НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Забайкальского края от 16.08.2022 № А78-6912/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело № А78-6912/2022

22 августа 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2022 года

Решение изготовлено в полном объёме 22 августа 2022 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи М.И. Обуховой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мишиной К.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Заместителя прокурора Забайкальского края в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>) к

ответчику 1 – Министерству природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>),

ответчику 2 – индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительными пунктов 3.4, 4.27 договора аренды лесного участка от 05.02.2010 №08-10, заключенного Государственной лесной службой Забайкальского края и индивидуальным предпринимателем ФИО1,

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО2, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Забайкальского края, служебное удостоверение ТО №265544 от 10.04.2019;

от ответчика 1 – ФИО3, представителя по доверенности от 12.05.2020 №50;

от ответчика 2 – представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Заместитель прокурора Забайкальского края (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными пунктов 3.4, 4.27 договора аренды лесного участка от 05.02.2010 №08-10, заключенного Государственной лесной службой Забайкальского края и индивидуальным предпринимателем ФИО1.

Определением от 01.07.2022 иск принят к производству, назначена дата предварительного судебного заседания на 16.08.2022 с возможностью перехода в судебное заседание на 10 часов 10 минут 16.08.2022.

Сторонам было предложено высказать свои возражения относительно возможности перехода к рассмотрению дела по существу в судебном заседании в указанное время.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, против перехода к рассмотрению дела по существу не возражала.

Представитель ответчика 1 пояснил, что спорные пункты договора сторонами не используются, возражений относительно перехода в судебное заседание для рассмотрения спора по существу не высказал, разрешение дела по существу оставил на усмотрение суда.

Ответчик 2, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в суд не обеспечил, требования истца признал, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Учитывая отсутствие возражений со стороны лиц, участвующих в деле, суд, признав дело подготовленным, завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу в судебном заседании по правилам статьи 137 АПК РФ и в соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 №65 «О подготовке дела к судебному разбирательству».

Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика 2, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

05.02.2010 между Государственной лесной службой Забайкальского края и индивидуальным предпринимателем ФИО1 подписан договор аренды лесного участка №08-10.

Предметом договора аренды является право пользования ответчиком лесным участком площадью 9751 га, расположенного по адресу: Забайкальский край, муниципальный район «Хилокский район», Хилокское лесничество, Энгорокское участковое лесничество, кварталы № 108-112, 127-133, номер государственного учета в лесном реестре 119-2009-11.

В Забайкальском крае на основании Постановления Правительства Забайкальского края №395 от 06.10.2016 уполномоченным органом в области лесных отношений являлась Государственная лесная служба Забайкальского края, полномочия которой переданы Министерству природных ресурсов Забайкальского края.

Государственная лесная служба Забайкальского края согласно постановлению Губернатора Забайкальского края № 136 от 27.06.2008 была образована в форме слияния Управления лесами в Читинской области и Департамента лесного хозяйства Агинского Бурятского автономного округа.

31.10.2018 в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении Гослесслужбы края внесена запись о ликвидации.

Уполномоченным органом в области лесных отношений является Министерство природных ресурсов Забайкальского края.

23.12.2021 Министерством природных ресурсов Забайкальского края и индивидуальным предпринимателем ФИО1 подписано соглашение №1 о внесении изменений в договор №08-10 аренды лесного участка от 05.02.2010.

В соответствии с пунктом 1.4 договора лесной участок предоставлен арендатору в целях заготовки древесины в объемах согласно приложению №2.

Согласно пункту 3.4 договора арендодатель имеет право привлекать арендатора для работ по тушению лесных пожаров за пределами арендуемого лесного участка на общих основаниях с последующим возмещением ему затрат.

На основании пункта 4.27 договора в случае возникновения лесного пожара на лесном участке и на расстоянии одного квартала по периметру арендуемого лесного участка, арендатор обязан обеспечивать его ликвидацию своими силами (на территории арендуемого участка за свой счет, за пределами согласно пункту 3.4 договора).

Полагая, что пункты 3.4, 4.27 договора не соответствуют действующему законодательству, прокурор обратился в арбитражный суд с иском о признании соответствующих пунктов недействительными.

Оценив доводы истца и представленные в дело доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса российской федерации (далее – АПК РФ) и статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Обращение Заместителя прокурора Забайкальского края в арбитражный суд с иском о признании недействительным пунктов 3.4 и 4.27 договора аренды соответствует пункту 3 статьи 35 указанного Закона, статье 52 АПК РФ.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 №15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» прокурор указал, что заявленное требование подано в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства.

Заявления о вступлении в дело в качестве истца в суд от Федерального агентства лесного хозяйства не поступило, поэтому иск прокурора подлежит рассмотрению по существу.

Статьей 8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, в том числе из договоров и иных сделок.

Статья 9 ГК РФ устанавливает принцип осуществления гражданами и юридическими лицами принадлежащих им гражданских прав по своему усмотрению.

Статья 153 ГК РФ признает сделками действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Таким образом, сделки представляют собой действия, соответствующие требованиям законодательства, и направленные на достижение определенного правового результата.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

По правилам статьи 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, также стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).

Статьей 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом, и иным правовым актам, действующим в момент его заключения.

Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛС РФ) леса подлежат охране от пожаров.

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Частью 1 статьи 52 ЛК РФ предусмотрено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Согласно части 2 статьи 53.4 ЛК РФ лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.

В силу части 1 статьи 53.4 ЛК РФ тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.

Пунктом 7 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, установлено, что привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и планами тушения лесных пожаров, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке. Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны, в частности, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организация тушения пожаров - совокупность оперативно-технических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первых мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

Кроме того, названной статьей определено понятие пожарной охраны как совокупности созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

В соответствии с частью 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату заключения договора), привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В силу статьи 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечения охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 данной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 838.

Таким образом, из системного и буквального содержания указанных норм права следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета.

Законодательство, действующее на период заключения договора, и законодательство, действующее в настоящее время, не предусматривают передачу обязанности по тушению лесных пожаров арендаторам лесных участков, при этом тушение лесных пожаров является обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе, и на переданных в аренду лесных участках.

Правовая позиция о недопустимости возложения на арендатора обязанности по тушению пожара подтверждается сложившейся судебной практикой: определение Верховного Суда РФ от 13.04.2015 № 307-ЭС15-2222 по делу № А44-2664/2014, определение Верховного Суда РФ от 13.08.2014 № 303-ЭС14-238 по делу А73-9595/2013, определение ВАС РФ от 23.04.2014 № ВАС-4946/14 по делу № А73-9597/2013, постановление ФАС Уральского округа от 16.12.2013 № Ф09-11785/13 по делу № А60-17025/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.01.2015 № Ф04-13482/2014 по делу № А45-7736/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2016 по делу №А78-12666/2015.

На лиц, использующих леса на основании договора аренды и праве постоянного бессрочного пользования возложена обязанность осуществления меры пожарной безопасности, предусмотренной подпунктом «а» пункта 3 Правил №417 – предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), и только в границах используемых лесных участков (пункт 5 правил №417).

В соответствии с частью 3 статьи 53.8 ЛК РФ для участия в выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах органы государственной власти вправе привлекать добровольных пожарных. Порядок привлечения добровольных пожарных определен статьей 22 Федерального закона от 06.05.2011 №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» и Положением о пожарно-спасательных гарнизонах, утвержденным Приказом МЧС России от 25.10.2017 №467.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 не относится ни к числу специализированных противопожарных или лесопожарных организаций, ни к добровольным пожарным дружинам.

Привлечение индивидуального предпринимателя ФИО1 к тушению пожаров (пункт 3.4 договора), так же как и возложение на предпринимателя обязанности по тушению лесных пожаров на территории арендованного лесного участка и за его пределами на расстоянии одного квартала по периметру арендуемого лесного участка (пункт 4.27 договора) является незаконным.

На основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно разъяснениям в пунктах 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.

Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (статья 180 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, исковые требования обоснованы, подтверждаются материалами дела и подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом суд полагает необходимым отметить, что признание оспариваемых пунктов договора недействительными не освобождает арендатора от возложенной на него обязанности по принятию мер по охране лесов от пожаров.

Расходы на уплату государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на сторону, не в пользу которой принят судебный акт.

Истец от уплаты государственной пошлины освобожден на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ответчик 2 не относятся к числу лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины, перечень которых установлен в статье 333.37 Налогового кодекса РФ.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными составляет 6 000 рублей.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска возврату истцу подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины в порядке статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом пропорционального распределения судебных расходов, признания исковых требований с ответчика 2 подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в сумме 900 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительными пункты 3.4, 4.27 договора аренды лесного участка от 05.02.2010 №08-10, заключенного между Государственной лесной службой Забайкальского края и индивидуальным предпринимателем ФИО1.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 900 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья М.И. Обухова