АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-5609/2022
29 августа 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2022 года
Решение изготовлено в полном объёме 29 августа 2022 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Ульзутуевой А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лесничей В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А78-5609/2022 по заявлению Акционерного общества «Эстетический культурно-коммерческий комплекс «Подкова» (ОГРН 1067536020419, ИНН 7536068726) к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501147937, ИНН 7532001537) о признании незаконным и отмене постановления от 24 мая 2022 года о назначении административного наказания в отношении юридического лица,
с участием в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от АО «Эстетический культурно-коммерческий комплекс «Подкова»: Шапошников С.П., доверенность от 01.06.2022, диплом о высшем юридическом образовании, паспорт (10, 16 и 18 августа 2022 года),
от Забайкалкрайстат: Падукова Л.А., доверенность №23/236-ВД от 29.06.2022, диплом о высшем юридическом образовании, паспорт (10, 16 и 18 августа 2022 года),
установил:
Акционерное общество «Эстетический культурно-коммерческий комплекс «Подкова» (далее – АО «Эстетический культурно-коммерческий комплекс «Подкова», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю (далее – Забайкалкрайстат, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 24 мая 2022 года о назначении административного наказания в отношении юридического лица.
В обоснование своего заявления АО «Эстетический культурно-коммерческий комплекс «Подкова» указало, что административным органом не исследовался вопрос о наличии вины Общества, о наличии признаков малозначительности рассматриваемого административного правонарушения. В дополнении к заявлению Общество указало на нарушение Забайкалкрайстат процедуры привлечения к административной ответственности, а именно, по мнению Общества, из уведомлений о вызове для составления протокола об административном правонарушении, а также для рассмотрения дела об административном правонарушении следует, что они являются уведомлениями в отношении должностного лица – генерального директора АО «Эстетический культурно-коммерческий комплекс «Подкова», а не юридического лица; кроме того, протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности не содержат информации о времени и месте их составления, ввиду чего невозможно установить время и место рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, а также время и место его рассмотрения. Кроме того Общество указало, что первичные статистические данные по форме № 3 (информ) были представлены в Забайкалкрайстат 13 мая 2022 года.
Административным органом представлен отзыв на заявление и дополнения к отзыву, согласно которым, вина Общества в совершении рассматриваемого административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных доказательств, процедура привлечения к административной ответственности не нарушена, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В предварительном судебном заседании 10 августа 2022 года объявлялся перерыв до 16 и 18 августа 2022 года, в судебном заседании 18 августа 2022 года объявлен перерыв до 22 августа 2022 года, информация о перерывах размещена на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru).
18 августа 2022 года арбитражный суд, признав дело подготовленным, завершил предварительное судебное заседание и по правилам статьи 137 АПК Российской Федерации (с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 года № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству») перешел к рассмотрению дела по существу в этом же судебном заседании.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей АО «Эстетический культурно-коммерческий комплекс «Подкова» и Забайкалкрайстат, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц АО «Эстетический культурно-коммерческий комплекс «Подкова» зарегистрировано 29 марта 2006 года с присвоением основного государственного регистрационного номера 1067536020419, основной вид деятельности ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2)) 68.20.2 Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
Приказом Росстата от 30.07.2021 № 463 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий» утверждены формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению - за 2021 год, в том числе, № 3-информ «Сведения об использовании цифровых технологий и производстве связанных с ними товаров и услуг».
Согласно Указаниям по заполнению формы федерального статистического наблюдения, первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения № 3-информ «Сведения об использовании цифровых технологий и производстве связанных с ними товаров и услуг» предоставляют юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства, основной вид экономической деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОКВЭД2 (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст) относится к следующим группам: сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (Раздел A); добыча полезных ископаемых (Раздел B); обрабатывающие производства (Раздел C); обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (Раздел D); водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (Раздел E); строительство (Раздел F); торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (Раздел G); транспортировка и хранение (Раздел H); деятельность гостиниц и организаций общественного питания (Раздел I); деятельность в области информации и связи (Раздел J); деятельность финансовая и страховая (Раздел K); деятельность по операциям с недвижимым имуществом (Раздел L); деятельность профессиональная, научная и техническая (Раздел M); деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (Раздел N); государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение (Раздел O) (за исключением деятельности по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным (код 84.23.4), деятельности по обеспечению общественного порядка и безопасности (код 84.24); образование высшее (код 85.22); подготовка кадров высшей квалификации (код 85.23); деятельность в области здравоохранения и предоставления социальных услуг (Раздел Q); деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (Раздел R); ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения (код 95).
Согласно вышеназванным указаниям срок представления формы с 15 февраля по 1 апреля.
Административным органом установлено, что основной вид деятельности Общества входит в класс L – Деятельность по операциям с недвижимым имуществом, что подразумевает обязанность предоставлять первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения № 3-информ.
В связи с непредставлением АО «Эстетический культурно-коммерческий комплекс «Подкова» первичных статистических данных по форме федерального статистического наблюдения № 3-информ за 2021 год, 16 мая 2022 года в отношении АО «Эстетический культурно-коммерческий комплекс «Подкова» составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 13.19 КоАП Российской Федерации (л.д. 33-35).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением от 24 мая 2022 года АО «Эстетический культурно-коммерческий комплекс «Подкова» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП Российской Федерации в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (л.д. 39-41).
Не согласившись с названным постановлением, АО «Эстетический культурно-коммерческий комплекс «Подкова» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии со статьей 210 АПК Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4).
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6).
Арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7).
Часть 1 статьи 13.19. КоАП Российской Федерации предусматривает ответственность за непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области предоставления статистической информации.
Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении порядка предоставления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, в том числе непредставление первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, урегулированы Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Закон об официальном статистическом учете).
В силу пункта 7 статьи 2 названного закона, первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения.
Согласно статье 6 Закона об официальном статистическом учете, федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации (часть 2).
Сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, иных данных, передача которых предусмотрена положениями настоящего Федерального закона, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление первичных статистических данных (лица, уполномоченного предоставлять первичные статистические данные от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и иных данных и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки первичных статистических данных (часть 3).
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (часть 4).
Сбор первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения осуществляется путем предоставления этих данных респондентами либо путем опроса респондентов или регистрации соответствующих фактов лицами, привлекаемыми для сбора первичных статистических данных. Способ сбора первичных статистических данных определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (часть 5).
В силу части 1 статьи 8 Закона об официальном статистическом учете, респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Статьей 4 Закона об официальном статистическом учете предусмотрено, что основным принципом официального статистического учета и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее – Положение).
Названное Положение определяет условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета.
В силу пункта 4 Положения первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета в порядке, установленном Министерством экономического развития Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 14 Положения).
Таким образом, предоставление первичных статистических данных с соблюдением установленного порядка является обязанностью респондентов, невыполнение данной обязанности влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, в том числе административную. Как указывало ранее, ответственность за непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных предусмотрена частью 1 статьи 13.19. КоАП Российской Федерации.
Ранее указывалось, что приказом Росстата от 30.07.2021 № 463 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий» утверждены формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению - за 2021 год, в том числе, № 3-информ «Сведения об использовании цифровых технологий и производстве связанных с ними товаров и услуг».
Согласно Указаниям по заполнению формы федерального статистического наблюдения, первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения № 3-информ «Сведения об использовании цифровых технологий и производстве связанных с ними товаров и услуг» предоставляют юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства, основной вид экономической деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОКВЭД2 (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст) относится к следующим группам: сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (Раздел A); добыча полезных ископаемых (Раздел B); обрабатывающие производства (Раздел C); обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (Раздел D); водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (Раздел E); строительство (Раздел F); торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (Раздел G); транспортировка и хранение (Раздел H); деятельность гостиниц и организаций общественного питания (Раздел I); деятельность в области информации и связи (Раздел J); деятельность финансовая и страховая (Раздел K); деятельность по операциям с недвижимым имуществом (Раздел L); деятельность профессиональная, научная и техническая (Раздел M); деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (Раздел N); государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение (Раздел O) (за исключением деятельности по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным (код 84.23.4), деятельности по обеспечению общественного порядка и безопасности (код 84.24); образование высшее (код 85.22); подготовка кадров высшей квалификации (код 85.23); деятельность в области здравоохранения и предоставления социальных услуг (Раздел Q); деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (Раздел R); ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения (код 95).
Из вышеназванных указаний следует, что срок представления формы с 15 февраля по 1 апреля.
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основной вид деятельности АО «Эстетический культурно-коммерческий комплекс «Подкова», ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2)) 68.20.2 Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
По сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, АО «Эстетический культурно-коммерческий комплекс «Подкова» не является субъектом малого и среднего предпринимательства, исключено из реестра 10 июля 2021 года.
Таким образом, с учетом статуса лица и вида осуществляемой деятельности у АО «Эстетический культурно-коммерческий комплекс «Подкова» имелась обязанность по представлению первичных статистических данных по форме № 3-информ.
В рассматриваемом случае оспариваемым постановлением от 24 мая 2022 года (л.д. 39-41) АО «Эстетический культурно-коммерческий комплекс «Подкова» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП Российской Федерации за непредставление первичных статистических данных по форме федерального статистического наблюдения.
В силу статьи 26.1 КоАП Российской Федерации к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Такие обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП Российской Федерации, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации).
АО «Эстетический культурно-коммерческий комплекс «Подкова» в материалы дела представлена информация о том, что первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения № 3 (информ) направлены в Забайкалкрайстат и получены им 13 мая 2022 года. В подтверждение представлены соответствующие отчеты от 13 мая 2022 года (л.д. 87-91).
Забайкалкрайстат указанные сведения подтвердил. При этом, как указал представитель административного органа в судебном заседании, вопрос о том, представлены ли Обществом необходимые сведения после 1 апреля, в момент составления протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела об административном правонарушении, не исследовался. В представленных в суд 12 августа 2022 года пояснениях административный орган указал, что данный вопрос выяснен в ходе подготовки к судебному разбирательству.
Как указывалось ранее, срок представления формы № 3 (информ) установлен с 15 февраля по 1 апреля.
АО «Эстетический культурно-коммерческий комплекс «Подкова» рассматриваемая форма федерального статистического наблюдения представлена 13 мая 2022 года, то есть с нарушением срока, что подтверждается представленными в материалы дела отчетами от 13 мая 2022 года (л.д. 87-91).
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт несвоевременного представления Обществом формы федерального статистического наблюдения, а не факт ее непредставления, как было указано административным органом. При этом как указывалось ранее, объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается как в непредставлении первичных статистических данных в установленном порядке, так и в несвоевременном предоставлении этих данных.
Оценив по правилам статьи 71 АПК Российской Федерации упомянутые выше доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о наличии события вмененного АО «Эстетический культурно-коммерческий комплекс «Подкова» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП Российской Федерации.
Делая вывод о виновности АО «Эстетический культурно-коммерческий комплекс «Подкова» в совершении рассматриваемого административного правонарушения, суд исходит из следующего.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП Российской Федерации формы вины не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП Российской Федерации, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом приведенных требований о необходимости представления первичных статистических данных по форме № 3-информ в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
В силу пункта 4 Положения, субъекты официального статистического учета бесплатно информируют респондентов о проведении в отношении их федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления посредством размещения на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечней респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении.
В судебном заседании подробно исследован вопрос о возможности получения информации о формах статистического наблюдения, обязанность по представлению которых имеется у конкретных лиц.
Таким образом, у Общества имелась возможность для соблюдения установленных требований по представлению формы федерального статистического наблюдения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях АО «Эстетический культурно-коммерческий комплекс «Подкова» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП Российской Федерации.
Каких-либо существенных нарушений порядка привлечения АО «Эстетический культурно-коммерческий комплекс «Подкова» к административной ответственности судом не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 23.53 КоАП Российской Федерации Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий официальный статистический учет и контроль в сфере официального статистического учета, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.19 настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего официальный статистический учет и контроль в сфере официального статистического учета, в субъектах Российской Федерации, их заместители (пункт 2 части 2 статьи 23.53 КоАП Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП Российской Федерации протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В силу части 4 статьи 28.3 КоАП Российской Федерации перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 данной статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Из Перечня должностных лиц Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного Приказом Росстата от 12.04.2016 № 181 следует, что в территориальных органах Федеральной службы государственной статистики протоколы об административных правонарушениях вправе составлять, в том числе, начальник отдела.
В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении 16 мая 2022 года составлен начальником отдела статистики труда, образования, науки и инноваций; постановление о назначении административного наказания в отношении юридического лица от 24 мая 2022 года вынесено заместителем руководителя территориального органа.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель АО «Эстетический культурно-коммерческий комплекс «Подкова» извещен надлежащим образом, уведомления направлены через спецоператора ООО «Компании Тензор» Централизованного единого модуля приема отчетности от специализированных операторов связи, что подтверждается соответствующими отчетами (л.д. 31-32; 37-38).
Довод Общества о том, что уведомления не позволяют определить, кому именно они адресованы, законному представителю юридического лица или должностному лицу, судом не принимается, поскольку данные уведомления направлены с использованием сервиса обмена информацией юридического лица, содержат адрес юридического лица, а не адрес места жительства директора; более того, получив уведомления, генеральный директор имел возможность выяснить необходимую информацию при наличии у него сомнений.
Таким образом, требования статей 25.1, 25.15, 28.2, 28.3 КоАП Российской Федерации административным органом соблюдены в полном объеме.
Протокол об административном правонарушении от 16 мая 2022 года, а также Постановление по делу об административном правонарушении от 24 мая 2022 года соответствуют предъявляемым к ним статьями 28.2., 29.10 КоАП Российской Федерации требованиям.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, на момент рассмотрения административным органом дела не истек.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП Российской Федерации не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП Российской Федерации.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП Российской Федерации конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП Российской Федерации ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2003 года № 116-О и от 29 октября 2020 года № 2393-О, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих обстоятельств, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП Российской Федерации, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 919-О-О).
В настоящем случае, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что совершенное АО «Эстетический культурно-коммерческий комплекс «Подкова» правонарушение возможно признать малозначительным. Как установлено судом, первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения № 3 (информ) направлены в Забайкалкрайстат и получены им 13 мая 2022 года. Исходя из представленных пояснений административного органа, согласно производственному плану Росстат на 2022 год, утвержденному приказом Росстата от 28.10.2021 № 745, срок представления расчетов в Росстат, включая загрузку данных в единое хранилище – 18 мая 2022 года; первичные статистически данные, полученные от АО «Эстетический культурно-коммерческий комплекс «Подкова» 13 мая 2022 года вошли в единый сводный отчет. Таким образом, несвоевременное представление Обществом отчетности искажения сводного отчета и, как следствие, федерального учета не повлекло. В такой ситуации суд делает вывод, что рассматриваемое правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При наличии формального нарушения и отсутствии реального нарушения чьих-либо прав или законных интересов, суд считает, что данное правонарушение не несет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Пренебрежительного отношения Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством, судом не установлено. Напротив, исходя из представленных административным органом сведений, Общество ранее к административной ответственности не привлекалось, что позволяет судить об Обществе как о добросовестном субъекте, исполняющем обязанности по предоставлению статистической информации с соблюдением установленных требований.
В абзаце втором пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП Российской Федерации, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Исходя из изложенного, оспариваемое постановление административного органа о назначении административного наказания в отношении юридического лицаподлежит признанию незаконным и отмене
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501147937, ИНН 7532001537) о назначении административного наказания в отношении юридического лица Акционерного общества«Эстетический культурно-коммерческий комплекс «Подкова» (ОГРН 1067536020419, ИНН 7536068726) от 24 мая 2022 года признать незаконным и отменить полностью.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья А.А. Ульзутуева