НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Забайкальского края от 22.08.2012 № А78-8792/2011

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-8792/2011

27 августа 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2012 года

Решение изготовлено в полном объёме 27 августа 2012 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе:

председательствующего: Литвинцева А.Б.,

судей: Горкина Д.С., Судаковой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галицкой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Хмеляра Степана Григорьевича

к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края,

третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Коммунальщик»,

при участии прокуратуры Забайкальского края,

об оспаривании положений приказа от 03.11.2010 г. № 214 «О внесении изменений в решение Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 09 ноября 2009 года № 282 и от 20 ноября 2009 года № 433»,

при участии:

от заявителя: Хмеляра С.Г.;

от заинтересованного лица:

Пятаковой Ж.А. - представителя по доверенности от 03.11.2011 г.,

Тузова А.В. - представителя по доверенности от 22.08.2012 г.,

Хватовой Е.А. - представителя по доверенности от 22.08.2012 г.;

от третьего лица: Ожеговой О.В. – директора ООО «Коммунальщик»;

от прокуратуры:

старшего прокурора отдела Дьячковой Ж.В. (удостоверение ТО № 098699),

установил:

Хмеляр Степан Григорьевич (далее - гражданин Хмеляр С.Г.) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании недействующим пункта 1.2 приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - Служба) от 03.11.2010 N 214 "О внесении изменений в решения Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 09.11.2009 N 282 и от 20.11.2009 N 433".

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 2 марта 2012 года в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2012 по делу N А78-8792/2011 решение Арбитражного суда Забайкальского края от 2 марта 2012 года по делу N А78-8792/2011 отменено, дело передано на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.

При новом рассмотрении дела гражданин Хмеляр С.Г. уточнил в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) заявленные требования о признании недействующими:

- подпункт 1.1 пункта 1 приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 03.11.2010 г. № 214 «О внесении изменений в решение Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 09 ноября 2009 года № 282 и от 20 ноября 2009 года № 433» в отношении ООО «Коммунальщик»;

- пункт 2.1 раздела II приложения № 1 решения Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 09 ноября 2009 года № 282, изложенной в редакции подпункта 1.2 пункта 1 приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 03.11.2010 г. № 214 «О внесении изменений в решение Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 09 ноября 2009 года № 282 и от 20 ноября 2009 года № 433».

В обоснование заявленных требований гражданин Хмеляр С.Г. ссылается на то, что установленный одноставочный тариф на тепловую энергию в горячей воде для группы потребителей "иные потребители" ООО "Коммунальщик" (в отношении населения) в размере 1278,81 руб./Гкал, является завышенным и экономически необоснованным.

В судебном заседании гражданин Хмеляр С.Г. поддержал уточненные требования в полном объеме.

Представители заинтересованного лица (РСТ Забайкальского края) в судебном заседании в удовлетворении требований заявителя просили отказать, ссылаясь на их необоснованность.

В отзыве на заявленные требования Служба подробно излагает порядок принятия оспариваемых положений нормативного правового акта и указывает на то, что оспариваемые положения приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представитель третьего лица в судебном заседании в удовлетворении требований гражданина Хмеляра С.Г. просила отказать.

В судебном заседании прокурор просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав доводы представителей участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

Как установлено материалами дела, Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края 03 ноября 2010 г. был издан приказ № 214 «О внесении изменений в решения Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 09 ноября 2009 года № 282 и от 20 ноября 2009 года № 433».

Приказ опубликован в газете «Азия-Экспресс» 18 ноября 2010 г. № 83.

Пунктом 1 данного приказа в решение Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 09 ноября 2009 года № 282 «Об утверждении тарифов на тепловую энергию и экспертных заключений по расчету тарифов на жилищно-коммунальные услуги по муниципальному образованию сельское поселение «Жипхегенское» муниципального района «Хилокский район» на 2010 год» («Азия-Экспресс» от 27 ноября 2009 года № 60 (991)) с учетом изменений, внесенных приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 16 апреля 2010 года № 27 «О внесении изменений в решения Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края» («Азия-Экспресс» от 29 апреля 2010 года № 29 (1030)), внесены следующие изменения:

1.1 пункт 1 решения изложить в новой редакции:

«Установить и ввести в действие с 01 января 2010 года тарифов на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде организациям коммунального комплекса муниципального образования сельское поселение «Жипхегенское» муниципального района «Хилокский район», согласно приложению № 1 к данному решению;

1.2 приложение № 1 к решению изложить в новой редакции:

«Приложение № 1

к Решению РСТ Забайкальского края

от 09 ноября 2009 года № 282»

Одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде организациям коммунального комплекса муниципального образования сельское поселение «Жипхегенское» муниципального района «Хилокский район», в том числе:

пункт 1.2 раздела II для ООО «Коммунальщик» - Иные потребители (в том числе население), оплачивающие производство и передачу тепловой энергии, в размере 1278,81 руб./Гкал.

Полагая, что указанные положения приказа противоречат законодательству РФ о государственном регулировании тарифов на тепловую энергию, а также нарушают его права и законные интересы как потребителя, гражданин Хмеляр С.Г. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации:

- заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных интересов или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4);

- каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо (статья 65);

- граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 1 статьи 192);

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (пункты 4 - 6 статьи 194).

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию в оспариваемом периоде осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее – Закон РФ N 41-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют следующие полномочия, в том числе

- устанавливают тарифы на тепловую энергию, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию.

- осуществляют контроль за применением регулируемых ими цен (тарифов) и проводят проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов).

Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 16.02.2010 N 56, Служба наделена полномочиями по установлению тарифов на коммунальные услуги на территории Забайкальского края.

Таким образом, оспариваемые положения приказа приняты уполномоченным органом.

Согласно статье 4 Закона РФ N 41-ФЗ при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться следующие основные принципы, в том числе:

- обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов;

- обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии;

- определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

Согласно пункту 4 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (в редакции проверяемого периода) (далее – Основы ценообразования) установление регулируемых тарифов (цен) осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральными законами "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "Об электроэнергетике" и нормативными правовыми актами, устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.

В соответствии с пунктом 16 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (в редакции проверяемого периода) (далее – Правила) регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней.

К делу об установлении тарифов и (или) их предельных уровней приобщается экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями.

В материалы дела РСТ Забайкальского края представлено заключение по расчету тарифов услуги теплоснабжения, оказываемые ООО «Коммунальщик» муниципального образования сельское поселение «Жипхегенское» муниципального района «Хилокский район».

В силу требований, установленных в пункте 5 Основ ценообразования, регулирование тарифов (цен) основывается на принципе обязательности раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации. При установлении регулируемых тарифов (цен) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

В силу пункта 9 Основ ценообразования, если организация осуществляет кроме регулируемой иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные от этих видов деятельности доходы (убытки) не учитываются при расчете регулируемых тарифов (цен).

Полученные ООО «Коммунальщик» от осуществления услуг по водоснабжению, водоотведению, вывозу твёрдых бытовых отходов, текущему содержанию и ремонту жилого фонда финансовые результаты деятельности не были учтены при расчёте тарифа на услуги теплоснабжения.

При расчёте тарифа на тепловую энергию, отпускаемую котельной ООО «Коммунальщик», согласно заключению РСТ Забайкальского края руководствовалось пунктами 16-31 Основ ценообразования, включив в состав необходимой валовой выручки расходы организации, относимые в соответствии с указанными выше пунктами к экономически обоснованным.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов, а выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом. В отношении ООО «Коммунальщик» при расчёте тарифов на тепловую энергию на 2010 год РСТ Забайкальского края выбран метод экономически обоснованных расходов, поскольку регулирование для данной организации осуществляется впервые.

Пунктом 16 Основ ценообразования установлено, что при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

Расчётный объём производства тепловой энергии произведён в соответствии с Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Заместителем председателя Госстроя России 12.08.03; ТСН 23-331-2002 (далее – Методика).

Согласно данной Методике полезный отпуск тепловой энергии определяется исходя из объемов отапливаемых зданий, взятых по данным технических паспортов БТИ; отопительного периода; поправочного коэффициента, учитывающего отличие расчетной температуры наружного воздуха от Тнв=-30оС; удельной отопительной характеристики здания; расчетной температуры наружного воздуха; среднегодовой температуры наружного воздуха для конкретной местности; температуры воздуха внутри отапливаемых помещений.

Расчёт технико-экономических показателей работы котельной ООО «Коммунальщик» представлен в пункте 2 заключения по расчету тарифов на услуги теплоснабжения, оказываемые ООО «Коммунальщик» муниципального образования сельское поселение «Жипхегенское» муниципального района «Хилокский район» (далее – заключение), представленном в приложении к пояснениям.

В соответствии с пунктом 19 Основ ценообразования при формировании тарифа на тепловую энергию должны быть учтены следующие расходы:

1) на топливо;

2) на покупаемую электрическую и тепловую энергию;

3) на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность;

4) на сырье и материалы;

5) на ремонт основных средств;

6) на оплату труда и отчисления на социальные нужды;

7) на амортизацию основных средств и нематериальных активов;

8) прочие расходы.

В связи с отсутствием фактических расходов на момент проведения экспертизы, все затраты были определены нормативно, в том числе:

1. Топливо на технологические цели

Расчет затрат на топливо произведен исходя из нормативного расхода угля, определенного в соответствии с Методикой, и действующей цены на топливо. При этом в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования стоимость топлива принимается в расчёт на основании договора с поставщиком топлива.

При определении данного вида затрат РСТ Забайкальского края принята стоимость угля в размере 580 руб./т в соответствии с договором с ОАО «Буртуй» от 03 сентября 2010 года.

2. Расходы на покупаемую электрическую энергию

Расчет затрат на электрическую энергию РСТ Забайкальского края произведен исходя из установленного на котельной электрооборудования, его мощности, количества часов работы в сутки и продолжительности отопительного периода, а также тарифа на электроэнергию, установленного уполномоченным органом и действующего на момент регулирования, что соответствует пунктам 22, 36 Основ ценообразования.

В связи с тем, что фактические данные о потреблении электрической энергии котельной за период, предшествующий регулируемому, отсутствовали на момент проведения экспертизы, при определении объема потребления электроэнергии РСТ Забайкальского края применен коэффициент спроса, под которым понимается отношение между максимальной мощностью, потребляемой оборудованием, и их присоединенной мощностью. Коэффициенты спроса в расчет РСТ Забайкальского края приняты в соответствии с Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения МДК 4-052004.

Также необходимо отметить, что расчет потребления электрической энергии произведен исходя из фактически работающего на котельной оборудования. При этом объем потребления электрической энергии оборудованием, находящимся в резерве, РСТ Забайкальского края не учитывался.

Мощность оборудования принята в соответствии с данными, представленными предприятием на момент проведения расчётов РСТ Забайкальского края. Продолжительность отопительного периода принята в расчёт в соответствии с Территориальными строительными нормами Читинской области ТСН 23-331-2002 и составляет для Хилокского района 255 суток.

3. Заработная плата

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2008-2010 годы от 22 июня 2007 года, продленному соглашением от 19 февраля 2010 года до 2014 года (далее – Отраслевое тарифное соглашение) базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда устанавливается в размере не ниже 4 200 руб.

В связи с невозможностью увеличения тарифов на тепловую энергию, а также с целью защиты потребителей (в первую очередь населения) РСТ Забайкальского края в расчет принята ставка рабочего первого разряда в размере 2 264,74 руб., фактически действовавшая на предприятии.

В соответствии с Отраслевым тарифным соглашением расходы, направляемые на оплату труда, рассчитываются исходя из нормативной численности работников, и должны включать в себя:

- тарифную составляющую расходов, направляемых на оплату труда, которая рассчитывается исходя из минимальной месячной тарифной ставки и среднего разряда работ;

- средства, направляемые на премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты в составе средств на оплату труда, которые формируются на договорной основе. Эти средства включают в себя доплаты:

1) за работу в ночное время - в размере 40 % тарифной ставки за каждый час работы;

2) за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

3) за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ (за высокую интенсивность и напряженность труда), исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы - не ниже 20 % тарифной ставки по основной работе;

4) за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу - не менее чем в двойном размере за сверхурочную работу;

5) за руководство бригадой бригадирам из числа рабочих, производителям работ, не освобожденным от основной работы, - в размере не менее 10 % тарифной ставки (или фиксированный размер);

6) персональные надбавки рабочим за профессиональное мастерство и высокие достижения в труде;

7) персональные надбавки руководителям, специалистам и служащим (техническим исполнителям) за высокий уровень квалификации;

8) премии за основные результаты производственно-хозяйственной (финансово-хозяйственной) деятельности - в размере не менее 50 % тарифной составляющей расходов (средств);

9) вознаграждения по итогам работы за год - в размере не менее 33 % тарифной составляющей расходов;

10) ежемесячные вознаграждения за выслугу лет (за стаж работы) - в размере не менее 15 % тарифной составляющей расходов;

11) выплаты, связанные с предоставлением гарантий и компенсаций работникам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

12) прочие выплаты.

Расчет численности работников котельной ООО «Коммунальщик» РСТ Забайкальского края произведен нормативно в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденными приказом Госстроя России от 22 марта 1999 года № 65. Расчет представлен в приложениях № 1.1 – 1.4 к заключению.

При определении фонда оплаты труда работников участка теплоснабжения применялись следующие выплаты компенсационного и стимулирующего характера, принятые в соответствии с действующим законодательством:

- премия – 30 %,

- надбавка за вредные условия труда – 12 %;

- доплата за работу в ночное время – 40 % в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;

- районный коэффициент – 40 %;

- процентная надбавка к заработной плате, предусмотренная Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» – 30 %.

В связи с тем, что предприятием на момент регулирования тарифов на тепловую энергию коллективный договор не представлен, РСТ Забайкальского края в расчет приняты выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, учтенные при формировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые ООО «Коммунальщик», на 2010 год. Также необходимо отметить, что в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением размер премии за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности должен составлять не менее 50 %, однако фактически на предприятии процент премирования составляет 30 %. В связи с ограниченностью роста тарифов РСТ Забайкальского края процент премирования учтен в размере процента, фактически действующего на предприятии.

При определении объема выработки тепловой энергии продолжительность отопительного периода, принимаемая в расчет, составила 255 суток, то есть восемь месяцев. В связи с тем, что машинисты-кочегары котельной включены в штат работников предприятия и с ними заключены трудовые договоры, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации являются бессрочными, расчет фонда оплаты труда указанных работников произведен на 12 месяцев. Определение фонда оплаты труда таким образом позволяет учесть и оплату ежегодных отпусков работников, а также оплату труда кочегаров за летний период времени при подготовке котельной к отопительному периоду.

Таким образом, фонд оплаты труда работников ООО «Коммунальщик», занятых обслуживанием котельной, сформирован в полном соответствии с действующим законодательством.

4. Расходы на сырьё и материалы

К данной группе расходов отнесены затраты предприятия на воду, необходимую для обеспечения технологического процесса теплоснабжения. Данные расходы определены РСТ Забайкальского края исходя из нормативного количества воды, опредёлённого в соответствии с Методикой, и себестоимости поднимаемой и реализуемой потребителям воды.

5. Расходы на ремонт основных средств

Согласно пункту 26 Основ ценообразования при определении расходов на проведение ремонтных работ учитываются:

1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств;

2) официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования;

3) программы проведения ремонтных работ, обеспечивающих надежное и безопасное функционирование производственно-технических объектов и предотвращение аварийных ситуаций, утвержденные в установленном порядке.

В связи с тем, что предприятием на момент регулирования тарифов ремонтные программы не представлены, РСТ Забайкальского края учтены только расходы на ремонт основных средств. При этом произведен нормативный расчет материалов, необходимых для своевременного ремонта котельной и оборудования, а также для поддержания данного оборудования в рабочем состоянии. Нормативная потребность материалов для ремонта котельной и тепловых сетей определена в соответствии с Рекомендациями по нормированию материальных ресурсов на техническое обслуживание и ремонт теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей (далее – Рекомендации).

6. Общехозяйственные расходы

При определении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые ООО «Коммунальщик», на 2010 год РСТ Забайкальского края учтена нормативная численность административно-управленческого персонала исходя из объемов выполняемых работ и количества рабочих предприятия.

Учитывая то, что с сентября 2010 года предприятию на обслуживание передана котельная и, следовательно, увеличились общая численность работников предприятия, а также объем оказываемых услуг, возросла и нагрузка на специалистов управления. В связи с появлением нового вида услуги возникла необходимость заключения договоров с потребителями, начисления платы гражданам и организациям за оказанные услуги теплоснабжения, начисления фонда заработной платы вновь принятым работникам участка теплоснабжения.

Таким образом, при определении тарифов на тепловую энергию РСТ Забайкальского края были учтены расходы на содержание административно-управленческого персонала в части увеличившегося объема выполняемых работ. Расчет произведен исходя из процента распределения общей суммы общехозяйственных расходов к фонду оплаты труда основного производственного персонала, рассчитанного при формировании тарифов на 2010 год, и оплаты труда работников котельной.

Кроме того, при формировании тарифов на 2011 год распределение общехозяйственных расходов РСТ Забайкальского края произведено исходя из фонда оплаты труда работников всего предприятия, в том числе и работников котельной.

7. Прочие расходы

В состав прочих расходов, которые учитываются в необходимой валовой выручке согласно пункту 29 Основ ценообразования, включаются и расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам с организациями на проведение регламентных работ, стоимость которых определяется в соответствии с действующими договорами.

При определении расходов на доставку угля от угольного разреза до котельной РСТ Забайкальского края исходило из нормативного расхода топлива и стоимости услуг по доставке угля, принятой в размере 398 руб./т в соответствии с дополнением к договору поставки угля от 03 сентября 2010 года.

При определении расходов на вывоз шлака РСТ Забайкальского края учтена стоимость вывоза 1 т. шлака в соответствии с договором на выполнение работ, заключенным с Ожеговым А.Е.

Кроме того, в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования, в состав прочих расходов, относимых на себестоимость услуги, включается плата за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, которая РСТ Забайкальского края рассчитана нормативно (расчёт в приложении № 7 к заключению).

При формировании тарифов на коммунальные услуги кроме затрат на производство и реализацию услуг необходимо учитывать объем данных услуг.

Полезный отпуск тепловой энергии котельной ООО «Коммунальщик», принятый в расчет РСТ Забайкальского края, составил 5 359 Гкал с учетом того, что основной потребитель тепловой энергии – Жипхегенский щебеночный завод – к данной котельной не переключился. Таким образом, полезный отпуск тепловой энергии снизился на 51 % от объема, учтенного при формировании тарифов на тепловую энергию для ОАО «Российские железные дороги» - в лице Дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» (далее - Дирекция по тепловодоснабжению). При этом сумма основных условно-постоянных расходов, принятых в расчет экономически обоснованного тарифа и не зависящих от количества отпускаемой тепловой энергии, практически не изменилась.

Кроме того, ООО «Коммунальщик» применяет упрощенную систему налогообложения, поэтому по статьям затрат при формировании тарифа на тепловую энергию учтен налог на добавленную стоимость.

Учитывая вышеизложенное, себестоимость производства тепловой энергии ООО «Коммунальщик» составила 1 210,25 руб./Гкал, что на 14,82 % выше себестоимости, утвержденной для Дирекции по тепловодоснабжению.

Тариф для населения на 2010 год установлен на уровне экономически обоснованного в размере 1 278,81 руб./Гкал.

Таким образом, РСТ Забайкальского края расчёт тарифа произведён с соблюдением положений, предусмотренных пунктами 4-38 Основ ценообразования, пунктов 22-25 Методических рекомендаций, с учётом конкретных норм действующего законодательства в отношении отдельных групп расходов, приведённых в пояснениях выше.

Следовательно, принятое РСТ Забайкальского края решение об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Коммунальщик», соответствует статьям 2,4 Закона № 41-ФЗ, поскольку расчёт был произведён на основе принципов, изложенных в статье 4 (обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии; определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, информации о рассмотрении и об утверждении тарифов в соответствии со стандартами раскрытия информации, установленными Правительством Российской Федерации и предусматривающими обязательность опубликования раскрываемой информации в официальных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии), посредством установления экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию.

Расчёт тарифа на услуги теплоснабжения, оказываемые ООО «Коммунальщик», произведён РСТ Забайкальского края, в том числе в соответствии с пунктом 10 Правил, поскольку за основу расчётов приняты материалы, представленные ООО «Коммунальщик», а именно: документы, необходимые для расчёта полезного отпуска тепловой энергии (технические паспорта отапливаемых объектов, схема тепловых сетей, список установленного оборудования), данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учётом перевозки (договор на покупку угля и оказание услуг по его доставке), иные материалы, необходимые для расчёта расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности.

Принятый РСТ Забайкальского края приказ, устанавливающий тарифы на услуги теплоснабжения, оказываемые ООО «Коммунальщик», не противоречит абзацам 3 и 4 статьи 2 Закона № 41-ФЗ, пункту 59 Основ ценообразования, поскольку содержит в себе дифференциацию тарифов по группам потребителей и по особенностям технологического процесса получения тепловой энергии (горячая вода, отборный пар под давлением, острый редуцированный пар), в том числе устанавливает тариф для населения. Форма приказа РСТ Забайкальского края, действовавшая на момент утверждения тарифов на тепловую энергию для ООО «Коммунальщик» в соответствии с приложением № 1 к Регламенту рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утверждённому приказом Федеральной службы по тарифам от 8 апреля 2005 года № 130-э, предусматривала наличие двух групп потребителей: бюджетных и иных. При этом в состав бюджетных потребителей включены прочие потребители, а к иным потребителям относится население, о чем даны соответствующие ссылки в приказе РСТ Забайкальского края от 03 ноября 2010 года № 214.

Относительно соответствия принятого РСТ Забайкальского края приказа, которым утверждаются тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Коммунальщик, приказу Федеральной службы по тарифам от 29 сентября 2009 года № 228-э/3 «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациям в среднем по субъектам Российской Федерации на 2010 год» необходимо отметить следующее.

В соответствии с пунктом 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.

Действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации, на решения об установлении цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности, на решения регулирующих органов об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, а также на решения регулирующих органов об установлении размера платы за технологическое присоединение.

Материалами дела установлено, что котельная была передана ООО «Коммунальщик» в пользование и эксплуатацию на основании договора с 01 сентября 2010 года.

Таким образом, на момент установления тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Коммунальщик», для данного предприятия государственное регулирование тарифов не осуществлялось, следовательно, положения приказа Федеральной службы по тарифам от 29 сентября 2009 года № 228-э/3 «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациям в среднем по субъектам Российской Федерации на 2010 год», к данным отношениям не применимы.

Аналогичное положение содержится и в пункте53 главы IX Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520.

Внесенные приказом РСТ Забайкальского края от 03.11.2010 г. № 214 изменения в решение РСТ Забайкальского края от 20 ноября 2009 года № 433 не являются предметом спора по данному делу. Следовательно, данное решение не имеет правового значения по данному делу.

На основании вышеизложенного арбитражный суд приходит к выводу, что пункт 2.1 раздела II приложения № 1 решения Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 09 ноября 2009 года № 282, изложенной в редакции подпункта 1.2 пункта 1 приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 03.11.2010 г. № 214 «О внесении изменений в решение Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 09 ноября 2009 года № 282 и от 20 ноября 2009 года № 433» об установлении ООО «Коммунальщик» одноставочного тарифа на тепловую энергию для населения в размере 1278,81 руб./Гкал, принят в соответствии с действующим законодательством в области государственного регулирования тарифов.

Вместе с тем, введение в действие приказом РСТ Забайкальского края от 03.11.2010 г. № 214 тарифов на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде организациям коммунального комплекса муниципального образования сельское поселение «Жипхегенское» муниципального района «Хилокский район», установленных для ООО «Коммунальщик», в 01 января 2010 года, противоречит требованиям законодательства в сфере государственного регулирования тарифов.

Пунктом 25 Правил установлено, что решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.

Согласно статье 25 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 N 321-ЗЗК "О нормативных правовых актах Забайкальского края" законы края и иные нормативные правовые акты вступают в силу на следующий день после дня их официального опубликования, если более поздний срок вступления их в силу не определен самим нормативным правовым актом.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 26 данного Закона края официальным опубликованием иного нормативного правового акта считается его первая публикация в печатном издании - газете "Забайкальский рабочий", газете "Азия-Экспресс" или в электронном издании "Эталонный банк правовой информации "Законодательство России", размещенном в сети "Интернет" на официальном портале Забайкальского края http://www.е-zab.ru.

Материалами дела установлено, что приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 03.11.2010 г. № 214 «О внесении изменений в решение Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 09 ноября 2009 года № 282 и от 20 ноября 2009 года № 433» опубликован в газете "Азия-Экспресс" от 18 ноября 2010 года № 83.

Следовательно, тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде организациям коммунального комплекса муниципального образования сельское поселение «Жипхегенское» муниципального района «Хилокский район», установленные для ООО «Коммунальщик» приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 03.11.2010 г. № 214 «О внесении изменений в решение Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 09 ноября 2009 года № 282 и от 20 ноября 2009 года № 433», подлежат применению не ранее 03 ноября 2010 года.

При таких обстоятельствах требование гражданина Хмеляр С.Г. в части признания недействующим подпункта 1.1 пункта 1 приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 03.11.2010 г. № 214 «О внесении изменений в решение Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 09 ноября 2009 года № 282 и от 20 ноября 2009 года № 433» в отношении ООО «Коммунальщик» подлежит удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины на основании статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 N 7959/08 по делу N А46-6118/2007, подлежат отнесению на заинтересованное лицо, то есть на Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.102, 110, 167-170, 176, 195 АПК РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

Требования Хмеляра Степана Григорьевича удовлетворить частично.

Признать подпункт 1.1 пункта 1 приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 03.11.2010 г. № 214 «О внесении изменений в решение Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 09 ноября 2009 года № 282 и от 20 ноября 2009 года № 433» в отношении ООО «Коммунальщик» в части введения в действие с 01 января 2010 года тарифов на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде организациям коммунального комплекса муниципального образования сельское поселение «Жипхегенское» муниципального района «Хилокский район», согласно приложению № 1 к Решению РСТ Забайкальского края от 09 ноября 2009 года № 282, недействующим, как несоответствующий Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109.

В остальной части требований отказать.

Признать пункт 2.1 раздела II приложения № 1 решения Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 09 ноября 2009 года № 282, изложенной в редакции подпункта 1.2 пункта 1 приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 03.11.2010 г. № 214 «О внесении изменений в решение Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 09 ноября 2009 года № 282 и от 20 ноября 2009 года № 433» об установлении ООО «Коммунальщик» одноставочного тарифа на тепловую энергию для населения в размере 1278,81 руб./Гкал, соответствующим Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2.

Взыскать с Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, расположенной по адресу: г. Чита, ул. Ленина, 108, зарегистрированной 01.10.2008 г. (ОГРН 1087536008790, ИНН 7536095977) в пользу Хмеляра Степана Григорьевича (место жительства: Забайкальский край, Хилокский район, с. Жипхеген, ул. Таежная, д.12, кв.3) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Возвратить из федерального бюджета Хмеляру Степану Григорьевичу (место жительства: Забайкальский край, Хилокский район, с. Жипхеген, ул. Таежная, д.12, кв.3) излишне уплаченную государственную пошлину в размере 100 руб.

На решение может быть подана кассационная жалоба в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца.

Председательствующий: А.Б. Литвинцев.

Судьи: Д.С. Горкин.

Ю.В. Судакова.