АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-2044/21
06 апреля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля 2021 года
Решение изготовлено в полном объёме 06 апреля 2021года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сумароковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Региональная строительная компания» (ОГРН 1077536010232, ИНН 7536084485)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите (ОГРН 1047550035400, ИНН 7536057435)
о признании незаконным и отмене постановления № 75362103200011500005 от 25.02.2021,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Тонких А.А. – представителя по доверенности от 23.03.2021, диплом 107505 0230629 (регистрационный номер 33284 от 23.06.2015);
от административного органа: Чистякова М.В. – представителя по доверенности от 11.01.2021, диплом ВСГ 5371978 (регистрационный номер 23072 от 14.12.2011), Михайлова С.А. – представителя по доверенности от 26.01.2021 года, диплом 103824 2184610 (регистрационный номер 429 от 29.06.2017), Баранова Е.А. – представителя по доверенности от 11.01.2021 года, диплом ВСГ 4984026 (регистрационный номер 31210 от 25.06.2010).
Общество с ограниченной ответственностью «Региональная строительная компания» (далее – общество, ООО «РСТ») обратилось в суд с заявлением об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите от 25.02.2021 № 75362103200011500005.
Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании, начатом 30.03.2021, объявлялись перерывы до 11 часов 15 минут 02.04.2021, 10 часов 00 минут 06.04.2021, о чем сделаны публичные извещения на сайте суда в сети интернет по адресу: http://www.chita.arbitr.ru.
Дело рассматривалось в соответствии со статьей 210 АПК РФ.
Заявитель требование поддержал, указав следующее.
Исходя из положений части 1 статьи 13 Закона N 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках. Таким образом, открытие банковского счета является правом, а не обязанностью нерезидента, поскольку действующим законодательством такая обязанность не установлена.
Кроме того, указало на малозначительность правонарушения.
Также ООО «Региональная строительная компания», считает,что налоговый орган, в рамках проведенной одной налоговой проверки за период с 01.12.2018 года по дату получения уведомления налогового органа ООО «РСК» - 30.11.2020 года (уведомление № 4932 от 30.11.2020 года) привлек Общество к административной ответственности дважды за одно и то же длящееся административное правонарушение, тем самым исключив возможность применения части 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ.
Не смотря на то, что административное правонарушение было одно (длящееся), проверяемое в запрошенный налоговым органом период времени с 01.12.2018 по 30.11.2020 года, Межрайонной ИФНС № 2 длящееся административное правонарушение было разделено на две части, и составлено два протокола об административном правонарушении: № 75362103200011500003 и № 75362103500116000003 от 15.02.2021 года, по которым рассмотрение налоговым органом дел об административном правонарушении было назначено на 25.02.2021 года.
Вышеуказанными протоколами об административном правонарушении был разделен период длящегося административного правонарушения на два самостоятельных административных правонарушения, а именно:
- Протоколом об административном правонарушении: № 75362103200011500003 от 15.02.2021 года, налоговым органом был разделен период произведения расчетов ООО «РСК» по заработной плате с нерезидентами наличными денежными средствами в период с 28.02.2019 по 30.04.2019 на сумму 32707 рублей;
- Протоколом об административном правонарушении: № 75362103500116000003 от 15.02.2021 года, налоговым органом был разделен период произведения расчетов ООО «РСК» по заработной плате с нерезидентами наличными денежными средствами в период с 15.05.2019 по 15.12.2020 на сумму 2269429,17 рублей.
Также указал, что с сумм выплаченных нерезидентам заработных плат, удерживался и перечислялся в бюджет государства налог на доходы физических лиц.
Представители заинтересованного лица пояснили, что факт совершения административных правонарушений подтверждается материалами дела, взыскания наложены уполномоченным на то лицом в пределах санкции, установленной законодателем.
Общество, приводя довод о том, что в полной мере осуществлялось удержание и перечисление НДФЛ с сумм выплаченных заработных выплат нерезидентам, не указывает, как данная операция позволит осуществлять своевременный контроль уполномоченным банком за не законной валютной операцией.
Кроме этого, налоговому органу в рамках камеральных проверок налоговых деклараций 6-НДФЛ не представляется возможным установить факт перечисления НДФЛ именно за нерезидента.
Ссылка же заявителя на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 по делу А58-2352/2020 не состоятельна, поскольку в данном деле судами сделаны выводы на иных обстоятельствах.
Так в решении Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16.11.2020 на странице 7 в абзаце 4 указаны в том числе следующие доказательства, подтверждающие малозначительность совершенного правонарушения: документы, подтверждающие получение статуса резидентов или вида на жительство иностранных работников за 2018 год, трудовые договоры, заключенные с иностранными работниками, которым производилось начисление зарплаты за 2018 год, лицевые карточки учета сумм, начисленных вознаграждений по иностранным работникам за 2018 год помесячно, ведомбсти начисления зарплаты за 2018 год иностранным работникам, платежные поручения на перечисление заработной платы за 2018 год иностранным работникам, ведомости к платежным поручениям на перечисление заработной платы иностранным работникам, доверенности на получение зарплаты за 2018 год иностранных работников.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что общество получало денежные средства на заработную плату со своего счета на основании платежных поручений и платежных ведомостей к платежным поручениям на перечисление заработной платы иностранным гражданам, что свидетельствует о легальности данных операций, позволяющих кредитным организациям получить информацию о данных операциях в полном объеме.
В настоящем же деле заявитель представил только платежные поручения на перечисление заработной платы за период с февраля по апрель 2019, из которых не представляется возможным установить, что именно данными платежными поручениями Общество снимало денежные средства со своего банковского счета для выплаты нерезидентам заработной платы в проверяемый период, таким образом, агент валютного контроля - уполномоченный банк не имел возможность установить являются ли данные операции валютными и соответственно осуществлять оперативный контроль за данными операциями.
По признанию правонарушения малозначительным возразили.
Суд, изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, установил.
Налоговым органом в отношении ООО «РСК» проведена проверка соблюдения валютного законодательства Российской Федерации за период с 15.05.2019 по 15.12.2020, в рамках которой установлено, что в нарушение положений части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон №173-Ф3) в 2019,2020 гг. общество осуществило выплаты заработной платы нерезиденту минуя счета в уполномоченных банках.
В ходе проверки ООО «РСК» по вопросам соблюдения валютного законодательства (акт № 753620210003004 от 01.02.2021) установлено, что ООО «РСК» привлекало граждан Узбекистана по профессиям водитель и подсобный рабочий. С иностранными работниками обществом заключены трудовые договоры.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003г. «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ (далее Закон № 173-ФЗ) резидентами являются:
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;
б) иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской
Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 части 1 указанной статьи к нерезидентам относятся физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 Закона N° 173-ФЗ, а также юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации.
Как следует из сведений Управления по вопросам миграции УМВД России по Забайкальскому краю (исх. № 36/4/1-108 от 26.01.2021), решение о выдаче вида на жительство в отношении являвшихся работниками ООО «РСК» граждан Узбекистана не принималось, за исключением вида на жительство, выданного 15.05.2018 Мамадалиеву Фарходу Комилжоновичу.
Следовательно, в силу пункта 7 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ иностранные граждане, не имевшие вида на жительство в период осуществления трудовой деятельности в обществе, являлись нерезидентами. Согласно подпункту в пункта 6 части 1 указанной статьи ООО «РСК» является резидентом.
В соответствии с подпунктом бпункта 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валюты Российской Федерации, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа, является валютной операцией.
Часть 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ обязывает юридических лиц - резидентов при осуществлении валютных операций расчеты производить через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации. Указанной нормой предусмотрены исключительные случаи расчетов юридическими лицами - резидентами с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках в наличной валюте Российской Федерации: расчеты по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
ООО «РСК» в период с 28.02.2019 по 30.04.2019 произвело следующие расчеты по заработной плате с/ нерезидентами наличными денежными средствами по платежным ведомостям
Дата платежного документа | № платежной ведомости | Сумма выплат нерезидентам, руб. |
28.02.2019 | 1 | 4600 |
15.03.2019 | 2 | 2604 |
29.03.2019 | 3 | 4600 |
15.04.2019 | 4 | 2603 |
30.04.2019 | 5 | 18300 |
Итого | 32707 |
Выплата иностранным работникам заработной платы и других видов оплаты труда не входит в перечень операций, осуществление которых возможно без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Согласно Приложению 1 к Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» расчетам, связанным с выплатой резидентом нерезиденту заработной платы и других видов оплаты труда, соответствует код валютной операции 70060.
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса РФ, правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Поскольку работники ООО «РСК» являются гражданами иностранного государства -нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закона 173-ФЗ.
В нарушение порядка расчетов, установленного ч.2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ, ООО «РСК» V 28.02.2019, 15.03.2019, 29.03.2019, 15.04.2019, 30.04.2019 осуществило выплаты заработной платы в сумме 32 707 руб. нерезидентам наличным способом.
Согласно ст.25 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, резиденты несут ответственность в соответствии с частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По выявленному правонарушению налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении № 75362103200011500003 от 15.02.2021.
Постановлением №75362103200011500005 от 25.02.2020 о назначении административного наказания ООО «РСК» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ. В соответствии с ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ наказание в виде штрафа заменено на предупреждение.
В рассматриваемом случае объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, заключается в осуществлении ООО «РСК» валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случае, не предусмотренном валютным законодательством Российской Федерации.
Оценивая довод заявителя о его повторном привлечении обжалуемым постановлением к административной ответственности, суд находит его несостоятельным.
Несмотря на то, что нарушения, приведенные в постановлении от 25.02.2021 № 75362103200011500005, законность которого оценивается в рамках настоящего дела, а также в постановлении от 25.02.2021 № 75362103200011600005, на которое указывает заявитель, были установлены в рамках одной проверки, проводимой налоговым органом (акт № 753620210003004 от 01.02.2021), постановление от 25.02.2021 № 75362103200011500005 было вынесено ранее.
Следовательно, утверждение о том, что постановлением от 25.02.2021 № 75362103200011500005 ООО «РСТ» повторно привлечено к административной ответственности, не имеет оснований.
Факт осуществления обществом валютных операций без использования банковского счета подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств и обществом не оспаривается.
Таким образом, поскольку заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, постольку выплата зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией и образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе судебного разбирательства ООО «РСТ» не было представлено доказательств наличия обстоятельств, не позволивших ему выполнить установленную законом обязанность в осуществлении валютных операций по счетам в уполномоченных банках РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 20.11.2008) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» правонарушение признается малозначительным при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Исходя из пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», положения о малозначительности могут быть применены с учетом характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий. При этом нарушение не должно быть существенным. Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния и может иметь место только в исключительных случаях при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Нарушение обществом требований валютного законодательства свидетельствует об отсутствии со стороны заявителя надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризует пренебрежительное отношение заявителя к установленным правовым требованиям и предписаниям.
В любом случае, общество, являясь участником предпринимательской деятельности, должно знать и соблюдать требования Российского законодательства.
В соответствии с преамбулой Закона №173-Ф3 его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Цели валютного регулирования достигаются с соблюдением установленных ст.3 Закона № 173-ФЗ основных принципов, одним из которых является единство системы валютного регулирования и валютного контроля.
Высокая степень общественной опасности правонарушений в сфере валютного законодательства, посягающая на интересы государства в области реализации единой государственной валютной политики, характеризуется также тем, что КоАП РФ установлен значительный размер штрафа, двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности, также установлена в некоторых случаях установлена уголовная ответственность.
Систематическое нарушение ООО «РСК» валютного законодательства, отсутствие оперативного контроля уполномоченными банками, повлекло к выводу денежных средств из под государственного контроля.
Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2013 №4-П и Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 №1552-0, данное будет способствовать формированию атмосферы безнаказанности и несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
Следовательно, общество своими противоправными действиями создало существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям, что исключает возможность в данном конкретном случае применить положения о малозначительности правонарушения.
Предметом административного правонарушения является сумма денежных средств, выплаченная нерезидентам наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации из кассы предприятия.
Таким образом, ООО «РСТ» не соблюдены требования ч.2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ, тем самым совершено административное правонарушение, выразившееся в осуществлении валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, ответственность за которое установлена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Доказательствами, подтверждающими факт совершения указанного административного правонарушения, являются акт проверки соблюдения валютного законодательства РФ; трудовые договоры; платежные ведомости; сведения, представленные УМВД России по Забайкальскому краю; выписка из ЕГРЮЛ.
Процессуальных нарушений судом не установлено.
Проанализировав вышеприведенное, суд полагает назначенное административное наказание соответствует характеру совершенного административного правонарушения, соразмерен его тяжести, является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированным КоАП РФ. Вынесенным в данном случае по обжалуемому постановлению предупреждением, достигнуты предупредительные цели административного производства.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В заявленном обществом с ограниченной ответственностью «Региональная строительная компания» (ОГРН 1077536010232), требовании об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите от 25.02.2021 № 75362103200011500005, отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.
Судья Д.С. Горкин