НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Забайкальского края от 01.09.2020 № А78-1843/20


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                Дело №А78- 3 / 0

08 сентября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2020 года

Решение изготовлено в полном объёме сентября 2020 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Судаковой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Базаржаповой Б.Н,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Министерства природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН 1087536008779, ИНН 7536095945)

к обществу с ограниченной ответственностью  "Автотрак" (ОГРН 1157536001842, ИНН 7536150360)

о взыскании в федеральный бюджет ущерба за нарушение природоохранного законодательства в размере 341 776 руб.,

при участии в судебном заседании (до и после перерыва) представителей:

от Министерства: Гасанова Р.Н., по доверенности № 275 от 9 января 2020 года (до перерыва);

от ООО "Автотрак": не было (извещено),

установил:

Министерство природных ресурсов Забайкальского края (далее – Министерство, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Автотрак" (далее – ООО "Автотрак", общество, ответчик) о взыскании в федеральный бюджет ущерба за нарушение природоохранного законодательства за самовольное занятие лесного участка в размере 341 776 руб.

В исковом заявлении Министерство отмечает, что Обществом причинен ущерб вследствие нарушения природоохранного законодательства в виде самовольного занятия лесного участка.

Общество письменный отзыв на исковое заявление не представило.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК Российской Федерации), что подтверждается почтовыми уведомлениями, возвращенными почтовыми конвертами, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края в сети «Интернет» (www.chita.arbitr.ru) определений о принятии искового заявления и об отложении судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

На основании статьи 163 АПК Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 17 часов 00 минут 01.09.2020, о чем было сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда.

Заслушав доводы представителя истца (после перерыва в судебном заседании), исследовав материалы дела, в том числе дополнительно представленные документы, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 27.02.2020 года № ЮЭ9965-20-15882910 "Автотрак" зарегистрировано в качестве юридического лица 19.03.2015 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1157536001842.

Основным видом деятельности Общества является добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы).

На основании планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков № 155 от 29.05.2019 года должностными лицами ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» проведено обследование лесных участков, арендованных Обществом на предмет соблюдения законодательства при пользовании участками лесного фонда, в ходе которого установлено, что ООО "Автотрак" вышло за пределы предоставленного участка и в отсутствие разрешительных документов самовольно использует участки лесного фонда в Семиозерном участковом лесничестве под устройство вахтового поселка в кв. 22 выд. 21 на площади 0,343 га и вахтового поселка и добычу полезных ископаемых (золота) в кв. 22 выд. 21, 22, 23 на площади 9,341 га, также допустило уничтожение лесных насаждений путем срезания и сталкивания деревьев бульдозером в отвалы на площади 4,987 га в объеме 99,74 м3 древесины.

Результаты обследования отражены в отчете о проведении мероприятий по контролю в лесах № 155 от 30.05.2019 года.

01.07.2019 года в отношении Общества составлен протокол о лесонарушении № 14.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» выполнен расчет размера ущерба за самовольное использование лесов, который составил 341 776 руб.

В целях досудебного урегулирования спора ответчику было 02.08.2020 направлено требование о добровольном возмещении ущерба от 01.07.2019 года № 446, требование не исполнено, что послужило основанием для обращения Министерства с рассматриваемым иском в арбитражный суд.

Суд считает исковые требования Министерства подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, приказом Рослесхоза от 17.05.2011 № 181 за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия в области лесных отношений, закреплены полномочия по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование; выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда; осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения; осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 06.10.2016 № 395 Государственная лесная служба Забайкальского края упразднена, ее полномочия, в том числе осуществление полномочий, переданных Российской Федерацией, переданы Министерству природных ресурсов Забайкальского края (подпункт 3 пункта 1, подпункт 1 пункта 5 постановления).

В пункте 17 названного постановления указано, что исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, которым в соответствии с настоящим постановлением переданы полномочия и функции упраздняемых исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе возникшим в результате исполнения судебных решений.

На основании постановления Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 № 503 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края» в Забайкальском крае уполномоченным органом в области лесных отношений является Министерство.

Министерство в рамках своих полномочий предъявляет иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (подпункт 12.4.11 пункта 12.4 Положения о Министерстве).

Таким образом, у истца имеются соответствующие полномочия на обращение в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Лесной участок в понимании статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс) это земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, и 92 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Использование лесов согласно статье 24 Лесного кодекса осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием, или без изъятия лесных ресурсов.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам – в аренду, безвозмездное пользование (часть 2 статьи 71 Лесного кодекса).

Часть 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Под самовольным занятием земель, исходя из разъяснений, изложенных в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.

В статье 43 Лесного кодекса определено, что использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута (часть 1).

Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса (часть 2).

Допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства (часть 3).

В случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (часть 4).

В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с осуществлением геологического изучения недр, разведкой и добычей полезных ископаемых, в том числе в охранных зонах указанных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, без установления сервитута (часть 5).

Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6).

Так, приказом Рослесхоза от 27.12.2010 № 515 утвержден Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (далее – Порядок № 515).

Согласно пункту 2 названного Порядка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка.

В части 3 Порядка № 515 установлено, что на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений.

В соответствии с пунктом 4 Порядка № 515 для выполнения работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка пользователь недр (заявитель) подает в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление.

В силу статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (пункт 1).

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 2).

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3).

В соответствии со статьей 78 Закона № 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 49) основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1 и 77 Закона № 7-ФЗ).

Непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред (пункт 2 Постановления Пленума ВС РФ № 49).

Имущественная ответственность за лесонарушения регулируется общими правилами об основаниях ответственности, установленными статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно частям 1 и 4 статьи 100 Лесного кодекса лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, из буквального толкования приведенных норм следует, что самовольное использование лесов для конкретного вида деятельности само по себе является необходимым и достаточным основанием для взыскания ущерба.

Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания суммы вреда, причиненного лесам, необходимо наличие вреда, противоправного поведения и вины лица, причинившего вред, а также причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим вредом.

По смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом (пункт 7 Постановления Пленума ВС РФ № 49).

Ранее уже отмечалось, что основным видом деятельности ООО "Автотрак" является добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы).

На основании планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков № 154 от 28 мая 2019 года (т. 1, л.д. 77) должностными лицами ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» проведено обследование лесных участков, арендованных Обществом на предмет соблюдения законодательства при пользовании участками лесного фонда, в ходе которого установлено, что ООО "Автотрак" вышло за пределы предоставленного участка и в отсутствие разрешительных документов самовольно использует участки лесного фонда в Семиозерном участковом лесничестве под устройство вахтового поселка в кв. 22 выд. 21 на площади 0,343 га и вахтового поселка и добычу полезных ископаемых (золота) в кв. 22 выд. 21, 22, 23 на площади 9,341 га, также допустило уничтожение лесных насаждений путем срезания и сталкивания деревьев бульдозером в отвалы на площади 4,987 га в объеме 99,74 м3 древесины.

Результаты обследования отражены в отчете о проведении мероприятий по контролю в лесах № 155 от 30.05.2019 года.

01.07.2019 года в отношении Общества составлен протокол о лесонарушении № 14.

Факт причинения Обществом вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями, противоправность поведения причинителя вреда и его вина подтверждаются отчетом о проведении мероприятий по контролю в лесах № 155 от 30.05.2019 года, протоколом о лесонарушении № 14 от 01.07.2019 года.

Частью 4 статьи 100 Лесного кодекса предусмотрено, что особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.

При этом согласно пунктам 14 и 15 Постановления Пленума ВС РФ № 49 утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона № 7-ФЗ, части 3, 4 статьи 100 Лесного кодекса).

В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона № 7-ФЗ).

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 утверждены особенности возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, которые устанавливают порядок возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее – вред), включая таксы и методику возмещения вреда (далее – Порядок возмещения № 1730).

Согласно подпунктам в) и г) пункта 5 Порядка возмещения № 1730 уполномоченный орган осуществляет расчет размера вреда в денежном выражении исходя из:

- такс для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением вреда, причиненного лесным насаждениям, согласно приложению № 3;

- методики определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, согласно приложению № 4.

В соответствии с пунктом 4 приложения № 3 к Порядку возмещения № 1730 «Таксы для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением вреда, причиненного лесным насаждениям» за нарушение в виде самовольного использования лесов для целей, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, с учетом назначения земель, на которых они располагаются, размер ущерба определяется в 5-кратном размере годовой арендной платы, исчисленной по ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при соответствующем виде использования и размере затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

Согласно сноске <5> приложения № 3 к Порядку возмещения № 1730 применяются ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

В сноске <6> приложения № 3 к Порядку возмещения № 1730 указано, что применяются действующие на день совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

Так, в таблице 14 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» определено, что ставка платы за единицу площади (1 га) лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых по Забайкальскому краю, составляет 2 125,02.

Согласно примечанию 1 к таблице 14 к ставкам в отношении эксплуатационных лесов применяется поправочный коэффициент 2.

При использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, или занятых рединами, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,75 (пункт 8 примечания к таблице 14).

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 № 1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» ставки платы, предусмотренные таблицами 5-19 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных указанным постановлением, применяются в 2019 году с коэффициентом 1,89.

Таким образом, размер ущерба 341 776 руб. рассчитан по следующей формуле:

9,984 (площадь самовольно занятого участка) х 4 016,29 (ставка арендной платы, полученная как произведение ставки платы за единицу площади 2 125,02 и коэффициента индексации 1,89) х 2 (поправочный коэффициент) х 0,75 (поправочный коэффициент) х 5 (5-кратный размер).

Размер ущерба за нарушение лесного законодательства судом проверен и признан правильным.

Ответчик возражений по поводу заявленных требований, порядка расчета ущерба и размера такого вреда в суд не представил, сумму задолженности и расчет размера вреда не оспорил.

На основании статьи 65 АПК Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требовании и возражений.

Согласно пункту 3.1 статьи 70 АПК Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

На основании изложенного, суд считает, что требования Министерства подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьями 102 и 110 АПК Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 и 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд


РЕШИЛ:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью  "Автотрак" (ОГРН 1157536001842, ИНН 7536150360) в доход федерального бюджета ущерб за нарушение природоохранного законодательства в размере 341 776 руб.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью  "Автотрак" (ОГРН 1157536001842, ИНН 7536150360) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 9 836 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья                                                                                               Ю.В. Судакова