АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-5367/2022 13 октября 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2022 года
Решение изготовлено в полном объёме 13 октября 2022 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Цыцыкова Б.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сумароковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Государственного учреждения – Забайкальского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027501158871, ИНН 7536012385)
к Муниципальному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа с. Сивяково (ОГРН 1027500845283, ИНН 7524009532)
о взыскании задолженности в размере 6 639,68 руб.,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Чик Валерия Владимировича,
при участии в судебном заседании:
от истца: Паздниковой В.А. – представителя по доверенности от 01.08.2022 года, диплом (до перерыва), не явился (после перерыва);
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен.
Истец – Государственное учреждение – Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – истец, Фонд) обратился в арбитражный суд с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа с. Сивяково (далее – ответчик, МОУ ООШ с. Сивяково, Учреждение) о взыскании излишне выплаченных сумм в размере 6 639,68 руб.
Определением арбитражного суда от 01.06.2022 данное заявление принято судом к производству, назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с частью 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Определением арбитражного суда от 18.07.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела, дате и времени судебного заседания.
В судебном заседании, начатом 12.10.2022, в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11 часов 40 минут 13.10.2022, о чем сделано публичное извещение на сайте суда в сети интернет по адресу: http://www.chita.arbitr.ru.
[A1] В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме, представив дополнения к исковому заявлению, содержащее нормативное обоснование заявленного требования.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, дате и времени судебного заседания, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, отзыв на заявление не представил, что не является препятствием к рассмотрению дела по существу.
Третьим лицом пояснений по делу также не представлено, о рассмотрении дела, дате и времени судебного заседания, данное лицо также уведомлено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в соответствии со статьей 156 АПК РФ, в отсутствие представителей ответчика, третьего лица, надлежащим образом извещенных о рассмотрении настоящего дела.
Как указывает Фонд в исковом заявлении, согласно положениям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ № 101), Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда социального страхования Российской Федерации, являются федеральной собственностью и носят целевой характер.
Основными задачами Фонда социального страхования Российской Федерации являются обеспечение застрахованных лиц гарантированных государством пособиями по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного страхования» (далее - Федеральный закон № 165-ФЗ) отношения но обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) но всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и но обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры но сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и но обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2019 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, в соответствии с которым назначение и выплата страхового обеспечения осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, находящимися на территории субъектов Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, МОУ ООШ с. Сивяково 10.07.2020 направило в Фонд реестр сведений в электронном виде по застрахованному лицу - Чик Валерию Владимировичу на выплату пособия обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности (листок нетрудоспособности № 910029158335).
[A2] На основании полученных от страхователя сведений в электронном виде, отделением Фонда было назначено и перечислено на лицевой счет Чик В.В. пособие по временной нетрудоспособности за период с 17.06.2020 по 30.06.2020 в сумме 7 631,68 руб. с учетом НДФЛ.
МОУ ООШ с. Сивяково в связи с ошибкой в расчете работодателем 17.07.2020 представило в региональное отделение Фонда реестр сведений в электронном виде с признаком «перерасчет» листка нетрудоспособности на Чик В.В. В результате предоставления недостоверных сведений, представленных в первичном электронном реестре сведений, образовалась переплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 6 639,68 руб.
В связи с чем, Фондом 13.10.2020 в адрес МОУ ООШ с. Сивяково была направлена претензия № 12-25/7512-1 о возврате излишне выплаченных денежных средств в размере 6 639,68 руб.
Отсутствие возврата излишне выплаченных денежных средств послужило основанием для обращения истца с рассматриваемым иском в суд.
Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита нарушенных прав осуществляется, в том числе, путем возмещения убытков.
Согласно пункту 2 Положения «О Фонде социального страхования Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101, Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении Фонда социального страхования Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Как указано в пункте 6 Положения «О Фонде социального страхования Российской Федерации», к основным задачам Фонда социального страхования Российской Федерации относится обеспечение застрахованных лиц гарантированными государством пособиями по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного страхования» (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В соответствии с частью 1 статьи 183 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункты 1,2 статьи 22 Закона N 165-ФЗ).
[A3] Отношения, связанные с порядком исчисления пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее – Закон N 255-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ определено, что обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Из пункта 1 части 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ следует, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию в связи с материнством в соответствии с данным Федеральным законом, являются застрахованными лицами (часть 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с данным Федеральным законом, в том числе: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ, страхователи обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В подпункте 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ установлено, что одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 названного Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (часть 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона) за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
[A4] В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 347н, и в порядке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок N 624н).
Согласно части 7 статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), приказа Министерства здравоохранения РФ от 21.12.2012 года N 1345н "Об утверждении Порядка осуществления Фондом социального страхования РФ проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности" Фонд социального страхования РФ в целях оценки обоснованности расходования средств обязательного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности вправе осуществлять проверку соблюдения порядка, выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Забайкальский край с 01 июля 2019 года участвует в реализации пилотного проекта, предусматривающего выплату пособий застрахованным лицам на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную но форме, утверждаемой Фондом (пункт 3 Положения).
Согласно пункту 9 Положения выплата пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию но заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в
[A5] течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Согласно пункту 16 Положения за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, в том числе влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в полном объеме.
Аналогичная норма предусмотрена положениями части 2 статьи 15.1 Федерального закона N 255-ФЗ, согласно которой, если предоставление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Федерального закона N 255-ФЗ являются убытками, понесенными территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации. Данная позиция также отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 № 304-КГ15-5176.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В силу положения статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Таким образом, основанием для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда является совокупность следующих юридически значимых обстоятельств: наличие убытков и доказанность их размера; противоправное поведение причинителя вреда; причинно-следственная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими у потерпевшего убытками. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий привлечение к имущественной ответственности не представляется возможным.
В соответствии с пунктами 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате
[A6] действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Исследовав материалы дела, суд считает доказанным факт наступления вреда, наличие причинно-следственной связи между бездействием ответчика и наступившими последствиями в виде выплаты страхового возмещения в необоснованном размере, а также вину ответчика, размер причиненного вреда.
Учитывая вышеуказанные нормоположения, в рассматриваемом случае суд приходит к выводу, что предоставление Учреждением недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности в размере 6 639,68 руб. Чик В.В., которая в установленном порядке Фонду не возвращена (доказательств обратного материалы дела не содержат), а потому требование истца является обоснованными и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 3 ст. 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Принимая во внимание то, что истец от уплаты государственной пошлины освобожден, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина за рассмотрение настоящего дела подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Поскольку с 20.06.2022 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2022 № 887, которым внесены изменения в статью 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которым в исполнительном документе, содержащем требование о взыскании задолженности по платежам в бюджет, наряду с указанной в части 1 настоящей статьи информацией должны содержаться уникальный идентификатор начисления и информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, а в акте органа, должностного лица, содержащем требование о взыскании денежных средств в пользу бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, также должна быть проставлена отметка о неисполнении должником указанного требования; суд считает необходимым указать в резолютивной части решения реквизиты, в соответствии с которыми указанная задолженность подлежит оплате.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить в полном объеме.
[A7] Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа с. Сивяково (ОГРН 1027500845283, ИНН 7524009532) в пользу Государственного учреждения – Забайкальского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027501158871, ИНН 7536012385) задолженность в размере 6 639,68 руб.
Реквизиты для уплаты задолженности: Получатель – ГУ – Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (л/счет 04914С91000); ИНН 7536012385, КПП 753601001; Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ЧИТА БАНКА РОССИИ// УФК по Забайкальскому краю г. Чита; БИК 017601329; ЕКС 40102810945370000063; КС 03100643000000019100, КБК 39311302997076000130, УИН «0».
Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа с. Сивяково (ОГРН 1027500845283, ИНН 7524009532) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья Б.В. Цыцыков