафа составила 19170 руб.56 коп.

Неисполнением обществом в добровольном порядке требования об уплате указанного штрафа, явилось основанием для обращения Управление в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (далее Закон №167-ФЗ) Закон № 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Закон №27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

В соответствии со ст.ст. 6 Закона №167-ФЗ общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователь (работодатель) обязан представлять один раз в год, но не позднее 1 марта следующего года, в территориальные органы страховщика сведения о страховом стаже каждого работающего у него застрахованного лица, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Статьёй 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В соответствии с ч. 4 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Согласно акту проверки от 12.04.2008 №82 и решению №48 от 28.04.2008 совершенное обществом правонарушение заключается в том, что «Представлены индивидуальные сведения с указанием льготного стажа, без предоставления документов подтверждающих работу, связанную с льготным пенсионным обеспечением (не представлены поименные списки)».

Как следует из материалов дела, среди документов, представленных обществом в Управление имеется поименный список застрахованных лиц в пачке №00002 с указанием их страховых номеров ( т.1 л.д.60-61).

Вменяя обществу нарушение ст. 11 Закона № 27-ФЗ Управление в решении не конкретизирует какие именно документы должно было представить общество, за исключением указания на поименные списки.

Предоставление поименных списков, как установлено в судебном заседании, предусмотрено п.2.9 Порядка приема и камеральной проверки индивидуальных сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованных лиц, утвержденного Приказом Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Читинской области от 18.01.2007 №13.

Однако названный внутренний документ Управления также не содержит в себе перечня сведений, которые должен содержать поименный список.

В судебное заседание Управление представило образец поименного списка (т.1 л.д.57), однако доказательств его утверждения в установленном законом порядке и доведения его содержания до общества, арбитражному суду не представлено, вследствие чего он не может рассматриваться в качестве документа обязательного для представления обществом.

Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 31 июля 2006 г. №192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования м инструкции по их заполнению» утверждены формы документов индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. В перечне документов, утвержденных названным Постановлением, отсутствует такая форма документа, как поименный список.

Таким образом, вмененное обществу правонарушение не конкретизировано, вследствие чего Управлением не установлено какие предусмотренные законом или иными нормативными актами сведения должно было представить общество, а поэтому необоснованным является привлечение общества к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 29 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318 (далее - Инструкция), в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган формах документов персонифицированного учета страхователь в 2-недельный срок представляет исправленные формы.

Согласно пункту 35 Инструкции территориальные органы осуществляют контроль за достоверностью сведений о трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и о заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, запроса дополнительных сведений, а также путем сверки сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах с данными налоговых органов и органов федерального казначейства.

По требованию территориального органа страхователь представляет дополнительные сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.

При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.

Пунктом 36 Инструкции предусмотрено, что страхователь в 2-недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки устраняет их и представляет в территориальный орган уточненные данные.

Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган принимает решение о корректировке сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц. Корректировка сведений и уточнение лицевых счетов застрахованных лиц осуществляются территориальным органом в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации. Решение сообщается страхователю и застрахованным лицам.

Из содержания данных пунктов Инструкции следует, что в случае выявления факта предоставления недостоверных (неполных) сведений Управление направляет страхователю уведомление об этом с требованием представить дополнительные сведения.

Доказательств того, что Управление принимало и направляло обществу уведомление о выявленных нарушениях с требованием о представлении дополнительных сведений в материалы дела не представлено.

В судебном заседании представитель Управления пояснила, что содержащееся в решение указание на то, что в соответствии с п.34 и п.35 Инструкции обществу направлено Уведомление о необходимости устранения выявленных ошибок по представленным им индивидуальным сведениям, не было ими исполнено, поскольку страхователь не состоит на учёте в Отделе оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

Данный довод Управления арбитражным судом отклоняется, поскольку установленная Инструкцией обязанность по направлению Уведомлений в случае выявления вышеназванных нарушений не ставится в зависимость от постановки на учет в одном из отделов Управления.

С учетом изложенных обстоятельств, заявленное Управлением требование удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 167- 170, 216 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Чите и Читинском районе Забайкальского края в удовлетворении заявленного требования о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственно-финансовая компания «Экос» штрафа за представление недостоверных (неполных) сведений за 2007 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации в размере 19170 рублей 56 копеек..

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Четвертый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Читинской области.

Судья: Г.Д. Антипенко.