НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Забайкальского края от 12.05.2021 № А78-264/21


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                            Дело № А78-264/21

12 мая 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена  12 мая 2021 года

Решение изготовлено в полном объёме 12 мая 2021года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сумароковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по уточненному заявлению Акционерного общества «Силикатный завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к  Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН  <***>, ИНН  <***>)

о признании незаконными действия Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, выразившегося в отказе согласовать некомпенсируемые финансовые убытки при оказании АО «Силикатный завод» потребителям на территории п. Антипиха услуг теплоснабжения в размере 2 700 711,06 руб. за 3 квартал 2019 года и в размере 3 040 951,55 руб. за 4 квартал 2019 года; по услуге горячего водоснабжения в размере 2 411 024,06 руб. за 3 квартал 2019 года и 1 396 322,94 руб. за 4 квартал 2019 г., изложенного в письме Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края за исх. № 06/5261 от 29.09.2020,

об обязании Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края согласовать некомпенсируемые финансовые убытки при оказании АО «Силикатный завод» потребителям на территории п. Антипиха услуг теплоснабжения в размере 2 700 711,06 руб. за 3 квартал 2019 года и в размере 3 040 951,55 руб. за 4 квартал 2019 года; по услуге горячего водоснабжения в размере 2 411 024,06 за 3 квартал 2019 года и 1 396 322,94 руб. за 4 квартал 2019 г. или направить разногласия в соответствии с п. 19 Постановления Правительства РФ от 06.09.2012 N 889 (ред. от 16.08.2014) "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей" (вместе с "Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии, и тепловых сетей"),

при участии в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

1) Прокуратуры Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>),

2) Администрации городского округа «Город Чита» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 21.12.2020 года, диплом ВСГ 5772288 (регистрационный номер 26339 от 07.12.2012);

от заинтересованного лица: ФИО2 – представителя по доверенности от 02.04.2021, диплом ВСГ 3708569 (регистрационный номер 19825 от 20.12.2010);

от третьего лица 1: не явился, извещен;

от третьего лица 2: ФИО3 – представителя по доверенности от 18.12.2020 года, диплом ИВС 0007639 (регистрационный номер 15142 от 28.05.2003).

Акционерное общество «Силикатный завод» (далее – заявитель, АО «Силикатный завод») обратилось в арбитражный суд с требованием, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании незаконным действия Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, выразившегося в отказе согласовать некомпенсируемые финансовые убытки при оказании АО «Силикатный завод» потребителям на территории п. Антипиха услуг теплоснабжения в размере 2 700 711,06 руб. за 3 квартал 2019 года и в размере 3 040 951,55 руб. за 4 квартал 2019 года; по услуге горячего водоснабжения в размере 2 411 024,06 руб. за 3 квартал 2019 года и 1 396 322,94 руб. за 4 квартал 2019 г., изложенного в письме Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края за исх. № 06/5261 от 29.09.2020; обязать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края согласовать некомпенсируемые финансовые убытки при оказании АО «Силикатный завод» потребителям на территории п. Антипиха услуг теплоснабжения в размере 2 700 711,06 руб. за 3 квартал 2019 года и в размере 3 040 951,55 руб. за 4 квартал 2019 года; по услуге горячего водоснабжения в размере 2 411 024,06 за 3 квартал 2019 года и 1 396 322,94 руб. за 4 квартал 2019 г. или направить разногласия в соответствии с п. 19 Постановления Правительства РФ от 06.09.2012 N 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей".

Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

Представитель заявителя требования поддержала, пояснив следующее.

Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 06.09.2012 N 889 (ред. от 16.08.2014) "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей" (вместе с "Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей"). (Далее - Постановление № 889), согласование вывода из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется на основании результатов рассмотрения уведомления о выводе из эксплуатации, направляемого в орган местного самоуправления собственником или иным законным владельцем указанных объектов.

01.06.2016 АО «Силикатный завод» уведомило за исх. № 594 от 30.05.2016 Администрацию городского округа «Город Чита» (далее Администрация) о выводе из эксплуатации сетей теплоснабжения с 01.02.2017.

17.01.2017 OA «Силикатный завод» уведомило за исх. № 15 от 17.01.2017 Администрацию о выводе из эксплуатации сетей горячего водоснабжения с 17.01.2018.

Согласно п. 18 Постановления № 889, орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.

Согласно п.5 ст.21 Федерального закона № 190 "О теплоснабжении» орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По требованию Администрации вывод сетей из эксплуатации АО «Силикатный завод» был приостановлен до 01.06.2019 по теплоснабжению (письмо за исх. № 3106-9 от 12.08.2016) и до 17.01.2019 по горячему водоснабжению (письмо за исх. № 235 от 19.07.2018).

Согласно п. 19 Постановления № 889, в случае если продолжение эксплуатации объектов по требованию органа местного самоуправления ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена компенсация в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Размер компенсации некомпенсируемых финансовых убытков определяется с ежеквартальной разбивкой как разница между экономически обоснованными фактически понесенными расходами, отнесенными регулируемой организацией на соответствующий вид деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, субсидиями (компенсациями), выплачиваемыми регулируемой организации из бюджетов всех уровней, и выручкой от реализации тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя по тарифам (ценам), установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Размер компенсации подлежит согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.  Для  определения  размера  компенсации   расчет  размера компенсации направляется владельцем объекта в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в течение 20 календарных дней со дня принятия решения о приостановлении вывода объекта из эксплуатации. Указанный орган обязан рассмотреть расчет и направить согласование или разногласия в течение 30 дней со дня получения расчета.

В случае наличия разногласий по размеру компенсации между органом местного самоуправления, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, собственником или иным законным владельцем источника тепловой энергии и тепловых сетей размер компенсации определяется судом.

Компенсация выплачивается ежеквартально в размере фактически понесенных собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии и тепловых сетей некомпенсируемых финансовых убытков за указанный период, но не выше размера, предусмотренного соглашением, заключаемым в соответствии с настоящим постановлением.

В случае возникновения разницы между фактически понесенными некомпенсируемыми финансовыми убытками и размером компенсации, предусмотренным соглашением, размер компенсации корректируется с учетом указанной разницы в соответствии с положениями абзацев второго и третьего настоящего пункта и выплачивается в очередной финансовый год.

Орган местного самоуправления и собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии и тепловых сетей заключают соглашение, которым определяются порядок, размер и сроки выплаты компенсации, основания для расторжения соглашения, в том числе по инициативе собственника или иного законного владельца источника тепловой энергии и тепловых сетей в случае нарушения органом местного самоуправления сроков или порядка выплаты компенсации, вследствие чего собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии и тепловых сетей вправе вывести объекты из эксплуатации.

АО «Силикатный завод» 24.01.2020 направило в адрес Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – РСТ) документы для согласования финансового убытка за 3 квартал 2019 г., что подтверждается сопроводительными письмами за исх. № 16 (вх. 336) от 22.01.2020 и№15 (вх. 337) от 22.01.2020.

От РСТ на вх. № 336 и 337 от 24.01.2020 поступил ответ в адрес АО «Силикатный завод» за исх. № 06/847 от 21.02.2020, что в согласовании некомпенсируемых финансовых убытков за теплоснабжение и горячее водоснабжение за 3 квартал 2019 г. отказано, в связи с не полным предоставлением подтверждающих документов.

19 марта 2020 г. АО «Силикатный завод» за исх. № 78 от 19.03.2020 повторно направило письмо, с пояснениями по всем вопросам указанных в письме за исх. № 06/847 от 21.02.2020.

20 апреля 2020 г. в адрес АО «Силикатный завод» поступило письмо за исх. № 06/2180 от 17.04.2020, которым повторно отказано в согласовании некомпенсируемых убытков при оказании услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителям п. Антипиха за 3 квартал 2019 г., однако в случае устранения перечисленных неточностей в расчете АО «Силикатный завод», РСТ Забайкальского края некомпенсируемые финансовые убытки за 3 квартал 2019 г. будут согласованы в кратчайшие сроки.

23 апреля 2020 г. в адрес РСТ АО «Силикатный завод» направлены документы для согласования расчетов финансовых убытков за 3 квартал 2019 г. сопроводительным письмом за исх. № 103 от 23.04.2020.

РСТ по Забайкальскому краю письмом за исх. № 06/2918 от 26.05.2020 повторно отказало в согласовании некомпенсируемые финансовые убытки за 3 квартал 2019 г.

26 мая 2020 г. АО «Силикатный завод» направило дополнительные документы в РСТ за исх. № 121 от 26.05.2020.

25 июня 2020 г. поступило письмо от РСТ за исх. № 06/3601 от 25.06.2020, в котором указано, что РСТ проанализировала представленные документы по согласованию некомпенсируемых убытков при оказании потребителям на территории п. Антипиха услуги горячего водоснабжения, теплоснабжения за 3 квартал 2019 г. Однако, с целью оценки годового финансового результата деятельности АО «Силикатный завод», РСТ Забайкальского края необходимо проанализировать годовые показатели деятельности общества.

29 сентября 2020 г. АО «Силикатный завод» направило в Прокуратуру Забайкальского края письмо за исх. № 179 от 28.09.2019 о принятии мер прокурорского реагирования на бездействие руководителя РСТ Забайкальского края, в связи с не согласование некомпенсируемых финансовых убытков за 3 квартал 2019 г.

14 ноября 2020 г. от Прокуратуры Забайкальского края поступил ответ за исх. № 07-1-417-2018 от 29.10.2020, что «РСТ края после устранения АО «Силикатный завод» замечаний должно принять окончательное решение о согласовании или разногласиях по расчетам определения размера компенсаций. Фактическое указанное решение принято и направлено в Ваш адрес только 29.09.2020, совместно с некомпенсируемыми финансовыми убытками за 4 квартал 2019 года, что нарушило право Общества на своевременное рассмотрение заявление».

02 июня 2020 г. АО «Силикатный завод» направило в адрес РСТ документы для согласования финансового убытка за 4 квартал 2019 г., что подтверждается сопроводительными письмами за исх. № 124 от 01.06.2020 и № 125 от 01.06.2020.

20 августа 2020 г. РСТ письмом за исх. № 06/4605 отказало в согласовании некомпенсируемых финансовых убытков за теплоснабжение и горячее водоснабжение за 4 квартал 2019 г.

31 августа 2020 г. АО «Силикатный завод» направило сопроводительным за исх. № 166 от 31.08.2020 дополнительные документы для подтверждения расчета.

29 сентября 2020 г. РСТ по Забайкальскому краю письмом за исх. № 06/5261 от 29.09.2020 отказало в согласовании некомпенсируемых финансовых убытков при оказании потребителям на территории п. Антипиха услуг теплоснабжения в размере 2 700 711,06 руб. за 3 квартал 2019 года и в размере 3 040 951,55 руб. за 4 квартал 2019 года; по услуге горячего водоснабжения в размере 2 411 024,06 за 3 квартал 2019 года и 1 396 322,94 руб. за 4 квартал 2019 г.

Согласно п. 19 Постановления №889 на Региональную службу по тарифам и ценообразованию по Забайкальскому краю возложена обязанность по согласованию некомпенсируемых финансовых убытков, результат которого это или согласование некомпенсируемых финансовых убытков или направление разногласий по каждой не согласованной статье затрат убытков.

Постановление № 889 не предусматривает полномочий Региональной службы по тарифам и ценообразованию по Забайкальскому краю, в отказе в согласовании некомпенсируемых финансовых убытков.

Региональная служба по тарифам и ценообразованию по Забайкальскому краю обязана проверить фактические затраты по определенному виду деятельности и исключить не подтвержденные расходы.

То, что при тарифном регулировании услуги теплоснабжения на 2019 год заложена на общехозяйственные расходы сумма в 3 988 943 руб., а фактические затраты превышают данную сумму, как раз и подтверждает наличие некомпенсируемых финансовых убытков.

Кроме того, РСТ письмом исх. № 06/4605 от 20.08.2020 сообщило, что административные общехозяйственные расходы по данной группе затрат приняты к учету 6 444 985,42 руб. (за IV квартал 2019 г.) за исключением прочих расходов управления, распределяемых расходов, услуги по оценке имущества (не представлен договор на оказание оценочных услуг № 009-0/2018 от 19.08.2019), налоги.

АО «Силикатный завод» письмом № 166 от 31.08.2020 (вх. № 4829 от 31.08.2020) дополнительно представило необходимые документы, подтверждающие общехозяйственные расходы в сумме 7 541 169,64 руб.

Согласно утвержденной «Учетной политике АО «Силикатный завод»»: затраты, связанные с управлением и организацией производства в целом, учитываются на счете 26 «общехозяйственные расходы».

В связи с остановкой производства силикатного кирпича (с сентября 2017 года), общехозяйственные расходы распределяются на «Вспомогательное производство», а именно на услуги по теплоснабжению и водоснабжению.

При тарифном регулировании услуги теплоснабжения на 2019 г. РСТ было заложено на общехозяйственные расходы в сумме 3 988 943 руб. (в данную сумму вошли только расходы на оплату труда), однако фактические расходы по данной статье составили 13 746,7 тыс. руб. плюс страховые взносы 4021,4 тыс. руб.

РСТ с 24 января 2020 г. по 29 сентября 2020 г. не согласовывала некомпенсируемые финансовые убытки по теплоснабжению и горячему водоснабжению, каждый раз требуя дополнительные документы, подтверждающие фактические расходы. АО «Силикатный завод» всю необходимую информацию, требуемую РСТ, представило. РСТ, несмотря на подтвержденные расходы, отказало в согласовании некомпенсируемых финансовых убытков.

РСТ заявленное требование не признало, указав на законность и обоснованность обжалуемого отказа по приведенным в отзыве основаниям.

Также представитель РСТ указала, что АО «Силикатный завод» злоупотребляет своим правом на компенсацию недополученных расходов и умышленно, зная, что ему положена компенсация допустило рост административных расходов и отнесло большую часть этих расходов на услуги теплоснабжения.

Довод истца от том, что резерв отпусков в размере 900 930,40 рублей является фактически понесёнными расходами не находит своего подтверждения, так как в качестве подтверждающих документов представлен расчёт резерва отпусков и отчёт по проводкам за 4 квартал 2019 года по счету 96 (Д-т 23; К-т 96) от 31 декабря 2019 года. Согласно приказу Министерства -финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению», резерв отпусковотражается проводкой Д-т 23; К-т 96, а фактические расходыпо выплате отпусков, на которые ранее был создан резерв, отражаются проводкой Д-т 96; К-т 70. Документ по факту понесённых расходов не был представлен.

Таким образом, расходы на резерв отпусков не могут быть включены в некомпенсируемые финансовые убытки, поскольку согласно п. 19 постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 года № 889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей» учитываются только экономически обоснованные фактически понесённые расходы.

29 сентября 2020 года РСТ Забайкальского края в соответствии п.19 Постановления № 889 направила в адрес АО «Силикатный завод» не отказ согласования, а разногласия по итогам рассмотрения расчёта некомпенсируемых финансовых убытков, с указанием статей расходов, суммы которых не были приняты к учету.

Таким образом, в 3-4 кварталах у АО «Силикатный завод» некомпенсируемые убытки отсутствуют.

Представитель Администрации поддержала позицию РСТ.

Исследовав материалы дела, заслушав мнения сторон, суд установил следующее.

РСТ, изучив представленные АО «Силикатный завод» письма с приложенными документами (вх.№337 от 24.01.2020, вх.№3103 от 26.05.2020, вх.№3222 от 02.06.2020), письмом от 29.09.2020 № 06/5261, установило следующее.

Проанализированы представленные обществом документы за 2019 год о согласовании некомпенсируемых финансовых убытках при оказании потребителям на территории п.Антипиха услуг теплоснабжения и горячего водоотведения за 3 и 4 кварталы 2019 года.

Административные (общехозяйственные) расходы – по данной группе затрат РСТ при тарифном регулировании услуги теплоснабжения на 2019 год заложено 3 988 943 руб. Однако, в расчете общества некомпенсируемых убытков за весь 2019 год эта статья затрат сложилась в размере 22 559 264 руб. Тем самым, РСТ посчитало необоснованными затраты в размере 18 570 321 руб. по данной статье.

Не были приняты к учету расходы на резерв отпуска производственных рабочих, т.к. это плановый показатель.

Тем самым, РСТ отказало в согласовании некомпенсируемых финансовых убытков при оказании потребителям на территории п.Антипиха услуг водоснабжения в размере 2 700 711,06 руб. за 3 квартал 2019 года и в размере 3 040 951,55 руб. за 4 квартал 2019 года; по услуге горячего водоснабжения в размере 2 411 024,06 руб. за 3 квартал 2019 года и 1 396 322, 94 руб. за 4 квартал 2019 года.

Не согласившись с письмом РСТ № 06/5261 от 29.09.2020, в котором отказано в согласовании не компенсируемых расходов по приведенным в нем основаниях, АО «Силикатный завод» обратилось в арбитражный суд.

В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного суд полагает, что требования  могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

- несоответствие оспариваемых им действий закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение прав и законных интересов общества при совершении этих действий.

Пунктом 19 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 года № 889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей» (далее - постановление Правительства РФ № 889) установлен единственный способ определения размера компенсации некомпенсируемых финансовых убытков как разницы между экономически обоснованными фактически понесенными расходами, отнесенными регулируемой организацией на соответствующий вид деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, субсидиями (компенсациями), выплачиваемыми регулируемой организации  из бюджетов всех уровней,  и  выручкой от реализации тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя по тарифам (ценам), установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Согласно пункта 1 статьи 72 Налогового Кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

При проверке экономической обоснованности фактически понесенных расходов АО «Силикатный завод» при оказании услуги теплоснабжения в 3 квартале 2019 года были выявлены неточности показателей и недостающие документы, о чем РСТ Забайкальского края неоднократно были направлены письма в адрес АО «Силикатный завод».

При установлении тарифов на коммунальные услуги РСТ Забайкальского края руководствуется Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее - постановление Правительствах» 1075).

В силу пункта 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства № 1075, тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 190-ФЗ регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; подпункт 9 пункта 1 определяет принцип обязательного раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

При установлении тарифов на 2019 год РСТ Забайкальского края была утверждена необходимая валовая выручка в размере 56 989 036 руб. при объёме полезного отпуска 38 965,33 Гкал (1 полугодие 22 054,21 Гкал, 2 полугодие 16 911,13 Гкал).

Согласно расчета и предоставленным АО «Силикатный завод» документам за 3 квартал 2019 года, объём полезного отпуска тепловой энергии составил 2 108,253 Гкал, что составило 5,4% от установленного при тарифном регулировании на 2019 год объёма полезного отпуска, при фактических затратах на сумму 11 781 458,45 руб., (20,7% от установленного размера необходимой валовой выручки).

РСТ Забайкальского края были проанализированы фактические показатели АО «Силикатный завод» нарастающим итогом с 1 по 3 кварталы 2019 года, из которых следует, что полезный отпуск составил 16 694,962 Гкал (это 42,85% от установленного на 2019 год) при затратах 36 238 386 руб., что составляет 63,59% от установленного РСТ Забайкальского края на 2019 год размера необходимой валовой выручки.

Таким образом, РСТ Забайкальского края сочла необходимым провести оценку полного финансового года деятельности АО «Силикатный завод», в связи с чем, были запрошены расчет некомпенсируемых расходов и подтверждающие документы за 4 квартал 2019 года.

При первичном предоставлении АО «Силикатный завод» документов за 4 квартал 2019 года также были выявлены несоответствия и первичная документация представлена не в полном объёме, о чём РСТ Забайкальского края уведомило АО «Силикатный завод» в письме от 20 августа 2020 года исх. №06/4605.

31 августа 2020 года от АО «Силикатный завод» в адрес РСТ Забайкальского края поступили дополнительно запрошенные документы для согласования некомпенсируемых финансовых убытков за 3 и 4 кварталы 2019 года.

При тарифном регулировании на 2019 год РСТ Забайкальского края утвержден размер необходимой валовой выручки для оказания ycлуг теплоснабжения потребителям АО «Силикатный завод» в сумме 56 989,04 тыс. руб., из них операционные расходыв размере 21 565, 50 тыс. руб., в том числе 12 442,98 тыс. руб. (57,7% от суммы операционных расходов) составили расходы на оплату труда производственных рабочих (51 шт. ед.), административные (общехозяйственные) расходы составили 3 988,94 тыс. руб. (18,5%) от суммы операционных расходов). Неподконтрольные расходыприняты в размере 9 251,86 тыс. руб., в том числе отчисления на социальные нужды - 5 566,58 тыс. руб. (60,2% от суммы неподконтрольных расходов), прочие неподконтрольные расходы - 828,66 тыс. руб., что составило 8,9%) от суммы неподконтрольных расходов. Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителяприняты в размере 35 628,9 тыс. руб., из них 22 054,03 тыс. руб. (61,9%) составили расходы на уголь.

РСТ Забайкальского края, проанализировав предоставленные АО «Силикатный завод» документы и информацию за весь финансовый 2019 год выявила, что АО «Силикатный завод» сочло возможным сокращение следующих расходов (в сфере теплоснабжения): на оплату труда основного производственного персонала до 8 282,94 тыс. руб. (снижение на 33%), сокращение расходов на оплату работ и услуг производственного характера с 2 255,35 тыс. руб. до 157,79 тыс. руб. (снижение на 93%>), затраты на ремонтные (общепроизводственные и цеховые) расходы при тарифном регулировании заложено 1 891,36 тыс. руб. по факту представленных документов расходы по данной статье составили 0 руб., расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей снижаются с 230,43 тыс. руб. до 211,19 тыс. руб. (снижение на 8,3%), снижение расходов на амортизацию основных средств и др., снижение расходов на уголь с 22 054,01 тыс. руб. до 7 189,57 тыс. руб. (снижение на 67,4%>) и электроэнергию с 12 326,82 тыс. руб. до 4 816,99 тыс. руб. (снижение на 61%), однако административные (общехозяйственные) расходы выросли до 22 559,26 тыс. руб. (рост 565,5%), также как и выросли прочие неподконтрольные расходы с 828,66 тыс. руб. до 2 547,15 тыс. руб. (рост на 307,4%).

По результатам анализа РСТ Забайкальского края выявила, что основную долю расходов по услуге теплоснабжения, а именно 22 559 264 руб., согласно расчета организации, составляют административные расходы, что составляет 42,4% от всех фактически понесенных за 2019 год расходов по указанной услуге, тогда как расходы на оплату труда основного производственного персонала составили 15,56%) от всех фактически понесенных за 2019 год расходов по указанной услуге.

Кроме того, РСТ Забайкальского края установила, что полные расходы аппарата управления по всему заводу составили 24 881 631,12 руб., и распределены эти расходы только на теплоснабжение (22 559 264 руб.) и на водоснабжение (2 322 367,12 руб.). Тогда как у АО «Силикатный завод» есть основной вид деятельности и это не коммунальные услуги, соответственно, административные расходы должны быть распределены по всем видам деятельности. Однако, АО «Силикатный завод», предоставил все административные расходы в смете на компенсируемые расходы.

При этом, в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального Закона «О теплоснабжении» от 27 июля 2012 года № 190-ФЗ регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе, в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, при расчете тарифа на 2019 год РСТ Забайкальского края в необходимой валовой выручке по услуге теплоснабжения по данной статье приняты расходы в размере 988 943 руб., что составляет 7% от расчетной необходимой валовой выручки для оказания услуг теплоснабжения при полезном отпуске тепловой энергии в объёме 38 965,33 Гкал (факт АО «Силикатный завод» за 2019 год 26 670,655 Гкал). Кроме того, в расчете некомпенсируемых убытков за квартал 2019 года АО «Силикатный завод» заявлены расходы по статье «Резерв на отпуска производственных рабочих» в сумме 900 930,40 руб., что не может относиться к экономически обоснованным расходам, так как это плановый показатель.

Исходя из вышеизложенного РСТ Забайкальского края пришло к выводу, что рост административных (общехозяйственных) и неподконтрольных расходов не является экономически обоснованным, так как они не привели к получению доходов, в результате этих расходов АО «Силикатный завод» получило убыток, размер расходов не соответствует финансовому положению организации, однако АО «Силикатный завод» рассчитывает компенсировать эти расходы за счет бюджета Забайкальского края, ссылаясь на пункт 5 статьи 21 Федерального закона № 190-ФЗ, где сказано, что в случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена компенсация в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Также в пункте 2 обжалуемого письма РСТ Забайкальского края указано, что не приняты к учету расходы на резерв отпуска производственных рабочих, т.к. это плановый показатель.

Резерв на оплату отпусков - это источник выплаты отпускных, компенсаций за неиспользованный отпуск и уплаты взносов во внебюджетные фонды, который работодатель создает в текущем периоде для использования в будущем.

В качестве подтверждающих документов АО «Силикатный завод» был представлен Отчет по проводкам за 4 квартал 2019 года по 96 счету БУ на сумму 900 930,40 руб. в 1 экз. на 1 л.

Согласно приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» счет 96 «Резервы предстоящих расходов» предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу. В частности, на этом счете могут быть отражены суммы:

• предстоящей оплаты отпусков (включая платежи на социальное страхование и обеспечение) работникам организации;

• на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

• производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

• на ремонт основных средств;

• предстоящих затрат на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

• на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание. Резервирование тех или иных сумм отражается по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство и расходов на продажу.

Фактические расходы, на которые был ранее образован резерв, относятся в дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции, в частности, со счетами: 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на суммы оплаты труда работникам за время отпуска и ежегодного вознаграждения за выслугу лет; 23 «Вспомогательные производства» - на стоимость ремонта основных средств, произведенного подразделением организации, и др.

Таким образом, расходы в сумме 900 930,40 руб. не приняты РСТ Забайкальского края, ввиду того, что АО «Силикатный завод» планирует произвести эти расходы в предстоящем отчетном периоде, тогда как пункт 19 постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 года № 889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей» указывает, что размер компенсации некомпенсируемых финансовых убытков определяется как разница между экономически обоснованными фактически понесенными расходами и выручкой от реализации тепловой энергии (мощности).

Пунктом 19 Постановления № 889 определено, что орган регулирования обязан рассмотреть расчет и направить согласование или разногласия в течение 30 дней со дня получения расчета.

Вместе с тем, в письме от 29 сентября 2020 года № 06/5261 РСТ Забайкальского края прямо указывает, что отказывает в согласовании некомпенсируемых финансовых убытков при оказании потребителям на территории п.Антипиха услуг водоснабжения в размере 2 700 711,06 руб. за 3 квартал 2019 года и в размере 3 040 951,55 руб. за 4 квартал 2019 года; по услуге горячего водоснабжения в размере 2 411 024,06 руб. за 3 квартал 2019 года и 1 396 322, 94 руб. за 4 квартал 2019 года.

Таким образом, суд соглашается с доводом заявителя, что обжалуемое письмо РСТ вынесено не в соответствии с полномочиями, предоставленными административному органу, в связи чем, подлежит признанию несоответствующим закону.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Из буквального толкования названных положений следует, что арбитражные суды не только констатируют незаконность оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, но и обязывают соответствующие органы и должностные лица к совершению активных действий по восстановлению нарушенных прав заявителя. Иными словами, признав незаконным (недействительным) решение государственного органа (должностного лица), арбитражный суд автоматически обязывает такой орган (должностное лицо) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания решения соответствующего органа (должностного лица) незаконным является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.

В рассматриваемом случае арбитражный суд считает возможным ограничиться указанием на обязанность административного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не конкретизируя при этом способ исполнения данной обязанности.

Заявителю при обращении в суд была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины, ответчик от уплаты госпошлины освобожден.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования Акционерного общества «Силикатный завод» о признании незаконным действия Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, выразившегося в отказе согласовать некомпенсируемые финансовые убытки при оказании АО «Силикатный завод» потребителям на территории п. Антипиха услуг теплоснабжения в размере 2 700 711,06 руб. за 3 квартал 2019 года и в размере 3 040 951,55 руб. за 4 квартал 2019 года; по услуге горячего водоснабжения в размере 2 411 024,06 руб. за 3 квартал 2019 года и 1 396 322,94 руб. за 4 квартал 2019 г., изложенного в письме региональной службы по тарифам и ценообразованию забайкальского края за исх. № 06/5261 от 29.09.2020, как несоответствующего Федеральному закону от 27.07.2010 № 190 «О теплоснабжении», Постановлению Правительства РФ от 06.09.2012 № 889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей», удовлетворить.

Обязать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества «Силикатный завод».

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                               Д.С. Горкин