160/2017-39330(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-17100/2016 11 мая 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2017 года Решение изготовлено в полном объёме 11 мая 2017 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шумаковой Л.М.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СТС Кастомс Солюшинс»
о признании незаконными требований Читинской таможни об уплате таможенных платежей от 15.11.2016 №№ 309, 311,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: 1.Сибирское таможенное управление,
при участии:
от заявителя: Кошельник П.В., представителя по доверенности от 15.12.2016,
от таможенного органа: Алыповой Е.В., представителя по доверенности от 01.12.2016; Даширабдановой Ц.Б., представителя по доверенности от 08.12.2016,
Общество с ограниченной ответственностью «СТС Кастомс Солюшинс» (далее Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными требований Читинской таможни об уплате таможенных платежей от 15.11.2016 №№ 309, 311.
Общество указывает на «отсутствие какого-либо рода наличия причинно- следственной связи между действиями Истца, совершенными нарушениями в области таможенного законодательства и выставленными в адрес Истца требованиями об уплате таможенных платежей», что подтверждается следующими юридическими фактами:
договор оказания таможенных услуг между Обществом и декларантом, ООО «ЕвроАзия Транс», никогда не заключался, так как данный договор не подписан ни одной из сторон, отсутствует печать;
между Обществом и ООО «ЕвроАзия Транс» никогда не существовало и не могло существовать каких-либо финансовых отношений и взаиморасчетов, что подтверждается
оборотно-сальдовой ведомостью Общества за период с 01.01.2014 по 31.12.2014, аудиторским заключением, информацией о произведенных взаиморасчетах между Обществом и ООО «Импорт40»;
доверенность от 31.12.2013 № 122 на выполнение Килимником С.С. операций по таможенному оформлению никогда Обществом не выдавалась и не подписывалась уполномоченным лицом, так как представленная в таможенный орган доверенность подписана неуполномоченным лицом, не соответствует типовой форме доверенности, которая установлена в работе Общества, не соответствует реестру выданных доверенностей;
работник Килимник С.С. действительно работал в Обществе с 01.11.2013 по 25.12.2014 года, однако в качестве специалиста по таможенному оформлению он работал до 28.02.2014 года, а с 03.03.2014 года Килимник С.С. был переведен на должность «Менеджер по работе с клиентами Брокерского отдела». Кроме того, 28.02.2014 у Килимника С.С. были отозваны все доверенности, которыми он был уполномочен совершать действия по таможенному оформлению.
Представитель таможенного органа в судебном заседании в удовлетворении требований общества просила отказать, указав, что оспариваемые требования выставлены правомерно, пояснив следующее.
Согласно трехстороннему договору, заключенному между ООО «СТС Кастомс Солюшнс» (Таможенный представитель), ООО «ЕвроАзия Транс» (Декларант)) и ООО «Импорт 40» (Агент), предметом договора является оказание Таможенным представителем возмездных услуг по таможенному оформлению товаров и транспортных средств Декларанта и выполнение других посреднических функций в области таможенного дела по поручению Агента.
Согласно пункту данного договора «Обязанности сторон» Таможенный представитель обязан передавать таможенному органу представленные Агентом документы Декларанта; приступить к таможенному оформлению товаров Декларанта в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней с момента поступления товаров на СВХ и представления Агентом всех необходимых документов.
В свою очередь, согласно положениям Договора, обязанностью Декларанта является: представлять Агенту для последующей передачи Таможенному представителю сведения, требуемые таможенными органами для заполнения документов. Обязанностью Агента является: в полном объеме передавать Таможенному представителю информацию, документы и сведения, поступающие от Декларанта.
Таким образом, системный анализ вышеуказанного договора подтверждает объяснения Килимника С.С, что все документы для таможенного декларирования формировались Агентом, ООО «Импорт 40» на основании информации и документов, представленных декларантом, ООО «ЕвроАзия Транс», с целью их последующей передачи Таможенному представителю, ООО «СТС Кастомс Солюшнс», с целью дальнейшего таможенного декларирования.
В этих же объяснениях 12.01.2017 Килимник С.С. пояснил, что «в результате анализа документации, предоставленной ООО «ЕвроАзия Транс», мною по согласованию с ООО «СТС Кастомс Солюшнс» было принято решение о заявлении кода ЕТН ВЭД 8702101191 по указанным декларациям на товары».
Кроме того, представителем ООО «СТС Кастомс Солюшнс» были предоставлены и трудовой договор на Килимника С.С. и приказ о приеме на работу, доверенность на совершение таможенных операций по таможенному оформлению. Данные документы подтверждают, что Килимник С.С. действительно являлся работником ООО «СТС Кастомс Солюшнс». Более того, представитель Общества в судебном заседании пояснял, что данное лицо действительно являлось работником Общества, однако после его перевода на иную должность электронную цифровую подпись у него не изъяли, что и породило данные последствия.
Между тем, в материалах дела имеется достаточно доказательств, представленных Читинской таможней, что таможенное декларирование товара по ДТ №№ 10612050/240414/0003736, 10612050/250414/0003783 производилось именно ООО «СТС Кастомс Солюшнс»:
Согласно графе 54 ДТ декларирование товара по ДТ №№ 10612050/240414/0003736, 10612050/250414/0003783 осуществлял работник ООО «СТС Кастомс Солюшнс» - специалист по таможенному декларированию Килимник Сергей Сергеевич (по доверенности от 31.12.2013 № 122).
При таможенном декларировании товаров по указанным ДТ Килимником С.С. в описи документов, представляемых в таможенный орган, были указаны:
- договор на оказание услуг в области таможенного дела № 0427/00-57 от 24.03.2014, заключенный между ООО «СТС Кастомс Солюшнс» («Таможенный представитель»), ООО «ЕвроАзия Транс» («Декларант») и ООО «Импорт 40» («Агент»);
- свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей № 0427/00 от 17.01.2012 г.
- доверенность от 31.12.2013 № 122, выданная ООО «СТС Кастомс Солюшнс» сотруднику Килимнику С. С;
- трудовой договор, заключенный между ООО «СТС Кастомс Солюшнс» и Килимником С. С.
В графе электронной Описи документов «Способ предоставления документа» Килимником С.С. указано - «В электронной форме».
В базе таможенного органа КПС «Инспектор ОТО» по электронным декларациям №№ 10612050/240414/0003736, 10612050/250414/0003783 имеются сведения о сертификате ключа проверки электронной подписи:
«Лицо, на которое выдан сертификат» - Килимник Сергей Сергеевич;
«Организация» - ООО «СТС КС»;
ИНН - 7714857280.
В рамках оперативно-розыскных мероприятий от Килимника С.С. старшим оперуполномоченным по ОВД ОРО Читинской таможни Е.С. Ивкиным были отобраны объяснения Килимника С.С, согласно которым в период с конца 2013 года по ноябрь 2014 года он работал в ООО «СТС Кастомс Солюшнс». Им были поданы 3 декларации на товары: 10612050/240416/0003736, 10612050/240416/0003739, 10612050/240416/0003783. Каждая декларация перед подачей в таможенный орган проверялась таможенным представителем. Им по согласованию с ООО «СТС Кастомс Солюшнс» было принято решение о заявлении кода ЕТН ВЭД 8702101191 по указанным декларациям на товары.
В рамках данного уголовного дела старшим дознавателем Читинской таможни Е.Г. Синдеевой 16.04.2017 был допрошен Серебряков Владимир Александрович. В ходе допроса Серебряков В.А. пояснил, что он являлся генеральным директором ООО «ЕвроАзия Транс». Все контракты с заводом-изготовителем KING LONG заключались именно им, Серебряковым В.А.
Также Серебряков В.А. пояснил, что им был заключен тройственный договор между ООО «ЕвроАзия Транс», ООО «Импорт 40» и ООО «СТС Кастомс Солюшнс». Согласно договору, ООО «СТС Кастомс Солюшнс» имело возможность подавать в таможенный орган декларации, ООО «Импорт 40» являлись представителями ООО «ЕвроАзия Транс» на границе и осуществляли подготовку документов для таможенного оформления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 179 ТК ТС таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Порядок представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа определяется Решением КТС от 08.12.2010 N 494. При
совершении таможенных операций с использованием электронной таможенной декларации (далее ЭТД), документы, предоставление которых предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза, представляются в виде электронных документов и (или) документов на бумажных носителях (п. 3 Решения КТС от 08.12.2010 N 494).
В соответствии с частью 4 статьи 322 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", с 01.01.2014 таможенное декларирование производится только в электронной форме.
Согласно пункту 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТКТС.
В соответствии с пунктом 5 статьи 183 ТК ТС при таможенном декларировании товаров документы могут представляться в виде электронных документов в соответствии с ТК ТС. Порядок представления и использования электронных документов определяется таможенным законодательством Таможенного союза.
Порядок предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа определен Инструкцией о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 № 494 «Об инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа».
Приказом ФТС России от 17.09.2013 № 1761 (зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2014 N 31465) утвержден Порядок использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля (далее - Порядок).
Сведения в электронных документах, сформированных на основании оригиналов на бумажных носителях либо в электронной форме или их копий, заверенных в установленном порядке, должны совпадать со сведениями, содержащимися в таких оригиналах или копиях (пункт 5 Порядка).
Сведения, отраженные в электронных документах, указанных в пункте 3 Порядка, заявляемые декларантом таможенному органу декларирования, являются сведениями, необходимыми для таможенных целей, и удостоверяются ЭП лица, составившего ЭДТ (пункт 6).
Учитывая положения Таможенного кодекса Таможенного союза о том, что с 01.01.2014 декларирование товаров производится в электронной форме, решения Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 № 494 «Об инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа», приказа ФТС России от 17.09.2013 № 1761, указание в декларации о том, что документы (договор об оказании услуг, трудовой договор, доверенность) представлены в электронной форме и заверены электронной цифровой подписью Общества (данное обстоятельство означает, что лицо, подающее декларацию, подтверждает соответствие электронных документов их оригиналам), Читинская таможня приняла в качестве сведений, необходимых для таможенного декларирования сведения, содержащиеся в электронных документах, подтверждающих полномочия лица на подачу декларации. Данные сведения были заверены электронной цифровой подписью, выданной ООО «СТС Кастомс Солюшнс».
В соответствии с частью 3 статьи 322 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей законодательству
Российской Федерации о таможенном деле, впредь до признания их утратившими силу или принятия соответствующих нормативных правовых актов. Указанные нормативные правовые акты должны быть приведены в соответствие с положениями настоящего Федерального закона до 1 января 2011 года.
Кроме того, положениями статьи 366 ТК ТС предусмотрено, что Кодекс применяется к отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза и возникшим со дня вступления его в силу (пункт 1); по отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза, возникшим до вступления в силу настоящего Кодекса, настоящий Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу (пункт 2); если международные договоры государств - членов таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза, предусмотренные настоящим Кодексом, не вступили в силу на момент вступления в силу настоящего Кодекса, то до их вступления в силу применяется законодательство государств - членов таможенного союза, регулирующее соответствующие правоотношения (часть 3).
На основании вышеизложенного, ссылка Общества на положения приказа ГТК РФ от 28.11.2003 № 1356 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров» в части того, что Читинская таможня не выполнила требования данной Инструкции в части проверки полномочий лица, подающего декларации на товары путем исследования документов на бумажных носителях, является несостоятельной.
Представитель Сибирского таможенного управления поддержала позицию Читинской таможни.
Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд установил.
Обществом на Забайкальский таможенный пост Читинской таможни были поданы декларации на товары (ДТ) №№ 10612050/240414/0003736, 10612050/250414/0003783 для проведения таможенного декларирования товара № 1 «Новый автобус туристический, оснащен дизельным двигателем модели CUMMINS ILSE340 40, экологический класс 4, предназначен для перевозки только сидящих пассажиров и их багажа», изготовитель товара: «XIAMEN KING LONG UNATED AUTOMOTIVE INDASTRY CO., LTD», торговая марка KING LONG.
Поставка произведена в рамках внешнеторгового контракта от 17.03.2014 № HL 14020027.
Получателем товара, декларантом, а также лицом, ответственным за финансовое урегулирование, согласно графам 8, 9, 14 ДТ является ООО «ЕвроАзияТранс», ОГРН 1075029003774, ИНН 5029099584, КПП 502901001, (141009, г. Мытищи, Ярославское шоссе вл. 2Г, стр.1)
Согласно графе 54 ДТ декларирование товара осуществлял работник ООО «СТС Кастомс Солюшнс» - специалист по таможенному декларированию Килимник Сергей Сергеевич,(по доверенности от 31.12.2013 № 122).
Классификация товара осуществлена декларантом (таможенным представителем) в товарной подсубпозиции 8702 10 119 1 (ставка ввозной таможенной пошлины - 0 %).
В ходе судебного разбирательства установлено, что между ООО «СТС Кастомс Солюшнс» (таможенный представитель) и ООО «ЕвроАзияТранс» (декларант) был заключен договор от 24.03.2014 № 0427/00-53 об оказании услуг в области таможенного дела. Также в качестве стороны по договору в нем указано ООО «Импорт40» (агент),
Предметом договора указано оказание таможенным представителем возмездных услуг по таможенному оформлению товаров и транспортных средств декларанта и выполнение других посреднических функций в области таможенного дела от имени декларанта.
После выпуска товаров, в период с 28.03.2016 по 31.10.2016, на основании статьи 131 Таможенного кодека Таможенного союза (далее - ТК ТС) в отношении ООО «СТС Кастомс Солюшнс» Сибирским таможенным управлением (далее - СТУ) проведена камеральная таможенная проверка по вопросам контроля достоверности заявленных сведений о классификационном коде товара № 1, продекларированных по ДТ №№ 10612050/240414/0003736, 10612050/250414/0003783.
По результатам камеральной таможенной проверки СТУ был составлен акт камеральной таможенной проверки № 10600000/210/311016/А0007 от 31.10.2016; приняты решения от 31.10.2016 № РКТ-10600000-16/000039 (часть товара № 1 - автобус, 1 шт., с VIN № LA6R1HSM5EB400723, декларируемые по ДТ № 10612050/240414/0003736), РКТ- 10600000-16/000040 (часть товара № 1 - автобусы, 2 шт., с VIN № LA6R1HSM5EB400819, VIN № LA6R1HSM5EB400723, декларируемые по ДТ № 10612050/250414/0003783) по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС, в соответствии с которыми заявленная часть товара № 1 классифицирована кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8702 10 119 9.
Материалы камеральной проверки СТУ направлены в Читинскую таможню для взыскания образовавшейся задолженности, так как товары, классифицированные кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8702 10 119 9, облагаются ставкой ввозной таможенной пошлины - 18 %.
В связи с принятыми СТУ решениями от 31.10.2016 №№ РКТ 10600000-16/000039, 10600000-16/000040 по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС таможней был составлен 15.11.2016 акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, доначислены таможенные платежи, в адрес декларанта, ООО «ЕвроАзияТранс», направлены требования об уплате таможенных платежей от 15.11.2016:
№ 308 на сумму 860 189,70 рублей, в том числе 569 196,20 рублей - ввозная таможенная пошлина, 102 455,32 рублей - НДС, 188 538,18 рублей - пени;
№ 310 на сумму 1 715 822,46 рублей, в том числе 1 139 045,76 рублей - ввозная таможенная пошлина, 205 028,24 рублей - НДС, 371 748,46 рублей - пени.
Аналогичные требования за №№ 309, 311 от 15.11.2016 были направлены таможней в адрес таможенного представителя - ООО «СТС Кастомс Солюшнс».
Не согласившись с требованиями таможенного органа об уплате платежей от 15.11.2016 №№ 309, 311 заявитель обратился в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону
или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В своем заявлении Общество указывает на то, что требования об уплате таможенных платежей выставлены на основании незаконных решений СТУ по классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
При помещении товара № 1 «Новый автобус туристический, оснащен дизельным двигателем (объем 8900 куб.см.) модели CUMMINS ILSE340 40, экологический класс 4, предназначен для перевозки только сидящих пассажиров и их багажа, багажный отсек 5,3 куб.м», изготовитель товара: «XIAMEN KING LONG UNATED AUTOMOTIVE INDASTRY CO., LTD», торговая марка KING LONG, модель «XMQ6120C» под выбранную таможенную процедуру в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) таможенным представителем, ООО «СТС Кастомс Солюшнс», продекларированному товару присвоен код ТН ВЭД ТС 8702 10 119 1, которому соответствует ставка таможенной пошлины 0 %.
В соответствии с заявленным кодом товара в графе 47 ДТ №№ 10612050/240414/0003736, 10612050/250414/0003783 начислены таможенные платежи (таможенный сбор и НДС 18%):
- по ДТ № 10612050/240414/0003736: таможенный сбор 15000 руб., НДС 18% - 1707588,61 руб.;
- по ДТ № 10612050/250414/0003783: таможенный сбор 22500 руб., НДС 18% - 7973320,29 руб..
К товарной подсубпозиции 8702 10 119 1 ТН ВЭД ТС (по состоянию на дату 24.05.2014, 25.05.2014) относятся моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек и более, включая водителя, с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), с рабочим объемом цилиндров двигателя более 2500 см, новые, экологического класса 4 или выше, габаритной длиной не менее 11,5 м, имеющие не менее 41 посадочного места, включая водителя, объем багажного отсека не менее 5 м и предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров и их багажа.
Автобусы с иными характеристиками относятся к товарной подсубпозиции 8702 10 119 9 ТН ВЭД ТС («Прочие»), которой соответствует ставка таможенной пошлины 18%.
Письмом Новосибирской таможни ( № 12-01-07/03531 от 09.03.2016) получены результаты проведенного оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», согласно которому 09.02.2016 года специалистом Экспертно - криминалистической службы - филиала ЦЭКТУ г. Новосибирска Злобиным Ю.А. произведены замеры багажных отсеков транспортного средства - автобус марки «KTNG LONG», VIN № LA6R1HSM5EB400723, ввезенного по ДТ № 10612050/240414/0003736, государственный регистрационный номер С 699 РО 154 (зарегистрирован: МУП «Сузунское ПАТП). По результатам проведенных
мероприятий специалистом подготовлено заключение от 10.02.2016, согласно которому объем багажных отсеков исследуемого автобуса составляет 4,29 куб. метра.
Письмом Новосибирской таможни ( № 12-01-07/09070 от 08.06.2016) получены результаты проведенного оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», согласно которому 07.06.2016 года специалистом Экспертно - криминалистической службы - филиала ЦЭКТУ г. Новосибирска Злобиным Ю.А. произведены замеры багажных отсеков транспортных средств - автобусов марки «KTNG LONG», VIN № LA6R1HSM7EB400819, VIN № LA6R1HSM7EB400822, ввезенных по ДТ № 10612050/250414/0003783, государственные регистрационные номера А222ХА54, С111ТР54 (зарегистрирован: ООО «Сибирь экспресс»). По результатам проведенных мероприятий специалистом подготовлено заключение от 07.06.2016, согласно которому объем багажных отсеков исследуемых автобусов составляет 4,29 куб. метра.
С целью получения дополнительной информации об объеме багажного отсека истребована информация из Челябинской таможни, проводившей камеральную таможенную проверку по аналогичным моделям автобусов. Письмом Челябинской таможни от 28.09.2016 № 07-22/14952 «О направлении документов» предоставлен сканированный образ интернет-сайта ООО «Кинг Лонг-Рус» (www.king-long.ru) по состоянию на 16.05.2014, свидетельствующий, что объем багажного отсека в автобусе модели «XMQ6120C» составляет 4,9 м3.
В соответствии со статьей 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения о товаре, в том числе в кодированном виде, а именно: сведения о товарах, их наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, описание упаковок, маркировка.
В соответствии с пунктом 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Подача таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация.
Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 18 утвержден и введен в действие с 01.01.2010 Единый таможенный тариф Таможенного союза. Единый таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, который содержит Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД ТС).
Положениями статьи 50 ТК ТС регламентировано, что для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики применяется Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
Согласно статье 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, утверждаемой согласно пункту 2 статьи 51 ТК ТС Комиссией Таможенного союза. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
В целях обеспечения единообразия толкования единой ТН ВЭД при классификации товаров, Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 принято Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение). Данным Положением закреплен порядок и последовательность применения ОПИ, их значимость, даются определения и термины, регламентирующие единообразие толкования.
Пунктом 5 указанного Положения предусмотрено, что Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне. Пунктом 6 установлено, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь;
ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1;
ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2;
ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3;
ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ;
ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции). Классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется по Основным правилам интерпретации ТН ВЭД (далее - правила ОПИ). Согласно Правилу 1 ОПИ названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями Правил ОПИ 2-5.
Согласно Правилу 6 ОПИ для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется по ОПИ №№ 1-6.
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение по товарным позициям ТН ВЭД ТС в соответствии с ОПИ ТН ВЭД ТС.
При классификации товара по ТН ВЭД последовательно должны применяться ОПИ ТН ВЭД ТС, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что между тем не исключает возможность при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать Пояснения, содержащие толкование содержания позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры, с учетом того обстоятельства, что Пояснения базируются на международной основе - Пояснениях к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) Всемирной таможенной организации.
В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД ТС для юридических целей классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группами и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5, 6 ОПИ ТН ВЭД. При этом только на одном уровне субпозиции являются сравнимыми.
В силу ОПИ ТН ВЭД ТС выбор конкретного кода ТН ВЭД ТС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
ОПИ № 6 ТН ВЭД ТС предусматривает, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей этого правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
При таможенном декларировании ООО «СТС Кастомс Солюшнс» продекларированному товару присвоен код ТН ВЭД ТС 8702101191, которому соответствует ставка таможенной пошлины 0 %.
К товарной подсубпозиции 8702101191 ТН ВЭД ТС (по состоянию на дату 24.05.2014, 25.05.2014) относятся моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек и более, включая водителя, с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), с рабочим объемом цилиндров двигателя более 2500 см , новые, экологического класса 4 или выше, габаритной длиной не менее 11,5 м, имеющие не менее 41 посадочного места, включая водителя, объем багажного отсека не менее 5 м3 и предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров и их багажа.
Автобусы с иными характеристиками относятся к товарной подсубпозиции 8702 10 119 9 ТН ВЭД ТС («Прочие»).
Учитывая заключения специалистов по результатам исследования от 10.02.2017, 07.06.2017, заявленный в ДТ № 10612050/240414/0003736 автобус (VIN № LA6R1HSM5EB400723) с объёмом багажного отсека в размере 4,29 м3 классифицируется в подсубпозиции 8702 10 119 9 ТН ВЭД ТС; заявленные в ДТ № 10612050/250414/0003783 автобусы (VIN № LA6R1HSM7EB400819, VTN № LA6R1HSM7EB400822) с объёмами багажных отсеков в размере 4,29 м3 классифицируются в подсубпозиции 8702 10 119 9 ТН ВЭД ТС.
На основании приведенного, СТУ 31.10.2016 приняты решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС: № РКТ-10600000-16/000039 (часть товара № 1 - автобус, 1 шт., с VIN № LA6R1HSM5EB400723, продекларированный по ДТ № 10612050/240414/0003736), № РКТ-10600000-16/000040 (часть товара № 1 - автобусы, 2 шт., с VIN № LA6R1HSM5EB400819, VTN № LA6R1HSM7EB400822, продекларированные по ДТ № 10612050/250414/0003783) по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС, в соответствии с которыми заявленная часть товара № 1 классифицирована кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8702 10 119 9.
Более того, ранее, в период с 02.07.2014 по 31.07.2014 Челябинской таможней была также проведена камеральная таможенная проверка по вопросу правильности определения классификационного кода ТН ВЭД ТС товара - «Новый автобус туристический, оснащен дизельным двигателем модели CUMMINS ILSE340 40, экологический класс 4, предназначен для перевозки только сидящих пассажиров и их багажа», изготовитель товара: «XIAMEN KING LONG UNATED AUTOMOTIVE INDASTRY CO., LTD», торговая марка KING LONG, ввезенного ООО «ЕвроАзияТранс», по результатам которой таможней было принято решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС, в соответствии с которым товар классифицирован кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8702 10 119 9.
Не согласившись с принятым Челябинской таможней решением, ООО «ЕвроАзияТранс» обратилось в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.01.2015 по делу А76- 22310/2014 в удовлетворении требования ООО «ЕвроАзияТранс» отказано в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.01.2015 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО «ЕвроАзияТранс» - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11.08.2015 решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.01.2015, Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 оставлены без изменения, кассационная жалоба ООО «ЕвроАзияТранс» - без удовлетворения.
Как указала представитель таможенного органа, довод заявителя о неуведомлении таможенным органом декларанта, лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенный экспертизы не нашел своего подтверждения, поскольку СТУ таможенная экспертиза не назначалась, а при классификации товаров, среди прочего, использовались результаты заключений специалиста Экспертно-криминалистической службы.
При этом заключения специалиста по результатам исследования товаров являются документами внутреннего пользования и, соответственно, положения главы 20 ТК ТС об уведомлении декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, и их представителей о проведении исследования и об ознакомлении с заключением по результатам исследования не применялись (письмо ФТС России № 0111/09156 от 02.03.2015 «О проведении исследований»).
В связи с принятием СТУ решений по классификации товаров по ТН ВЭД ТС возникла задолженность по уплате таможенных платежей по ДТ №№ 10612050/240414/0003736, 10612050/250414/0003783.
Читинской таможней в соответствии с положениями статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 311-ФЗ) были подготовлены и направлены письмом от 15.11.2016 № 17-25/22603 «О направлении требования» в адрес таможенного представителя ООО «СТС Кастомс Солюшнс» требования от 15.11.2016 №№ 309, 311 об уплате таможенных платежей.
Частью 4 статьи 150 Федерального закона № 311-ФЗ установлено, что при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов декларанта и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно декларанту и таможенному представителю с указанием об этом в данных требованиях.
В соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона № 311-ФЗ при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.
Согласно части 5 статьи 152 Федерального закона № 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.
Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в соответствии с частью 6 статьи 152 Федерального закона № 311-ФЗ фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных
платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Частью 7 статьи 152 Федерального закона № 311-ФЗ определено, что при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (соответствующих решений) в сфере таможенного дела.
Акт камеральной таможенной проверки СТУ № 10600000/210/311016/А0007, решения по классификации товаров №№ РКТ-10600000-16/000039, РКТ-10600000- 16/000039 были доведены до Читинской таможни письмом СТУ от 03.11.2016 № 09- 24/13523 (вх. таможни от 11.11.2016 № 11974).
Акт обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей № 10612000/151116/0000031 был составлен Читинской таможней 15.11.2016 и в этот же день выставлены требования об уплате таможенных платежей.
При выставлении требований об уплате таможенных платежей Читинской таможней также начислены пени на день выставления требований - 15.11.2016.
В соответствии со статьей 151 Закона о таможенном регулировании пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов (статья 151 Закона о таможенном регулировании).
Пунктом 4 статьи 152 Закона о таможенном регулировании предусмотрено, что требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных пошлин, налогов, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения указанного требования плательщиком, и об основаниях выставления такого требования. Форма требования об уплате таможенных платежей и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Согласно пункту 1 статьи 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 211 ТК ТС ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Также представитель таможенного органа пояснила, что ссылка Общества на то, что таможней нарушен порядок внесения изменений в декларацию на товары, выразившиеся в неформировании и ненаправлении данного решения в адрес таможенного представителя, является необоснованной в силу следующего.
Возможность внесения изменений в декларацию на товары, как до выпуска, так и после выпуска товара на таможенную территорию Таможенного союза предусмотрена статьей 191 ТК ТС. В соответствии с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 утвержден Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (далее - Порядок).
Пунктом 11 Порядка установлено, что сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров, в том числе по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств- членов, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ (далее - обращение), в следующих случаях: выявление недостоверных сведений о классификации товаров, о стране происхождения товаров, о соблюдении условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, а также об иных сведениях, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей; выявление несоблюдения условий и требований заявленной таможенной процедуры.
Пункт 21 Порядка: внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ (далее - решение), по форме согласно приложению N 2.
Пункт 22 Порядка: решение вручается декларанту под роспись либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня его принятия.
Пункт 24 Порядка: декларант, исходя из сведений, указанных таможенным органом в решении, в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения декларантом
решения, представляет в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ, сведения в которой изменяются и (или) дополняются, КДТ и ее электронную копию, а при корректировке таможенной стоимости товаров -также ДТС и ее электронную копию, а в случае уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.
Срок представления декларантом в таможенный орган указанных документов и сведений может превышать 10 рабочих дней со дня получения декларантом решения, если это предусмотрено законодательством государств-членов, в случае, если внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, влечет за собой уплату таможенных, иных платежей.
Должностное лицо проверяет правильность заполнения КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС. В случае, если КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС заполнены надлежащим образом, должностное лицо в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня, следующего за днем представления в таможенный орган КДТ, регистрирует КДТ путем присвоения ей
регистрационного номера и производит соответствующие записи (проставляет отметки) в ДТ и КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также в ДТС.
В рассматриваемом случае соответствующие Решения были приняты таможенным органом 15.11.2015 и направлены в адрес декларанта, ООО «ЕвроАзияТранс», заказным письмом с уведомлением (от 15.11.2016 № 08-20/22652 «О направлении решений»).
Таким образом, ссылка Общества на нарушение его прав в рассматриваемом случае является несостоятельной в связи с тем, что соответствующие Решения были приняты Читинской таможней и направлены в адрес декларанта, ООО «ЕвроАзияТранс», так как направление Решений в адрес таможенного представителя таможенным законодательством ЕАЭС не предусмотрено.
В соответствии со статьей 12 ТК ТС таможенный представитель - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 13 ТК ТС. Юридическое лицо признается таможенным представителем после включения в реестр таможенных представителей. Порядок включения в реестр таможенных представителей и исключения из этого реестра определяется законодательством государств - членов таможенного союза (часть 1). Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей (часть 2). Отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе (часть 3). Таможенные органы в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза, ведут реестр таможенных представителей и обеспечивают его периодическую публикацию не реже одного раза в квартал, в том числе с использованием информационных технологий (часть 4).
Приказом ФТС России от 01.09.2010 № 1613 утвержден Реестр таможенных представителей. В пункте 427 данного Реестра указано ООО «СТС Кастомс Солюшнс» (местонахождение: 123290, г. Москва, 1-й Магистральный тупик, д. 5А, ИНН 7714857280, КПП 771401001). Документом, подтверждающим включение ООО «СТС Кастомс Солюшнс» в Реестр таможенных представителей, является Свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей № 0427/00 от 17.01.2012.
При таможенном декларировании товаров по вышеуказанным ДТ Килимником С.С. в описи документов, представляемых в таможенный орган, были указаны:
- договор на оказание услуг в области таможенного дела № 0427/00-57 от 24.03.2014, заключенный между ООО «СТС Кастомс Солюшнс» («Таможенный представитель»), ООО «ЕвроАзия Транс» («Декларант») и ООО «Импорт 40» («Агент»). Предметом данного договора является оказание «Таможенным представителем» возмездных услуг по таможенному оформлению товаров и транспортных средств «Декларанта» и выполнение других посреднических функций в области таможенного дела по поручению «Агента»;
- свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей № 0427/00 от 17.01.2012;
- доверенность от 31.12.2013 № 122, выданная ООО «СТС Кастомс Солюшнс» сотруднику Килимнику С. С;
- трудовой договор, заключенный между ООО «СТС Кастомс Солюшнс» и Килимником С. С.
В графе электронной Описи документов «Способ предоставления документа» Килимником С.С. указано - «В электронной форме».
В соответствии с пунктом 3 статьи 179 ТК ТС таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Порядок представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа определяется Решением КТС от 08.12.2010 N 494. При
совершении таможенных операций с использованием электронной таможенной декларации (ЭТД), документы, предоставление которых предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза, представляются в виде электронных документов и (или) документов на бумажных носителях (п.3 Решения КТС от 08.12.2010 N 494).
В соответствии с частью 4 статьи 322 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" с 01.01.2014 таможенное декларирование производится только в электронной форме.
Из статьи 43 ТК ТС следует, что таможенные операции могут совершаться с использованием информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах передачи информации, а также средств их обеспечения. Внедрение информационных систем и информационных технологий осуществляется с учетом соответствующих международных стандартов и обеспечения требований информационной безопасности, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза. Условия и порядок использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий, средств их обеспечения и программных технических средств защиты информации, а также требования к ним при организации информационного взаимодействия, основанного на электронных способах обмена информации, определяются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
На основании ч.3 ст.97 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" порядок использования информационных систем в таможенном деле устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТКТС.
В соответствии с пунктом 5 статьи 183 ТК ТС при таможенном декларировании товаров документы могут представляться в виде электронных документов в соответствии с ТК ТС. Порядок представления и использования электронных документов определяется таможенным законодательством Таможенного союза.
Порядок предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа определен Инструкцией о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 № 494 «Об инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа».
Согласно пунктам 2 и 3 Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 № 494, при совершении таможенных операций с использованием электронной таможенной декларации документы, предоставление которых предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза (далее - документы), представляются в виде электронных документов и (или) документов на бумажных носителях, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза.
Структуры и форматы электронной таможенной декларации определяются законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза.
Приказом ФТС России от 17.09.2013 № 1761 (зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2014 N 31465) утвержден Порядок использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и
выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля (далее - Порядок).
В соответствии с данным Порядком взаимодействие декларантов (таможенных представителей) (далее декларанты) с таможенными органами при таможенном декларировании и выпуске товаров с учетом Порядка осуществляется посредством электронного способа обмена информацией с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей (далее - ЭП) в порядке, определенном Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (пункт 2).
В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи»:
В соответствии с пунктом 3 Порядка ЭДТ, документы в виде электронных документов, а также сведения из документов, составленных в письменной форме, представленные в виде электронных документов (далее - электронные документы), представляются декларантами по структуре и в форматах, определенных Решением Комиссии Таможенного союза (далее - КТС) от 14.10.2010 № 421 «О структуре и форматах электронных копий таможенных деклараций», альбомом форматов электронных форм документов, в электронной форме, разработанным в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФТС России от 24.01.2008 № 52
Документы, содержащие графические элементы, которые не могут быть преобразованы в текстовый вид (технологические схемы, чертежи, диаграммы, графики, изображения (фотографии, рисунки) товаров), представляются в виде электронных образов документов, в том числе полученных путем сканирования бумажных носителей (далее - графические документы) (пункт 4 Порядка).
Сведения в электронных документах, сформированных на основании оригиналов на бумажных носителях либо в электронной форме или их копий, заверенных в установленном порядке, должны совпадать со сведениями, содержащимися в таких оригиналах или копиях (пункт 5 Порядка).
Сведения, отраженные в электронных документах, указанных в пункте 3 Порядка, заявляемые декларантом таможенному органу декларирования, являются сведениями, необходимыми для таможенных целей, и удостоверяются ЭП лица, составившего ЭДТ (пункт 6).
Как указала представитель Читинской таможни, в базе таможенного органа КПС «Инспектор ОТО» по электронным декларациям №№ 10612050/240414/0003736, 10612050/250414/0003783 имеются сведения о сертификате ключа проверки электронной
подписи: «Лицо, на которое выдан сертификат» - Килимник Сергей Сергеевич; «Организация» - ООО «СТС КС»; ИНН - 7714857280 и т.д.
В рамках оперативно-розыскных мероприятий старшим оперуполномоченным по ОВД ОРО Читинской таможни Е.С. Ивкиным были отобраны объяснения Килимника С.С, согласно которым в период с конца 2013 года по ноябрь 2014 года он работал в ООО «СТС Кастомс Солюшнс». Им были поданы 3 декларации на товары: 10612050/240414/0003736, 10612050/240414/0003739, 10612050/240414/0003783. Каждая декларация перед подачей в таможенный орган проверялась таможенным представителем. Им по согласованию с ООО «СТС Кастомс Солюшнс» было принято решение о заявлении кода ЕТН ВЭД 8702101191 по указанным декларациям на товары.
Изложенное и представленные таможенным органом документы подтверждают тот факт, что ДТ №№ 10612050/240416/0003736, 10612050/240416/0003783 были поданы таможенным представителем - ООО «СТС Кастомс Солюшнс» в лице его работника, Килимника С.С.
Учитывая положения Таможенного кодекса Таможенного союза о том, что с 01.01.2014 декларирование товаров производится в электронной форме, решения Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 № 494 «Об инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа», приказа ФТС России от 17.09.2013 № 1761, указание в декларации о том, что документы (договор об оказании услуг, трудовой договор, доверенность) представлены в электронной форме и заверены электронной цифровой подписью Общества (данное обстоятельство означает, что лицо, подающее декларацию, подтверждает соответствие электронных документов их оригиналам), Читинская таможня не обязана была проверять сведения, содержащиеся в электронных документах, подтверждающих полномочия лица на подачу декларации. Данные сведения были заверены электронной цифровой подписью, выданной ООО «СТС Кастомс Солюшнс».
При этом ссылка Общества на положения приказа ГТК РФ от 28.11.2003 № 1356 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров» в части того, что Читинская таможня не выполнила требования данной Инструкции в части проверки полномочий лица, подающего декларации на товары путем исследования документов на бумажных носителях является несостоятельной, так как в соответствии с частью 3 статьи 322 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации о таможенном деле, впредь до признания их утратившими силу или принятия соответствующих нормативных правовых актов. Указанные нормативные правовые акты должны быть приведены в соответствие с положениями настоящего Федерального закона до 1 января 2011 года.
Кроме того, положениями статьи 366 ТК ТС предусмотрено, что Кодекс применяется к отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного Союза и возникшим со дня вступления его в силу (пункт 1); по отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного Союза, возникшим до вступления в силу настоящего Кодекса, настоящий Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу (пункт 2); если международные договоры государств - членов таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза, предусмотренные настоящим Кодексом, не вступили в силу на момент вступления в силу настоящего Кодекса, то до их вступления в силу применяется законодательство государств - членов таможенного союза, регулирующее соответствующие правоотношения (часть 3).
В связи с вышеизложенным, декларации на товары, поданные работником Общества Килимником С.С. 24 и 25 апреля 2014 года на товары, получателем которых является ООО «ЕвроАзия Транс», были приняты Читинской таможней и зарегистрированы за №№ 10612050/240416/0003736, 10612050/240416/0003783.
В соответствии с пунктом 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Соответственно, сведения, содержащиеся в ДТ №№ 10612050/240416/0003736, 10612050/240416/0003783, являются фактами, имеющими юридическое значение, в том числе сведения, указанные в графе 54 ДТ о лице, подающем декларации.
Также представитель таможенного органа указала, что довод Общества о том, что все доверенности, выданные С.С. Килимнику, были отозваны Обществом 28.02.2014, а сам Килимник С.С. переведен с 03.03.2017 на иную должность, не является обстоятельством, опровергающим факт подачи Килимником С.С. вышеуказанных ДТ.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об отмене лицо, которому доверенность выдана, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что если третьему лицу предъявлена доверенность, о прекращении которой оно не знало и не должно было знать, права и обязанности, приобретенные в результате действий лица, полномочия которого прекращены, сохраняют силу для представляемого и его правопреемников.
В графе 54 ДТ №№ 10612050/240416/0003736, 10612050/240416/0003783 Килимником С.С. была указана доверенность № 122 от 31.12.2013. Согласно сведениям отдела документационного обеспечения (служебная записка от 16.02.2017 № 01-77/0028), за период 2014 год обращения от ООО «СТС Кастомс Солюшнс» в Читинскую таможню не поступали.
Соответственно, не уведомив Читинскую таможню о факте отзыва у Килимника С.С. с 28.02.2014 доверенностей на право подачи и выпуска деклараций на товары, учитывая положения частей 1, 2 статьи 189 Гражданского кодекса Российской Федерации, ООО «СТС Кастомс Солюшнс» приобрело права и обязанности, приобретенные в результате действий Килимника С.С. , выразившиеся в подаче ДТ №№ 10612050/240416/0003736,
Также таможенным органом представлены данные таможенной статистики - отчет таможни по БД «Мониторинг-Анализ» за период с 01.01.2014 по 31.12.2014. Согласно данным отчета, ООО «СТС Кастомс Солюшнс» в регионе деятельности только Читинской таможни были поданы более 100 деклараций на товары. При этом все декларации на товары были поданы работником Общества - Килимником С.С, действующего на основании договора на оказание услуг и доверенности № 122 от 31.12.2013 года.
Представленные доказательства заставляют критически оценить доводы Общества о том, что по декларациям на товары, декларантом которых является ООО «ЕвроАзия Транс», Килимник С.С. действовал без разрешения Общества.
Таким образом, суд полагает, что по факту совершения Килимником С.С. каких-либо неправомерных/незаконных действий (оформление таможенных деклараций Обществом его работником без разрешения и соответствующих документов Общества), достаточных доказательств не представлено.
Представителем ООО «СТС Кастомс Солюшнс» в ходе судебного разбирательство было представлено заключение негосударственного экспертного учреждения ООО «Судебно-экспертная лаборатория Апалева».
По представленному заключению, представитель Читинской таможни пояснила следующее:
Оценивая представленное заключение, учитывая мнение таможенного органа, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с заключением специалиста ООО «Судебно-экспертная лаборатория Апалёва» от 17.02.2017 № 24/2017 установлено, что объём нижнего багажного отсека автобусов марки «KING LONG» модель «XMQ6120C» составляет 4,29 м.кв. Эксперт к данному объёму добавил объём багажных полок, который, по его мнению, составляет 0,75 м.кв. Таким образом, общий объём багажного отсека автобусов марки «KING LONG», модель «XMQ6120C», по мнению эксперта, составил 5,05 м3.
Эксперт не использовал терминологию и сведения об устройстве автобусов, имеющиеся в нормативных и законодательных актах Евразийского экономического союза, а также в исследовательской части не указал обоснование и методику расчёта объёма багажных полок. Кроме этого, эксперт отнес полки для перевозки ручной клади к багажному отсеку. Вышеуказанное является нарушением Федерального закона № 73-ФЗ и не соответствуют нормативным и законодательным актам Евразийского экономического союза и Российской Федерации о правилах и условиях перевозки багажа в автобусах, предназначенных для перевозки только сидящих пассажиров.
Так, в соответствии с п.п. 1) и 16) статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259- ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав) для целей настоящего Устава используются следующие основные понятия:
- багаж - вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;
- ручная кладь - вещи пассажира, которые перевозятся пассажиром с собой в транспортном средстве и сохранность которых при перевозке обеспечивается пассажиром.
Согласно ст.3 Устава Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - правила перевозок пассажиров) представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок.
В соответствии со ст. 20 Устава перевозка пассажира и багажа осуществляется на основании договора перевозки, который удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади.
Согласно ст. 22 Устава при проезде в транспортном средстве, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право:
перевозить за плату в багажном отделении транспортного средства или в отдельном транспортном средстве багаж в количестве не более двух мест, длина, ширина и высота каждого из которых в сумме не превышают сто восемьдесят сантиметров;
провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают сто двадцать сантиметров, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску.
В соответствии со ст. 34 Устава перевозчик несет ответственность за сохранность багажа с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи его лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.
Согласно п. 9 ст. 35 Устава за отправление в составе багажа, сданного для перевозки, предметов, перевозка которых в составе багажа запрещена, пассажир уплачивает перевозчику штраф в размере десятикратной провозной платы за перевозку багажа.
В соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила):
Багаж, сданный перевозчику, перевозится в багажном отделении транспортного средства, которым осуществляется перевозка пассажира, или отдельно от пассажира багажным автомобилем.
Погрузка и выгрузка багажа, перевозимого в багажных отделениях транспортных средств, осуществляется пассажиром.
Таким образом, из вышеуказанных норм Устава и Правил следует, что груз, перевозимый пассажиром в автобусе, подразделяется на багаж и ручную кладь. При этом багаж следует отдельно от пассажира в багажном отделении.
Согласно пункту 6 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (TP ТС 018/2011), утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее - Регламент) термин "обитаемое помещение" обозначает внутреннюю часть транспортного средства, используемая для размещения водителя (экипажа) и пассажиров.
В соответствии с пунктом 3.4.3. Приложения № 4 Регламента полки для вещей являются элементами интерьера.
Согласно пункту 1.16. Приложения № 6 Регламента багажный отсек должен быть оборудован устройствами, препятствующими смещению багажа при движении автобуса. Перегородка багажного отсека должна выдерживать статическую нагрузку 200 Н на 100 кг массы багажа и (или) кресел-колясок. В пассажирском помещении автобусов конструкция полок должна исключать падение с них ручной клади при движении автобуса.
В этой связи, установленные внутри автобуса полки относятся к интерьеру обитаемого помещения для пассажиров автобуса, предназначены для размещения только ручной клади и не являются отделением или отсеком для размещения багажа.
На основании вышеизложенного, выводы эксперта о том, что полки внутри автобуса относятся к багажному отсеку, являются не состоятельными.
Также представитель СТУ пояснила, что СТУ были сделаны запросы в ФГУП «НАМИ», Межотраслевой фонд «Сертификация автотранспорта САТР» и ЭКС филиала ЦКЭТУ ФТС России г. Екатеринбург (проводилась идентификационная экспертиза аналогичных товаров) по вопросам:
- определения термина «багажное отделение (отсек)» автобуса;
- в каких частях автобуса располагается «багажное отделение (отсек)»;
- включаются ли в объём или площадь багажного отделения (отсека) полки для ручной клади, установленные в «обитаемом помещении» автобуса над пассажирскими сидениями.
В полученных ответах Межотраслевого фонда «Сертификация автотранспорта САТР» (исх. № 73 от 03.03.2017), ЭКС филиала ЦКЭТУ ФТС России г. Екатеринбург (исх. № 01-26/0755 от 13.03.2017), ФГУП «НАМИ» (исх. № 2200-04/162) отражено, что:
- багажным отделением (отсеком) в автобусе является пространство, предназначенное для размещения багажа пассажиров. Правила ООН № 107-03, устанавливающие требования к конструкции автобусов «KING LONG» типа XMQ6120C, не содержит термина «багажное отделение (отсек)»;
- в соответствии с одобрением типа транспортного средства № Е- CN.MT02.B.00078.niPl, оформленное органом по сертификации, багажное отделение (отсек) располагается под полом пассажирского салона;
- расположенные в пассажирском салоне над пассажирскими сиденьями полки для ручной клади в объем или площадь багажного отделения (отсек) не включаются.
Таким образом, приведенное опровергает доводы эксперта Негосударственного экспертного учреждения ООО «Судебно-экспертная лаборатория Апалёва» о включении в объем багажного отделения (отсек) расположенных в пассажирском салоне над пассажирскими сиденьями полок для ручной клади и подтверждает, что объём багажного отделения автобуса менее 5 куб. м.
Оценивая вышеприведенное в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В заявленных обществом с ограниченной ответственностью «СТС Кастомс Солюшинс» (ОГРН 1117746937274, ИНН 7714857280) требованиях о признании незаконными требований Читинской таможни об уплате таможенных платежей от 15.11.2016 №№ 309, 311, как несоответствующих Таможенному кодексу Таможенного союза, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца.
Судья Д.С.Горкин