НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 24.10.2013 № А82-11541/13

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-11541/2013

24 октября 2013 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Глызиной А.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Открытого акционерного общества "Залесье" (ИНН 7610043640, ОГРН 1027601122207)

об оспаривании постановления   Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области от 14.08.2013 №272 по делу об административном правонарушении

установил:

Открытое акционерное общество "Залесье" (далее по тексту – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области от 14.08.2013 №272 по делу об административном правонарушении.

Указанным постановлением Общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей за нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) денежной наличности в кассу обособленного подразделения.

Стороны надлежащим образом уведомлены о сроках представления в суд дополнительной информации и доказательств по делу. Каждая из сторон представила суду письменные пояснения и дополнительные доказательства по делу.

Заявитель полагает, что факты нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившиеся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов на предприятии - отсутствуют.

Административный орган настаивает на законности принятого им постановления о привлечении Общества к административной ответственности. Правовая позиция административного органа подробно изложена в письменном отзыве.

Изучив собранные по делу правовые позиции сторон и представленные в дело доказательства, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, на основании поручения начальника Межрайонной ИФНС России №1 по Ярославской области Труфановой М.И. от 09.07.2013 №22, была проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью на ККТ АМС-ЮОК, заводской номер 00105926, регистрационный номер 4511, зарегистрированной 16.05.2013 в Межрайонной ИФНС России № 7 по Ярославской области ОАО «Залесье», в части деятельности обособленного подразделения ОАО "Залесье", за период с - 01.05.2013 по 09.07.2013.

В связи с проведением проверки по вопросу соблюдения законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью ОАО «Залесье» вручено требование о представлении документов от 09.07.2013.

В соответствии с представленным объяснением, учет кассовых операций, которые осуществляют обособленные подразделения, ведет головная организация. Обособленное подразделение самостоятельно ведение кассовых операций не осуществляет. Кассовую книгу обособленное подразделение не ведет.

В ходе проверки было выявлено нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) денежной наличности в кассу обособленного подразделения.

Установлено, что за проверяемый период обязанность по оприходованию денежных средств в кассу обособленного подразделения, возникла на общую сумму 793347 руб. 68 коп. Поступление денежной наличности сведено в таблицу (Приложение к протоколу об административном правонарушении от 31.07.2013 №272). Документы по ведению кассовых операций, а именно кассовая книга, приходные и расходные кассовые ордера в обособленном подразделении ОАО «Залесье» (магазин №15) не ведутся. Следовательно административным органом сделан вывод о том, что имеет место неоприходование денежной наличности в кассу обособленного подразделения.

Таким образом,по мнению административного органа, заявителем нарушены п.п. 2.5, 3.1, 3.3 (абз.1), 3.5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.6, 6.1 (абз.2) «Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» от 12.10.2011 г. № 373-П.

Факт нарушения удостоверяется следующими документами: 1) Кассовой книгой ОАО «Залесье»; 2) Реестром приходных кассовых ордеров; 3) Пояснениями по ведению операций от 16.07.2013 № 783; 4) Приказом «О документообороте магазинов предприятия» от 02.05.2012 № 483; 5) Копией учетной политики; 6) Объяснением по проверке полноты учета выручки директора магазина № 15 Смирновой Н.Н. от 25.07.2013; 7) Актом проверки полноты учета выручки от 31.07.2013 № 23.

Вышеуказанное образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

31.07.2013 по данному факту, государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок Ми ФНС Росси №7 по Ярославской области в отношении Открытого акционерного общества «Залесье» в части деятельности обособленного подразделения ОАО «Залесье» был составлен протокол №272 об административном правонарушении.

14.08.2013 начальником МИ ФНС России №7 по Ярославской области, также в присутствии уполномоченного представителя Общества, было вынесено постановление №272 о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ, назначено административное взыскание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Оценивая доводы сторон и доказательства по делу, суд исходит из следующего.

В соответствии с часть 1 статьи 15.1 Кодекса нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В качестве административного правонарушения Обществу вменено - нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) денежной наличности в кассу обособленного подразделения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете", все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Статьей 34 Федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», определение порядка ведения кассовых операций отнесено к компетенции Банка России.

С 01.01.2012 вступило в силу Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 12.10.2011 №373-П.

Согласно пункту 1.8 Положения N 373-П кассовые операции, проводимые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее - кассовые документы).

Прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от работников, проводится по приходным кассовым ордерам 0310001 (пункт 3.1 Положения N 373-П).

Пунктами 5.1 – 5.4 Положений Банка России, для учета поступающих в кассу наличных денег юридическое лицо ведет кассовую книгу 0310004. Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги. Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись. Записи в кассовой книге сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии – руководителем и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.

Пунктом 2.5. Положения №373-П определено, что кассовые документы, кассовая книга, книга учета принятых и выданных денежных средств могут оформляться на бумажном носителе или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации; листы кассовой книги обособленного подразделения подбираются и брошюруются юридическим лицом по каждому обособленному подразделению.

Пунктом 5.6 Положения №373-П установлено, что обособленное подразделение после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает лист кассовой книги за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу.

В случае оформления кассовой книги на бумажном носителе обособленным подразделением передается отрывной второй экземпляр листа кассовой книги, а в случае оформления кассовой книги с применением технических средств – распечатанный на бумажном носителе второй экземпляр листа кассовой книги.

Передача обособленным подразделением листа кассовой книги юридическому лицу может осуществляться в электронном виде в соответствии с законодательством РФ. В этом случае передача листа кассовой книги на бумажном носителе осуществляется в соответствии с правилами документооборота, утвержденными юридическим лицом.

Пунктами 6.1 – 6.2 «Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 30.08.93 № 104 также установлен порядок отражения суммы полученной выручки в Книге кассира-операциониста.

Положение №373-П не предусматривает других условий учета наличных денежных средств, в связи с чем невнесение в кассовую книгу записи о поступлении наличных денежных средств в день их поступления в кассу обособленного подразделения является неоприходованием этих денежных средств.

Таким образом, обособленные подразделения обязаны совершать определенные операции по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления. Требование о ведении кассовой книги должно соблюдаться каждым обособленным подразделением организации, ведущим кассовые операции.

Административным органом, с учетом совокупности вышеизложенных норм и правил к порядку и срокам приходования полученной денежной наличности, обоснованно установлено наличие в действиях Обществапризнаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса.

В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Учреждением, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено суду необходимых и достаточных доказательств того, что им были предприняты все зависящие от него меры по исполнению соответствующей обязанности.

Вина заявителя в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ административным органом исследована и установлена, подтверждается материалами дела.

Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, в действиях заявителя доказан, мера административной ответственности определена с учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, в пределах установленной данной правовой нормой санкции.

Процессуальных нарушений, исключающих привлечение Учреждения к административной ответственности административным органом не допущено.

Вместе с тем, судом рассмотрен вопрос о наличии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

В качестве таких обстоятельств суд усматривает – отсутствие существенного ущерба охраняемым общественным правоотношениям (не оприходованы денежные средства были в структурном подразделение, а в целом вся выручка, полученная обособленным подразделением, была оприходована в полном объеме в головной кассе Общества), а также тот факт, что Общество впервые привлекается к административной ответственности по данной статье.

С учетом изложенного, суд считает возможным применить статью 2.9 КоАП РФ и освободить Общество от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного им правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным и отменить   постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области от 14.08.2013 №272 «по делу об административном правонарушении», вынесенное в отношении заявителя - Открытого акционерного общества "Залесье" (ИНН 7610043640, ОГРН 1027601122207) по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, г. Киров, ул.Хлыновская).

Судья

Глызина А.В.