НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 30.01.2014 № А82-10838/13

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru,
e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-10838/2013

06 февраля 2014 года

Резолютивная часть оглашена 30.01.2014

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Кокуриной Н.О.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой С.Э.

рассмотрев в судебном заседании заявление

Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"

(ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)

к Государственному учреждению - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации

(ИНН 7604006689, ОГРН 1027600676344)

о признании недействительным решения от 16.05.2013 № 142

при участии

от заявителя – Катышева А.Н. – по доверенности от 20.04.2012

от ответчика – Репьевой Е.В. - по доверенности от 25.06.2013

установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северной дирекции по ремонту тягового подвижного состава – структурного подразделения Дирекции по ремонту тягового подвижного состава – филиала ОАО «РЖД» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения – Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 16.05.2013 № 142 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения.

Ответчик требования заявителя не признал, считает принятое решение законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд установил.

Между сторонами возник спор о размере подлежащего выплате работнику Молчановой А.В. ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет за октябрь – декабрь 2012 года. Молчанова А.В. работает в ОАО «РЖД» с 2006 года. Начиная с 04.05.2010 она последовательно находилась в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за первым ребенком, отпуске по беременности и родам по второму ребенку, с 14.09.2012 находится в отпуске по уходу за вторым ребенком. Согласно заявлению работника пособие по уходу за вторым ребенком подлежит исчислению по нормам Федерального закона N 255-ФЗ, действовавшим до 01.01.2011.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. В случае, если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением указанных страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

В течение 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за вторым ребенком, Молчанова А.В. находилась в отпуске по уходу за первым ребенком и в отпуске по беременности и родам по второму ребенку и не имела отработанных дней.

В этой ситуации, по мнению общества, по смыслу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ для определения среднего заработка надо исходить из последнего расчетного периода, в котором есть отработанные дни. Таким периодом в сложившейся ситуации являются 12 месяцев, предшествующих отпуску по уходу за первым ребенком.

По мнению фонда, общество неверно определило размер среднего заработка для исчисления суммы ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и завысило пособие на 3780,06 руб. Со ссылкой на п. 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, отделение ФСС считает, что в данном случае средний заработок должен определяться исходя из тарифной ставки установленного разряда, должностного оклада, денежного содержания на день наступления страхового случая (отпуска по уходу за вторым ребенком).

Оценивая обстоятельства дела и позиции сторон, суд исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. В случае, если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением указанного страхового случая, пособие исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

В соответствии с п. 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (в редакции, действовавшей до 01.01.2011), в случае если застрахованное лицо в течение указанных периодов не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления отпуска по уходу за ребенком.

Страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется, согласно Федеральному закону "Об основах обязательного социального страхования", в связи с таким социальным страховым риском как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая - ухода за ребенком в возрасте до полутора лет (подпункт 2 пункта 1 и пункт 1.1 статьи 7, подпункт 8 пункта 2 статьи 8).

По смыслу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, п. 11.1 Положения и с учетом того, что пособие по уходу за ребенком призвано компенсировать утраченный фактический заработок, который получало застрахованное лицо, для определения среднего заработка берется последний расчетный период (12 месяцев перед месяцем наступления страхового случая или одного из предыдущих страховых случаев), в котором имелся заработок (имелись отработанные дни). На случай, если застрахованное лицо фактического заработка и отработанных дней не имело, предусмотрено правило п. 11.1 Положения об учете тарифной ставки.

Толкование закона, которое приводит общество, об исчислении пособия исходя из фактического заработка застрахованного лица представляется обоснованным и соответствующим целям государственного социального страхования.

При этом суд принимает во внимание Определение ВАС РФ от 03.10.2013 N ВАС-9518/13 и результаты рассмотрения Высшим Арбитражным Судом РФ аналогичного дела № А51-16528/2012.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным полностью решение Государственного учреждения – Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 16.05.2013 № 142 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, принятое в отношении Открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

Обязать Государственное учреждение – Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Государственного учреждения – Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 2000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист на возмещение расходов выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.

Судья

Кокурина Н.О. - 19