НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 24.07.2012 № А82-3133/11

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru,
e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-3133/2011

27 сентября 2012 года

Резолютивная часть оглашена 24.07.2012

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Кокуриной Н.О.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Титовой К.В.

рассмотрев в судебном заседании заявление

Общества с ограниченной ответственностью "Монолит"

(ИНН 7202066724, ОГРН 1087602001761)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ярославля   (ИНН 7603007070, ОГРН 1047600209931)

о признании недействительным решения от 11.05.2010 № 387

при участии

от заявителя – Чулкова А.А. по доверенности от 20.05.2010, Гарбажа О.С. по доверенности от 01.03.2012

от ответчика – Щербаковой Ю.О. по доверенности от 10.01.2012

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Монолит" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ярославля от 11.05.2010 № 387 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В ходе рассмотрения дела в суде заявитель уточнил предъявленные требования: просит признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ярославля от 11.05.2010 № 387 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения за исключением требования о наложении штрафа в сумме 100 руб. по ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации. Уточнение требований принято судом.

Ответчик требования заявителя не признал, считает принятое решение законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации заявителя по земельному налогу за 2009 год. По итогам камеральной проверки составлен акт от 22.03.2010 № 321 и принято решение от 11.05.2010 № 387 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением УФНС России по Ярославской области от 14.01.2011 № 17, принятым по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика, решение инспекции оставлено без изменения.

Инспекцией сделан вывод о необоснованном применении обществом налоговой ставки по земельному налогу в размере 0,0125 %, по мнению налогового органа следовало исчислить налог по ставке 1,5 %. Решением инспекции доначислен земельный налог в сумме 911 730,15 руб., соответствующие пени и штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога. Размер штрафа определен с учетом отягчающих ответственность обстоятельств.

Заявитель не согласен с решением ответчика в данной части, считает, что следует применять налоговую ставку в размере 0,05 % для земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Оценивая обстоятельства дела и позиции сторон, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Решением муниципалитета г. Ярославля от 07.11.2005 N 146 "О земельном налоге" в 2009 году были установлены следующие ставки земельного налога: для земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса – 0,05 %; для прочих земельных участков – 1,5 %.

ООО «Монолит» с 20.06.2008 является собственником земельного участка по адресу: г. Ярославль, Нововоздвиженская наб. Согласно документам о государственной регистрации права на землю и кадастрового учета назначение земельного участка – для содержания объекта незавершенного строительством. На земельном участке расположен незавершенный строительством комплекс очистных сооружений питьевой воды. В 2010 году вид разрешенного использования земельного участка был изменен: земля стала предназначаться для размещения индивидуальных, блокированных, 2-6-квартирных жилых домов с инженерными коммуникациями. Согласно объяснениям заявителя строительство комплекса очистных сооружений питьевой воды не завершено до настоящего времени, жилищное строительство пока не начато.

Поскольку комплекс очистных сооружений питьевой воды не достроен, земельный участок нельзя считать занятым объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Жилых домов на земле также нет. Как следует из договора купли-продажи недвижимости от 05.05.2008 общество приобрело земельный участок, не предназначенный для жилищного строительства (в документах на землю было указано другое целевое назначение земли). Вид разрешенного использования земли был изменен только в 2010 году. Поэтому оснований для применения пониженной налоговой ставки не имеется. Земельный налог подлежит исчислению по ставке 1,5 % для прочих земельных участков.

Руководствуясь ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд при рассмотрении настоящего дела осуществил проверку оспариваемого решения на предмет его соответствия закону и установил, что решение инспекции нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности в связи со следующим.

В соответствии с п. 5, п. 6 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 данной статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Поэтому в течение налогового периода подлежали уплате авансовые платежи по налогу в сумме 228 337,5 руб. за каждый квартал (60890010 руб. * 1,5 % / 4), а сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам 2009 года, должна быть определена как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 ст. 396 НК РФ (913 350 руб.) и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (228 337,5 руб. * 3 = 685 012,5 руб.), то есть в размере 228 338 руб. Налогоплательщик исчислил налог, подлежащий уплате по итогам года, в размере 1903 руб. Следовательно, доначислению подлежала сумма налога в размере 226 435 руб.

Те суммы налога, которые доначислила инспекция сверх указанного размера, не являются налогом, подлежащим уплате в бюджет по итогам налогового периода по сроку 15.02.2010 (как указано в решении), а по сути представляют собой авансовые платежи за 1, 2, 3 кварталы 2009 года. Однако камеральная проверка налоговых расчетов по авансовым платежам по земельному налогу за указанные отчетные периоды инспекцией не проводилась, правильность исчисления обществом в них авансовых платежей не проверялась. В рамках камеральной налоговой проверки декларации по налогу за 2009 год инспекция была вправе доначислить только налог, подлежащий уплате по итогам года. При проведении такой проверки налоговым органом могли быть выявлены только ошибки в декларации по итогам 2009 года. Также инспекцией необоснованно начислен штраф за неуплату авансовых платежей по земельному налогу.

Инспекция представила документы, свидетельствующие о том, что штраф правильно был увеличен в 2 раза в связи с отягчающими обстоятельствами: неуплата земельного налога за 2009 год допущена 15.02.2010, в тот период общество было подвергнуто налоговой санкции за аналогичное правонарушение (предыдущее решение инспекции о привлечении к ответственности принято в июле 2009 года, фактически штраф взыскан в сентябре 2009 года со счетов организации). Правомерно доначислен штраф за неуплату земельного налога за 2009 год в сумме 90 574 руб.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ярославля от 11.05.2010 № 387 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятое в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Монолит", в части доначисления земельного налога в сумме, превышающей 226 435 руб., начисления соответствующих пеней, начисления штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату земельного налога в сумме, превышающей 90 574 руб.

В удовлетворении требований в остальной части отказать.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ярославля устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Ярославской области от 28.06.2011, отменить с момента вступления настоящего судебного решения в законную силу.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ярославля в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Монолит" 4000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист на возмещение расходов выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.

Судья

Кокурина Н.О. - 19