НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Забайкальского края от 08.09.2020 № А78-10489/19

_


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                Дело №А78- 89 / 9

15 сентября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 08 сентября 2020 года

Решение изготовлено в полном объёме сентября 2020 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Е.А. Будаевой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.И. Пушкаревой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1078080002978, ИНН 8001014850) к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации (ОГРН 1037700029620, ИНН 7706074737), к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю (ОГРН 1087536006073, ИНН 7536093338) о взыскании ущерба в виде необоснованной выплаты ежемесячной денежной выплаты в связи с неправомерной выдачей удостоверения "Ветеран боевых действий" Жамсоеву Булату Баторовичу за период с 01.01.2005 по 31.01.2019 в размере 325439,64 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 395270,77 руб.,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих его самостоятельных требований относительно предмета спора, Жамсоева Булата Баторовича (Забайкальский край, пгт.Агинское), публичного акционерного общества «Сбербанк России» (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893), акционерного общества «Почта России» (ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000), Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501150588, ИНН 7536008244),

при участии в судебном заседании:

от истца: Ланцова А.А., представителя по доверенности от 25.09.2019;

от ответчика-1: Размахнина А.А., представителя по доверенности от 14.01.2020;

от ответчика-2: Размахнина А.А., представителя по доверенности от 15.01.2020;

от третьих лиц 1-3: представители не явились (извещены);

от третьего лица-4: Ланцова А.А., представителя по доверенности от 10.06.2020,

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) (далее - истец, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – ответчик -1, МВД России), к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее - ответчик-2, УМВД) о взыскании ущерба в виде необоснованной выплаты ежемесячной денежной выплаты в связи с неправомерной выдачей удостоверения "Ветеран боевых действий" Жамсоеву Булату Баторовичу за период с 01.01.2005 по 31.01.2019 в размере 325439,64 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 395270,77 руб.

            В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих его самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют: Жамсоев Булат Баторович (далее - третье лицо-1), публичное акционерное общество «Сбербанк России» (далее - третье лицо-2), акционерное общество «Почта России» (далее - третье лицо-3), Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее – третье лицо -4).

Истцом заявлен отказ от искового требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 395270,77 руб.

Представитель истца в судебном заседании иск поддержал.

Представитель ответчиков в судебном заседании иск не признал.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.

Жамсоев Булат Баторович являлся получателем ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) как "Ветеран боевых действий" по удостоверению серии РМ №446115 "Ветеран боевых действий" на основании заявления о выплате и доставке ЕДВ от 07.02.2005.

Письмом УМВД России по Забайкальскому краю от 25.12.2018 №4/4820 сообщено Отделению Пенсионного фонда России по Забайкальскому краю об установлении по результатам проверки факта отсутствия оснований для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» Жамсоеву Б.Б., о чем последнее письмом от 17.01.2019 №09-267 уведомило истца.

Истцом принято решение о прекращении выплаты ЕДВ.

28.01.2019 Центром ПФР в Забайкальском крае (АБО Агинский район) составлен протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии №245, согласно которому выплата ЕДВ производилась в период с 01.01.2005 по 31.01.2019 и составила 325439,64 руб.

Решением Агинского районного суда Забайкальского края от 23.07.2018 по делу №2-408/2019 в удовлетворении требований истца о взыскании с Жамсоева Б.Б. выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами отказано.

Истец, полагая, что перерасход средств на выплату Жамсоеву Б.Б. ЕДВ обусловлен представлением УМВД недостоверных сведений, обратился в суд с настоящим иском.

Суд, рассмотрев отказ Пенсионного фонда от требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 395270,77 руб. признает его подлежащим удовлетворению, производство по делу в указанной части - прекращению.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

На основании части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.

Суд, исходя из того, что заявление об отказе от исковых требований подписано уполномоченным лицом, отказ от части требований не противоречит закону, иным нормативным правовым актам и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, принимает частичный отказ от иска.

Производство по делу в части требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 395270,77 руб. подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Суд, рассмотрев исковые требования, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы сторон, приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.

Из положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что судебной защите подлежит нарушенное право.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Ответственность наступает при наличии следующих условий: наличие убытков (факт причинения вреда), противоправность действий лица, обязанного к возмещению убытков (вреда), причинно-следственная связь между противоправным поведением указанного лица и возникшими убытками (причинением вреда), вину лица, обязанного к возмещению убытков (возмещению вреда).

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации определены органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за ее счет

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1. Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", право на ежемесячную денежную выплату имеют, в том числе ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 названного закона.

В силу пункта 3 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004 N 294, в качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимать удостоверение и (или) справки установленного образца, а в необходимых случаях - справки и документы компетентных органов, содержащие требуемые сведения.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" Министерством внутренних дел Российской Федерации разработана и утверждена приказом от 07.05.2004 N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Инструкция).

В пункте 1 Инструкции указано, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим их права и льготы.

Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы (пункт 2 Инструкции).

Перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержится в пункте 3 Инструкции.

В Определении Верховного Суда РФ от 19.11.2018 N 26-КГ18-41 указано, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.

Пенсионным фондом Жамсоеву Б.Б. назначена ЕДВ с 01.01.2005 на основании его заявления о выплате и доставке ежемесячной денежной выплаты от 07.02.2005 и выданного УВД Агинского Бурятского автономного округа удостоверения от 22.12.2004 серии РМ №446115 в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах".

Как указано в письме от 25.12.2018 №4/4820 Прокуратурой Забайкальского края проведена проверка законности выдачи удостоверения ветерана боевых действий, в результате которой установлено, что Жамсоев Б.Б. находился в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона, но фактического участия в боевых действиях не принимал, в связи с чем удостоверение ветерана боевых действий выдано гражданину Жамсоеву Б.Б. без законных оснований.

Суд, исходя из того, что Пенсионный фонд в соответствии с действующим законодательством производил выплаты ЕДВ гражданину Жамсоеву Б.Б. в связи с предъявлением им выданного и оформленного в установленном порядке удостоверения ветерана боевых действий, в действительности которого сомнений не могло возникнуть у фонда, незаконность выдачи которого установлена в ходе проверки органами прокуратуры, о чем уведомило УМВД фонд, приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению понесенного ущерба.

МВД России и его территориальные органы, в том числе в силу норм Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699, уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.

Вина причинителя вреда, наличие причинно-следственная связь между действиями ответчика по выдаче удостоверения и выплатами истцом денежных средств гражданину, доказаны.

Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Суд отклоняет довод ответчика о том, что фактически в данном случае имеет место совпадение кредитора и должника, поскольку выплаты произведены за счет бюджета и истец просит возместить ущерб также за счет федерального бюджета. Оснований для применения положений статьи 413 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется, поскольку в настоящем деле рассматриваются требования о возмещении ущерба, а не требования, возникшие из обязательственных правоотношений.

Размер ущерба в результате произведения выплаты ЕДВ Жамсоеву Б.Б. истцом подтвержден представленными в материалы дела ведомостями выплат, платежными поручениями, сопроводительными описями, списками на пенсии.

ПАО «Сбербанк России» представлены выписки со счета, с указанием размера выплаченной ЕДВ.

Суд не принимает во внимание ответ на судебный запрос УФПС Забайкальского края от 02.04.2020 №Ф75-08/2274, в котором указано, что Жамсоев Б.Б. не является получателем ЕДВ через структурные подразделения почтовой связи, поскольку судом были запрошены сведения о размере выплаченной ЕДВ за определенный период, в то время как ответ дан по состоянию на текущую дату.

Довод ответчика об отсутствии оснований для возмещения ущерба в размере ЕДВ за январь 2018 года в сумме 2850,26 руб. суд признает обоснованным.

Из материалов дела следует, что о незаконности выдачи удостоверения Жамсоеву Б.Б. стало известно Отделению ПФР России по Забайкальскому краю 15.01.2019 (дата поручения письма от 25.12.2018 №4/4820), и письмом от 17.01.2019 данные сведения доведены до Управления ПФР России в Агинском Бурятском округе Забайкальского края. Платежным поручением от 16.01.2019 денежные средства для выплаты ЕДВ перечислены в банк.

Пунктом 4 дополнительного соглашения №1 к договору о порядке взаимодействия между филиалом ПАО Сбербанк и отделением Пенсионного фонда Российской Федерации  при доставке пенсий, выплачиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации от 30.11.2015 №74010151/29315 предусмотрено, что Банк производит возврат Фонду сумм пенсий, ошибочно перечисленных Фондом и зачисленных Банком на счет получателя пенсии после месяца, в котором, в том числе наступили обстоятельства, влекущие прекращение выплаты пенсии на основании списка на возврат сумм Фонда.

Суд, учитывая, что Пенсионный фонд, располагая 15.01.2019 сведениями об отсутствии оснований для начисления и выплаты ЕДВ, имел возможность направить в банк заявку на возврат денежных средств, но мер таких не принял, приходит к выводу об отсутствии основания для взыскания 2850,26 руб. в составе сумм ущерба.

Довод истца о его неосведомленности о сведениях, представленных УМВД, на момент начисления ЕДВ, судом отклоняется, поскольку возмещение ущерба не может быть поставлено в зависимость от своевременности оповещения Пенсионным фондом своего территориального органа о незаконности выплат.

Таким образом, иск о возмещении ущерба подлежит удовлетворению в части 322589,38 руб., в остальной части иска надлежит отказать.

Подпунктом первым пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

В силу подпункта 100 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699, Министерство внутренних дел России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации, а надлежащим органом, представляющим публично-правовое образование, является главный распорядитель по ведомственной принадлежности - Министерство внутренних дел Российской Федерации. В иске к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю надлежит отказать.

Ввиду освобождения Пенсионного фонда от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации), уплаченная истцом при подаче иска государственная пошлина подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 49, 104, 150, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Принять отказ от иска в части требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 395270,77 руб.

Производство по делу в указанной части прекратить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации (ОГРН 1037700029620, ИНН 7706074737) за счет казны Российской Федерации в пользу  Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1078080002978, ИНН 8001014850) суммы ущерба в размере 322589,38 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

В удовлетворении требований к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю отказать.

Возвратить Государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1078080002978, ИНН 8001014850) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 12407,10 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья                                                                                               Е.А. Будаева