НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Забайкальского края от 22.06.2010 № А78-3831/10

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-3831/2010

29 июня 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2010 года

Решение изготовлено в полном объёме 29 июня 2010 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Сидоренко В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дуденко А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) к Забайкальскому краевому отделению общероссийской общественной организации “Всероссийское добровольное пожарное общество” о взыскании 102 237 рублей 89 копеек, из которых 92 177 рублей 00 копеек – страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии и 4 766 рублей 00 копеек – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии за 3 квартал 2009 года и 5 256 рублей 66 копеек – пени за неуплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии и 38 рублей 23 копейки – пени за неуплату страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии за 9 месяцев 2009 года,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Баклановой Е.С. – представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) по доверенности от 13.05.2010 № 71 – специалиста юридического отдела;

от ответчика: Ходакова А.А. – представителя Забайкальского краевого отделения общероссийской общественной организации “Всероссийское добровольное пожарное общество” по доверенности от 11.01.2010.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (далее – учреждение или Пенсионный фонд) обратилось в суд к Забайкальскому краевому отделению общероссийской общественной организации “Всероссийское добровольное пожарное общество” (далее – отделение) с требованием о взыскании 102 237 рублей 89 копеек, из которых 92 177 рублей 00 копеек – страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии и 4 766 рублей 00 копеек – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии за 3 квартал 2009 года и 5 256 рублей 66 копеек – пени за неуплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии и 38 рублей 23 копейки – пени за неуплату страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии за 9 месяцев 2009 года.

Кроме того, Пенсионным фондом дополнительно заявлено требование к обществу о взыскании судебных издержек в размере 24 рублей 15 копеек.

Определением суда от 21.05.2010 были определены дата и время судебного заседания. Сторонам было предложено высказать свои возражения относительно возможности перехода к рассмотрению дела по существу в судебном заседании в указанное время. Определение суда сторонами было получено.

Учитывая согласие представителей заявителя и отделения переход в судебное заседание, суд в соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ и пунктом 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 № 65 завершил предварительное судебное заседание и перешёл к рассмотрению дела по существу в судебном заседании.

Определение суда о месте и времени судебного заседания, направлялось заявителю и ответчику. В деле имеются доказательства надлежащего извещения сторон о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123 АПК РФ.

Представитель заявителя требования в заседании поддержала в полном объёме.

Представитель ответчика требования заявителя признал в полном объёме.

Дело рассматривается по правилам статьи 215 АПК РФ.

Суд, изучив материалы дела, дополнительно представленные документы, выслушав доводы представителя заявителя,

У С Т А Н О В И Л:

Забайкальское краевое отделение общероссийской общественной организации “Всероссийское добровольное пожарное общество” в качестве юридического лица, зарегистрировано в едином государственном реестре и состоит на учете в органе Пенсионного фонда в качестве плательщика страховых взносов.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” № 167-ФЗ от 15.12.2001 (далее – Закон 167-ФЗ) общество являлось страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начисление и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

В соответствии со статьей 23 вышеназванного Закона под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Согласно статье 24 Закона 167-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 Закона 167-ФЗ. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчётный (расчётный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчётом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчётный (расчётный) период, либо зачёту в счёт предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

По окончании расчётного периода страхователь представляет страховщику расчёт с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчёта в налоговый орган.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления её на счёт соответствующего органа Пенсионного фонда РФ.

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 4 статьи 125 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Заявитель обязан представить размер и расчёт суммы, подлежащего взысканию платежа (часть 1 статьи 214 АПК РФ).

Как установлено судом и подтверждено материалам дела, в том числе расчетом авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2009 года, задолженность отделения по уплате страховых взносов за 3 квартал 2009 года на финансирование страховой части трудовой пенсии составляет 92 177 рублей 00 копеек, а на финансирование накопительной части трудовой пенсии составляет – 4 766 рублей 00 копеек.

Пенсионным фондом в адрес общества было направлено требование № 5610 об уплате недоимки по страховым взносам и пеней за 9 месяцев 2009 года, в том числе:

- страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии – 92 177 рублей 00 копеек;

- пени за неуплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии – 5 256 рублей 66 копеек;

- страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии – 4 766 рублей 00 копеек;

- пени за неуплату страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии – 38 рублей 23 копейки.

Срок уплаты определён до 31.12.2009.

Как установлено в судебном заседании, указанная сумма задолженности обществом уплачена частично.

Неисполнение требования обществом явилось основанием для обращения учреждения в суд с заявлением о взыскании недоимки и пеней в принудительном порядке.

C 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ
 “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования” (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ), согласно частям 1 и 2 статьи 60 которого недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 года включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона.

Согласно положениям частей 1 – 5 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.

До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

Форма решения о взыскании утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

При таких обстоятельствах требование Пенсионного фонда о взыскании с отделения задолженности по страховым взносам за 3 квартал 2009 года подлежит удовлетворению.

Как уже указывалось выше, в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона № 167-ФЗ уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчёте, представляемом в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчётный (расчётный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчётом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчёта (декларации) за отчётный (расчётный) период, либо зачёту в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Согласно пункту 6 статьи 24 Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 страхователю представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Под расчётным периодом понимается календарный год. Расчётный период состоит из отчётных периодов. Отчётными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (статья 23 Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001).

Таким образом, каждый последующий отчетный период включает в себя страховые взносы нарастающим итогом предыдущий отчетный период, что соответствует части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании со страхователя задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование как по окончании отчетных, так и по окончании расчетного периода в зависимости от времени выставления соответствующего требования об уплате недоимки.

В пункте 3 Постановления № 47 от 26.07.2007 “О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование” Пленным Высшего Арбитражного суда Российской Федерации указал, что в отличие от регулирования, установленного НК РФ, Закон № 167-ФЗ от 15.12.2001 не предусматривает нормы, распространяющей на ежемесячные авансовые платежи порядок начисления пеней, установленный для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Пункт 1 статьи 26 Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 определяет, что пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате страховых взносов. В силу статьи 24 Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это суммы, подлежащие уплате за отчетный (расчетный) период на основе расчета (декларации).

Сроки, с которых начинают начисляться пени за неуплату авансовых платежей по страховым взносам, должны определяться с учётом приведённых норм.

В силу статьи 2 Закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом. Закон № 167-ФЗ не регулирует порядок взыскания недоимки и пеней, за исключением указания на судебный порядок, следовательно, подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 26 Закона № 167-ФЗ, исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.

Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Поэтому НК РФ строго регламентирует порядок и сроки направления требования не только об уплате налога, но и пеней.

Пунктом 4 статьи 69 Кодекса установлено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В требовании об уплате пеней налоговый орган обязан указать размер недоимки, на которую начисляются пени, дату с которой они начисляются, ставку пеней, то есть сведения, позволяющие налогоплательщику убедиться в обоснованности их начисления.

Таким образом, для подтверждения законности включения в требование об уплате налога суммы пеней пенсионный фонд обязан документально подтвердить факт возникновения обязанности по уплате взносов и несвоевременность ее исполнения налогоплательщиком, а также обосновать расчет пени в исчисленной сумме.

Кроме того, исходя из содержания пункта 3 статьи 46 НК РФ, Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в статье 70 Кодекса. Данное положение применяется также при взыскании пеней (пункт 9 статьи 46 НК РФ). Пропуск налоговым органом указанного срока не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

Таким образом, НК РФ регламентирует порядок и сроки направления требования не только об уплате налога, но и пеней, и с направлением требования связывает применение порядка принудительного взыскания налога и пеней в установленные сроки.

На сумму задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2009 года, числящуюся за обществом по состоянию на 07.12.2009 года, Пенсионным фондом начислены пени на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 5 256 рублей 66 копеек, на финансирование накопительной части трудовой пенсии – в размере 38 рублей 23 копеек. Пени начислены за период с 19.08.2009 по 07.12.2009.

Учитывая изложенное, а также форму требования, установленную Приказом ФНС РФ от 01.12.2006 № САЭ-3-19/825@, суд приходит к выводу, что требования пенсионного фонда в части взыскания с пеней за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат удовлетворению.

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии со статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе, расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Таким образом, при разрешении вопроса о распределении судебных расходов арбитражный суд обязан установить обоснованность несения лицом, участвующим в деле, судебных расходов и их фактический размер.

Согласно статье 65 АПК РФ доказательства, подтверждающие факт несения судебных расходов, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов.

Материалами дела подтверждено, что Пенсионным фондом затрачено на оплату заказного письма с копией заявления в адрес общества 24 рубля 15 копеек, что подтверждено платежным документом.

Учитывая, что отделением не предоставлено доказательств подтверждающих необоснованность расходов на оплату почтовой корреспонденции, суд полагает возможным и необходимым взыскать судебные издержки в полном объеме.

В соответствии со статьями 102 и 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с отделения в доход федерального бюджета.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.

Государственная пошлина подлежит взысканию с отделения пропорционально сумме 102 237 рублей 89 копеек – удовлетворённых требований.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 и 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Забайкальского краевого отделения общероссийской общественной организации “Всероссийское добровольное пожарное общество”, находящегося по адресу: 672005, Забайкальский край, г. Чита, ул. Рахова, д. 178, основной государственный регистрационный номер 1027500001297, в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) 102 237 рублей 89 копеек, из которых 92 177 рублей 00 копеек – страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии и 4 766 рублей 00 копеек – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии за 3 квартал 2009 года и 5 256 рублей 66 копеек – пени за неуплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии и 38 рублей 23 копейки – пени за неуплату страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии за 9 месяцев 2009 года, с зачислением указанных сумм в соответствующие бюджеты.

Взыскать с Забайкальского краевого отделения общероссийской общественной организации “Всероссийское добровольное пожарное общество”, находящегося по адресу: 672005, Забайкальский край, г. Чита, ул. Рахова, д. 178, основной государственный регистрационный номер 1027500001297, в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) судебные издержки в размере 24 рублей 15 копеек.

Взыскать с Забайкальского краевого отделения общероссийской общественной организации “Всероссийское добровольное пожарное общество”, находящегося по адресу: 672005, Забайкальский край, г. Чита, ул. Рахова, д. 178, основной государственный регистрационный номер 1027500001297, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 067 рублей 13 копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья В.А. Сидоренко