АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78- 0 / 9
06 ноября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 ноября 2020 года
Решение изготовлено в полном объёме ноября 2020 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Сталичновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мантуленко А.А.,
рассмотрел в открытом судебном онлайн-заседании дело по иску
государственного казенного учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края (ОГРН 1077536014049, ИНН 7536087454)
к федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610)
об обязании заключить договор на оказание услуг по выплате мер социальной поддержки на условиях истца,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края (ОГРН 1087536008438, ИНН 7536095590) (1),
Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230) (2),
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) (3),
Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501158541, ИНН 7536033755) (4),
от истца – Ветровой Н.В., представителя по доверенности от 29.05.2019;
от ответчика – Дмшенко В.Г.. представителя по доверенности от 09.07.2020 (в г.Москве), Щербаковой В.В., представителя по доверенности от 01.10.2019,
от третьего лица 1 – представитель не явился, извещен;
от третьего лица 2 - представитель не явился, извещен;
от третьего лица 3 - представитель не явился, извещен;
от третьего лица 4 - представитель не явился, извещен
Государственное казенное учреждение "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (далее – ответчик) о внесении изменений в договор №8.7.10-04/342 от 15.03.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края (далее - третье лицо 1), Забайкальский край в лице Министерства финансов Забайкальского края (далее - третье лицо 2), Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - третье лицо 3), Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее - третье лицо 4).
Истец 01.07.2019 уточнил исковые требования, просил изложить пункт 1.1.27 договора №8.7.10-04/342 от 15.03.2019 в следующей редакции:
"1.1.27. компенсация расходов по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме";
дополнить договор №8.7.10-04/342 от 15.03.2019 пунктом 1.1.28 следующего содержания:
"1.1.28. другие виды выплат, не предусмотренные пунктами 1.1.1. – 1.1.27., с оплатой услуг за доставку в размере, предусмотренным действующим законодательством";
принять пункт 3.1. договора №8.7.10-04/342 от 15.03.2019 на оказание услуг по выплате мер социальной поддержки на условиях, предусмотренных действующим законодательством, а именно:
"3.1. "Заказчик" производит оплату услуг "Исполнителя" по социальным выплатам в размере:
- 1,25% без учета НДС, по выплатам указанным в пунктах 1.1,1.-1.1.3.;
- 1,17% без учета НДС – в соответствии с размером, установленным Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации" на текущий год, по выплатам, указанным в пунктах 1.1.4.-1.1.11.;
- 1.17% без учета НДС, по выплатам, указанным в пунктах 1.1.12.-1.1.19., 1.1.21, 1.1.25 – 1.1.27 в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 14.02.2019 года №32.;
- 1,5%, без учета НДС, по выплатам, указанным в пунктах 1.1.20, 1.1.22 – 1.1.24, 1.1.28
от объема финансирования".
Уточненные исковые требования приняты судом к рассмотрению.
В связи с реорганизацией ответчика федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" суд произвел его замену правопреемником - акционерным обществом "Почта России".
Решением от 08.11.2019 года, оставленным в силе постановлением суда апелляционной инстанции от 13.03.2020, в иске отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.07.2020 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отменяя судебные акты, суд округа нашел, выводы судов об отсутствии у государственного заказчика права на изменение условий договора противоречащими статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 95 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", условиям договора от 15.03.2019 №8.7.10-04/342, при рассмотрении спора суды не включили в предмет судебного исследования вопросы, связанные с наличием (отсутствием) изменений существенных условий договора, в части размера оплаты оказываемых исполнителем услуг.
Суд округа указал на необходимость при новом рассмотрении дела устранить отмеченные недостатки, установить все фактические обстоятельства, с учетом заявленных требований, полно и всесторонне рассмотреть доводы и возражения сторон и представленные ими доказательства, дать им надлежащую правовую оценку и принять судебный акт в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель истца поддержал иск по доводам искового заявления, пояснений, данных при первом рассмотрении дела.
Представители ответчика требования не признали, считают спор не подлежащим разрешению в судебном порядке.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения, исследовав письменные доказательства, суд установил:
Закон Забайкальского края от 10.06.2013 №827-ЗЗК "О социальной помощи в Забайкальском крае" (принят Законодательным Собранием Забайкальского края 31.05.2013) устанавливает организационные основы оказания государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи", организационные основы оказания социальной помощи для отдельных категорий граждан в соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" на территории Забайкальского края.
К полномочиям Правительства Забайкальского края в сфере оказания государственной социальной помощи относятся, в том числе, утверждение порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи, предоставляемой в виде денежных выплат.
Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия; определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в сфере оказания государственной социальной помощи, социальной поддержки граждан, социальных выплат.
В рамках исполнения приказа Министерства от 25.01.2017 №153 истец осуществляет предоставление мер социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, участникам ВОВ, ветеранам труда, реабилитированным, многодетным семьям и иным категориям граждан.
Правительством Забайкальского края в соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Законом Забайкальского края от 10.06.2013 №827-ЗЗК "О социальной помощи в Забайкальском крае", в целях организации предоставления государственной социальной помощи, предоставляемой в виде денежных выплат, постановлением №486 от 28.12.2009 утвержден Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, предоставляемой в виде денежных выплат.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.02.2019 №32 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Забайкальского края, регулирующие вопросы предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан в Забайкальском крае" внесены изменения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления мер социальной поддержки, предоставляемых из бюджета Забайкальского края, в части изменения размеров оплаты услуг организаций почтовой связи, кредитной либо иной организации по доставке и пересылке мер социальной поддержки получателям.
В соответствии с пунктом 11 Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи, предоставляемой в виде денежных выплат, №486 доставка и пересылка государственной социальной помощи производится организацией почтовой связи, кредитной либо иной организацией по заявлению получателя государственной социальной помощи.
Расходы на оплату услуг организаций почтовой связи, кредитной либо иной организации по доставке и пересылке государственной социальной помощи получателям государственной социальной помощи осуществляются из тех же источников, из которых производится выплата государственной социальной помощи.
Оплата услуг организаций почтовой связи, кредитной либо иной организации по доставке и пересылке государственной социальной помощи получателям государственной социальной помощи производится в размере не более чем 1,17 процента доставленных сумм без учета налога на добавленную стоимость (в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 14.02.2019 №32).
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, статьей 2 Закона Забайкальского края от 29.12.2008 № 121-ЗЗК "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Забайкальском крае", статьей 12 Закона Забайкальского края от 04.07.2016 №1365-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае", в целях организации предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Забайкальском крае постановлением Правительства Забайкальского края №253 от 20.06.2017 утвержден Порядок предоставления ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Забайкальском крае.
В соответствии с пунктом 34 Порядка предоставления ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Забайкальском крае №253 доставка и пересылка компенсации производится организацией почтовой связи, кредитной либо иной организацией по заявлению получателя компенсации на платной или безвозмездной основе.
Расходы на оплату услуг организаций почтовой связи, кредитной либо иной организации по доставке и пересылке компенсации получателям компенсации осуществляются из тех же источников, из которых производится выплата компенсации.
Оплата услуг организаций почтовой связи, кредитной либо иной организации по доставке и пересылке компенсации ее получателям производится в размере не более чем 1,17 процента доставленных сумм без учета налога на добавленную стоимость.
Истец направил ответчику проект договора №8.7.10-04/342 от 15.03.2019 на оказание услуг по выплате мер социальной поддержки, составленный с учетом действующего нормативного регулирования и положений Порядка №486, Порядка №253 в редакции постановления Правительства Забайкальского края от 14.02.2019 №32.
Ответчик договор на предложенных условиях заключить отказался.
В досудебном порядке стороны соглашения по условиям договора в части порядка расчетов не достигли, в связи с чем истец обратился в рассматриваемым иском в суд.
Согласно уточненным требованиям, истец просит заключить договор, изложив пункты договора, по которым стороны не достигли соглашения в редакции истца:
дополнить договор №8.7.10-04/342 от 15.03.2019 пунктом 1.1.28 следующего содержания:
"1.1.28. другие виды выплат, не предусмотренные пунктами 1.1.1. – 1.1.27., с оплатой услуг за доставку в размере, предусмотренным действующим законодательством":
Изложить пункт 3.1 договора №8.7.10-04/342 от 15.03.2019 в следующей редакции:
"3.1. "Заказчик" производит оплату услуг "Исполнителя" по социальным выплатам в размере:
- 1,25% без учета НДС, по выплатам указанным в пунктах 1.1,1.-1.1.3.;
- 1,17% без учета НДС – в соответствии с размером, установленным Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации" на текущий год, по выплатам, указанным в пунктах 1.1.4.-1.1.11.;
- 1,17% без учета НДС, по выплатам, указанным в пунктах 1.1.12.-1.1.19., 1.1.21, 1.1.25 – 1.1.27 в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 14.02.2019 года №32.;
- 1,5%, без учета НДС, по выплатам, указанным в пунктах 1.1.20, 1.1.22 – 1.1.24, 1.1.28
от объема финансирования".
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь Гражданским кодексом Российской Федерации либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Равным образом на рассмотрение суда могут быть переданы разногласия, возникшие в ходе заключения договора, при наличии обязанности заключить договор или соглашения сторон о передаче разногласий на рассмотрение суда. Такой спор подлежит рассмотрению в том же порядке, что и спор о понуждении к заключению договора (пункт 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации добровольно принятое стороной обязательство заключить договор или заранее заключенное соглашение сторон о передаче на рассмотрение суда возникших при заключении договора разногласий должны быть явно выраженными. Если при предъявлении истцом требования о понуждении ответчика заключить договор или об определении условий договора в отсутствие у последнего такой обязанности или в отсутствие такого соглашения ответчик выразил согласие на рассмотрение спора, считается, что стороны согласовали передачу на рассмотрение суда разногласий, возникших при заключении договора (пункт 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случае отсутствия у ответчика обязанности заключить договор или отсутствия соглашения о передаче разногласий на рассмотрение суда в принятии искового заявления о понуждении заключить договор (об урегулировании разногласий) не может быть отказано. В этом случае суд рассматривает дело по существу и отказывает в иске, если в ходе процесса стороны не выразили согласия на передачу разногласий на рассмотрение суда.
Ответчик в ходе рассмотрения дела явно и недвусмысленно выразил отсутствие согласия на передачу разногласий на рассмотрение суда.
Истец считает, что заключение спорного договора для ответчика обязательно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что если сторона, для которой в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Предметом спорного договора является оказание услуг по выплате мер социальной поддержки через объекты почтовой связи на территории Забайкальского края.
Из раздела 2 договора следует, что фактически истец (заказчик) осуществляет ежемесячное перечисление денежных средств на расчетный счет ответчика (исполнителя) с одновременной оплатой услуг исполнителя по доставке социальных выплат, обеспечивает почтамты выплатными документами, а исполнитель организовывает в объектах почтовой связи Забайкальского края выплату после поступления соответствующих целевых денежных средств по выплатным документам в соответствии с требованиями Инструкции по выплате пенсий и пособий №235 от 23.121986 с 3 по 22 число текущего месяца.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 N 1227-р "О создании федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" указанное предприятие создано с целью предоставления услуг почтовой связи на территории Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 статьи 2 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон №176-ФЗ) почтовая связь - это вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, при этом почтовая связь общего пользования является ее составной частью, которая открыта на условиях публичного договора для пользования всем гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам, в соответствии с абзацем 4 статьи 2 Федерального закона №176-ФЗ.
Согласно статье 2 Федерального закона №176-ФЗ под услугами почтовой связи следует понимать действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.
По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги (статья 16 Закона №176-ФЗ).
Почтовые отправления - это адресованная письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры.
Почтовый перевод денежных средств - услуга организаций федеральной почтовой связи по приему, обработке, перевозке (передаче), доставке (вручению) денежных средств с использованием сетей почтовой и электрической связи.
В соответствии с абзацем 3 статьи 18 Закона №176-ФЗ организации федеральной почтовой связи обеспечивают оказание универсальных услуг почтовой связи, осуществляют оказание иных услуг почтовой связи, тарифы на которые не регулируются государством, а также осуществляют на договорной основе распространение печатных изданий, доставку и выдачу пенсий, пособий и других выплат целевого назначения, реализацию ценных бумаг, инкассацию и доставку денежной выручки, прием платы за коммунальные услуги, прием платы за товары (услуги), выплату наличных денежных средств с использованием пластиковых карт и иную деятельность, разрешенную законодательством Российской Федерации.
Универсальные услуги почтовой связи - услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации и по доступным ценам.
Плата за универсальные услуги почтовой связи определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и подтверждается нанесенными на письменную корреспонденцию государственными знаками почтовой оплаты.
В силу статьи 29 Закона №176-ФЗ плата за услуги почтовой связи, за исключением универсальных услуг почтовой связи, определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе.
Порядок государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной почтовой связи на внутреннем рынке Российской Федерации определен в Положении о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 №637 (далее - Положение №637).
В перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 №637 включены:
- пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей);
- передача внутренней телеграммы.
Таким образом, государственному регулированию подлежат только универсальные услуги связи.
Ответчик не включен в перечень субъектов естественных монополий на территории Забайкальского края.
В соответствии с пунктом 3 раздела 1 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234, услуги почтовой связи подразделяются на:
а) универсальные услуги почтовой связи;
б) иные услуги, в том числе:
услуги по осуществлению почтовых переводов денежных средств; услуги по пересылке международных почтовых отправлений;
услуги по приему, обработке, перевозке и доставке (вручению) почтовых отправлений, пересылаемых в сроки, в порядке и с логотипом, определенными актами Всемирного почтового союза, которые осуществляются оператором почтовой связи, уполномоченным в установленном порядке на оказание этих услуг.
Целью услуги связи "почтовый перевод денежных средств" является передача денежных средств из одного субъекта Российской Федерации в другие ее субъекты, а также по территории республик и иных субъектов Российской Федерации, входящих в состав Российской Федерации, по поручениям физических лиц, без открытия расчетных счетов в банке.
Услуга "почтовый перевод денежных средств" включает в себя целый комплекс взаимосвязанных между собой действий, который начинается с заполнения физическим лицом бланка почтового перевода денежных средств с указанием точных адресов отправителя и адресата. При этом юридическим лицам необходимо указывать свое полное (с указанием организационно-правовой формы) и краткое наименование, а физическим лицам - фамилию, имя, отчество. Банковские реквизиты указываются в случае отправления почтовых переводов денежных средств от имени юридического лица либо в адрес юридического лица. Законодательством предусмотрена возможность направления почтовых денежных переводов до востребования либо на абонентский ящик. В первом случае в обязательном порядке указываются наименование объекта почтовой связи, куда направляется денежный перевод, фамилия, имя и отчество адресата. При направлении денежного перевода на абонентский ящик также указывается наименование объекта почтовой связи, фамилия, имя, отчество либо полное наименование (для юридического лица) адресата и дополнительно - номер ячейки абонентского почтового шкафа.
После проверки правильности заполнения бланка почтового перевода работники организации почтовой связи вносят данные с бланка в компьютер, принимают денежные средства от пользователя, выдают последнему квитанцию о приеме почтового денежного перевода с указанием суммы почтового перевода, а также квитанцию об оплате услуг организации почтовой связи за фактическое осуществление перевода денежных средств. С момента принятия денежных средств для перевода до момента их поступления в отделение почтовой связи по месту жительства (нахождения) получателя проходит определенное нормами количество времени.
Почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи.
О том, что на имя пользователя услуг почтовой связи поступил почтовый денежный перевод, операторы почтовой связи уведомляют адресатов посредством почтового извещения.
Почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней.
Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу.
Как следует из Технологической карты процесса оказания услуги "Выплата социальных выплат и пособий ТК1.5.1.2.2-1-02-18, сравнительной таблицы технологических различий между услугами "почтовый перевод", "доставка пенсий и пособий", "доставка пособий, выплачиваемых "ГКУ "КЦСЗН", услуги, являющиеся предметом спорного договора, не являются услугами почтового перевода.
Таким образом, доставка денежных выплат относится к иному виду услуг, отдельно поименованному в абзаце 3 пункта 18 Закона №176-ФЗ, осуществляемым на договорной основе организациями федеральной почтовой связи и не является услугой почтовой связи общего пользования, которая открыта на условиях публичного договора.
Выплата денежных средств в рамках спорного договора является доставкой и вручением этих денежных средств получателям в адресе их проживания, то есть, по сути, является услугой курьерской доставки.
Доводы о том, что ответчик занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по выдаче и доставке пособий и других выплат целевого назначения, истцом документально не подтверждены ни при первом, ни при новом рассмотрении настоящего дела.
Третье лицо 4 таких сведений в суд не представило.
Ходатайство о назначении экспертизы в целях установления факта наличия/отсутствия у ответчика доминирующего положения на рынке оказания услуг по выдаче и доставке пособий и других выплат целевого назначения стороны не заявили.
Доводы истца о том, что заключение договора с ответчиком обязательно в силу выбора граждан - получателей государственной услуги в виде денежных выплат получения выплат через отделение почтовой связи судом отклоняется в силу следующего.
В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Забайкальском крае №253 решение о назначении компенсации принимается на основании заявления о предоставлении компенсации по форме, установленной уполномоченным органом (подпункт 1).
В материалы дела представлен бланк заявления о назначении компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, содержащий исчерпывающий перечень способов получения выплаты, из которых предлагается выбрать:
- банк,
- на расчетный счет,
- отделение почтовой связи.
Вместе с тем, Федеральная антимонопольная служба в письме №АК/108066/18 от 28.12.2018 разъяснил, что гражданам - потребителям услуг при получении социальных выплат, такие услуги могут оказывать не только кредитные организации, организации федеральной почтовой связи, но и иные организации, осуществляющие услуги по доставке соответствующих выплат. Гражданам должно быть предоставлено право на полный выбор организаций, через которые могут быть получены различные пособия. Ограничение перечня организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги в части получения тех или иных выплат недопустимо.
Таким образом, самостоятельно ограничив для граждан перечень организаций через которые могут быть получены выплаты, истец не вправе ссылаться на обязательность заключения спорного договора для ответчика в силу выбора гражданина - получателя услуги.
Выполняя указания суда кассационной инстанции, суд проанализировал заявленное требование на предмет его соответствия положениям статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Положения статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентируют основания изменения и расторжения договора, статья 95 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" регулирует изменение и расторжение контракта, заключенного и исполняемого в соответствии с указанным законом.
В преамбуле спорного договора имеется ссылка на заключение договора в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в пункте 7.1 раздела 7 договора указано, что, изменение существенных условий договора не допускается, кроме случаев, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 1 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" допускается закупка у единственного поставщика, в том числе тех товаров (работ, услуг), которые отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий (пункт 1 части 1).
Вместе с тем, как следует из пояснений сторон, истец, намереваясь заключить с ответчиком спорный договор, процедур по закупке услуг у ответчика как единственного поставщика не осуществлял.
Извещение о закупке в установленном порядке опубликовано не было.
Истец в ходе рассмотрения дела указывал, что закупка в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не осуществлялась в связи с получением письма Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 28.12.2018 №АК/108066/18.
В нем, в частности, указано на отсутствие в законодательстве норм, указывающих на возможность выбора государственными внебюджетными фондами организаций для оказания гражданам услуг по перечислению на счета граждан социальных и иных выплат, отнесение подобных услуг к государственным нуждам, и, как следствие, применение Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, по мнению ФАС России, также невозможно, поскольку в соответствии со статьей 1 и иными положениями этого закона он регулирует правоотношения, связанные исключительно с закупкой товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По мнению ФАС России, проведение непредусмотренных законодательством торгов по выбору организации в целях заключения контракта на оказание услуг по обеспечению перечисления социальных и иных выплат с учетом конкретных обстоятельств может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления деятельности организации-победителю торгов, и быть признано нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Установление региональными актами ограничений способов получения тех или иных выплат гражданами, а также выбора организаций, с использованием услуг которой они желают получить эти выплаты, также могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Как следует из пояснений представителя истца, принимая во внимание разъяснения ФАС России, истец процедур по закупке услуг у единственного поставщика в отношении спорного договора не проводил, а указание на нормы Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ в тексте проекта договора является калькой с предыдущего договора, заключенного до разъяснений ФАС России в соответствии с нормами закупки у единственного поставщика.
Кроме того, как следует из материалов дела, и подтверждено пояснениями представителей истца и ответчика в ходе судебного разбирательства, стороны соглашения о цене услуг за доставку социальных выплат, указанных в пунктах 1.1.1-1.1.3, 1.1.12-1.1.19, 1.1.21, 1.1.25-1.1.27 раздела 1 договора, не достигли.
Истец представил ответчику проект договора, предложив следующую редакцию:
"Заказчик производит оплату услуг "Исполнителя" по социальным выплатам в размере:
- 1,25% без учета НДС, по выплатам указанным в пунктах 1.1,1.-1.1.3.;
- 1,17% без учета НДС – в соответствии с размером, установленным Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации" на текущий год, по выплатам, указанным в пунктах 1.1.4.-1.1.11.;
- 1,17% без учета НДС, по выплатам, указанным в пунктах 1.1.12.-1.1.19., 1.1.21, 1.1.25 – 1.1.27 в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 14.02.2019 года №32.;
- 1,5%, без учета НДС, по выплатам, указанным в пунктах 1.1.20, 1.1.22 – 1.1.24, 1.1.28
от объемов финансирования",
ответчик направил протокол разногласий, предложив свою редакцию:
"Заказчик производит оплату услуг "Исполнителя" по социальным выплатам в размере:
- 1,27% без учета НДС, по выплатам указанным в пунктах 1.1,1.-1.1.3.;
- 1,17% без учета НДС – в соответствии с размером, установленным Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации" на текущий год, по выплатам, указанным в пунктах 1.1.4.-1.1.11.;
- 1,5% без учета НДС, по выплатам, указанным в пунктах 1.1.12-11.1.28".
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", в силу пункта 3 статьи 154 и пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Соглашение сторон может быть достигнуто путем принятия (акцепта) одной стороной предложения заключить договор (оферты) другой стороны (пункт 2 статьи 432 ГК РФ), путем совместной разработки и согласования условий договора в переговорах, иным способом, например, договор считается заключенным и в том случае, когда из поведения сторон явствует их воля на заключение договора (пункт 2 статьи 158, пункт 3 статьи 432 ГК РФ).
Существенными условиями, которые должны быть согласованы сторонами при заключении договора, являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида (например, условия, указанные в статьях 555 и 942 ГК РФ).
Существенными также являются все условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (абзац второй пункта 1 статьи 432 ГК РФ), даже если такое условие восполнялось бы диспозитивной нормой.
Например, если в ходе переговоров одной из сторон предложено условие о цене или заявлено о необходимости ее согласовать, то такое условие является существенным для этого договора (пункт 1 статьи 432 ГК РФ). В таком случае отсутствие согласия по условию о цене или порядке ее определения не может быть восполнено по правилу пункта 3 статьи 424 ГК РФ и договор не считается заключенным до тех пор, пока стороны не согласуют названное условие, или сторона, предложившая условие о цене или заявившая о ее согласовании, не откажется от своего предложения, или такой отказ не будет следовать из поведения указанной стороны.
Поскольку по условиям оплаты между сторонами возникли разногласия, и соглашение об урегулировании этих разногласий не достигнуто, договор нельзя признать заключенным, в связи с чем нормы о внесении изменений в договор применению при рассмотрении настоящего спора не подлежат.
Рассматриваемый спор является преддоговорным.
С учетом изложенного, в отсутствие доказательств наличия у ответчика обязанности заключить спорный договор, оснований для удовлетворения иска не имеется.
В соответствии со статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины при отказе в иске относятся на истца.
Вместе с тем, на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец - казенное учреждение реализует публичные полномочия, входит в структуру органа исполнительной власти и освобожден от уплаты государственной пошлины.
В связи с изложенным государственная пошлина, оплаченная при подаче иска, подлежит возврату истцу в порядке статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по правилам статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Возвратить государственному казенному учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края (ОГРН 1077536014049, ИНН 7536087454) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья М.В. Сталичнова