НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 24.08.2005 № А82-3209/05

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль                                                                                              Дело № А82-3209/2005-1

24 августа 2005 года

Арбитражный суд Ярославской области  в составе судьи    Козлова В.П.

при ведении протокола судебного заседания судьей Козловым В. П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

Верхневолжского филиала Открытого акционерного общества "ЦентрТелеком"

к  Министерству финансов РФ,

Управлению федерального казначейства по Ярославской области,

Департаменту финансов Ярославской области,

Департаменту городского хозяйства Мэрии г. Ярославля

о   взыскании 103744,28 руб.

при участии:

от истца – Князева В. А.

от ответчика 1 – Березина Н. В.

от ответчика 2 – Долгов А. М.

от ответчика 3 – Виноградова В. С.

установил:

     ОАО «ЦентрТелеком» в лице Верхневолжского филиала обратилось с иском о взыскании с Министерства финансов  Российской Федерации и Департамента финансов Ярославской области по 51 872 руб. 14 коп. в возмещение убытков в связи с предоставлением льгот по оплате услуг электросвязи, предоставленных в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. за 2002 – 2003 годы. Наличие задолженности по компенсации льгот истец подтверждает актом сверки с Департаментом городского хозяйства Мэрии г. Ярославля, который привлечен к участию в деле в качестве ответчика.

В заявлении от 11.07.2005 года истец, включив в период предоставления льгот 2004 год, увеличил сумму иска до 192 008 руб. 18 коп. и просит взыскать эту сумму в равных частях.

     Суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства Управления Федерального казначейства по Ярославской области о приостановлении производства по делу.

     Департамент финансов Ярославской области в отзыве иск не признал, считая, что в данном случае возмещение льгот является расходными обязательствами Российской Федерации.

     Департамент городского хозяйства Мэрии г. Ярославля в отзыве от 12.08.2005 г. считает, что в соответствии с Законом, расходы по его реализации должны осуществляться из федерального бюджета.

     В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования и просит взыскать убытки из федерального бюджета.  

Представитель Министерства финансов Российской Федерации  иск не признал, представители других ответчиков поддержали доводы, изложенные в отзывах.

Исследовав материалы дела, суд установил:

Истец, как оператор электросвязи, оказывает услуги местной и междугородней телефонной связи и услуги радиовещания. В 2002, 2003 и 2004 годах на основании Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» им предоставлялись льготы гражданам, указанным в Законе. Поскольку истцу не в полном объеме компенсированы предоставленные им льготы, просит взыскать убытки: за 2002 год – 13 093 руб. 36 коп, за 2003 год – 90 650 руб. и за 2004 год – 88 264 руб.90 коп.

Оценивая материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме за счет казны Российской Федерации.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 30 Федерального закона от 16.02.1995 г. № 15-ФЗ «О связи» отдельным группам граждан при пользовании  электрической и почтовой связью могут устанавливаться льготы и преимущества в части очередности, порядка пользования и размера оплаты услуг связи. Перечень таких льгот, а также категория должностных лиц и граждан, которые имеют право на льготы, определяются законодательством Российской Федерации и нормативными актами субъектов Российской Федерации. Возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок возмещения предприятиям связи недополученных в результате применения льгот доходов определяется соответственно Правительством Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В статьях 14 и 15 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы  на Чернобыльской АЭС» предусмотрена 50-процентная льгота по абонентской плате за пользование услугами телефонной связи и по оплате установки квартирного телефона инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и их вдовам. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. Финансирование производится с учетом расходов, связанных с доставкой всех видов денежных выплат (статья 5 Закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1996 г. № 506 утвержден специальный Порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот и выплатой компенсаций в соответствии с Законом № 1244-1 военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, таможенной и фельдъегерской служб, а также пенсионерам из числа указанных лиц. Согласно пункту 4 данного Порядка, выплаты этим лицам производятся через федеральные органы исполнительной власти, в системе которых законодательством предусматривается военная служба, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и др. Реализация льгот  производится за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на эти цели отдельной строкой в сметах расходов на их содержание.

Вопреки требованию пункта 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации  не представило доказательств выделения в спорный период необходимых денежных средств на реализацию Закона.

Таким образом, убытки истца, связанные с предоставлением льгот отдельным категориям граждан на основании Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭЖС», возникли из-за недофинансирования из федерального бюджета, то есть вследствие незаконного бездействия федеральных органов государственной власти. В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред должен возмещаться за счет казны Российской Федерации. В соответствии со статьей 1071 Кодекса от имени казны Российской Федерации выступает финансовый орган Российской Федерации, которым является Министерство финансов Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 71, 110, 167-170  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества «ЦентрТелеком» в лице Верхневолжского филиала  192 008 руб. 18 коп. – убытков.

Возвратить Открытому акционерному обществу «ЦентрТелеком» (Верхневолжский филиал) из федерального бюджета 3 574 руб. 87 коп. государственной пошлины, перечисленной по платежному поручению № 1208 от 30.03.2005 г. (статья 333.40 НК РФ).

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья                                               Козлов В.П.