НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 23.05.2016 № А82-10348/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль           

Дело № А82-10348/2015

08 июня 2016 года

Резолютивная часть решения оглашена 23.05.2016

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Шадриновой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Игнатьичевой Е.Н.,

рассмотрев в судебном заседании исковое заявлениеИндивидуального предпринимателя Мартынова Александра Валерьевича (ИНН 370261696917, ОГРН 304370216900296)

к  Департаменту лесного хозяйства Ярославской области (ИНН 7603035944, ОГРН 1077603000254)

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Лесной таксатор ТР» (ИНН 6952016358, ОГРН 1086952006679), Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (ИНН 7602060560, ОГРН 1077604014872), Правительство Ярославской области (ИНН 7604003720, ОГРН 1027600684308), ГБУ ЯО "Управление по охране животного мира" (ИНН 7604127330, ОГРН 1087604002859), Департамент по охране и использованию животного мира Ярославской области (ИНН 7604116378, ОГРН 1077604026345)

об обязании внести изменения в условия договора,

при участии

от истца – Кушпаров И.А. – представитель по доверенности (до перерыва);

от ответчика – Соколова Ю.И. – представитель по доверенности от 05.05.2016, удостоверение;

от третьих лиц  - Правительство Ярославской области - Лысова К.И. - представитель по доверенности от 19.04.2016, удостоверение, от Департамента по охране и использованию животного мира Ярославской области – Шабанов В.К. – представитель по доверенности от 23.05.2016, Лысенкова Е. Ю. – представитель по доверенности от 13.05.2016, от Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области - Хабаров М.В. – представитель по доверенности от 29.03.2016, паспорт, от ГБУ ЯО "Управление по охране животного мира" – Горчагов В.М. – директор, удостоверение, от общества с ограниченной ответственностью «Лесной таксатор ТР» - не явились,

установил:

Индивидуальный предприниматель Мартынов Александр Валерьевич обратился в арбитражный суд с иском к Департаменту лесного хозяйства Ярославской области об обязании внести изменения в договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности от 24.09.2009 года №91, в соответствии с дополнительным соглашением № 3 к договору аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности от 24 сентября 2009 г. № 91 и приложениями к нему с учетом уточнений, представленных в материалы дела.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 23.05.2016.

Истец уточненные требования поддержал.

Ответчик против иска не возражает, полагает, что увеличение объема заготовки соответствует лесоустроительной документации, проекту освоения лесов и не нарушит Лесохозяйственный регламент ГУ ЯО «Ярославское лесничество».

От третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Лесной таксатор ТР» в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, рассмотрение дела оставляет на усмотрение суда.

Представители Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в материалы дела представили отзыв и письменные дополнения к нему: в отзыве против иска возражали, указывали на нарушение норм законодательства, в дополнении к отзыву указали на необходимость дополнения договора аренды условием о порядке использования лесов, расположенных на особо охраняемых территориях, указали, что в состав памятника природы «Барский пруд» в дер. Пирогово кроме земель лесного фонда входят земли иных категорий, пояснили, что в Лесохозяйственном регламенте допущена техническая ошибка в части указания квартала расположения памятника природы Сосновый бор у дер. Агеево, следует считать квартал 133. 

Правительство Ярославской области представило в материалы дела отзыв, в судебном заседании представитель изложенную позицию поддержал.

Департамент по охране и использованию животного мира Ярославской области представил в материалы дела письменный отзыв, указал на необходимость внесения изменений в договор аренды лесного участка в части указания на расположение на лесном участке особо охраняемых территорий и использование лесов в данных участках в соответствии с ограничениями, установленными действующим законодательством.

Представитель ГБУ ЯО "Управление по охране животного мира" в судебном заседании указал, что особо охраняемые территории подлежат экологической экспертизе с целью определения допустимых воздействий в их границах.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил.

Между истцом и ответчиком заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности от 24.09.2009 года № 91, согласно которому Арендодателем передан во временное пользование Арендатору лесной участок общей площадью 13 785,1 га, местоположение: Ярославская область, Некрасовский район ГУ ЯО «Ярославское лесничество», Некрасовское участковое лесничество, кварталы №№ (выделы №№): 1, 2, (1-7, 9-14), 3 (1-5, 7-37), 4(1-13, 15-20),5 (1-3, 5-20),6 – 13, 14 (1-4, 6-25), 15 (1, 3-18), 16-22, 23(12, 4-42), 24 (1, 3-39,41-43),25 -71, 72 (1-5, 7-39), 73 95, 96 (1-5, 7, 8), 97, 98, (1, 2, 4, 5 часть, 6-38),100, 101, 102 (1-30. 32-35), 103, 104, 105 (1-24, 25 часть, 26-30), 106 (1-26, 28-32), 107 – 114, 115(1-26, 28-30), 116-130, 131 (1-9, 11-25), 132, 133 (1, 3-30), 134-136.

Договор аренды лесного участка зарегистрирован в установленном порядке.

Срок действия договора установлен с 24.09.2009 по 23.09.2058(п. 7.1).

Арендная плата по настоящему договору составляет 2 079 094,50 руб. (пункт 2.1 договора).

Приложением № 4 к договору аренды установлены сроки внесения арендной платы (ежеквартально).

В соответствии с пунктом 8 договора размер арендной платы подлежит изменению не чаще одного раза в год пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации (п. 2.4 договора).

В 2015 году проведено лесоустройство лесного участка по договору аренды лесного участка от 24.09.2009 года №91 (Т. 3, л.д. 1-182).

Приказом Департамента лесного хозяйства Ярославской области от 06.05.2015 № 338 утверждено положительное заключение от 06.05.2015 на лесоустроительную документацию (Т. 1, л. д. 30-31).

Ввиду изменения количественных и качественных показателей лесного участка, истец обратился к ответчику с заявлением (вх. от 19.05.2015 № б/н) о внесении изменений в договор аренды от 24.09.2009 года №91 в части увеличения ежегодного объема заготовки древесины.

Письмом от 25.05.2015 № 02-26-122/1094 ответчик указал, что изменение условий договора аренды может быть принято только в судебном порядке (Т. 1, л. д. 32).

Полагая, что в результате произведенных лесоустроительных работ выявлены существенные изменения количественных и качественных характеристик лесного участка по договору аренды от 24.09.2009 года №91, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.

Исследовав материалы дела, проанализировав условия указанного договора, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В редакции ст. 168 Гражданского кодекса РФ, действующей с 01.09.2013, установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (статья 180 Гражданского кодекса).

В силу пункта 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Между истцом (Арендатор) и ответчиком (Арендодатель) по итогам проведения аукциона заключен договор аренды лесного участка, во исполнение условий которого ответчик передал истцу в аренду участок лесного фонда.

Статьей 72 ЛК РФ предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

В соответствии с пунктом 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Согласно Лесохозяйственному регламенту ГУ ЯО «Ярославское лесничество», утвержденному Департаментом лесного хозяйства Ярославской области от 10.06.2011 № 412 в редакции приказа департамента от 22.02.2013 № 125, в п. 1.1.3 установлено распределение лесов Ярославского лесничества в разрезе участковых лесничеств и лесных кварталов по лесорастительным зонам и лесным районам, в п.п. 1.1.4 установлено распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов, в п. 1.1.6 - перечень особо охраняемых природных территорий (Т. 5. л. д. 2-56):

Памятник природы

Сосновый бор у деревни «Агеево»

133 га

Некрасовское участковое лесничество, кв. 154

Государственный зоологический заказник

«Левашовский»

7422 га

Некрасовское участковое лесничество, кв. 1-70

Памятник природы

Березовая роща по автодороге Ярославль-Кострома

21 га

Некрасовское участковое лесничество, кв. 72, 73

Памятник природы

Барский пруд у деревни «Пирогово»

0,3

Некрасовское участковое лесничество, кв. 96

В соответствии с договором аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от 24.09.2009 №91, ИП Мартынову А.В. предоставлен лесной участок, расположенный в Ярославской области в Некрасовском муниципальном районе в границах 1-136 кварталов Некрасовского участкового лесничества ГКУ ЯО «Ярославское лесничество».

В соответствии с постановлением Правительства области от 01.07.2010 №460-п «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области» (пункт 1.9.1 Перечня) и постановлением Администрации области от 15.12.2003 № 247 «О государственных зоологических заказниках Ярославской области» лесные кварталы 1 - 70 Некрасовского участкового лесничества ГКУ ЯО «Ярославское лесничество» располагаются в границах государственного природного (зоологического) заказника «Левашовский» (далее заказник - «Левашовский»).

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ) и части 1 статьи 5 Закона Ярославской области от 28 декабря 2015 г. № 112-3 «Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Ярославской области» (далее Закон № 112-з) отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады (ч.2 ст. 2 Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").

Согласно части 3, 6 статьи 103 Лесного кодекса в лесах, расположенных на территориях государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом зон, установленных в границах этих ООПТ. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на ООПТ, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 4 статьи 12 Лесного кодекса и части 3 Приказа МПР РФ от 16.07.2007 №181 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В соответствии с пунктом 8 Правил ухода за лесами, утверждённых приказом МПР РФ от 16.07.2007 № 185 «Об утверждении Правил ухода за лесами» в защитных лесах мероприятия по уходу за лесами направлены на достижение целей сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 102, частью 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) и пункту 2 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, в том числе в государственных природных заказниках, относятся к защитным лесам. Частью 5 статьи 102 установлено, что в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Согласно части 8 Особенностей в лесах, расположенных на территориях биологических (ботанических и зоологических) государственных природных заказников запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено положением о соответствующем государственном природном заказнике. В лесах, расположенных на территориях зоологических государственных природных заказников, предназначенных для сохранения редких и исчезающих видов животных, допускается проведение сплошных и выборочных рубок лесных насаждений при осуществлении ухода за лесами с сохранением на лесосеках части лесных насаждений, необходимых для обеспечения жизнедеятельности животных.

В соответствии с частью 1 и 3 статьи 24 Закона № 33-ФЗ на территориях государственных  природных  заказников  постоянно  или  временно  запрещается  или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

Согласно статье 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством о природном и культурном наследии, а также иным законодательством; запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Согласно статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации на землях государственных природных заказников, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалось особо охраняемая территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Закона № 112-з от 25.12.2015 "Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Ярославской области" предусмотрена приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и комплексов при решении вопросов, организации охраны и использования особо охраняемых территорий.

Границы, цели и задачи создания заказника «Левашовский» и режим особой охраны и использования территории заказника утверждены постановлением Администрации Ярославской области от 15.12.2003 №247 «О государственных зоологических заказниках Ярославской области» (в редакции постановления Правительства области от 26Л1.2013 №1539-п).

Согласно пункту 2.1 раздела 2 Положения о заказнике «Левашовский», основными задачами заказника являются: сохранение, восстановление и воспроизводство речных бобров и выхухоли, редких и исчезающих видов животных, среды их обитания; проведение биотехнических мероприятий с целью создания наиболее благоприятных условий обитания речных бобров и выхухоли; систематическое проведение учетных работ, регулирование численности, выбраковка больных и травмированных охотничьих животных.

Подпунктом 2.7.2 пункта 2.7 раздела 2 Положения о заказнике установлено, что проведение выборочных и сплошных рубок (в том числе рубок, осуществляемых в целях предупреждения лесных пожаров) допускается, за исключением особо охранных частей заказника, иных особо защитных участков леса, а также мест обитания (произрастания) редких и исчезающих видов грибов, лишайников, растений и животных, занесённых в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Ярославской области, в специально выделенных в заказнике зонах ограниченного хозяйственного использования. Такие зоны выделяются постановлением Правительства области на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы, подтверждающего допустимость воздействия планируемого использования лесов и иных покрытых древесной и древесно-кустарниковой растительностью участков на охраняемые природные объекты и комплексы заказника. Документацией предусматривается перечень участков по заказнику для осуществления рубок и последовательность использования указанных участков при соблюдении ряда обязательных условий.

Выделение зон ограниченного хозяйственного использования в границах особо охраняемых природных территорий осуществляются в соответствии с Порядком создания особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области, утверждённым постановлением Правительства области от 27.09.2012 №981-п «Об утверждении Порядка создания особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области» (далее - Порядок).

На основании изложенной правовой позиции и фактических обстоятельств дела, принимая во внимание, что условия договора № 91 от 24.09.2009 о предоставлении в аренду лесного участка, включающего особо охраняемые природные территории, без выделения зон использования, а также отнесения согласно условиям договора кварталов памятника природы «Березовая роща по автодороге Ярославль-Кострома» одновременно к эксплуатационным и защитным лесам, не соответствуют лесному и природоохранному законодательству, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

В соответствии со ст. 110 Гражданского кодекса Российской Федерации госпошлина подлежит отнесению на истца.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Судья

Шадринова Л.А.