НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Забайкальского края от 10.01.2019 № А78-14059/18


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                        Дело № А78-14059/2018

10 января 2019 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Улько К.О.,

рассмотрел в открытом судебном заседании

дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании ущерба, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге, в размере 514 764, 73 руб.,

при участии в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

1) ФИО2,

2) ФИО3,

3) Восточно-Сибирское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>, ИНН <***>),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен в порядке ст. 123 АПК РФ;

от третьих лиц 1,3: не явились, извещены;

от третьего лица 2: не явился, извещен в порядке ст. 123 АПК РФ.

Федеральное казенное учреждение «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства»  (далее – заявитель, ФКУ ДСД «Дальний Восток») обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ИП ФИО1) ущерба, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге в размере 514 764,73 руб.

Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Арбитражного процессуального кодекса РФ), надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направили.

О месте и времени рассмотрения дела ИП ФИО1, ФИО2, ФИО3 извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса РФ, что подтверждается возвращенными почтовыми конвертами, а также отчетами о публикации на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края в сети «Интернет» (www.chita.arbitr.ru) определений о принятии заявления к производству и об отложении судебного разбирательства, однако явку представителей в судебное заседание не обеспечили, дополнительные документы по делу не представили, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

30.01.2018 в 21 час. 07 мин. на стационарном пункте весового контроля 1688 км ФАД Р-297 «Амур» Чита-Хабаровск, принадлежащего ФКУ ДСД «Дальний Восток» путем статического взвешивания посредством весов ВА-20Д-2 №42, свидетельство о поверке БА №115305 до 01.10.2018, государственным инспектором Восточно-Сибиркого МУГАДН ФИО4 выявлено нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов, о чем был составлен акт «О превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось» №28 от 30.01.2018.

Согласно указанного акта, грузовой автомобиль (тягач) VOLVOFN 12 6X2, государственный регистрационный номер <***>, с прицепом (полуприцепом) LAOANLR9231CL, государственный регистрационный номер АМ2385 75, при допустимой массе 44 тонн, имел фактическую массу 32,97 тонны, учитываемые осевые нагрузки: на первую ось - 5,05 тонны при допустимой нагрузке 9 тонн, на вторую ось -15,45 тонны при допустимой нагрузке 7,50 тонн, на третью ось - 0,43 тонны при допустимой нагрузке 7,50 тонн, на четвертую ось - 5,01 тонны при допустимой нагрузке 7 тонн, на пятую ось - 4,35 тонны при допустимой нагрузке 7 тонн, на шестую ось - 2,59 тонны при допустимой нагрузке 7 тонн.

Согласно свидетельства о регистрации т/с 25 42 №672743 собственником (владельцем) автомобиля (тягача) является ФИО2

Собственником полуприцепа марки LAONявляется ФИО3 (свидетельство о регистрации ТС <...>).

На момент проведения проверки из данных ответчиком объяснений следовало, что он владеет автомобилем на основании устной доверенности, перевозил груз по маршруту движения   автодороги   федерального   значения   г.Могоча,   Забайкальский   край г.Хабаровск, в части находящейся в оперативном управлении ФКУ ДСД «Дальний Восток». Объяснения даны собственноручно 30.01.2018, в них указано место работы в качестве индивидуального предпринимательства. Здесь же ИП ФИО1 указал, что путевой лист себе не выписывал, медосмотр не проводился, перевозился груз – животные (бараны) по маршруту Могоча-Хабаровск.

Также в акте планового осмотра обследования транспортного средства № 28 от 30.01.2018 указано, что перевозчиком является ИП ФИО1, с актом он ознакомлен, акт им подписан без замечаний.

Допустимые массы и осевые нагрузки, а также предельно допустимые габариты транспортных средств, определены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011г. №272.

Порядок производства Ространснадзором весового и габаритного контроля транспортных средств на федеральных автомобильных дорогах в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, урегулирован пунктами 2.1, 2.1.1, 2.1.1.2, 2.1.1.2.1, 2.1.1.2.2, 2.1.1.2.3, 2.1.1.2.4 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утв. Приказом Минтранса РФ №125 от 27.04.2011.

Согласно данным нормам в рамках указанного контроля в отношении названной группы перевозчиков Ространснадзором на стационарных контрольных пунктах осуществляется:

-взвешивание транспортных средств;

-составление акта по результатам взвешивания транспортного средства;

- сравнение весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства.

При этом в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установления несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственнойинспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство (пункт 2.1.1.2.4 Порядка).

В соответствии ч.2 ст.31 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах), движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

Согласно пункта 2 Приказа Минтранса России от 24.07.2012 N 258 "Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов", специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, выдается уполномоченными органами, указанными в части 6 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В силу пункта 1 части 6 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах предусмотренное данной статьей специальное разрешение в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных, крупногабаритных или опасных грузов.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах выдача специальною разрешения, указанного в части 1 данной статьи, производится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.

Как следует из пункта 5.4(6) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 №374, указанные выше полномочиям отнесены к Федеральному дорожному агентству.

В свою очередь, в соответствии с п. 1.3. Устава ФКУ «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства», утв. Федеральным дорожным агентством от 24.08.2015 г. №801, Дирекция является подведомственным учреждением Федерального дорожного агентства.

Согласно пункта 3.3.11 Устава ФКУ ДСД «Дальний Восток», утв. Федеральным дорожным агентством Минтранса России от 24.08.2015 г. №801, Дирекция осуществляет предоставление государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации в рамках предоставленных Федеральным дорожным агентством полномочий.

В соответствии с пунктом 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 (далее - Правила №934), вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

На момент проведения проверки у ответчика такое разрешение отсутствовало.

В соответствии со ст. 46 Закона об автомобильных дорогах в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, лица, нарушившие законодательство Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Правил N 934, осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется в том числе Федеральным дорожным агентством.

В соответствии с пунктами 2.2 и 3.3.18 Устава ФКУ ДСД «Дальний Восток», утв. Федеральным дорожным агентством Минтранса России от 24.08.2015 г. №801, Дирекция наделена полномочиями по обращению в судебные органы Российской Федерации, в обязанности Дирекции в том числе входит проведение соответствующей претензионно­исковой работы по взысканию с владельцев тяжеловесных транспортных средств, осуществляющих движение по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, не уплаченной в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, платы в счет возмещения вреда, причиненного тяжеловесными транспортными средствами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу пункта 1 статьи 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды и т.п.).

Учитывая отобранные в ходе проверки объяснения у ИП ФИО1, акт от 30.01.2018 № 28, суд полагает факт перевозки им на вышеприведенном транспортном средстве с выявленными нарушениями установленным.

Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» составлен расчет размера вреда, в соответствии с которым размер суммы за провоз тяжеловесного груза с начислением базового компенсационного индекса текущего года составил 514 764, 73 руб.

19.07.2018 в адрес ответчика была направлена претензия в целях добровольной уплаты в возмещение причиненного вреда.

В установленный статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса РФпретензия осталась без удовлетворения.

В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.

В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса, полученные путем использования систем видеоконференц-связи.

Статья 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусматривает, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Анализируя вышеприведенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования, поскольку оно доказано представленными в дело доказательствами, возражений ответчика с какими-либо доказательствами до момента принятия решения судом не поступило.

Госпошлина в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит взысканию со стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1  (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Федерального казенного учреждения «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства» (ОГРН <***>, ИНН <***>) ущерб, причиненный транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге в размере 514 764,73 руб.

Взыскать с  индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 13295 руб.

На решение может быть подана жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.

Судья                                                                                                Д.С. Горкин