НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 23.07.2010 № А82-17787/09

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль Дело № А82-17787/2009-21

02 августа 2010 года

Резолютивная часть решения оглашена 23.07.2010.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Карташовой Н.В.

  при ведении протокола судебного заседания судьей Карташовой Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Рыбинское районное объединение жилищно-коммунального хозяйства"

к Управлению экономики и финансов администрации Рыбинского муниципального района, Муниципальному унитарному предприятию Рыбинского муниципального района Ярославской области "Управляющая компания Рыбинского муниципального района", Департаменту Финансов Ярославской области, Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ярославской области

-е лицо: Муниципальное унитарное предприятие «Центр бухгалтерского учета и отчетности»

о взыскании 542 350,31 руб.,

при участии

от истца: Опарина П.Н., представитель по доверенности от 15.03.2010, Смирнова Е.А., представитель по доверенности от 12.10.2009

от ответчика (1):Барыльникова В.В., представитель по доверенности от 28.12.2009

от ответчика (2): Богомолова С.Н., представитель по доверенности от 04.05.2010

от ответчика (3): Иванова А.В., представитель по доверенности от 12.05.2009

от ответчика (4): Томашевская М.Б., представитель по доверенности от 12.01.2010, 11.01.2010

от 3-го лица: не явился

установил:

Муниципальное унитарное предприятие Рыбинского муниципального района Ярославской области "Рыбинское районное объединение жилищно-коммунального хозяйства" обратилось в суд с иском к Управлению экономики и финансов администрации Рыбинского муниципального района, муниципальному унитарному предприятию Рыбинского муниципального района Ярославской области "Управляющая компания Рыбинского муниципального района", Департаменту финансов Ярославской области, Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ярославской области о взыскании, с учетом уточнения, 542350,31 руб. убытков, возникших в результате предоставления мер социальной поддержки работникам образования. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в деле участвует муниципальное унитарное предприятие «Центр бухгалтерского учета и отчетности».

В судебном заседании в порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 16.07.2010 до 23.07.2010.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования, просит взыскать 542 350,31 руб. в возмещение убытков. Пояснил, что указанная сумма является суммой убытков, понесенных истцом в результате перерасчета, произведенного МУП РМР ЯО «Управляющая компания РМР» в сентябре 2007 года. Уточнил период образования убытков –с 01.07.2006 по 01.07.2007.

Управление экономики и финансов администрации Рыбинского муниципального района исковые требования не признало. Полагает, что поскольку предоставление льгот педагогическим работникам в сельской местности предусмотрено федеральным законом, то есть источником финансирования является федеральный бюджет, то и надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов Российской Федерации. Также считает, что поскольку истцом не представлено доказательств наличия в действиях управления состава правонарушения, исковые требования удовлетворению не подлежат.

МУП РМР ЯО «Управляющая компания Рыбинского муниципального района» исковые требования не признало. Полагает, что именно за его счет произведен возврат денежных средств населению в результате перерасчета в сумме 680 233,23 руб. Считает, что убытки в результате перерасчета образовались у него, а не у истца. По мнению ответчика, истцу не причинено каких-либо убытков, так как в период до 01.08.2007 истец необоснованно получил с населения Рыбинского района (льготников) денежные средства по оплате коммунальных услуг и жилья в полном размере. Полагает, что истцом не доказан факт причинения ему убытков, его размер, противоправность действий ответчика.

Департамент финансов Ярославской области исковые требования не признал в полном объеме. Считает, что истцом не представлено доказательств возникновения убытков в размере 542 350,31 руб. в заявленный период, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам по оплате жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, считает себя ненадлежащим ответчиком, так как рассматриваемые меры социальной поддержки являются федеральными и должны предоставляться не за счет областного бюджета, а за счет казны Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ярославской области исковые требования не признало. Пояснило, что возмещению подлежат фактические расходы организации, а не расходы, определенные расчетным путем. Расчет затрат должен быть подтвержден надлежащими первичными документами. Полагает, что истец должен подтвердить количество льготников, имеющих право на данную льготу с разбивкой по месяцам, предоставить ежемесячную сверку списков льготников. В отношении исковых требований за период с июля по октябрь 2006 года заявил о применении срока исковой давности.

Более подробно позиции ответчиков изложены в письменных отзывах на иск и дополнениях к ним.

Третье лицо –МУП «Центр бухгалтерского учета и отчетности», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явилось, своего отношения к иску не выразило. Согласно ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело без участия третьего лица.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

Истец являлся предприятием, оказывающим жилищно-коммунальные услуги населению Рыбинского муниципального района.

На основании договора поручения №779 от 01.08.2007, заключенного между МУП РМР ЯО «РРО ЖКХ» и МУП РМР ЯО «Управляющая компания РМР» (ответчик 2), последний в сентябре-ноябре 2007 года произвел перерасчет задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленных истцом населению Рыбинского муниципального района.

Указанный перерасчет был произведен на основании Постановления Главы Рыбинского муниципального района №909 от 18.09.2007, Закона «Об образовании» и Закона Ярославской области №44-з от 27.06.2007 «О мерах социальной поддержки работников государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и малых городах Ярославской области».

В результате перерасчета МУП РМР ЯО «Управляющая компания РМР» произведен вычет суммы перерасчета из подлежащих перечислению МУП РМР ЯО «РРО ЖКХ» денежных средств за предоставленные населению коммунальные услуги. В связи с чем истец полагает, что у него образовались убытки в заявленной сумме. Исковые требования основаны на положениях статей 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлении Главы Рыбинского муниципального района №393 от 17.11.2006, Постановлении Главы Рыбинского муниципального района №909 от 18.09.2007.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, мнения представителей сторон, суд полагает, что исковые требования удовлетворению не подлежат в силу следующего.

Согласно ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В пункте 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Возмещение убытков –мера гражданско-правовой ответственности. Поскольку ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие и размер убытков, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков. Кроме того, лицо, требующее возмещения, должно доказать, что принимало все зависящие от него меры для предотвращения (уменьшения) убытков.

В силу ст.16 и п.1 ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред (убытки), причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Законом Российской Федерации «Об образовании» в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 установлена льгота для педагогических работников образовательных учреждений в виде права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа). Указанное право педагогических работников является федеральной мерой социальной поддержки.

Из федерального бюджета средства на компенсацию мер социальной поддержки в виде бесплатного отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим в сельской местности до 2005 года выделялись в виде субсидий на основании постановления Правительства РФ от 27.06.2003 №377 «Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности» и приказа Министерства финансов Российской Федерации от 25.07.2003 №68н «О введении отчетности по финансированию расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности».

С 2005 года средства на эти цели из федерального бюджета Ярославской области не выделяются.

В соответствии со статьями 26.3, 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан. Финансирование указанных полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации, и осуществляется при наличии возможности.

Предусмотренные областным бюджетом собственные средства выделяются местным бюджетам в форме субвенций. В 2005 году Рыбинскому муниципальному району была профинансирована субвенция в размере 1 723 000 руб. (Закон Ярославской области от 29.06.2006 №42-з «Об исполнении областного бюджета за 2005 год»), в 2006 году –в размере 1 679 000руб. (постановление Администрации области от 25.04.2007 №123-а «Об исполнении областного бюджета за 2006 год»). Согласно постановлению Правительства Ярославской области от 09.04.2008 №166-п «Об исполнении областного бюджета за 2007 год» субсидия Рыбинскому муниципальному району на обеспечение мер социальной поддержки педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, по оплате жилищно-коммунальных услуг составила 1 247 000 руб.

В соответствии со ст.5 Закона Ярославской области от 27.06.2007 №45-з «О мерах социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений» финансирование мер социальной поддержки педагогических работников сельской местности, предусмотренных п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании», осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №23 от 22.06.2006 ответчиком по требованиям о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает то публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

В соответствии со ст.84 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществление полномочий по предметам совместного ведения, не переданных в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органам государственной власти субъектов РФ, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

В качестве доказательств истцом представлены копии выписок из лицевого счета в количестве 192 штук, копия справки Управления образования, содержащей перечень работников образовательных учреждений за период с 01.07.2006 по 01.07.2007, расчет суммы иска за период с 01.01.2007 по 01.07.2007, впоследствии уточненный –с 01.07.2006 по 01.07.2007.

Выписки из лицевых счетов, представленные истцом, не дают объективной оценки суммы перерасчета в указанном истцом периоде и его права на получение суммы подлежащей к возмещению убытков, возникших в результате предоставления мер социальной поддержки работникам образования.

Представленные копии выписок из лицевых счетов, на основании которых гражданам предоставлялась льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг, не подтверждает заявленную сумму иска. Кроме того, в основе расчетов представитель истца использует задолженность прошлых лет, перенося для базового перерасчета долг 2005 года, что является недопустимым, учитывая требование истца о взыскании убытков за период с 01.07.2006 по 01.07.2007.

В представленном расчете суммы иска имеется запись на Макову С.В. –лицевой счет №5107 на сумму 1598,47 руб., однако копия выписки с данного лицевого счета не представлена.

Выписки из лицевых счетов, положенные в основу расчета исковых требований, не в полной мере отражают необходимые данные. Часть выписок не относится к льготной категории бюджетных педагогов (из 192 выписок к льготникам «бюджетные педагоги» относятся только 73). Однако из указанных 73 копий выписок имеется 10, где льготы начислялись по нескольким основаниям: лицевые счета №4762, 1208, 5002, 4904, 2102357, 1030404, 463, 423.

В выписках указаны начисления по услугам за период с октября 2005 года по сентябрь 2007.

В представленной справке Управления образования администрации Рыбинского района указаны педагогические работники образовательных учреждений Рыбинского муниципального района Ярославской области, нетрудоспособных членов их семей и (или) пенсионерах –педагогических работниках, проживающих в сельской местности и имеющих право на бесплатную жилую площадь с отопление и освещением в период с 01.07.2006 по 01.07.2007. Помесячные списки льготников в материалах дела отсутствуют.

Представитель истца в судебном заседании 16.07.2010 не мог дать пояснений по представленной справке и несовпадении расчетных данных за период с 01.01.2007 по 01.07.2007, изменил заявленный период убытков –с 01.07.2006 по 01.07.2007, не обосновывая это изменение документально, используя первоначальные расчетные данные за период с 01.01.2007 по 01.07.2007 и сумму иска в размере 542 350,31 руб.

В обоснование своих требований истец ссылается на постановление Главы Рыбинского муниципального района от 18.09.2007 №909. Вместе с тем, в предоставленных доказательствах не имеется разделения льготников на педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, и на пенсионеров, которые к моменту выхода на пенсию имели право на их получение, не менее 10 лет проработали в сельской местности и проживают там.

В соответствии с пунктом 5 указанного постановления оно вступает в силу с момента подписания и распространяется на отношения в части работников, указанных в п.2 и п.3 постановления с 01.12.2006, в отношении работников, указанных в п.4 настоящего постановления –с 01.01.2005.

Из пояснений ответчика –МУП РМР ЯО «Управляющая компания РМР» следует, что перерасчет в связи с предоставлением льгот работникам образования произведен им за период с 01.01.2006 по 30.06.2007 в сентябре 2007 года. Но даже сам ответчик не имеет возможности при наличии программы «Стек-ЖКХ» разделить периоды, так как задолженность возникала как в спорном периоде, так и ранее указанного периода. Задолженность работников образования в период с 01.01.2006 по 30.07.2007 после перерасчета была снята с жилищно-коммунальных услуг, начисляемых в МУП РМР ЯО «Управляющая компания РМР» (отчет по сальдо на июль 2007 года и сентябрь 2007 года показывает разницу в начислениях МУП РМР ЯО «Управляющая компания РМР» жилищно-коммунальных услуг работникам образования до перерасчета и после перерасчета, произведенного в сентябре 2007 года).

Так, если у работника образования был долг в любом периоде, например в размере 4000 руб., в результате перерасчета льгота составила 10 000 руб., МУП РМР ЯО «Управляющая компания РМР» 4000 руб. покрывало снятием этой суммы со своих жилищно-коммунальных услуг, начисляемых в МУП РМР ЯО «Управляющая компания РМР», остальная часть возвращалась льготнику.

Более того, МУП РМР ЯО «Управляющая компания РМР», получив денежные средства от Управления экономики и финансов администрации Рыбинского муниципального района в размере 680 233,23 руб., перечислило данную сумму МУП РМР ЯО «РРО ЖКХ» в счет суммы, подлежащей к возмещению убытков, возникших в результате предоставления мер социальной поддержки работникам образования.

Таким образом, суд пришел к выводу, что истцом не представлено достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих возникновение у него убытков в размере 542350,31 руб. за период с 01.07.2006 по 01.07.2007, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Кроме того, при предъявлении исковых требований к нескольким ответчикам истец согласно статье 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен указать требование к каждому из них, что истцом не сделано.

Вместе с тем, суд не может признать обоснованным заявление ответчика –Министерства финансов Российской Федерации о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о взыскании задолженности за период с июля по октябрь 2006 года. Перерасчет, в результате которого, по мнению истца, у него возникли убытки, произведен в сентябре 2007 года, с этого момента следует исчислять начало течения срока исковой давности. Учитывая, что исковое заявление подано истцом в суд 06.11.2009, срок исковой давности истцом не пропущен.

В силу ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина относится на истца.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области «Рыбинское районное объединение жилищно-коммунального хозяйства» в доход федерального бюджета 11923,50 руб. государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать по вступлении решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) в месячный срок со дня его вынесения.

Судья Карташова Н.В.