НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 26.04.2016 № А82-16268/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

  150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-16268/2015

08 июня 2016 года

Резолютивная часть решения оглашена 26 апреля 2016 года.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Н.А. Розовой

  при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусевой М.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества "Яркоммунсервис"   (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное)   (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании частично недействительным решения от 30.10.2015 № 170,

при участии

от заявителя:   ФИО1 - представителя по доверенности от 10.03.2016,

от ответчика:   ФИО2 - главного специалиста-эксперта отдела выездных проверок по доверенности от 25.02.2014, ФИО3 - специалиста-эксперта юротдела по доверенности от 15.09.2015,

установил:

Акционерное общество «Яркоммунсервис» (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (уточненным в порядке ст.49 АПК РФ) о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное) (далее – УПФР, Управление)  № 170 от 30.10.2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части:

- начисления страховых взносов на сумму компенсации работникам за использование личных транспортных средств;

- признания неправомерно включенными в базу АО «Яркоммунсервис» для начисления страховых взносов за 2012г., помимо прочего, выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, на которые были начислены страховые взносы его правопредшественником ГУП ЖКХ Ярославской области «Яркоммунсервис»,

а также соответствующих сумм пеней и штрафа.

Ответчик заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Управлением ПФ РФ проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование страхователем АО «Яркоммунсервис» за период с 06.04.2012 по 31.12.2014, по результатам которой составлен акт выездной проверки № 277 от 28.09.2015 и вынесено решение № 170 от 30.10.2015 о привлечении АО «Яркоммунсервис» к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.

В соответствии с указанным решением Общество привлечено к ответственности в соответствии с п.1 ст.47 Закона № 212-ФЗ в виде взыскания штрафа в сумме 22 758,35руб. за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов. Также Обществу предложено уплатить указанный штраф, недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в общей сумме 113 791,78руб. и пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 21 373,52руб.

В ходе проверки Управлением ПФР сделан вывод, что Обществом неправомерно не включены в базу для начисления страховых взносов за 2012-2014гг. компенсационные выплаты работникам за использование личного автотранспорта в служебных целях.

Приказом генерального директора ОАО «Яркоммунсервис» от 06.04.2012 № 03е «О выплате компенсации за использование личных автомобилей для служебных поездок» была установлена компенсация в размере 3000руб. в месяц за 1000км (в пределах лимита – 1200руб., сверх лимита - 1800руб.). Затраты свыше установленной суммы лимита относятся на расходы организации, не включаемые для целей налогообложения.

На основании указанного приказа работники, для которых работа носила разъездной характер (обслуживающие котельные, расположенные в других населенных пунктах области), использовали для поездок личные автомобили, заполняли путевые листы с учетом пробега автомобиля и получали компенсационные выплаты. Обществом составлялись ежемесячные Расчеты выплаты компенсации за использование для служебных поездок легковых автомобилей.

Данные компенсационные выплаты в пределах лимита 1200руб. не облагались страховыми взносами, а сверх 1200руб. – включались Обществом в базу для начисления страховых взносов.

Управлением доначислены страховые взносы на ОПС и ОМС:

- за 2012г. по выплатам работникам ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 с заниженной базы 39 996руб.;

- за 2013г. по выплатам работникам ФИО4, ФИО8, ФИО5, ФИО6, ФИО9 с заниженной базы 40 674руб.;

- за 2014г. по выплатам работникам ФИО4, ФИО8, ФИО5, ФИО6, ФИО9, ФИО10 с заниженной базы 33 768руб.

Номера личных транспортных средств, используемых в служебных целях, и ежемесячные суммы компенсации приведены в решении.

УПФР исходит из положений ч.1 ст.7, ст.8, подп. «и» п.2 ч.1 ст.9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), ст.188 Трудового кодекса РФ и считает, что сумма компенсации, выплачиваемая сотруднику организации за использование личного транспорта в служебных целях, не подлежит обложению страховыми взносами в размере, определяемом соглашением между организацией и сотрудником, при наличии правильно оформленных документов, подтверждающих право собственности работника на используемое имущество, и документов, подтверждающих факт использования данного имущества в интересах работодателя. При этом размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием данного имущества для целей трудовой деятельности.

Таким образом, организация должна располагать копиями документов, подтверждающих как право собственности работника на используемое имущество, так и расходы, понесенные им при использовании данного имущества в служебных целях.

Документы, подтверждающие право собственности работников на автомобили, либо документы, подтверждающие владение и пользование транспортными средствами на законных основаниях, ни в ходе проверки, ни после составления акта проверки представлены не были.

Заявитель считает доначисление страховых взносов по данному основанию неправомерным, компенсации работникам за использование личных транспортных средств не подпадают под обложение страховыми взносами на основании подп. «и» п.2 ч.1 ст.9 Закона № 212-ФЗ.

В соответствии со ст.188 Трудового кодекса РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Следовательно, сумма компенсации, выплачиваемая сотрудникам организации за использование личного имущества (транспортного средства), не облагается страховыми взносами, если использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей.

Заявитель отмечает, что УПФР не оспаривает факт использования личного имущества в связи с исполнением трудовых обязанностей, отказ в применении льготы связан с тем, что используемые работниками автомобили не принадлежат им на праве личной собственности, а потому не могут считаться их личным имуществом.

По мнению заявителя, из буквального толкования норм подп.«и» п.2 ч.1 ст.9 Закона № 212-ФЗ и ст.188 ГК РФ следует, что для выплаты компенсации работнику за использование автомобиля в служебных целях и для неначисления страховых взносов на сумму такой компенсации необходимо, чтобы автомобиль был личным имуществом работника. При этом указанные нормы не определяют, на каком основании (на каком праве) автомобиль должен принадлежать работнику.

Общество считает, что понятие «личное имущество» означает, что в служебных целях используется не имущество работодателя, а имущество работника, принадлежащее ему на законных основаниях, одним из которых является управление автомобилем по доверенности.

Сложившаяся судебная практика по аналогичным делам исходит из того, что в целях применения ст.188 ТК РФ к личному имуществу следует относить объекты, находящиеся во владении или пользовании конкретного лица не только на праве собственности, но и на других законных основаниях, в том числе автомобили, управляемые работником по доверенности от собственника. Переданный по доверенности автомобиль по отношению к третьим лицам не может восприниматься иначе, как находящийся во владении и пользовании конкретного лица. Именно указанные правомочия и необходимы для использования автомобиля в служебных целях, что позволяет работодателю компенсировать затраты на использование автомобиля, находящегося во владении работника на основании доверенности.

Заявитель также указывает, что в законодательстве РФ отсутствует понятие личного имущества, в связи с чем личным имуществом работника является имущество, принадлежащее ему на любом законном основании. Поскольку не допускается различное правовое регулирование одних и тех же отношений, начисление или неначисление страховых взносов на спорные компенсационные выплаты не должно ставиться в зависимость от того, на каком основании автомобиль принадлежит работнику.

Заявителем представлены в суд копии путевых листов автомобилей, копии паспортов транспортного средства на автомобили, доверенностей на управление транспортными средствами, страховых полисов, ежемесячные расчеты выплаты компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей.

Ответчик исследовал представленные документы, возразил, что в некоторых путевых листах на ФИО8 неверно указан государственный регистрационный номер используемого транспортного средства (М 268 ВК 76 за 2012-2014гг., К 383 СМ 76 за 2014г.), не совпадающий с указанным в ПТС. Следовательно, путевые листы оформлены неправильно и не могут являться основанием для выплаты компенсаций за использование личного автомобиля в служебных целях. Не подтвержденные документально компенсационные выплаты должны включаться в базу для начисления страховых взносов.

Исследовав представленные документы и оценив доводы сторон, суд считает заявление в данной части подлежащим удовлетворению частично.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 этого Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона.

Статьей 9 Закона N 212-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпункт "и" пункта 2 части 1 указанной статьи).

Статьей 188 ТК РФ установлено, что при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Из буквального толкования норм подп.«и» п.2 ч.1 ст.9 Закона № 212-ФЗ и ст.188 ГК РФ следует, что для выплаты компенсации работнику за использование автомобиля в служебных целях и для неначисления страховых взносов на сумму такой компенсации необходимо, чтобы автомобиль был личным имуществом работника. При этом указанные нормы не определяют, на каком основании (на каком праве) автомобиль должен принадлежать работнику.

По мнению суда, по смыслу ст.188 ТК РФ понятие «личное имущество» служит для разграничения имущества работодателя и имущества работника, используемого в производственных целях.

В законодательстве РФ отсутствует понятие личного имущества, в связи с чем личным имуществом работника является имущество, принадлежащее ему на любом законном основании. Поскольку не допускается различное правовое регулирование одних и тех же отношений, начисление или неначисление страховых взносов на спорные компенсационные выплаты не должно ставиться в зависимость от того, на каком правовом основании автомобиль принадлежит работнику.

В целях применения ст.188 ТК РФ к личному имуществу следует относить объекты, находящиеся во владении или пользовании конкретного лица не только на праве собственности, но и на других законных основаниях, в том числе автомобили, управляемые работником по доверенности от собственника. Переданный по доверенности (после отмены доверенности – по страховому полису) автомобиль по отношению к третьим лицам не может восприниматься иначе, как находящийся во владении и пользовании конкретного лица. Именно указанные правомочия и необходимы для использования автомобиля в служебных целях, что позволяет работодателю компенсировать затраты на использование автомобиля, находящегося во владении работника на основании доверенности.

Таким образом, компенсационные выплаты за использование личных транспортных средств в служебных целях не подлежат обложению страховыми взносами в силу подп. «и» п.2 ч.1 ст.9 Закона № 212-ФЗ независимо от того, на каком законном основании автомобиль находится во владении и пользовании работника страхователя.

При этом суд считает обоснованным довод ответчика о необходимости документального подтверждения обоснованности невключения компенсационных выплат в базу для начисления страховых взносов. Поскольку в представленных заявителем путевых листах по работнику ФИО8 имеются не устраненные ошибки в заполнении (несовпадение государственных регистрационных номеров используемых автомобилей с данными ПТС), то освобождаются от обложения страховыми взносами только те компенсационные выплаты, которые произведены на основании правильных сведений в путевых листах: за 2012г. – в сумме 8040руб., за 2013г. – в сумме 7260руб., за 2014г. – в сумме 3240руб. и 3360руб.

В связи с изложенным, решение Управления подлежит отмене в части доначисления страховых взносов на сумму компенсации за использование личных транспортных средств в служебных целях в размере 102 918руб. (37596 + 35994 + 29328).

Управлением установлено неправомерное включение в базы для начисления страховых взносов за 2012г. выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, ранее включенных в базу для начисления страховых взносов его правопредшественником ГУП ЖКХ Ярославской области «Яркоммунсервис», в сумме 444 658,33руб.

06.042012 была проведена реорганизация ГУП ЖКХ Ярославской области «Яркоммунсервис» в форме преобразования в ОАО «Яркоммунсервис».

По мнению УПФР, при преобразовании заявителя создалась новая организация.

В силу частей 3, 4 статьи 10 Закона № 212-ФЗ, если организация была создана после начала календарного года, то первым расчетным периодом для нее является период со дня создания до окончания данного календарного года. Если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним отчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации.

Кроме того, в случае преобразования ГУП в ОАО изменяется регистрационный номер страхователя. В соответствии с п.9 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей, производящих выплаты физическим лицам, в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации (утв. постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 № 296п), на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, территориальный орган ПФР производит регистрацию организации в качестве страхователя с присвоением регистрационного номера.

УПФР также исходит из положений п.5 ст.58 ГК РФ, согласно которому при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменения организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При этом Законом № 212-ФЗ не предусмотрено правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов – организации. База по страховым взносам не является частью имущества, кредиторской либо дебиторской задолженностью, поэтому передача ее на основании передаточного акта невозможна.

Управление не видит противоречия между положениями ст.75 ТК РФ и Закона № 212-ФЗ, так как они регулируют разные правоотношения.

Таким образом, в спорной ситуации база для исчисления страховых взносов должна определяться заново с момента реорганизации Общества.

Заявитель не согласен с позицией УПФР.

В части включения в базу для начисления страховых взносов за 2012г. базы в сумме 444 658,33руб., сформированной правопредшественником Общества ГУП ЖКХ ЯО «Яркоммунсервис», заявитель указывает, что реорганизация юридического лица независимо от ее формы не является основанием для расторжения трудовых отношений с работниками (ст.75 ТК РФ). При этом страховые взносы на каждое физическое лицо начисляются нарастающим итогом с начала года (ч.3 ст.8, ч.1 ст.10 Закона № 212-ФЗ). Закон № 212-ФЗ не содержит специальных положений об определении облагаемой базы в случае реорганизации страхователя – юридического лица. Поэтому при расчете базы для уплаты страховых взносов правопреемник вправе учесть выплаты, начисленные с начала года реорганизованной организацией.

Данная позиция заявителя подтверждается судебной практикой, приведенной им в заявлении. В частности, суд указал, что поскольку после реорганизации трудовые отношения между работниками реорганизованной организации и его правопреемником были продолжены, база по исчислению страховых взносов правопредшественника подлежит учету при определении базы правопреемника (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.06.2013 № А43-22087/2012).

В постановлении ФАС Московского округа от 02.08.2013 № А40-150312/12-91-670 указано, что особенностью страховых взносов является накопительный порядок исчисления их базы: плательщики страховых взносов исчисляют страховые взносы отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. Расчетным периодом по страховым взносам является календарный год. Уплата страховых взносов обусловлена выплатой заработной платы работнику и неразрывно связана с ней.

При этом реорганизация плательщика страховых взносов не влияет на порядок исчисления и уплаты страховых взносов. С учетом данных обстоятельств действия правопреемника по представлению отчетности за 2010 год нарастающим итогом с начала года с учетом выплат, произведенных правопредшественником, признаны судами правомерными. Выводы суда согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 01.04.2008 N 13584/07. Ссылка фонда на пункт 3 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ отклонена судами, поскольку указанной нормой установлен расчетный период для вновь созданной организации.

Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает заявление в данной части подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

В соответствии с п.5 ст.58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

В соответствии с ч.1 ст.8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.3 ст.8 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

Частью 1 статьи 10 закона № 212-ФЗ установлено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

Из приведенных положений Закона № 212-ФЗ следует, что особенностью страховых взносов является накопительный порядок исчисления их базы: плательщики страховых взносов исчисляют страховые взносы отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. Расчетным периодом по страховым взносам является календарный год. Уплата страховых взносов обусловлена выплатой заработной платы работнику и неразрывно связана с ней.

В спорной ситуации МУП ЖКХ ЯО «Коммунсервис» было преобразовано в ОАО «Коммунсервис» 06.04.2012. Вопреки мнению ответчика, данное преобразование не является созданием новой организации, поскольку правопреемнику переходят права и обязанности преобразованной организации.

Согласно ст.75 Трудового кодекса РФ реорганизация юридического лица независимо от ее формы не является основанием для расторжения трудовых отношений с работниками. При этом страховые взносы на каждое физическое лицо начисляются нарастающим итогом с начала года (ч.3 ст.8, ч.1 ст.10 Закона № 212-ФЗ). Закон № 212-ФЗ не содержит специальных положений об определении облагаемой базы в случае реорганизации страхователя – юридического лица, поэтому при расчете базы для уплаты страховых взносов правопреемник вправе учесть выплаты, начисленные с начала года реорганизованной организацией.

Поскольку после реорганизации трудовые отношения между работниками реорганизованной организации и его правопреемником были продолжены, база по исчислению страховых взносов правопредшественника подлежит учету при определении базы правопреемника

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.167-170, 110 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное) (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 30.10.2015 № 170 о привлечении плательщика страховых взносов Акционерного общества "Яркоммунсервис"  (ИНН <***>, ОГРН <***>) к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской федерации о страховых взносах в части:

- доначисления страховых взносов на сумму компенсации 102 918руб., выплаченной в 2012-2014 годах работникам за использование личных автотранспортных средств в служебных целях, соответствующей суммы пеней и штрафа;

- доначисления страховых взносов в связи с неправомерным включением Акционерным обществом «Яркоммунсервис» в базу для начисления страховых взносов за 2012 год выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, ранее включенных в базу для начисления страховых взносов его правопредшественником ГУП ЖКХ Ярославской области «Яркоммунсервис», соответствующей суммы пеней и штрафа.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное) устранить нарушение прав и законных интересов Акционерного общества "Яркоммунсервис".

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное) (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Акционерного общества "Яркоммунсервис"  (ИНН <***>, ОГРН <***>) 3000руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Судья

Розова Н.А.