НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Забайкальского края от 12.04.2018 № А78-2772/2018


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                        Дело № А78-2772/2018

17 апреля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2018 года

Решение изготовлено в полном объёме апреля 2018 года

                  Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Б.В. Цыцыкова, рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чернышевскому району (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании штрафной санкции, предусмотренной статьей 17 Федерального закона №27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в сумме 500 руб., а также судебных расходов.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) (далее – заявитель, пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чернышевскому району (далее – заинтересованное лицо, страхователь, отдел) о взыскании штрафной санкции, предусмотренной статьей 17 Федерального закона №27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в сумме 500 руб., судебных расходов.

Определением арбитражного суда от 22.02.2018 на основании статей 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление принято к производству в порядке упрощенного производства. Определение суда о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства направлялось заявителю, заинтересованному лицу. В деле имеются доказательства надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Заявитель представил в арбитражный суд ходатайство, в котором требование о взыскании финансовой санкции поддерживает, с приложением документов в подтверждение наличия задолженности, указав, что требование о взыскании судебных расходов не поддерживает (вх. №А78-Д-4/12411, А78-Д-4/12481). Также в материалы дела было представлено ходатайство о возврате заявления о взыскании, которое впоследствии заявитель просил не рассматривать, ввиду ошибочной подачи указанного заявления (вх.№А78-Д-4/15569, А78-Д-4/15643).

Заинтересованное лицо отзыв на заявление, документы в обоснование своей позиции по делу не представило.

Уточненные требования заявителя приняты судом к рассмотрению. В соответствии с частью 4 статьи 228 АПК РФ документы, поступившие в арбитражный суд от заявителя, размещены в режиме ограниченного доступа на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

На основании статьи 228 АПК РФ, в связи с истечением установленных судом сроков для представления доказательств и иных документов, дело рассмотрено судом в порядке главы 29 АПК РФ, без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.

12 апреля 2018 года, в порядке части 1 статьи 229 АПК РФ, судом принято решение по настоящему делу путем подписания резолютивной части решения.

В силу части 2 статьи 229 АПК РФ, по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

В материалы дела 16 апреля 2018 года от заинтересованного лица поступило заявление о составлении мотивированного решения (вх. №829), 17 апреля 2018 года заявление о составлении мотивированного решения поступило от заявителя (вх. №А78-Д-4/16015)

Рассмотрев материалы дела, исследовав документы, оценив доказательства в совокупности, суд по существу требований заявителя пришел к следующим выводам.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилка Забайкальского края (межрайонное) зарегистрировано 31.12.2009 в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 673370, <...>.

Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чернышевскому району зарегистрирован 21.07.1995 Администрацией муниципального образования «Чернышевский район» Читинской области, 19.11.2002 внесен в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 673462, Забайкальский край, Чернышевский район, пгт. Чернышевск, ул. Центральная, д. 21.

10.10.2016 отдел представил в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2016 года (л.д. 19-20), 28.10.2016 - дополняющую форму на одно застрахованное лицо: ФИО1, в исходной форме указанной как «Зайцева Анна Игорьевна» (л.д. 23-24).

Пенсионным фондом 26.04.2017 был составлен акт №207S18170002331 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Указанным актом установлено представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений СЗВ-М с ошибкой в отношении одного застрахованного лица. Указанный акт с приложением направлен пенсионным фондом отделу, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений (л.д. 29-30).

Решением от 13.06.2017 №207S19170003247 отдел привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за представление страхователем неполных и недостоверных сведений сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года в виде штрафа в размере 500 руб. (500 руб.*1) (л.д. 31-32). Решение №207S19170003247 от 13.06.2017 направлено в адрес отдела, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений (л.д. 33).

Требованием №207S19170476452 от 21.07.2017 об уплате финансовой санкции за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ, отделу предложено в срок до 08.08.2017 уплатить сумму финансовой санкции в размере 500 руб. Указанное требование об уплате финансовой санкции направлено страхователю, что подтверждается списком почтовых отправлений с почтовой отметкой (л.д. 36-37).

В срок, установленный требованием №207S19170476452 от 21.07.2017, задолженность в сумме 500 руб. не была оплачена отделом, в связи с чем, пенсионный фонд обратился в суд с настоящим заявлением.

На основании статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чернышевскому району является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.

В соответствии со статей 8 Федерального закона №27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца (в редакции, действовавшей в спорный период), следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, перечисленные в данном пункте, а именно:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона №27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.

Статьей 16 Федерального закона №27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (далее - Инструкция), зарегистрированной в Минюсте России 16.02.2010 №16440 и утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 №987н, действовавшая в рассматриваемом периоде вплоть до издания Приказа Минтруда России от 21.12.2016 №766н, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 08.02.2017).

В силу пункта 34 Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.

Согласно пункту 41 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные. Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.

Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ).

Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 № 83п утверждена форма «Сведения о застрахованных лицах», применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М).

На основании статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Как следует из Постановления Пенсионного фонда Российской Федерации №83п от 01.02.2016, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): «исхд» - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; «доп» - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; «отмн» - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Из материалов дела следует, что в исходной форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года, направленной по электронным каналам в пенсионный фонд 10.10.2016, то есть в установленный законом срок (до 10.10.2016), представлены сведения на 17 застрахованных лиц. В числе застрахованных лиц, указанных в форме «исходная» содержались сведения по застрахованному лицу: ФИО1. Однако при написании отчества данного застрахованного лица страхователем была допущена ошибка, вместо «Игоревна» указано «Игорьевна».

Пенсионным фондом в протоколе проверки электронного документа обнаружена 1 ошибка, отчетность принята и протокол проверки с описанием кодов результатов проверки и перечнем выявленных предупреждений и ошибок проверочным модулем «ВИО» направлен страхователю 10.10.2016. Страхователем сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 по типу «дополняющая» на застрахованное лицо ФИО1 были представлены 28.10.2016.

Пенсионный фонд, восприняв данное обстоятельство как представление страхователем в отношении 1 застрахованного лица недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, пришел к выводу о наличии в действиях страхователя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 указанного Федерального закона.

Статьей 1 Федерального закона № 27-ФЗ определено, что индивидуальный (персонифицированный) учет представляет собой организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положений пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь обязан ежемесячно представлять о застрахованных лицах следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Как следует из сведений СЗВ-М по типу формы «исходная» за сентябрь 2016 года Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чернышевскому району представил в отношении ФИО1 все необходимые сведения, в том числе указав фамилию, имя, отчество данного застрахованного лица. Однако в написании отчества была допущена ошибка с указанием буквы «ь» (вместо «Игоревна» указано «Игорьевна»).

Суд, принимая во внимание, что смысловое значение слова (отчества) при указанной ошибке не изменилось, полагает, что указанная ошибка является ошибкой в правописании, которая не может быть квалифицирована как представление недостоверных сведений, в смысле, придаваемом этому понятию Федеральным законом № 27-ФЗ. Пенсионный фонд в протоколе проверки электронного документа страхователя и акте о выявленном правонарушении также квалифицировал указанное обстоятельство как ошибку, а не как недостоверность представленных сведений. Однако решением №207S19170003247 от 13.06.2017 страхователь привлечен к ответственности за представление неполных и недостоверных сведений. При этом ни в акте №207S18170002331 от 26.04.2017, ни в решении №207S19170003247 от 13.06.2017 не указано, в чем именно выразилась неполнота и недостоверность представленных страхователем сведений в отношении 1 застрахованного лица.

Также из содержания акта №№207S18170002331 от 26.04.2017 и решения №207S19170003247 от 13.06.2017 следует, что страхователь привлечен к ответственности за нарушение двухнедельного срока, предусмотренного пунктом 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах от 14.12.2009 №987н. Вместе с тем, абзац третий статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ не предусматривает ответственности за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, а также за ошибку в правописании.

Доказательств того, кому в действительности принадлежит страховой номер 124-153-426 17 заявителем в материалы дела не представлено, как и не представлено и данных о страховом номере, принадлежащем ФИО1, в связи с чем, суду не представляется возможным сделать вывод о недостоверности сведений.

Более того, исходя из положений Федерального закона №27-ФЗ недостоверность сведений предполагает существенные нарушения, влияющие на правильность исчисления и выплат пенсий. Определением суда от 22.02.2018 заявителю предлагалось представить доказательства необоснованных выплат пенсии в связи с предполагаемым пенсионным фондом предоставлением страхователем недостоверной отчетности с учетом механизма пересмотра решений о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии пенсионерам, осуществляющим работу, установленного Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Заявитель доказательств необоснованных выплат пенсии не представил, в представленных пояснениях (л.д. 42) указал, что факт повышенной фиксированной выплаты пенсионерам осуществляющих работу не выявлен. В связи с чем, суд полагает, что допущенная страхователем ошибка не привела к невозможности осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, либо иным последствиям и могла быть скорректирована в установленном порядке.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о недоказанности заявителем состава правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ, вмененного страхователю, и отказывает заявителю в удовлетворении требований.

Расходы по государственной пошлине подлежат распределению в порядке статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении заявленных требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                                                                Б.В. Цыцыков