АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-16775/2015
18 февраля 2016 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Е.А. Переваловой,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1078080002978, ИНН 8001014850)
к муниципальному казенному учреждению районному комитету по образованию и делам молодежи администрации муниципального района "Оловянинский район" (ОГРН 1027500681592, ИНН 7515001671) о взыскании 16 274 рублей 82 копеек, из них за полугодие 2015 года:
1. на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации:
- 12 675 рублей 23 копеек – пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии,
2. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
- 3 599 рублей 59 копеек – пени, начисленные на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,
без вызова лиц, участвующих в деле.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) (далее - Управление Пенсионного фонда в Агинском Бурятском округе) обратилось в суд с заявлением к муниципальному казенному учреждению районному комитету по образованию и делам молодежи администрации муниципального района "Оловянинский район" (далее – бюджетное учреждение) о взыскании 16 274 рублей 82 копеек, из них за полугодие 2015 года:
1. на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации:
- 12 675 рублей 23 копеек – пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии,
2. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
- 3 599 рублей 59 копеек – пени, начисленные на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Определение суда о принятии заявления к производству и назначении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, направлялось заявителю, ответчику. В деле имеются доказательства надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства (почтовые уведомления №№ 20996, 20997).
Дело рассматривается в порядке статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Рассмотрев материалы дела, дополнительно представленные документы, суд установил следующие обстоятельства.
Как установлено материалами дела, согласно расчетам по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам 1 квартал и полугодие 2015 года Управлением Пенсионного фонда в Агинском Бурятском округе выявлена несвоевременная уплата страховых взносов бюджетным учреждением.
За несвоевременную уплату страховых взносов Управлением Пенсионного фонда в Агинском Бурятском округе бюджетному учреждению начислены пени на задолженность 1 квартала 2015 года и полугодие 2015 года:
1. на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации:
- 12 675 рублей 23 копеек – пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии,
2. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
- 3 599 рублей 59 копеек – пени, начисленные на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Управлением Пенсионного фонда в Агинском Бурятском округе бюджетному учреждению было выставлено требование № 207S01150018948 от 15.10.2015 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до 02.11.2015.
Поскольку указанные в требовании суммы пени бюджетным учреждением не были уплачены в добровольном порядке, Управление Пенсионного фонда в Агинском Бурятском округе обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.
Статьей 2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено, что организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Таким образом, бюджетное учреждение является плательщиком страховых взносов.
Частью 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме учреждений. Из чего следует, что заинтересованное лицо является плательщиком страховых взносов. При этом, как следует из материалов дела, учреждению открыт лицевой счет в территориальном органе казначейства.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
На основании пункта 1 части 4 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно статье 10 Федерального закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с частями 3, 4, 5, 8 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
Как следует из материалов дела, бюджетное учреждение уплату страховых взносов за 1 квартал и полугодие 2015 года производило несвоевременно, что повлекло начисление ему пени.
Частью 3 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, начисляются пени.
В силу части 1 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Согласно частям 5, 6 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ пеня определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, пеня является мерой компенсационного характера, применяемой государством за возникшую недоимку. Данный вывод подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой уплата пени восстанавливает потери государственной казны в случае задержки уплаты налога, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года № 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции".
При проверке обоснованности начисления пени на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 12 675 рублей 23 копеек и пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 3 599 рублей 59 копеек судом установлено, что размер платежей и порядок их зачисления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не нарушает прав плательщика страховых взносов за конкретный спорный период.
Согласно материалам дела до настоящего времени пени, начисленные на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, в размере 12 675 рублей 23 копеек, пени, начисленные на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 3 599 рублей 59 копеек бюджетным учреждением не уплачены.
Согласно части 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и другими федеральными законами или возложенные на них арбитражным судом в соответствии с настоящим Кодексом.
Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом последствия.
Определением суда от 24.12.2015 заинтересованному лицу предлагалось представить письменный отзыв на заявление с указанием возражений по каждому доводу заявителя со ссылкой на нормы права, документы в обоснование своих доводов. Таких документов учреждением в дело не представлено.
В силу части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
На основании изложенного, суд, проверив основания для взыскания пени, считает, что требования Управления Пенсионного фонда в Агинском Бурятском округе подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с заинтересованного лица в доход федерального бюджета.
Учитывая, что плательщик страховых взносов осуществляет деятельность органов местного самоуправления, в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» от 11.07.2014 № 46 он освобожден от уплаты государственной пошлины.
Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что по правилам части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 167-170, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с муниципального казенного учреждения районного комитета по образованию и делам молодежи администрации муниципального района "Оловянинский район" (ОГРН 1027500681592, ИНН 7515001671, юридический адрес: 674500, Забайкальский край, пгт. Оловянная, улица Лазо, 17, дата государственной регистрации 07.12.1999) в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1078080002978, ИНН 8001014850) задолженность в сумме 16 274 рублей 82 копеек, из них за полугодие 2015 года:
1. на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации:
- 12 675 рублей 23 копеек – пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии,
2. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
- 3 599 рублей 59 копеек – пени, начисленные на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, с зачислением указанных сумм в соответствующие бюджеты.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Е.А. Перевалова