150054, г. Ярославль, проспект Ленина, дом 28 http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-14423/2014 |
24 ноября 2014 года |
судьи Т.Б.Красновой
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Афганец-2" (ИНН 7610013395, ОГРН 1027601130370)
об оспаривании постановления Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области от 17.09.2014г. №43/14 по делу об административном правонарушении
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Афганец-2» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области от 17.09.2014г. №43/14 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. на основании статьи 15.13 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности за нарушение срока представления декларации об объеме производства, оборота и (или) использовании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (по форме приложения № 11 к Правилам предоставления деклараций) за 2 квартал 2014г.
Стороны надлежащим образом уведомлены о сроках представления в суд дополнительных документов по делу.
Административный орган представил материалы по делу об административном правонарушении, а также письменный отзыв, согласно которому считает постановление законным и обоснованным¸ просит отказать в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области установлен факт непредставления Обществом с ограниченной ответственностью «Афганец-2» в установленный срок декларации по форме согласно приложению № 11 к Правилам предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использовании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815.
По факту выявленного нарушения в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 64/14 от 28.08.2014, по результатам рассмотрения которого Департаментом вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Полагая, постановление незаконным, вынесенным без учета фактических обстоятельств дела, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Оценивая законность привлечения Общества к административной ответственности, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого акта, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в том числе за нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее Федеральный закон № 171-ФЗ) действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы), а также на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
В силу пункта 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Правила представления деклараций и форма деклараций установлены Постановлением Правительства от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей».
Согласно пункту № 13 Правил организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 11.
Согласно пункту 15 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Пунктом 16 установлено, что декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной подписи».
В соответствии с пунктом 19 Правил по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Согласно части 1 статьи 26 Федерального Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объёме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Общество обязанность по представлению декларации в установленный срок не исполнило - декларация за 2 квартал 2014 года по форме Приложения № 11 в установленный срок не представлена, что свидетельствует о нарушении Обществом действующего законодательства и недобросовестном отношении к требованиям законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.
В соответствии с пунктом 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в данном случае выразилась в непринятии всех необходимых мер для своевременного представления декларации.
Исходя из понимания значительности регулируемых отношений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также руководствуясь презумпцией добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений, все организации, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а равно должностные лица указанных организаций, обязаны предпринимать все зависящие от них меры и совершать все необходимые действия, направленные на соблюдение установленного порядка декларирования и учета объемов производства и оборота названной продукции с целью предотвращения нарушений законодательства в указанной области и наступления общественно опасных последствий.
Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, закреплённых действующим законодательством, в части своевременного представления декларации, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции.
Таким образом, суд полагает, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Доводы Общества о том, что им во втором квартале им не осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции, в связи с чем отсутствует обязанность по представлению декларации, судом отклоняются, поскольку обязанность по представлению декларации зависит не от наличия фактических правоотношений по розничной продаже в конкретном временном периоде, а от характера осуществляемой организацией деятельности. Временное неосуществление деятельности при наличии лицензии не исключает обязанность представления деклараций (с нулевыми показателями), поскольку до момента прекращения действия лицензии именно из деклараций контролирующий орган получает соответствующие сведения об осуществлении или неосуществлении конкретного вида деятельности.
Как следует из обстоятельств дела, приказ о досрочном прекращении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции вынесен Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области 07.05.2014, таким образом, Общество обязано было представить декларацию за 2 квартал 2014г. по форме № 11.
Вместе с тем, оценив обстоятельства совершенного правонарушения, суд полагает, что совершенное Обществом правонарушение возможно признать малозначительным.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Всесторонне исследовав обстоятельства рассматриваемого дела и объективно оценив представленные доказательства, суд полагает, что допущенное Обществом нарушение , не повлекло наступления каких-либо негативных последствий. Учитывая неосуществление Обществом в указанном периоде лицензируемого вида деятельности, суд считает, что действия Общества в рассматриваемом случае не представляют существенной угрозы общественным и государственным интересам, в связи с чем считает возможным признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным и на основании статьи 2.9 Кодекса освободить Общество от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для признания незаконным оспариваемого постановления, судом не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 207-211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области от 17.09.2014г. №43/14 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Афганец-2" (ИНН 7610013395, ОГРН 1027601130370) к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия.