НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Забайкальского края от 15.11.2010 № А78-6434/10

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-6434/2010

15 ноября 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 ноября 2010 года

Решение изготовлено в полном объёме 15 ноября 2010 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сверкуновой Т.В.,

рассмотрел в судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Силикатный завод»

к Государственной лесной службе Забайкальского края

о признании незаконным включения в лесопарковую зону 54 квартала Читинского лесничества, находящегося на территории горного отвода, выделенного открытому акционерному обществу «Силикатный завод» для добычи полезных ископаемых,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора:

1) Правительство Забайкальского края,

2) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае,

при участии в заседании:

от заявителя: Нехорошева В.В., представителя по доверенности от 25.03.2009,

от заинтересованного лица: Клиентовой М.Г., представителя по доверенности от 19.04.2010; Мариконь И.К., представителя по доверенности от 15.11.2010,

от третьих лиц:

1) не было,

2) Епифанцевой С.Ю., представителя по доверенности от 09.08.2010,

Открытое акционерное общество «Силикатный завод» (далее ОАО «Силикатный завод», Общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным включения в лесопарковую зону 54 квартал Читинского лесничества, находящегося на территории горного отвода, выделенного открытому акционерному обществу «Силикатный завод» для добычи полезных ископаемых.

В судебном заседании, начатом 11.11.2010, объявлялся перерыв до 15-30 15.11.2010. Присутствовавший в судебном заседании до объявления перерыва представитель Правительства Забайкальского края Кузьмичев В.А. (доверенность от 08.10.2010) после перерыва в судебное заседание не явился, в силу ч.5 ст.163 АПК РФ судебное заседание проводится в его отсутствие.

В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал.

Представители Гослесслужбы требование не признали, пояснив, что включение 54 квартала Читинского лесничества в лесопарковую зону законно и обоснованно.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае поддержала позицию Гослесслужбы.

Суд, изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, установил.

Согласно лицензии ЧИТ № 01293 ТЭ от 06.07.2001 ОАО «Силикатный завод» был предоставлен горный отвод с указанием адреса: в 6 км юго-восточнее г.Читы, в Ингодинском административном округе г.Читы, площадью 147,6 га, для отработки открытым способом Читинского месторождения песка. Планом участка лесного фонда испрашиваемого для разработки карьера по добыче песка установлено, что 6 выдел в 54 квартале входит в состав горного отвода.

ОАО «Силикатный завод» обратилось в Гослесслужбу 28.06.2010 письмом № 218 о предоставлении в аренду участка лесного фонда, находящегося на территории Читинского лесничества квартал 54, выдел 6, для добычи песка открытым способом.

Гослесслужба письмом от 30.06.2010 № 1-02-09/2187 сообщила Обществу, что испрашиваемый участок по целевому назначению относится к защитным лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов (лесопарковые зоны). В силу п.3 ст.105 Лесного кодекса РФ (далее ЛК РФ) разработка месторождений полезных ископаемых в лесопарковых зонах запрещена.

Земельный участок лесного фонда общей площадью 159878 га (земли Читинского лесхоза) на основании свидетельства о государственной регистрации от 05.12.2008 75 АБ 301927 является собственностью Российской Федерации. В состав данного земельного участка включен также и 54 квартал.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что Распоряжением Совета Министров СССР от 02.03.1955 № 1451-р к лесам первой группы отнесены леса Читинского городского лесничества, в которое входил и вышеуказанный 54 квартал. К лесам первой группы были отнесены леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий (ст.14 Основ лесного законодательства РСФСР).

В момент принятия указанного распоряжения действовал Лесной Кодекс РСФСР от 1924 года. На основании Лесного Кодекса РСФСР от 1924 года, все леса Российской республики составляют единый государственный лесной фона.

Ст. 2 Лесного Кодекса РСФСР от 1924 года гласила, что из состава государственной лесного фонда могут быть исключаемы для передачи в земельный фонд следующие площади, не имеющие защитного характера:

а) лесные участки, приобретенные крестьянскими обществами и товариществами в
 дореволюционное время, в целях расширения землепользования или предоставленные им в законном порядке для той же цели до издания Земельного Кодекса;

б) незначительные лесные площади, вклинивающиеся в земли трудового
 землепользования и создающие неудобства для ведения сельского хозяйства.
 Примечание. Исключение площадей из государственного лесного фонда производится
 соответствующим Народным Комиссариатом Земледелия.

Постановлением Совета Народных комиссаров СССР от 23.04.1943 № 430 «Опорядке отвода лесосек в лесах государственного фонда Союза ССР и о лесосечном фонде на 1943 год» весь государственный лесной фонд Союза ССР разделен на три группы. К первой группе отнесены леса госзаповедников, почвозащитные, лесозащитные и курортные, леса зеленых зон вокруг промышленных предприятий и городов, а также ленточные боры в Западной Сибири и степные «колки».

Постановлением Совета Министров СССР от 29.09.1967 №892 было установлено, что отнесение лесов к соответствующим группам и перевод их из одной группы в другую производятся Советами Министров союзных республик по согласованию с Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству.

В соответствии со ст.4 Лесного кодекса РСФСР 1979 года, Основами лесного законодательства СССР все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоит из:

1) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников;

2) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

Согласно ст.16 Основ лесного законодательства Союза СССР и союзных республик от 1977 года перевод лесных площадей в нелесные площади для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, производится в нелесные в лесах первой группы - в исключительных случаях по постановлению Совета Министров союзной республики.

Таким образом, на момент регистрации права собственности РФ на земельный участок лесного фонда перевода в другие земли других категорий в установленном порядке произведен не был.

По статье 102 Лесного кодекса РФ от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ (ред. от 22.07.2008) зеленые зоны, лесопарки отнесены к защитным лесам. В лесах зеленых зон запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. В соответствии с пунктом 3 ст. 105 ЛК РФ в зеленых зонах, лесопарках запрещаются:

1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;

2) ведение охотничьего хозяйства;

3) ведение сельского хозяйства;

4) разработка месторождений полезных ископаемых;

5) размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений.

В проекте организации и развития лесного хозяйства Читинского лесхоза на 1994-2003 годы, разработанного Читинской государственной лесоустроительной экспедицией, указано, что к лесам первой группы, отнесены лесопарковые части зеленых зон (л.д.65). Выделены были лесопарковые леса из лесов первой группы на основании Решения Читинского ОИК от 22.04.1965 (л.д.65), данное Решение по требованию суда (определение от 19.10.2010) Гослесслужбой не представлено, представитель Гослесслужбы пояснил, что представление данного документа невозможно по причине его несохранения.

Также Гослесслужбой представлено таксационное описание Читинского лесхоза, выполненное при разработке вышеуказанного проекта 1994 года, из которого усматривается, что 54 квартал отнесен к категории лесов – лесопарковая часть.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 25.12.2008 № 152, опубликованном в газете «Азия-Экспресс» (№67 от 29.12.2008), был утвержден лесохозяйственный регламент Читинского лесничества (далее Регламент).

В п.1.1.5 Регламента указано, что леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подраспределяются на защитные, эксплуатационные и резервные, согласно ст.10 Лесного кодекса РФ (ЛК РФ).

Исходя из таблицы 4 Регламента 54 квартал входит в состав зеленых зон защитных лесов. Согласно данных таблицы 6 Регламента разработка месторождений полезных ископаемых в 54 квартале не разрешена.

В соответствии со ст.87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются в том числе, виды разрешенного использования лесов, ограничение использования лесов. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.

В соответствии с подпунктом 1.1 статьи 82 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений отнесены полномочия по определению функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон.

На основании пп.6 ст.24 Закона Забайкальского края от 16 октября 2008 года № 46-ЗЗК «Об установлении отдельных полномочий Высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края» к полномочиям Правительства Забайкальского края в сфере лесных отношений относится определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон.

В силу ст.43 закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 125-ЗЗК «Устав Забайкальского края» Правительство Забайкальского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти края.

Ст.8.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесопарковые части и лесохозяйственные части зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат преобразованию соответственно в лесопарковые зоны и зеленые зоны, предусмотренные статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации.

П.5 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 1007 установлено, что границы лесопарковых частей и лесохозяйственных частей зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса РФ, являются соответственно границами лесопарковых зон и зеленых зон.

Анализируя вышеприведенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Кроме того, заявление подано в суд Обществом 03.09.2010, тогда как об отнесении 54 квартала лесопарковой зоне стало известно, по крайней мере, не позднее 29.12.2008, то есть с момента публикации в газете «Азия-Экспресс» Постановления Правительства Забайкальского края от 25.12.2008 № 152 об утверждении лесохозяйственного регламента Читинского лесничества. Таким образом, срок для обжалования, установленный ст.198 АПК РФ, пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в заявленном требовании.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В заявленном открытым акционерным обществом «Силикатный завод» требовании о признании незаконным включения в лесопарковую зону 54 квартала Читинского лесничества, как несоответствующего Лесному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1007 «Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон»,отказать.

Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Судья Горкин Д.С.