НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Забайкальского края от 14.12.2020 № А78-7460/20


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                        Дело № А78-7460/2020

14 декабря 2020 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Переваловой ЕА.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой Л.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Гепард» (ОГРН 1147536008685, ИНН 7536148259)

к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН 1087536008790, ИНН 7536095977) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 81-Н-А/П-20 от 30 июля 2020 года,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель не явился, уведомлен;

от заинтересованного лица – представитель не явился, уведомлен.

Общество с ограниченной ответственностью «Гепард» (далее – ООО «Гепард», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – Служба, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 81-Н-А/П-20 от 30 июля 2020 года.

           Определением от 31.08.2020 заявление было принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

           В связи с необходимостью участия в судебном заседании представителей сторон для дачи пояснений, суд определением от 13.10.2020 перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.

Лица, участвующие в деле в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили.

О месте и времени рассмотрения дела стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается возвращенными уведомлениями,  почтовыми конвертами с отметкой «Истек срок хранения» с определением суда с кодом доступа к судебным актам на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru/), отчетом об отслеживании отправления с сайта Почты России, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края в сети «Интернет» (www.chita.arbitr.ru) определений о принятии заявления к производству и об отложении судебного разбирательства, однако явку в судебное заседание не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Дело рассматривается по статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Заявитель в заявлении заявленные требования поддержал со ссылкой на отсутствие вины общества во вмененном правонарушении и как следствие недоказанность состава правонарушения в действиях ООО «Гепард».

Представитель административного органа, присутствовавший в судебном заседании 24.11.2020г., заявленные требования оспорил, указывает на доказанность материалами дела состава вмененного обществу правонарушения и его вины.

Исследовав материалы дела, дополнительно представленные документы, арбитражный суд приходит к следующему.

ООО «Гепард» зарегистрировано в качестве юридического лица 8 декабря 2014 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1147536008685 (выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 24.08.2020).

20 августа 2020 года Обществом переоформлена лицензия № 75РПА0002044 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, сроком действия – до 2 апреля 2021 года, по месту нахождения обособленных подразделений, в том числе по адресу: Забайкальский край,  г.Чита, Геофизический микрорайон, 15 помещение 1 (т.1, л.д.58-61).

На основании приказа руководителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 25 декабря 2019 года № 66/д «О проведении мероприятий по анализу состояния исполнения обязательных требований по розничной продаже алкогольной продукции, установленных федеральным и региональным законодательством, организациями на территории Забайкальского края», специалистами РСТ Забайкальского края проводились мероприятия по анализу данных сформированных в Единой государственной автоматизированной системе (далее ЕГАИС), в ходе которых в действиях ООО   «Гепард»   обнаружены   признаки   состава   административного   правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Согласно данным сформированным в системе ЕГАИС «Отчет по реализации продукции ниже минимальной цены за период с 01 февраля 2020 по 29 февраля 2020» (т.1, л.д.110) установлено, что 7 февраля  2020 года в 11:31 местного времени в магазине, расположенном по адресу: Забайкальский край, г.Чита, мкр. Геофизический, д.15 пом.1, в котором деятельность по розничной продаже алкогольной продукции осуществляет ООО «Гепард» (лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции № 75РПА0002044) осуществлена продажа алкогольной продукции:

Фактический адрес точки розничной торговли

Дата розничной продажи (чека)

Время розничной продажи (чека)

Номер чека

Наименование продукции

Емкость (л)

Крепость (%)

Цена руб.

Забайкальский край, г.Чита, мкр.Геофизический д.15 пом.1

07.02.2020

11:31

4006

Российский коньяк

Пятилетний «Пять звездочек»    

0,5

40

388

Общее количество продаж алкогольной продукции согласно «Отчета по реализации продукции ниже минимальной цены»  за февраль 2020 года составляет 1 бутылка.

Таким образом, в действиях ООО «Гепард» установлен факт оборота алкогольной продукции с нарушением требований приказа Минфина России от 11 декабря 2019 года № 225н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продаж алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов», согласно данному приказу цена, ниже которой не осуществляется розничная продажа коньяка установлена в размере 433 рублей за 0,5 литра, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ - нарушение порядка ценообразования.

5 июня 2020 главным специалистом надзора за соблюдением обязательных требований оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции РСТ  Забайкальского края по данному факту составлен протокол №81-Н-АП-20 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ (т.1, л.д.103-105).

Протокол составлен в отсутствие законного представителя ООО «Гепард», при его надлежащем уведомление (уведомление о составлении протокола направлено в адрес организации и получено 15.05.2020 (т.1, л.д.106-108).

30 июля 2020 исполняющим обязанности руководителя РСТ Забайкальского края вынесено постановление о привлечении ООО «Гепард» к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ (т.1 л.д.42-47,  97-99).

Постановление вынесено в отсутствие законного представителей ООО «Гепард». Уведомление о рассмотрение материалов административного производства получено обществом 26.06.2020 (т.1, л.д.100-102).

Ссылаясь на незаконность указанного постановления и нарушение прав и законных интересов заявителя данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оспариваемое постановление получено заявителем 18 августа 2020, что подтверждается Отчетом об отслеживании почтового отправления 80080551157190, обратилось в суд с настоящим заявлением 26 августа 2020 в установленном законом срок.

  Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

  Частью 6 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" в случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

На основании пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, от 23 мая 2013 года N 11-П, от 30 марта 2016 года N 9-П и от 18 февраля 2019 года N 11-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).

Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов, за несоблюдение которых организации (их должностные лица) и индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к ответственности, в том числе административной и уголовной (пункт 3 статьи 26 Закона N 171-ФЗ).

Одной из форм правового регулирования оборота алкогольной продукции является государственное регулирование цен на алкогольную продукцию.

На основании статьи 5 Закона N 171-ФЗ регулирование цен на алкогольную продукцию относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" в целях дальнейшего углубления экономических реформ, повышения эффективности рыночной экономики и упорядочения государственного регулирования цен (тарифов) Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции, а также вино и игристое вино (шампанское), произведенные на территории Российской Федерации или ввезенные на территорию Российской Федерации, включены в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти.

В свою очередь, пунктом 5 статьи 11 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются по ценам не ниже цен, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Таким образом, оборот алкогольной продукции подлежит специальному государственному регулированию, в частности, государством устанавливаются минимальные цены при реализации такой продукции, при этом реализация алкогольной продукции по цене ниже установленной уполномоченным органом минимальной цены запрещена (пункт 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ).

За нарушение данного запрета действующим законодательством предусмотрены различные меры государственного принуждения.

В частности, согласно подпункту 2) пункта 3.2 статьи 20 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, является основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по решению Росалкогольрегулирования (то есть во внесудебном порядке).

Кроме того, частью 2 статьи 14.6 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует, в том числе, занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного).

В настоящем случае, как следует из оспариваемого постановления Службы №81-Н-А/П-20 от 30 июля 2020, правонарушение, вмененное Обществу, выразилось в обороте алкогольной продукции с нарушением требований приказа Минфина России от 11.12.2019  225н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов".

         Согласно Приказа Минфина России от 11.12.2019 N 225н, из подпункта "е" пункта 1 названного приказа Минфина России следует, что цена, не ниже которой осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, на коньяк - 433 рубля за 0,5 литра готовой продукции.

Однако в нарушение приведенных норм федерального законодательства ООО "Гепард" допустило розничную продажу алкогольной продукции 1 бутылки коньяка по цене ниже установленной минимальной цены ((388 руб. вместо 433 руб.).

Данное обстоятельство достоверно подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 5 июня 2020 года №81-Н-А/П-20 (т. 1, л.д. 103-104), Отчетом по реализации продукции ниже минимальной цены  (т.1, л.д.110).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 Правил ЕГАИС ведение ЕГАИС осуществляется в электронном виде с использованием программных средств этой единой информационной системы и включает в себя внесение информации, указанной в пункте 6 настоящих Правил, в единую информационную систему и ее обработку.

Согласно подпункту 23 пункта 6 названных Правил ЕГАИС содержит, в том числе, сведения о продаже каждой единицы алкогольной продукции (дата и время продажи, номер контрольно-кассовой машины, номер смены, номер кассового чека).

По существу представителем общества не оспаривается, что продавец осуществила реализацию алкогольной продукции (коньяка) по цене ниже цен, установленных приказом №225н.

Противоправные действия Общества, выразившиеся в розничной продаже алкогольной продукции (коньяка) по цене, ниже установленной минимальной цены, правильно квалифицированы административным органом по части 2 статьи 14.6 КоАП Российской Федерации.

Существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.

Как следует из содержания заявления об оспаривании постановления административного органа, заявитель ссылается на ошибочные действия заведующей отделом магазина. При получении от покупателя денежных средств при реализации коньяка, ошибочно был выбит чек №4006 на сумму 388 рублей. По мнению заявителя, фактически продажу по ценам ниже установленных  обществом не осуществлялось, что подтверждается пояснительной запиской заведующей отделом, приказом о проведении внезапной ревизии кассы, актом о проверке наличных денежных средств кассы, бухгалтерской справкой, чеком коррекции.

Оценивая заявленные доводы, суд указывает следующее,

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ оборудование для учета объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС).

Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 (далее - Правила ЕГАИС).

В соответствии с пунктом 3 Правил ЕГАИС, единая информационная система является федеральной государственной информационной системой. Оператором единой государственной автоматизированной информационной системой является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.

Организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, являются одними из участников ЕГАИС (пункт 4 Правил ЕГАИС).

В силу подпункта 23 пункта 6 Правил ЕГАИС единая информационная система содержит следующую информацию: сведения о продаже каждой единицы алкогольной продукции (дата и время продажи, номер контрольно-кассовой машины, номер смены, номер кассового чека).

При этом согласно пункту 2.1 Приказа Минфина России от 15.06.2016 N 84 н "Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе", установлено, что заявка о фиксации в ЕГАИС информации о розничной продаже маркированной алкогольной продукции, представляемая организациями с каждого фактического места осуществления деятельности (торговой точки), направляется в момент оформления кассового чека, содержащего в качестве товара маркированную алкогольную продукцию.

Указанные сведения поступают в систему ЕГАИС автоматически, не могут быть изменены юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Согласно положениям Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" организация или индивидуальный предприниматель, применяющие контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов, являются пользователями, которые самостоятельно приобретают контрольно-кассовую технику, принимают меры по ее регистрации и функционированию.

Согласно письму Росалкогольрегулирования от 01.07.2019 N 10238/02-02 форма заявки о фиксации в ЕГАИС информации о розничной продаже (возврате) маркированной алкогольной продукции, утвержденная приказом Минфина России от 15.06.2016 N 84н, содержит в своем составе реквизит "Дата и время чека", а также ИНН, КПП и адрес места продажи. Заявка предоставляется организациями с каждого фактического места осуществления деятельности (торговой точки) и направляется в момент оформления кассового чека, содержащего в качестве товара маркированную алкогольную продукцию. Указанный реквизит заполняется организацией самостоятельно, его достоверность подтверждается квалифицированной электронной подписью.

Как следует из материалов дела, отчет по реализации продукции ниже минимальной цены, сформирован в автоматизированной системе ЕГАИС. Доказательств того, что в ЕГАИС по кассовым чекам внесены изменения суду не представлено.

Кроме того, как подтверждается данными, полученными из УФНС по Забайкальскому краю (т.1, л.д.130), в обособленном подразделении общество осуществляет продажу алкогольной   продукции с помощью кассового аппарата «Вики Принт 57ф», который не предусматривает необходимость каждый раз вручную вбивать цену при продаже товара, то есть цена уже ранее установлена в товароучетной системе. Указанный аппарат работает в режиме фискального регистратора при продаже алкогольной продукции совместно с компьютером и установленной в нем товароучетной системой (продавцом считывается линейный штрих-код с помощью 2D-сканера, кассовая программа определяет, что это за алкоголь и просит отсканировать с бутылки следующий штрих-код – PDF-417, кассир сканирует и если алкоголь легальном обороте,  система позволяет добавить позицию в чек).

На основании приведенного механизма функционирования кассового аппарата «Вики Принт 57ф», довод заявителя об ошибочном вводе продавцом суммы продажи на данном кассовом аппарате, вызывает сомнения.

Кроме того, из статьи 402 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что виновные действия работников организации рассматриваются как действия организации.

В силу пункта 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

         Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем.

         Вина юридического лица определяется через вину его работника. Действия работника трактуются как действия работодателя, если не доказано то обстоятельство, что работник совершил деяние, выходящее за рамки его полномочий.

Пунктом 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.12.2000 N 244-О, вина проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от имени юридического лица и допустивших правонарушение.

Судом установлено, что обязанность соблюдения требований Федерального закона N 171-ФЗ возлагается на лицо, осуществляющее реализацию алкогольной продукции, в данном случае ООО «Гепард».

Выступающее в статусе работодателя и нанимателя юридическое лицо несет ответственность за действия (бездействие) всех своих работников и должностных лиц, при исполнении ими своих обязанностей.

Вина юридического лица как субъекта экономической деятельности определяется как собственной виной, так и виной его конкретных сотрудников и должностных лиц, в связи с чем, несоблюдение ими действующих норм и правил влечет ответственность юридического лица, от имени которого осуществляется соответствующая деятельность.

        Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является формальным, и правонарушение является оконченным в момент реализации соответствующей продукции по заниженной цене, факт продажи обществом алкогольной продукции по заниженной цене свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны этого административного правонарушения.

        Корректировка счета, при наличии материалов свидетельствующих о реализации алкогольной продукции  по цене ниже установленной, не имеет правового значения для квалификации действий общества по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно п.2 ст.1 Федерального закона № 171-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции. То есть его действие распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот алкогольной продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы).

В п.16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих соблюдению действующего законодательства при осуществлении деятельности по  обороту  алкогольной продукции, судом не установлено.

Годичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, не пропущен.

Административное наказание Обществу назначено в виде штрафа в минимальном размере санкции части 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации (100 000 рублей).

Оснований для назначения административного наказания ниже низшего предела (части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации) суд не находит.

В частности, согласно части 1 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации, по общему правилу, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, определенных законом, устанавливающим ответственность за данное административное правонарушение.

Однако в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации).

   Из изложенного следует, что административный штраф может быть уменьшен только в случае, если минимальный размер штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 рублей, при этом, для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ недостаточно установить, что санкция нормы статьи Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает минимальный размер штрафа 100 000 рублей и более, органом, рассматривающим дело об административном правонарушении, или судом также должны быть выявлены обстоятельства, которые, по мнению такого органа или суда, являются исключительными и свидетельствуют о возможности индивидуализации наказания путем его смягчения до размера ниже низшего предела, предусмотренного санкцией.

При рассмотрении административного дела Службой не установлено исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, такие доказательства Обществом представлены не были, в связи с чем административный орган не нашел оснований для снижения суммы штрафа менее минимального размера.

В ходе рассмотрения настоящего дела ООО «Гепард» в материалы дела также не представлены документы, свидетельствующие о невозможности уплаты штрафа в установленном размере.

   Суд приходит к выводу, что избранная административным органом мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения, отвечает разумности и справедливости и обусловлена достижением целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Обстоятельств для признания допущенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного в соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации арбитражным судом не установлено.

В частности, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» также указано, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

В пункте 4.2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года № 1-П указано, что в системе действующего правового регулирования освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не может использоваться для целей учета имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Кроме того, освобождение от административной ответственности путем признания правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности наказания характеру административного правонарушения, противоречило бы вытекающему из принципа справедливости принципу неотвратимости ответственности, а также целям административного наказания и не обеспечивало бы решение конституционно значимых задач законодательства об административных правонарушения.

Суд, исходя из своих дискреционных полномочий и с учетом характера деликта (как отмечалось выше – продажа алкогольной продукции по цене ниже установленной), считает невозможным в данном конкретном случае признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным.

Кроме того, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в отсутствии контроля со стороны юридического лица за своим работником.

Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации суд не находит.

Так, частью 1 статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП Российской Федерации предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Вместе с тем, помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП Российской Федерации для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП Российской Федерации является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 Кодекса, является исключительной.

При рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.

При этом условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего правонарушения, статьи 3.4 и 4.1.1 КоАП Российской Федерации не предусматривают.

Аналогичная правовая позиция отражена в пункте 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2018 года.

Судом установлено, что наличие предшествующего правонарушения в настоящем деле доказывается постановлением Службы №349-Н-А/П-19 от 27.06.2019, вступило в законную силу 31.08.2019; №416-Н-А/П-19 от 01.08.2019, оплачено 17.10.2019; №502-Н-А/П-19 от 10.10.2019, штраф оплачен 11.02.2020; №529-Н-А/П-19 от 10.10.2019, штраф оплачен 25.11.2019; №735-Н-А/П-19 от 26.12.2019, вступило в законную силу 10.06.2020, которыми общество уже было привлечено к административной ответственности части 2 статьи 14.6 КоАП Российской Федерации за осуществление розничной продажи алкогольной продукции по ценам ниже установленных, по части 3 статьи 14.6 КоАП Российской Федерации.

Следовательно, административное правонарушение, совершенное Обществом, не является впервые совершенным правонарушением, что исключает замену наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных Обществом требований следует отказать.

            Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

 В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Гепард» (ОГРН 1147536008685, ИНН 7536148259) о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 30.07.2020 № 81-Н-А/П-20, отказать.

           На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                                               Е.А. Перевалова