АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-7150/2018
17 августа 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 августа 2018 года
Решение изготовлено в полном объёме 17 августа 2018 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи О.В. Новиченко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Н. Самедовой, рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: г. Чита, ул. Выставочная, 6 дело по заявлению индивидуального предпринимателя Логиновой Татьяны Юрьевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по городу Чите о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите, выразившихся в выдаче справки № 402116 о состоянии расчетов по налогам, пени, штрафам, содержащей сведения о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013 в сумме 13811,30 руб., пени по страховым вносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013 в сумме 6004,40 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 в сумме 3277,67 руб., пени по страховым взносам в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 в сумме 2276,91 руб., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013 в сумме 5078,67 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013 в сумме 1802,88 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в сумме 3624,03 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии в сумме 14363,09 руб., налогу на добавленную стоимость по остальным товарам, производимым в РФ (Н/А) в сумме 10488,09 руб., пени по налогу на добавленную стоимость по остальным товарам, производимым в РФ (Н/А) в сумме 14284,24 руб., единому налогу на вмененный доход за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2011 в сумме 23895,41 руб., пени по единому налогу на вмененный доход за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2011 в сумме 27686,60 руб., штрафу по единому налогу на вмененный доход за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2011 в сумме 433,10 руб., страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2010 в сумме 6526 руб., пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2010 в сумме 2548,75 руб., страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2010 в сумме 3247 руб., пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2010 в сумме 1272,68 руб.,
о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013 в сумме 13811,30 руб., пени по страховым вносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013 в сумме 6004,40 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 в сумме 3277,67 руб., пени по страховым взносам в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 в сумме 2276,91 руб., страховым взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013 в сумме 5078,67 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013 в сумме 1802,88 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в сумме 3624,03 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии в сумме 14363,09 руб., налогу на добавленную стоимость по остальным товарам, производимым в РФ (Н/А) в сумме 10488,09 руб., пени по налогу на добавленную стоимость по остальным товарам, производимым в РФ (Н/А) в сумме 14284,24 руб., единому налогу на вмененный доход за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2011 в сумме 23895,41 руб., пени по единому налогу на вмененный доход за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2011 в сумме 27686,60 руб., штрафу по единому налогу на вмененный доход за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2011 в сумме 433,10 руб., страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2010 в сумме 6526 руб., пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2010 в сумме 2548,75 руб., страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2010 в сумме 3247 руб., пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2010 в сумме 1272,68 руб.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Мирьян В.В., представителя по доверенности от 23.04.2018;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по городу Чите – Намсараева Б.Б., представителя по доверенности №6-25/ от 09.01.2018;
от Государственного учреждения – Забайкальского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – нет явки;
от Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) – Карнауховой Е.С., представителя по доверенности №17 от 11.04.2018.
Индивидуальный предприниматель Логинова Татьяна Юрьевна обратилась в суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Забайкальского края о признании незаконным решения по жалобе от 27.12.2017 № 2.14-09/20647, о признании безнадежными к взысканию сумм задолженности, отраженных в справке № 402116 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, а именно: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013 в сумме 13811,30 руб., пени по страховым вносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013 в сумме 6004,40 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 в сумме 3277,67 руб., пени по страховым взносам в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 в сумме 2276,91 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013 в сумме 5078,67 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013 в сумме 1802,88 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в сумме 3624,03 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии в сумме 14363,09 руб., налога на добавленную стоимость по остальным товарам, производимым в РФ (Н/А) в сумме 10488,09 руб., пени по налогу на добавленную стоимость по остальным товарам, производимым в РФ (Н/А) в сумме 14284,24 руб., единого налога на вмененный доход за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2011 в сумме 23895,41 руб., пени по единому налогу на вмененный доход за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2011 в сумме 27686,60 руб., штрафа по единому налогу на вмененный доход за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2011 в сумме 433,10 руб., страховых взносов в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2010 в сумме 6526 руб., пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2010 в сумме 2548,75 руб., страховых взносов в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2010 в сумме 3247 руб., пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2010 в сумме 1272,68 руб., об устранении допущенных нарушений путем внесения в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам информации об отсутствии задолженности, о зачете просроченных к взысканию денежных средств в уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по решения о взыскании № 214644 от 27.11.2017, № 215070 от 30.11.2017, с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное), Государственное учреждение – Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Определением суда от 04.05.2018 заявление индивидуального предпринимателя было оставлено без движения как не соответствующее требованиям статей 125, 126 АПК РФ. С целью выяснения существа заявленного требования заявителю также было предложено уточнить заявление с приведением его содержания в соответствие требованиям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
14.05.2018 представлено заявление к Управлению Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю, согласно которому заявитель просит признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите, выразившиеся в выдаче справки № 402116 о состоянии расчетов по налогам, пени, штрафам, содержащей сведения о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013 в сумме 13811,30 руб., пени по страховым вносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013 в сумме 6004,40 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 в сумме 3277,67 руб., пени по страховым взносам в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 в сумме 2276,91 руб., страховым взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013 в сумме 5078,67 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013 в сумме 1802,88 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в сумме 3624,03 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии в сумме 14363,09 руб., налогу на добавленную стоимость по остальным товарам, производимым в РФ (Н/А) в сумме 10488,09 руб., пени по налогу на добавленную стоимость по остальным товарам, производимым в РФ (Н/А) в сумме 14284,24 руб., единому налогу на вмененный доход за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2011 в сумме 23895,41 руб., пени по единому налогу на вмененный доход за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2011 в сумме 27686,60 руб., штрафу по единому налогу на вмененный доход за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2011 в сумме 433,10 руб., страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2010 в сумме 6526 руб., пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2010 в сумме 2548,75 руб., страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2010 в сумме 3247 руб., пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2010 в сумме 1272,68 руб.;
признать суммы, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013 в сумме 13811,30 руб., пени по страховым вносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013 в сумме 6004,40 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 в сумме 3277,67 руб., пени по страховым взносам в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 в сумме 2276,91 руб., страховым взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013 в сумме 5078,67 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013 в сумме 1802,88 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в сумме 3624,03 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии в сумме 14363,09 руб., налогу на добавленную стоимость по остальным товарам, производимым в РФ (Н/А) в сумме 10488,09 руб., пени по налогу на добавленную стоимость по остальным товарам, производимым в РФ (Н/А) в сумме 14284,24 руб., единому налогу на вмененный доход за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2011 в сумме 23895,41 руб., пени по единому налогу на вмененный доход за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2011 в сумме 27686,60 руб., штрафу по единому налогу на вмененный доход за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2011 в сумме 433,10 руб., страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2010 в сумме 6526 руб., пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2010 в сумме 2548,75 руб., страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2010 в сумме 3247 руб., пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2010 в сумме 1272,68 руб.
Определением суда от 15.05.2018 приняты к рассмотрению требования в указанной редакции.
Определением суда от 24.07.2018 произведена замена ненадлежащего заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по городу Чите.
Заявителем в порядке статьи 49 АПК РФ уточнены требования, согласно которым он просит признать задолженность: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013 в сумме 2620,48 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 в сумме 1610,76 руб.; по пени по страховым взносам в фиксированном размере в Фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 в сумме 803,02 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013 в сумме 3117,60 руб.; по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 630,96 руб.; по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии в сумме 1436,09 руб.; по налогу на добавленную стоимость по остальным товарам, производимым в РФ (Н/А) в сумме 10488,09 руб.; по пени по налогу на добавленную стоимость по остальным товарам, производимым в РФ (Н/А) в сумме 14750,09 руб.; по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2010 в сумме 6526,00 руб.; по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2010 в сумме 3247,00 руб., возможность принудительного взыскания которой утрачена, безнадежной к взысканию и обязанность по ее уплате прекращенной ( с учетом сведений лицевого счета по справке от 25.05.2018 № 540686).
Заявитель также заявил отказ от требования к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче справки № 402116 о состоянии расчетов по налогам, пени, штрафам с указанием, что последствия частичного отказа от иска, предусмотренные ст. 151 АПК РФ, известны. Определением суда от 27.07.2018 производство по делу в указанной части прекращено.
Заявитель поддержал уточненные требования в полном объеме.
Заинтересованное лицо оставило разрешение требования на усмотрение суда.
Представитель Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) просила в удовлетворении требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Логинова Татьяна Юрьевна (далее -налогоплательщик) зарегистрирован 22.08.2017 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 317753600024089, место жительства: Забайкальский край, г. Чита, ИНН 753703309913.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите зарегистрирована 28.12.2004 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1047550035400, место нахождения: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Бутина, 10, 1, ИНН 7536057435.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (далее – территориальный орган Пенсионного фонда РФ) зарегистрировано 31.12.2009 в Едином Государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1097536008382, место нахождения: 672051, Забайкальский край, г. Чита, ул. Чкалова, 160, ИНН 7536107044.
Налоговым органом сформирована справка № 540686 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 25.05.2018 (т. 1 л.д. 132-134), в которой, в частности, отражена задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013 в сумме 2620,48 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС (фонд обязательного медицинского страхования) до 01.01.2017 в сумме 1610,76 руб.; по пени по страховым взносам в фиксированном размере в ФОМС до 01.01.2017 в сумме 803,02 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013 в сумме 3117,60 руб.; по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 630,96 руб.; по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в сумме 1436,09 руб.; по налогу на добавленную стоимость по остальным товарам, производимым в РФ (Н/А) в сумме 10488,09 руб.; по пени по налогу на добавленную стоимость по остальным товарам, производимым в РФ (Н/А) в сумме 14750,09 руб.; по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2010 в сумме 6526,00 руб.; по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2010 в сумме 3247,00 руб.
Не согласившись с указанными суммами задолженности, налогоплательщик обратился в суд с требованием о признании безнадежной к взысканию задолженности в связи с истечением срока взыскания в принудительном порядке.
По существу заявленных требований суд приходит к следующим выводам.
Пункт 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ содержит случаи признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящимся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней и штрафов в связи с истечением срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе в мотивировочной части акта.
Такой судебный акт после вступления его в законную силу является основанием для исключения налоговым органом соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, на основе данных которого производится сверка расчетов с бюджетом.
Инициировать судебное разбирательство, о котором упоминается в подпункте 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса, вправе не только налоговый орган, обращающийся в арбитражный суд в порядке главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с исковым заявлением о взыскании обязательных налоговых платежей, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Такое заявление налогоплательщика подлежит рассмотрению судом по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 10534/12 по делу N А46-16064/2011.
Впоследствии вышеуказанная правовая позиция нашла подтверждение в абзаце 5 пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в котором разъяснено, что при толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление облагается государственной пошлиной применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, пени, штрафа является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, установленным статьей 70 Налогового кодекса РФ, а также основанием для применения мер принудительного исполнения налоговой обязанности, предусмотренных статьями 46, 47 Налогового кодекса РФ.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2005 N 13592/04, взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Именно с момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.
Предусмотренные статьями 46 и 47 Кодекса меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика-организации, индивидуального предпринимателя представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.
Следовательно, Налоговым кодексом РФ для каждого этапа установлен соответствующий порядок и конкретные сроки реализации, при нарушении одного из этапов процедуры взыскания налоговые органы не вправе в дальнейшем осуществлять соответствующие действия по осуществлению последующего этапа процедуры взыскания, то есть налоговый орган утрачивает полномочия по бесспорному внесудебному взысканию.
Определениями суда от 15.05.2018, 29.05.2018, 13.06.2018, 27.07.2018 с учетом распределения бремени доказывания для данной категории дел Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) предложено представить пояснения по спорным суммам задолженности, отраженным в справке с указанием периода и основания возникновения и представлением доказательств наличия задолженности, пояснения, применялся ли в отношении спорных сумм бесспорный, судебный порядок взыскания, данные о наличии и результатах исполнительного производства.
Указанные предложения суда налоговым органом, третьим лицом не выполнены, материалы дела перечисленных документов не содержат.
Ответчик в отзыве указал на то, что решения о признании задолженности по страховым взносам безнадежной к взысканию и ее списанию принимаются налоговым органом на основании сведений о суммах недоимки, представленных из Пенсионного фонда РФ. Сведений в отношении Логиновой Т. Ю. не поступало.
Из материалов дела следует, что на указанные суммы недоимки, не подтвержденной документально, "программно" продолжают начисляться пени, выставляются требования об их уплате, выносятся решения о взыскании пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, выставляются и исполняются банком инкассовые поручения (т. 1 л.д. 36-47, т. 2 л.д. 3-18).
Учитывая, что на основании анализа правовых норм, содержащихся в статьях 46 и 75 Налогового кодекса РФ, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, плательщика страховых взносов, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога, страхового взноса либо после исполнения последней, налоговый орган при невозможности взыскания суммы недоимки утрачивает право на взыскание задолженности по пени. Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 06.11.2007 N 8241/07, от 03.06.2008 N 1868/08, от 29.09.2009 N 5828/09.
С учетом вышеизложенного, оценив по правилам ст. 71 АПК РФ в совокупности конкретные обстоятельства и доказательства по настоящему делу, принимая во внимание вышеуказанные правовые позиции Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований индивидуального предпринимателя.
В части спорных сумм задолженности, ранее администрируемых территориальными органами Пенсионного фонда РФ, суд обращает внимание также на следующее.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, а администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ).
Частью 2 статьи 4 Закона N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 19 закона N 250-ФЗ передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона N 250-ФЗ первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных в части 1 настоящей статьи сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Из указанных норм следует, что у Пенсионного фонда РФ с 01.01.2017 полностью отсутствуют полномочия по администрированию и взысканию задолженности по взносам, пеням, штрафам. Бремя доказывания наличия задолженности, отраженной в справке о состоянии расчетов, и возможности ее взыскания лежит на налоговом органе, в том числе по недоимке, пеням и штрафам по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года .
Процедура взыскания задолженности по страховым взносам до 01.01.2017 регулировалась нормами Федерального закона № 212-ФЗ, аналогичным нормам, устанавливающим процедуру взыскания задолженности в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Согласно позиции территориального органа Пенсионного фонда спорная задолженность является задолженностью по уплате страховых взносов за 2008, 2009 годы, а также за 2010 год, взысканной заочным решением мирового судьи судебного участка № 12 Черновского района г. Читы от 03.09.2012.
Территориальный орган Пенсионного фонда в подтверждение наличия спорной задолженности, а также возможности ее взыскания в судебном порядке за период до 01.01.2017 представил сопроводительное письмо о передаче файлов с суммами задолженности в налоговый орган, справку о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам от 24.05.2018, протокол к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 21.12.2016 по задолженности индивидуального предпринимателя за 2008, 2009 годы, требование № 2792 об уплате недоимки по страховым взносам по состоянию на 12.03.2009, решение № 1727 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя- страхователя от 123.05.2009, постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя -индивидуального предпринимателя от 13.05.2009 № 1115, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № 2562 от 12.03.2010, постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации № 771 от 12.03.2010, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 2010 год, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № 08500215ТН0034603, заочное решение мирового судьи судебного участка № 12 Черновского района г. Читы от 03.09.2012 (т. 1 л.д. 118-120, т. 2 л.д.65-79).
Согласно скриншоту сайта Федеральной службы судебных приставов имеется сумма непогашенной задолженности по страховым взносам, включая пени, в размере 13137,71 руб. в рамках исполнительного производства № 22643/14/35/75, возбужденного 17.07.2014 по исполнительному листу от 19.11.2003 мирового судьи судебного участка № 12 Черновского района г. Читы (т. 2 л.д. 38, 88).
Вместе с тем соотнести указанную задолженность с данными, имеющимися в лицевом счете налогоплательщика, данными территориального органа Пенсионного фонда ввиду ее значительного расхождения, а также в отсутствии документов по исполнительному производству, а также его результатах не представляется возможным.
По остальным суммам задолженности в материалы дела не представлены в полном объеме документы, подтверждающие наличие пенеобразующей задолженности, на которую начислены пени, процедуру взыскания начисленных пеней, а также данные о наличии исполнительного производства и его результатах, что указывает на невозможность взыскать задолженность в установленном порядке на момент формирования справки о состоянии расчетов налоговым органом.
Представленные в материалы дела копия судебного приказа № 2-721-2015 от 20.03.2015, заочного решения мирового судьи судебного участка № 12 Черновского района г. Читы от 03.09.2012, заочного решения мирового судьи судебного участка № 12 Черновского района г. Читы от 01.11.2012, заочного решения мирового судьи судебного участка № 12 Черновского района г. Читы от 28.02.2013 с учетом установленных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ сроков для предъявления исполнительных листов к предъявлению в отсутствии достоверных данных об исполнительном производстве и его результатах указывают на невозможность взыскания сумм страховых взносов на момент рассмотрения дела в связи с истечением сроков.
В силу пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными документами, направляемыми судебному приставу-исполнителю являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, в том числе, по заявлению взыскателя (подпункт 3 пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ). Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 21 указанного Федерального закона предусмотрен трехлетний срок для предъявления исполнительного листа к исполнению.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению. Пунктами 2 и 3 этой же статьи установлено, что после перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается. В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом.
В материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих предъявление исполнительных документов, а также прерывание срока предъявления исполнительного документа после окончания исполнительного производства и возвращения исполнительного документа Пенсионному фонду РФ или налоговому органу.
Кроме того, как усматривается из содержания всех имеющихся в материалах дела расчетов по страховым взносам, требований, судебных актов мирового судьи к уплате у заявителя имелась задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа, сложившаяся за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в том числе за 2008, 2009, 2010, 2011 годы, подлежащие списанию в связи актом «налоговой амнистией» 2017 года.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
Аналогичная норма установлена статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", согласно которой страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.
Из материалов дела следует, что спорные суммы недоимок по страховым взносам вытекают из обязанности индивидуального предпринимателя уплачивать страховые взносы как индивидуального предпринимателя, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязанного уплачивать страховые взносы в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частью 1.1 данной статьи.
Из систематического толкования норм указанных федеральных законов следует, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, обязаны производить исчисление и уплату суммы страховых взносов вне зависимости от размера полученного дохода в фиксированном размере.
Предприниматель признается застрахованным на весь период страхования - с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и до государственной регистрации прекращения им деятельности в таком качестве. Следовательно, при наличии у физического лица статуса индивидуального предпринимателя он обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N 3-О-О от 25.01.2012, законодатель, определяя в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включил в их число лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7 и пункт 2 статьи 14).
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях применительно к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, указал, что, учитывая цели обязательного пенсионного страхования и социально-правовую природу страховых взносов, их предназначение, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них в связи с этим обязанности по уплате страховых взносов само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации.
Напротив, это направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из ее статьи 39 (часть 1), тем более что индивидуальные предприниматели подвержены, по существу, такому же социальному страховому риску в связи с наступлением предусмотренного законом страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 1009-О-О и от 23.09.2010 N 1189-О-О).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частью 1.1 данной статьи.
Частью 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Согласно части 11 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 436-ФЗ) установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ установлен размер фиксированного платежа, уплачиваемого индивидуальным предпринимателем, а именно произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленный пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Таким образом, налоговым органом подлежит списанию недоимка предпринимателя по страховым взносам за периоды, истекшие до 01.01.2017, при этом недоимка по взносам списывается в пределах, установленных вышеуказанной нормой.
Суммы задолженности по страховым взносам, отраженные в справке о состоянии расчетов с бюджетом, менее размера, определяемого в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ, следовательно, подлежали списанию налоговым органом. Учитывая акцессорный характер пени к основному обязательству, пени за просрочку оплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа следуют судьбе основного обязательства, то есть подлежат признанию безнадежными к взысканию.
При этом суд отклоняет довод представителя территориального органа Пенсионного фонда РФ об ограничении круга индивидуальных предпринимателей, имеющих право на списание задолженности, только теми, кто не представлял отчетность в налоговые органы, поскольку буквальное содержание нормы о "налоговой амнистии" по страховым взносам указывает на предельный размер списания задолженности по страховым взносам, а также на круг субъектов, подпадающих по нее, а именно индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лиц, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, независимо от способа расчета фиксированного платежа по страховым взносам.
Поскольку норма части 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ входит в систему законодательства РФ о налогах и сборах (ст. 1 Налогового кодекса РФ), к ней применимо одно из начал законодательства о налогах и сборах, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ).
При указанных обстоятельствах суд считает необходимым отметить и об обязательности соблюдения принципа правовой определенности, имеющего особое значение в регулировании публичных правовых отношений.
Как разъяснено в Постановлении Конституционного суда РФ от 27.05.2008 N 8-П, необходимость соблюдения принципа правовой определенности подчеркивает и ЕСПЧ при применении содержащихся или вытекающих из Конвенции о защите прав человека и основных свобод общих принципов, лежащих в том числе в основе оценки соответствия ее положениям внутригосударственного права. Согласно позициям ЕСПЧ, закон, во всяком случае, должен отвечать установленному Конвенцией стандарту, требующему, чтобы законодательные нормы были сформулированы с достаточной четкостью и позволяли лицу предвидеть, прибегая в случае необходимости к юридической помощи, с какими последствиями могут быть связаны те или иные его действия.
Исходя из Постановления Конституционного суда РФ от 05.03.2013 N 5-П, принципиально важным является соблюдение требования определенности соответствующего правового регулирования, заключающейся в конкретности, ясности и недвусмысленности нормативных установлений, которое, будучи одним из принципов правового государства, каковым является Российская Федерация (ст. 1, ч. 1 Конституции РФ), призвано обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах.
Иное расширительное толкование нормы о "налоговой амнистии" противоречит принципу равенства налогообложения и по сути позволит списать задолженность только индивидуальным предпринимателям, не сдававшим налоговую отчетность в налоговые органы, в том числе и исходя из их недобросовестности. С другой стороны, индивидуальные предприниматели, ранее задекларировавшие страховые взносы, но по каким-либо причинам их не уплатившие, не могут претендовать на списание задолженности в связи с актом "налоговой амнистии".
Приказом ФНС России от 14.05.2018 N ММВ-7-8/256@ утвержден Порядок признания безнадежными к взысканию и списания налоговым органом переданных органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи.
Бездействие налогового органа по списанию задолженности не может влечь для налогоплательщика негативные последствия с учетом установленных законом положений о безусловном списании безнадежной к взысканию задолженности. Доказательства наличия сведений, необходимых для принятия решения о списании задолженности, представлены в материалы дела.
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судебные расходы подлежат распределению в порядке статьи 110 АПК РФ. Уплаченная истцом при обращении в суд государственная пошлина в размере 6000 руб. подлежит взысканию с ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 21 постановления «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» от 11.07.2014 № 46, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Заявление о признании задолженности безнадежной к взысканию облагается государственной пошлиной применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающему пошлину в размере 6000 руб., как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетам положений главы 22 АПК РФ (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах не предусмотрено освобождение надлежащего ответчика от обязанности по возмещению судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с тем, что он не наделен полномочиями самостоятельно (в отсутствие правового акта иного лица, органа власти, в том числе суда) совершить действия, позволяющие истцу реализовать свои права, законные интересы, о защите которых он обратился в суд (пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).
Как отметил Конституционный Суд РФ в постановлении от 11.07.2017 N 20-П, получившие свое закрепление в части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 110 АПК Российской Федерации, а также в части первой статьи 98 ГПК Российской Федерации правила распределения судебных расходов - в их понимании, нашедшем отражение в практике конституционного правосудия, - образуют относящийся к нормативному содержанию конституционного права на судебную защиту общий принцип, в силу которого правосудие нельзя было бы признать отвечающим требованиям равенства и справедливости, если расходы, понесенные в связи с судебным разбирательством, ложились бы на лицо, вынужденное прибегнуть к судебному механизму обеспечения принудительной реализации своих прав, свобод и законных интересов, осуществление которых из-за действий (бездействия) другого лица оказалось невозможно, ограничено или сопряжено с несением неких дополнительных обременений... Дифференциация правового регулирования распределения судебных расходов в зависимости от характера рассматриваемых судом категорий дел, в том числе с учетом особенностей заявляемых требований, сама по себе не может расцениваться как отступление от конституционных принципов правосудия, поскольку необходимость распределения судебных расходов обусловлена не судебным актом как таковым, а установленным по итогам судебного разбирательства вынужденным характером соответствующих материальных затрат, понесенных лицом, прямо заинтересованным в восстановлении нормального режима пользования своими правами и свободами, которые были оспорены или нарушены. Однако в любом случае такая дифференциация не может носить произвольный характер и должна основываться на законе.
При этом суд считает необходимым указать, что налоговый орган мог бы избежать возникновения настоящего спора, а соответственно, и судебных издержек, в случае, если бы при выдаче налогоплательщику справки о состоянии расчетов с бюджетом, формировании данных в сервисе Федеральной налоговой службы "Личный кабинет индивидуального предпринимателя" им была бы учтена правовая позиция, сформулированная в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57, который в пункте 9 разъяснил, что при отсутствии судебного акта, содержащего выводы об утрате налоговым органом права на взыскание сумм налога, пени и штрафа, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно отражаться реальное состояние расчетов налогоплательщика с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена, вместе с тем, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в указанной справке объективной информации, такая справка должна содержать сведения об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Поскольку в данном случае указанная информация отсутствовала, то у налогоплательщика не имелось иного, внесудебного способа защиты своих прав, кроме обращения в суд с требованием о признании задолженности безнадежной к взысканию.
Кроме того, судом неоднократно определениями от 15.05.2018, 29.05.2018 налоговому органу предлагалось представить пояснения о наличии (отсутствии) оснований для применения налоговой амнистии в отношении спорной задолженности с учетом положений Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", списания задолженности в порядке статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ. Возможность списания задолженности в бесспорном порядке налоговым органом в отношении спорных сумм не использована.
Руководствуясь статьями 105, 110, 112, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать задолженность:
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013 в сумме 2620,48 руб.;
по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 в сумме 1610,76 руб.;
по пени по страховым взносам в фиксированном размере в Фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 в сумме 803,02 руб.;
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013 в сумме 3117,60 руб.;
по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 630,96 руб.;
по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии в сумме 1436,09 руб.;
по налогу на добавленную стоимость по остальным товарам, производимым в РФ (Н/А) в сумме 10488,09 руб.;
по пени по налогу на добавленную стоимость по остальным товарам, производимым в РФ (Н/А) в сумме 14750,09 руб.;
по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2010 в сумме 6526,00 руб.;
по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2010 в сумме 3247,00 руб., возможность принудительного взыскания которой утрачена, безнадежной к взысканию и обязанность по ее уплате прекращенной.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по городу Чите исключить соответствующие записи о сумме задолженности из лицевого счета налогоплательщика, на основе данных которого производится сверка расчетов с бюджетом.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по городу Чите в пользу индивидуального предпринимателя Логиновой Татьяны Юрьевны расходы по государственной пошлине в размере 6000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья О.В. Новиченко