НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Забайкальского края от 10.07.2020 № А78-3825/20


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                         Дело № А78-3825/2020

10 июля 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2020 года

Решение изготовлено в полном объёме июля 2020 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сумароковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по уточненному заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Коралл» (ОГРН 1197536007020, ИНН 7536179218)

к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края (ОГРН 1087536008438, ИНН 7536095590)

о признании незаконным заключения о привлечении и об использовании иностранных работников от 22.01.2020 № 21,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

1)Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю (ОГРН 1087536006073, ИНН 7536093338),

2) Государственного казенного учреждения «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края (ОГРН 1037550001719, ИНН 7536053695).

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Максимова Ю.А. – представителя по доверенности от 01.04.2020, диплом (регистрационный номер 14052 от 14.05.2001);

от заинтересованного лица: Межонова Д.В., представителя по доверенности от 18.05.2020, диплом (регистрационный номер 32318 от 24.06.2013);

от третьего лица 1: Писаренко Е.В. – представителя по доверенности от 02.10.2019, диплом (до перерыва), не явился (после перерыва);

от третьего лица 2: Корчагиной Е.А. – представителя по доверенности от 18.06.2020, диплом (регистрационный номер 571-сф от 17.03.2007).

Общество с ограниченной ответственностью «Коралл» (далее – заявитель, ООО «Коралл») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании незаконным заключения Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края о привлечении и об использовании иностранных работников от 22.01.2020 № 21.

Определением арбитражного суда от 18.06.2020 дело № А78-3825/2020 и дело №А78-3826/2020 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен № А78-3825/2020.

Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании, начатом 07.07.2020, объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 10.07.2020, о чем сделано публичное извещение на сайте суда в сети интернет по адресу: http://www.chita.arbitr.ru.

Представитель заявителя требования поддержал.

Представитель Министерства заявленное требование не признал, полагая обжалуемые заключения законными и обоснованными.

Третьи лица поддержали позицию Министерства.

Суд, изучив материалы дела, установил.

06.12.2019 ООО «Коралл» обратилось в ГКУ «Центр занятости населения города Читы» с просьбой принять сведения о наличии 5 вакантных мест по профессии «мастер по ремонту технологического оборудования» код профессии 23936 вне квоты со специальными требованиями: размер оплаты труда 25000 руб., ненормированный рабочий день, образование высшее, знание английского и китайского языков, опыт работы 5 лет.

20.01.2020 ООО «Коралл» обратилось в Управление внутренней миграции УМВД РФ по Забайкальскому краю за получением государственной услуги по выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников граждан Китая Го Цзиньцай, 01.09.1988 г.р., Хао Синго, 31.05.1970 г.р., по профессии «мастер по ремонту технологического оборудования» код профессии 23936 и выдаче ему разрешения на работу на период с 10.02.2020 г. по 09.02.2021 г.

17.01.2020 ООО «Коралл» платежными поручениями №»№ 1-6 произвело оплату государственных пошлин за предоставление вышеуказанных государственных услуг в размере 28600 руб. 00 коп.

13.02.2020 исх. №№ 36/4/2-144, 36/4/4-145 УВМ УМВД РФ по Забайкальскому краю направило в ООО «Коралл» уведомление об отказе в выдаче разрешения на работу гр. Китая Го Цзиньцай, Хао Синго в связи с поступлением от Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащего решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям.

14.02.2020 исх. № 36/4/2-152 УВМ УМВД РФ по Забайкальскому краю направило в ООО «Коралл» уведомление об отказе в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранного работника гр. Китая Го Цзиньцай, Хао Синго по профессии «мастер по ремонту технологического оборудования» в количестве 2 человек в связи с поступлением от Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края заключения от 22.01.2020 о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащего решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям.

27.04.2020 ООО «Коралл» был направлен запрос в Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края с просьбой направить в его адрес копию заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащего решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранного работников.

Не согласившись с заключением Минтруда, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного суд полагает, что требования  могут быть удовлетворены в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: несоответствие оспариваемых им действий закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов общества при совершении этих действий.

Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения.

В силу статьи 5 Закона о занятости государственная политика в области содействия занятости населения направлена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда.

В статье 7.1-1. Закона о занятости определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, согласно которым последние осуществляют контроль за обеспечением гарантий в области занятости населения (подпункт 6), оказывают в соответствии с действующим законодательством о занятости государственные услуги, в частности содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (подпункт 14).

Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы в соответствии с первым абзацем статьи 17 Закона о занятости является приоритетным правом Российской Федерации, которое осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (абзац второй статьи 17 Закона о занятости).

Отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.

В п. 3 ст. 18 Закона о правовом положении иностранных граждан определено, что разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта РФ.

При этом УМВД РФ не предоставлены полномочия по проверке обоснованности данного заключения, а также не предусматривается возможность при наличии заключения о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников принятие решения о выдаче разрешения на их привлечение.

На основании п. 8 Порядка оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 октября 2014 г. N 795н) заключение, содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по определенным профессиям, специальностям, должностям, выдается органом исполнительной власти субъекта РФ в случаях:

-отсутствия в регистре получателей услуг сведений о потребности работодателя, заказчика работ (услуг) в работниках для замещения свободных рабочих мест, по которым работодателем подано заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

-если срок представления сведений о потребности работодателя в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в центр занятости населения составляет менее 1 календарного месяца на дату получения запроса о выдаче заключения;

-наличия российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки и зарегистрированных в центрах занятости населения в целях поиска подходящей работы (безработных граждан);

-наличия отказа работодателя, заказчика работ (услуг) в приеме на работу российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки, включая проживающих в другой местности;

-наличия отказа работодателя, заказчика работ (услуг) в привлечении на работу российских граждан, проживающих в трудоизбыточных регионах и имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки;

- отсутствия в перечне профессий (специальностей, должностей) для привлечения иностранных работников на очередной год, утвержденном в установленном порядке, рабочих мест, на которые работодатель, заказчик работ (услуг) подал заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников, кроме случаев, когда привлекаются иностранные работники, на которых в соответствии с законодательством РФ квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу не распространяются;

- наличия возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов РФ.

Согласно подпункту «б» пункта 3 Порядка № 795н орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение одного рабочего дня со дня поступления запроса о выдаче заключения, содержащего данные, позволяющие идентифицировать работодателя, заказчика работ (услуг) в регистре получателей услуг осуществляет сверку данных, указанных в запросе о выдаче заключения, и данных, содержащихся в регистре получателей услуг.

В соответствии с пунктом 5 Порядка № 795н подготовка предложений о привлечении и об использовании иностранных работников осуществляется на основании обобщения и анализа:

а) центром занятости населения, в который работодатель, заказчик работ (услуг) подавал сведения о потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест:

данных о фактах и сроках подачи работодателем, заказчиком работ (услуг) сведений о потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест по профессиям, специальностям, должностям, на которые предполагается привлечение иностранных работников;

соответствия заявленных ранее сведений о потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест по профессиям, специальностям, должностям и потребности в привлечении и использовании иностранных работников;

сведений о наличии в регистре получателей услуг данных о гражданах, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию и уровень профессиональной подготовки по профессиям, специальностям, должностям, на которые работодатель, заказчик работ (услуг) планирует привлечение иностранных работников;

сведений о направлении к работодателю, заказчику работ (услуг) граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных граждан, в соответствии с поданными сведениями о потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест по профессиям, специальностям, должностям;

сведений о ходе замещения свободных рабочих мест, результатах собеседования граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных граждан, с работодателем, заказчиком работ (услуг) о трудоустройстве на свободные рабочие места, причинах отказа в приеме на работу, причинах, по которым кандидатуры были отклонены;

сведений об отказе работодателя, заказчика работ (услуг) от привлечения для работы российских граждан, проживающих в трудоизбыточных регионах или в другой местности и имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки;

данных о спросе и предложении рабочей силы, ситуации на рынке труда, уровне безработицы на закрепленной за центром занятости населения территории субъекта Российской Федерации;

сведений, содержащихся в регистре получателей услуг, о рабочих местах, на которые работодатель, заказчик работ (услуг) представлял заявку о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на текущий год;

иной информации, позволяющей подготовить объективные предложения о привлечении и об использовании иностранных работников;

б) иными центрами занятости населения, расположенными на территории субъекта Российской Федерации:

данных, подтверждающих факт отсутствия в регистре получателей услуг сведений о потребности работодателя, заказчика работ (услуг) в работниках для замещения свободных рабочих мест по профессиям, специальностям, должностям, перечисленным в запросе о подготовке предложений;

сведений о наличии в регистре получателей услуг данных о гражданах, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию и уровень профессиональной подготовки по профессиям, специальностям, должностям, на которые работодатель, заказчик работ (услуг) планирует привлечение иностранных работников;

сведений об отказе работодателя, заказчика работ (услуг) от привлечения для работы российских граждан, проживающих в трудоизбыточных регионах или в другой местности и имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки;

данных о спросе и предложении рабочей силы, ситуации на рынке труда, уровне безработицы на территории субъекта Российской Федерации, на которой центр занятости населения осуществляет свою деятельность;

иной информации, позволяющей подготовить объективные предложения о привлечении и об использовании иностранных работников.

В силу пункта 6 Порядка №795н запросы о подготовке предложений, предусмотренные подпунктом "в" пункта 3 настоящего Порядка, в центры занятости населения, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, не направляются при осуществлении формирования и обновления регистра получателей услуг в режиме реального времени на уровне субъекта Российской Федерации. В указанном случае работник органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно обобщает и анализирует информацию, указанную в пункте 5 настоящего Порядка.

Таким образом, из системного толкования вышеприведенных норм следует, что для оформления заключения о целесообразности либо нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников работник органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании обновленного регистра получателей услуг обязан провести анализ и обобщение информации, в том числе касающейся сведений о наличии в регистре получателей услуг данных о гражданах, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию и уровень профессиональной подготовки по профессиям, специальностям, должностям, на которые работодатель, заказчик работ (услуг) планирует привлечение иностранных работников, а также сведений о направлении к работодателю, заказчику работ (услуг) граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных граждан, в соответствии с поданными сведениями о потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест по профессиям, специальностям, должностям.

Между тем в материалы дела Министерством не представлено доказательств проведения полного анализа и обобщения информации для выдачи мотивированного заключения о нецелесообразности привлечения иностранной рабочей силы. Данных доказательств не представил также и Центр занятости населения.

Основанием выдачи заключения, содержащего решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по определенным профессиям, специальностям, должностям явилось наличия возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации (пункт 8 Порядка № 795 н).

Вместе тем доказательства о соответствии граждан, состоящих на учете в качестве безработных и представленных Министерством в качестве удовлетворения потребностей общества, требованиям заявителя, предъявляемым к кандидатам не представлено.

Довод Министерства о завышенных требований заявителя к кандидатам не принимается, поскольку именно заявитель как субъект предпринимательской деятельности вправе устанавливать требованиям к кандидатам при приеме на работу и оценка данных требований не входит в компетенцию Министерства.

Данная правовая позиция приведена также в постановлении Восемнадцатого апелляционного суда от 25.02.2020 № 18АП-19876/2019.

Оценивая вышеизложенное, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Из буквального толкования названных положений следует, что арбитражные суды не только констатируют незаконность оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, но и обязывают соответствующие органы и должностные лица к совершению активных действий по восстановлению нарушенных прав заявителя. Иными словами, признав незаконным (недействительным) решение государственного органа (должностного лица), арбитражный суд автоматически обязывает такой орган (должностное лицо) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания решения соответствующего органа (должностного лица) незаконным является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.

В рассматриваемом случае арбитражный суд считает возможным ограничиться указанием на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не конкретизируя при этом способ исполнения данной обязанности.

При обращении в суд заявителем была оплачена госпошлина в размере 6000 руб. (п/п №№ 87, 88 от 18.05.2020), тогда как в соответствии со ст.333.21 Налогового кодекса РФ оплате подлежит 3000 руб. Излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю, госпошлина в размере 3000 руб. подлежит взысканию со стороны.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным заключение Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края о привлечении и об использовании иностранных работников от 22.01.2020 № 21, как несоответствующее Закону Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Коралл».

Взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Коралл» государственную пошлину в размере 3000 руб.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Коралл» излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                               Д.С. Горкин