АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
672000, г. Чита, ул. Выставочная, 6,
www.chita.arbitr.ru; E-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чита
Дело № А78-2413/2008
С2-23/84
“12” августа 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 12 августа 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 12 августа 2008 года.
Арбитражный суд Читинской области в составе судьи Сидоренко В.А.
при ведении протокола судебного заседания судьёй,
рассмотрел в открытом судебном заседании
дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Могочинском и Тунгиро-Олёкминском районах Читинской области к Эвенкийской родовой общине “Таёжный путь” о взыскании штрафных санкций в размере 10 000 рублей за нарушение срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации,
третье лицо: Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Забайкальскому краю,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от Эвенкийской родовой общины “Таёжный путь”: не было.
от третьего лица: ФИО1 – представителя Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Забайкальскому краю по доверенности от 20.05.2008 г. № 12 – ведущего специалиста-эксперта юридического отдела; ФИО2 – представителя Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Забайкальскому краю по доверенности от 06.05.2008 г. № 12 – старшего специалиста юридического отдела.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Могочинском и Тунгиро-Олёкминском районах Читинской области (далее – учреждение или Пенсионный фонд) обратилось в суд с заявлением к Эвенкийской родовой общине “Таёжный путь” (далее – Э.Р.О. “Таёжный путь” или община) о взыскании штрафных санкций в размере 10 000 рублей за нарушение срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
В судебном заседании объявлялись перерывы с 06.08.2008 до 09 часов 30 минут 07.08.2008, до 15 часов 30 минут 11.08.2008 и до 12 часов 00 минут 12.08.2008.
Определение суда о месте и времени судебного заседания направлялось сторонам.
Заявитель и Э.Р.О. “Таёжный путь” своих представителей в заседание не направили. В деле имеются доказательства надлежащего извещения сторон о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьёй 123 АПК РФ.
Судебное заседание проведено в отсутствие представителей Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Могочинском и Тунгиро-Олёкминском районах Читинской области и Эвенкийской родовой общины “Таёжный путь”.
Представители третьего лица суду пояснили, что требования заявителя поддерживают в полном объёме.
Заслушав доводы представителей третьего лица, исследовав представленные материалы и материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л:
Э.Р.О. “Таёжный путь” в качестве юридического лица зарегистрирована в едином государственном реестре юридических лиц и состоит на учёте в органе Пенсионного фонда в качестве плательщика страховых взносов.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” № 167-ФЗ от 15.12.2001 (далее - Закон 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 167-ФЗ Регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика:
работодателей - организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (лиц, приравненных к ним в целях настоящего Федерального закона) и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, реестре членов саморегулируемых организаций и представляемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
нотариусов, занимающихся частной практикой, по месту их жительства (в случае осуществления ими деятельности не по месту их жительства - по месту осуществления этой деятельности) на основании представляемого в срок не позднее 30 дней со дня получения лицензии на право нотариальной деятельности заявления о регистрации в качестве страхователя и представляемых одновременно с указанным заявлением копий лицензии на право нотариальной деятельности, документов, удостоверяющих личность страхователя, подтверждающих его регистрацию по месту жительства и его постановку на учет в налоговом органе;
адвокатов по месту их жительства на основании представляемого в срок не позднее 30 дней со дня выдачи удостоверения адвоката заявления о регистрации в качестве страхователя и представляемых одновременно с указанным заявлением копий удостоверения адвоката, документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих его регистрацию по месту жительства;
физических лиц, заключивших трудовые договоры с работниками, а также выплачивающих по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, по месту жительства указанных физических лиц на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня заключения соответствующих договоров.
Согласно акту камеральной проверки от 04.03.2008 № 3 Пенсионным фондом установлено, что страхователь 29.02.2008 представил в территориальный орган страховщика сведения индивидуального (персонифицированного) учёта на наёмных работников за 2007 год, однако как работодатель в органах страховщика община не зарегистрирована.
Правонарушение установлено на основании представленных общиной в Пенсионный фонд индивидуальных сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица формы СЗВ-4-2 за 2007 год.
Решением руководителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Могочинском и Тунгиро-Олёкминском районах Читинской области от 18.03.2008 № 3 Э.Р.О. “Таёжный путь” была привлечено к ответственности на основании абзаца 3 пункта 1 статьи 27 Закона № 167-ФЗ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Указанное решение и требование о добровольной уплате штрафа от 03.04.2008 № 2 были направлены в адрес общины.
Как установлено в судебном заседании, общиной в добровольном порядке штраф не уплачен.
Неисполнение общиной требования от 03.04.2008 № 2 явилось основанием для обращения Пенсионного фонда с настоящим заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователи – это юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, община зарегистрирована в качестве юридического лица и в силу указанных выше норм является лицом, производящим выплаты физическим лицам.
В Едином государственном реестре юридических лиц община зарегистрирована 01.09.2004, но до 29.02.2008 не была зарегистрирована в качестве работодателя в органах страховщика.
В рекомендациях, выработанных в пункте 1 Информационного письма от 11.08.2004 № 79 “Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании” Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указа, что в силу пункта 3.1 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, введенного в действие Федеральным законом от 23.12.2003 № 185-ФЗ, с 01.01.2004 налоговые органы обязаны в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представлять сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.
На налоговые органы возложена обязанность по представлению сведений в государственные внебюджетные фонды лишь в отношении тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, решение о государственной регистрации которых налоговые органы принимают, начиная с 01.01.2004.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 167-ФЗ регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика:
работодателей - в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, реестре членов саморегулируемых организаций и представляемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
С учётом изложенного суд пришёл к выводу об отсутствии у общины, зарегистрированной в Едином государственном реестре юридических лиц 01.09.2004, то есть после 01.01.2004, обязанности самостоятельно зарегистрироваться в органе Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно, привлечение общины к ответственности на основании абзаца 3 пункта 1 статьи 27 Закона № 167-ФЗ в виде штрафа в размере 10 000 рублей, за нарушение установленного статьей 11 настоящего Федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации более чем на 90 дней, незаконно.
Кроме того, Законами № 27-ФЗ и № 167-ФЗ не определён порядок привлечения страхователя к ответственности. Органам Пенсионного фонда Российской Федерации следует руководствоваться положениями статьи 101 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при принятии решения о привлечении к ответственности за совершение указанного правонарушения, так как из статьи 2 Закона № 167-ФЗ следует, что Закон № 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, а правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и осуществлением контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом № 167-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1, 2, 5, 6 статьи 100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Пунктом 2 статьи 101 НК РФ установлено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Согласно пункту 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Акт камеральной проверки от 04.03.2008 с указанием на его рассмотрение 18.03.2008 в 12 часов 00 минут направлен общине по почте. Из представленной учреждением копии почтового уведомления № 00576 (л.д. 49) невозможно установить дату направления указанного акта. Однако даже если считать этой датой 04.03.2008, то есть дату составления акта, он считается полученным на шестой день, то есть 10.03.2008. Следовательно, пятнадцатидневный срок на представление возражений по нему истёк 26.03.2008. Решение о привлечении к ответственности вынесено Пенсионным фондом 18.03.2008, то есть до истечения срока на представление возражений по указанному акту.
Кроме того, как установлено судом и не оспаривается Пенсионным фондом, решение о привлечении общества к ответственности от 18.03.2008 вынесено в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, либо его законного представителя, тогда как общество было извещено о времени и месте рассмотрения материалов проверки только 20.03.2008, о чём свидетельствует запись в копии почтового уведомления № 00576 (л.д. 49) о получении.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о соблюдении процедуры привлечения общины к ответственности, несмотря на требование суда, выраженное в определении от 03.07.2008, учреждением суду не представлено.
Таким образом, суд пришёл к выводу о том, что неисполнение Пенсионным фондом требований статьи 101НК РФ об извещении лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте рассмотрения материалов проверки 18.03.2008 и лишение общины права на представление возражений и объяснений и права участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки является существенным нарушением порядка вынесения решения о привлечении к ответственности.
При таких обстоятельствах суд пришёл к выводу об отсутствии у Пенсионного фонда законных основания для привлечения общины к ответственности, предусмотренной абзацем 3 пункта 1 статьи 27 Закона № 167-ФЗ, и о наличии в действиях Пенсионного фонда существенных нарушений порядка привлечения её к ответственности и, следовательно, об отсутствии оснований для удовлетворения требования учреждения и взыскания с общины штрафа в размере 10 000 рублей.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 216 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Могочинском и Тунгиро-Олёкминском районах Читинской области к Эвенкийской родовой общине “Таёжный путь” о взыскании штрафных санкций в размере 10 000 рублей за нарушение срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации, отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Четвёртый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Читинской области.
Судья В.А. Сидоренко